Урок русского языка в 3-м классе "Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чуева Алёна Васильевна

Урок русского языка в 3-м классе "Личные местоимения", ОС "Школа 2100".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка разработан для учащихся 3-го класса, обучающихся по программе ОС «Школа 2100».

В составе ОС программу «Русский язык» представляют авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, программа данных авторов ориентирована на предмет и цели обучения русскому языку в начальной школе.

Тема урока – «Личные местоимения. Роль местоимений в речи». Данный урок в разделе «Понятие о местоимении» первый. Раздел включает в себя 6 часов и предусматривает изучение понятия о местоимении, личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа, раздельное написание местоимений с предлогами, наблюдение за ролью местоимений в речи, редактирование, т. е. замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.



Предварительный просмотр:

_______________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П. ДИНАМОВСКИЙ НОВОБУРАССКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Урок русского языка

ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ

                                                        Учителя  начальных классов                      

                                                        I квалификационной категории

                                                        МОУ «Средняя общеобразовательная школа

                                                        посёлок Динамовский

                                                        Новобурасского района

                                                        Саратовской области»

                                                        Чуевой Алёны Васильевны

п. Динамовский

2015


Тема урока. Личные местоимения. Роль местоимений в речи

Класс. 3-й.

Образовательная система «Школа 2100».

Тип урока. Урок «открытия» нового знания.

Вид урока. Урок – исследование.

Цели урока:

деятельностные:

создание  условий  для  усвоения  темы,

развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности,

развитие  мыслительных  операций  обучающихся,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления,

развитие  навыков  адекватной  самооценки;

содержательные:

формирование понятия о местоимении как самостоятельной части речи,

развитие информационной компетентности обучающихся,

развитие умения извлекать и обрабатывать информацию.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимений; уметь находить местоимения в тексте;

метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников – учебника, электронных ресурсов;

личностные: понимать родной язык как одно из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с местоимениями, памятка «Личные местоимения», смайлики красного, зелёного и синего цвета, учебник, тетради.

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность

учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Соберёте много знаний,

Если приложить старанье.

Слушают.

Личностные

восприятие речи учителя, выражение положительного отношения к процессу познания.

II. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Вводная беседа (слайд 1).

– Ребята, а вы любите тайны, приключения, путешествия на другие планеты?

– А откуда мы можем узнать о жизни на других планетах, в других мирах?

– Сегодня на урок жители одной далёкой планеты прислали нам письмо. Давайте его прочитаем (слайд 2).

– К сожалению, прочитать его невозможно. Почему?

– В этом послании зашифрована и тема нашего урока, поэтому её мы узнаем позднее. Хотели бы вы разгадать эту тайну?

– Нам придётся немало потрудиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.

– Давайте проведём научное исследование и расшифруем тайну инопланетного послания.

– Прежде всего, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования (запись на доске: число, классная работа).

2. Чистописание.

– Перед тем, как выяснить значения символов, потренируемся в написании букв и слов (слайд 3-4).

Отвечают.

Отвечают

(мы можем узнать о жизни на других планетах, в других мирах из книг, журналов, фильмов).

Учащиеся пытаются прочитать послание.

Отвечают

(так как нам неизвестны символы и знаки, которыми оно написано).

Отвечают.

Работают  в тетради.

Работают  в тетради.

Регулятивные

планирование необходимых действий.

Личностные

развитие познавательного интереса.

Коммуникативные  

умение строить монологическое высказывание.

III. Актуализация и пробное учебное действие

Словарная работа (слайд 5).

– Житель другой планеты предлагает нам узнать новые словарные слова. Какие слова мы называем словарными?

–– Ребята, а что такое планета (слайд 6). 

– Вот ещё одно словарное слово инопланетяне (слайд 7)?

– Как называется безвоздушное пространство, мир звёзд и планет (слайд 8)?

– На чём жители планет перемещаются в космосе (слайд 9)?

Отвечают

(словарные слова – это те слова, правописание которых приходится запоминать).

Отвечают

(планета – небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся его отражённым светом).

Отвечают

(инопланетянин – житель другой, иной планеты, не Земли).

Отвечают

(безвоздушное пространство, мир звёзд и планет – космос).

Отвечают

(жители планет перемещаются в космосе на космических кораблях – пилотируемых летательных аппаратах.)

Познавательные

умение делать выводы.

Личностные

формирование умения ясно, точно, грамотно  излагать свои мысли в устной речи.

Коммуникативные  

умение строить монологическое высказывание, высказываться и обосновывать собственную точку зрения.

IV. Выявление места и причины затруднения

Работа над темой.

– А где можно близко увидеть звёзды и планеты, узнать, как они появились, есть ли на них жизнь?

– Прочитайте текст об одном из них (слайд 10). 

