Конспект урока по русскому языку по теме "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе.
Тема урока. Корень слова. Однокоренные слова.
Тип урока: ОНЗ.
Цели урока:
- развивать умение находить однокоренные слова, образовывать их, выделять корень слова;
- развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся;
- осознавать структуру слова, позволяющую глубже понять его лексическое значение;
- воспитывать внимание, аккуратность при письме
Задачи:
- учиться находить однокоренные слова, выделять корень
Оборудование: интерактивная доска, ПК, мультимедиа – проектор, презентация «Однокоренные слова»
Применяемые технологии:
- игровая
- проблемного обучения
- технология работы в парах, группах
- интерактивные технологии
Универсальные учебные действия:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: выполнять учебные задания, используя правило, алгоритм.
Познавательные: раскрывать смысл правила об однокоренных словах и обосновывать своё мнение.
Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.
Предметные: определять группы однокоренных слов и выделять корень графически; образовывать однокоренные слова разных частей речи.
Содержание урока:
Организационный момент: учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют в тетради запись числа и вида работы (классная работа), выделяют орфограммы.
Минутка чистописания: повторить верхнее и нижнее соединение букв: вл ,ве
Словарь: ветер (введение нового словарного слова).
На доске надпись: Вет.р, вет.р, ты могуч,
Ты г.няешь стаи туч
Из какого произведения эти строчки и кто его автор?
С какой орфограммой мы встретились в слове ветер?
Как проверить безударную гласную в корне слова?
Подберите проверочное слово. А если подобрать проверочное слово не удаётся, значит, это слово является…. (словарным).
Работа со словарём: давайте в этом убедимся. Куда мы можем обратиться? Откроем словарь и найдём данное слово (анализ написания и произношения слова)
Записать словарное слово.
Подбор ассоциации к словарному слову: в е т е р
Провести звуко- буквенный анализ словарного слова (устно).
Составить со словарным словом словосочетание и предложение (лучшее записать).
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
У каждого из нас есть родня. Кого мы так называем? А у слов может быть родня? Какая родня может быть у слов? (родственные слова)
Подберите и запишите к словарному слову родственные слова, выделите корень.
Ветер, ветерок, ветреный.
Подумайте, как по- другому можно назвать эти слова? (однокоренные)
Показ слайда №1.
Ребята, вы можете предположить, какая тема урока у нас сегодня будет? Какие задачи мы поставим перед собой? Показ слайда №2.
Как вы думаете, по каким признакам мы будем учиться находить однокоренные слова?
Показ слайда №3.
Сделаем вывод: какие слова мы будем называть однокоренными.
Показ слайда №4.
Попробуем составить алгоритм наших действий при нахождении однокоренных слов.
Показ слайда №5.
Проектирование и фиксация нового знания (понимание).
Опираясь на наш алгоритм, предлагаю вам выполнить следующие задания:
Показ слайдов №6 и №7: какое слово «лишнее»
Показ слайда №8: какие однокоренные слова здесь спрятались? Запишите эти слова, выделите корень.
Показ слайда №9: докажите, являются ли однокоренными слова часовщик и частица.
Показ слайда №10: родня ли гусеница гусю?
Чтобы ответить на этот вопрос, дети работают в парах: выписывают однокоренные слова, выделяют корень, пользуются алгоритмом.
Физкультминутка: тренажёр для глаз.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону (умения)
Показ слайда №11: образуйте однокоренные слова (по вариантам)
Работа в группах: выпишите однокоренные слова, выделите корень, распределите однокоренные слова по частям речи (задание дифференцированное). Работа с текстом упражнения №159 (Л.Ф. Климанова «Русский язык», 3 класс)
Рефлексия учебной деятельности на уроке:
- что нового узнали?
- какие слова мы будем называть однокоренными?
- как мы будем находить однокоренные слова?
- что мы сегодня повторили?
- в чём было затруднение? Над чем ещё нужно поработать?
- кого из ребят вы отметите? Какие группы сегодня слаженно работали?
- оцените свою работу
VIII. Домашнее задание: работа с текстом упражнения №160 (Л.Ф. Климанова «Русский язык», 3 класс):
- первый уровень: выписать однокоренные слова, выделить корень;
- второй уровень: выписать однокоренные слова, выделить корень, добавить ещё 2- 3 однокоренных слова;
- третий уровень: выписать однокоренные слова, выделить корень, распределить однокоренные слова по частям речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языков"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшее из других языковЦель урока: правильного употребления и написания изученных словарных слов; формировать орфогра...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...
Конспект урока по русскому языку "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы" (2 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.» Цели деятельности учителя:-Формирование первоначального представлени...