конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме
конспект урока русского языка в 4 классе "Общие сведения о личных местоимениях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mestoimeniya.docx | 28.73 КБ |
mestoimeni30.01.odp | 243.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Местоимения
Цель урока: сформировать представление о местоимении как части речи. Познакомить с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи. Формировать умение распознавать их в тексте. Совершенствовать умение писать слова с изученными орфограммами. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь.
Задачи:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
- упражняться в определении рода, числа, лица местоимений;
- замене существительных местоимениями в речи;
- воспитывать любовь к русскому языку, чувство коллективизма;
- развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке и надеюсь, что это взаимно.
Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
- Минутка чистописания а и о я э
Определите, какую букву мы будем писать? Какая лишняя?
Перед вами ряд букв, продолжите его Яя кя ля Яя мя
2. Словарно-орфографическая работа
.сква, б.реза, сейча., шес.надцать, м.локо, л.сица, килогра., п.тух, то..а, т.традь.
(слайд на эл. доске )
– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.
– Какое слово получилось?
Местоимение
– Что можете сказать о написании этого слова?
– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограммы.
Для начала необходимо выяснить, почему эта часть речи получила такое название.
- Вместо какой части речи мы употребили в предложениях местоимения? Назовите эти существительные. А теперь разберите слово местоимение по составу.
МЕСТ – О - ИМЕНИЕ
- Почему же эта часть речи получила такое название?
Далее учитель напоминает, что слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
Кто сформулирует тему урока?
Упражнение «Отыщи местоимение в слове»
(яма, тыква, мыло, тысяча, высота, бульон, куранты, мышка, пони, корона, магнитофон и т. д.) (слайд) Выпишите местоимения в тетрадь.
Проблемная ситуация. Редактирование текста. Прочитайте текст про одно из путешествий.
Однажды я шел по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у нее птенца, и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идет по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
-Такие слова, которые не называют предмет, а только на него указывают, называются местоимениями.
-Какую речевую ошибку вы заметили в данном тексте?(повтор слов)
Как её исправить? Давайте отредактируем (работа в парах на карточках)( показ слайда читают готовый текст). - Прочитайте, что же получится, если мы исправим речевую ошибку.
Сообщение темы и цели урока
- Назовите слова, которые помогли нам исправить ошибки.
Вместо какой части речи мы их употребили?
Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня говорить?
- Выясним, какова же роль местоимения в речи?
- Вернемся к нашим предложениям, в которых мы исправляли ошибки.
Какую речевую ошибку помогли исправить местоимения?
Для чего же мы используем в речи местоимения?
Вывод 2.
(слайд)
Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
- В чем же различие в значении местоимения и имени существительного?
Местоимение - часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Подведем итог: слова какой части речи могут заменять местоимения?
Какие морфологические признаки существительного вы знаете?
Неизменяемые признаки: одуш. – неодуш.; собст. – нариц.; склонение, род.
Изменяемые признаки: число, падеж.
- Какую гипотезу мы можем выдвинуть? (предположение) (слайд)
Гипотеза:
Если местоимения могут заменять имена существительные, значит, они могут иметь те же морфологические признаки, что и имена существительные.
- Какую проблему мы перед собой поставим?
Проблема: выяснить, какие морфологические признаки могут быть у местоимения? Изменяются ли местоимения по числам и падежам.
Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.
- На какой вопрос отвечает слово ласточка? А местоимение, его заменившее?
- Значит 1 сходство:
- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)
- К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.
– Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике на странице 45.
(Чтение правила в учебнике).
- Какой ещё можно сделать вывод на основе прочитанного правила?
Знакомство с личными местоимениями.
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?
- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?
- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
Перечислим еще раз все личные местоимения.
(слайд)
Я и Мы, Ты и Вы,
Он, Она, Оно, Они –
Все слова отличные,
Важные и личные
Это без сомнения
Все местоимения.
Вывод 4 .
Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена существительные.
Рассматривание таблицы на экране. (1,2, 3 лицо)
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
Работа с учебником упр 3 стр 46 Выпишите только местоимения. Выпишите словосочетание со словом ему, Просклоняем это местоимение. Местоимения как и существительные изменяются по падежам.
Парная самостоятельная творческая работа.
- Ребята, вы хорошо усвоили, вместо каких частей речи употребляются местоимения, какова их роль в речи. Попробуйте применить свои знания практически. Игра в перволого «Рыбалка» (работа на макбуках)
Игра 4 лишнее.
Вывод: Местоимения позволяют избежать речевых ошибок, нежелательных повторов слов, помогают сделать нашу речь более краткой, лаконичной и выразительной.
ЧЕЙ РЯД
БЫСТРЕЕ И ПРАВИЛЬНЕЕ?
Задание: Каждый ученик в одном предложении подчёркивает местоимение и передаёт следующему.
Я остановился в недоумении.
Они тоже бывают разные.
Поздравляем вас с праздником.
Дружно пели мы песню.
Видел ли ты орла?
Друзья очень ценят тебя.
Вдруг она прыгнула в воду.
Закинул он невод в море.
Тут и выглянуло оно.
У него хороший голос.
Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.
- Как называется часть речи с которой мы познакомились?
-Почему так называется эта часть речи?
-Как отличить местоимение от других частей речи?
Какова роль местоимения в нашей речи?
Возьмите карандаши и на полях нарисуйте смайлик (светофор)
- Поставленные задачи мы выполнили. На следующем уроке рассмотрим личные местоимения.
Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении"
Конспект урока русского языка в 3 классе "Роль личных местоимений в предложении".Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: добиться усвоения учащимися знаний ...
Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"
Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица с предлогами"
Открытый урок русского языка был дан накануне дня освобождения города Льгова от немецко - фашистских захватчиков, поэтому весь материал для раскрытия новой темы был взят из исторических источников....
Урок русского языка в 3-м классе "Личные местоимения"
Урок русского языка в 3-м классе "Личные местоимения", ОС "Школа 2100"....
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России" содержит подробный конспект и презентацию урока...
Урок русского языка 4 класс по теме "Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица" УМК "Школа России"
Ознакомить с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного имножественного чисел.- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;- упражняться в определении лица, числа местоимений; заме...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа".
Презентация к уроку "Склонение личных местоимений 3 лица единственного и множественного числа". На уроке ведётся подготовка к выполнению заданий ВПР....