– Не заметили ли вы в тексте какой-либо недочёт?

Отвечают

(в планетариях можно близко увидеть звёзды и планеты, узнать, как они появились, есть ли на них жизнь).

Читают текст со слайда.

Отвечают

(да, заметили, повторы слов).

Познавательные

выполнение учебно-познавательных действий.

Регулятивные

умение замечать допущенные ошибки.

V. Построение проекта выхода из затруднения

– Как его можно исправить?

– Какие бы слова вы использовали (слайд 10)?

– Давайте спишем исправленный текст.

– Вместо какой части речи мы использовали эти слова?

– Значит, есть такая группа слов, которая употребляется вместо имени существительного. Эта группа является частью речи. Как вы думаете, как она называется?

– Тема нашего урока – «Местоимение».

Отвечают

(можно заменить слова).

Отвечают

(слова он, в нём).

Работают  в тетради.

Отвечают

(мы использовали эти слова вместо существительного «планетарий»).

Отвечают

(группа слов, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимениями).

Познавательные

умение анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию.

Регулятивные

умение высказывать предположения на основе наблюдений.

Коммуникативные

умение высказываться и обосновывать собственную точку зрения.

VI. Реализация построенного проекта

– Ребята, а может быть это и есть та часть речи, о которой говорится в послании? Проверим (слайд 11)?

– Но, посмотрите, здесь стоит запятая, значит, фраза не закончена.

– А для чего служит местоимение (слайд 12)?

– Продолжим наше исследование (слайд 13  – послание из ЦУПа).

Сказка про 8 слов.

Жили-были на свете слова. Больше всего они любили играть в кого-нибудь или во что-нибудь. Им ужасно нравилось подражать другим словам.

Однажды, когда они резвились и смеялись, к ним с неба слетела … фея. У неё было звучное имя – Значение. Это она решала, какие слова будут называть предметы, какие – только их признаки, а какие – действия.

Она подошла к играющим и спросила их:

– Ну, а вы что хотите называть? Какое вам нужно Значение?

Но слова так заигрались, что не заметили фею и не услышали её.

Тогда фея спросила громче:

– Может быть, вы хотите называть предметы? Это так интересно!

Но слова как раз в эту минуту начали строить презабавные рожицы, изображая кого-то, указывать на что-то пальцами и громко смеяться.

Фея нахмурила брови и заговорила в третий раз очень громко:

– Чтобы быть вполне самостоятельным словом, нужно что-нибудь называть: предмет, или признак, или действие. Не хотите ли вы называть предметы?

Но словам так понравилось указывать на всё пальцем, что они бегали вокруг, тыкали в каждый предмет пальчиками и не слышали феи.

Тогда фея рассердилась не на шутку. Она топнула ножкой, и стало темно-темно, а потом светло-светло!

Тут слова сразу заметили фею и очень испугались. Но было поздно.

– Вот что, – сказала фея, – я налагаю на вас заклятие: вы никогда не сможете ничего назвать. Вы навечно обречены только указывать на предметы. Запомните!

– Вам остаётся только одно, – повелительно продолжила фея. – Вы станете заменять имена существительные, каждый раз разные. И вы будете стоять на их месте, отвечать на те же вопросы, что и они, и выполнять их роль – словом, вы будете местоимениями.

– О, фея! – взмолились слова. – Это так ужасно – всегда играть чужую роль и не иметь собственного лица!

– Ладно, – сжалилась фея. – Так и быть, лицо у вас будет. Только учтите, что первых лиц на всех не хватит. Так что придётся тянуть жребий! Но зато вы будете называться не простыми местоимениями, а личными.

И фея … исчезла.

Сначала личные местоимения очень расстроились. Но указывать на всякие предметы оказалось совсем не скучно, а даже наоборот.

Слова эти полюбились людям: они короткие, звучные и понятные. И люди приглашают их чаще, чем многие существительные.

А фея частенько заглядывается на них с высоты и снисходительно улыбается…    

– Теперь мы можем продолжить фразу в нашем послании. Какую роль выполняют местоимения? (Слайд 14) Но и тут стоит запятая, значит, мы ещё не всё расшифровали.

– Попробуйте применить свои знания. Найдите местоимения (слайд 15).

– Давайте их запишем.

Учащиеся пытаются прочитать послание.

Отвечают

(местоимение заменяет имена существительные).

Слушают.

Отвечают

(местоимения указывают на лицо или предмет, но не называют его.)

Читают текст со слайда. Называют местоимения.

Работа в тетради.

Познавательные

умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Регулятивные

умение группировать объекты по определенным признакам.

Личностные

формирование способности к эмоциональному восприятию  учебного материала.

Коммуникативные  

умение высказываться и обосновывать собственную точку зрения.

VII. Минутка отдыха.  

– Ребята, что изображено на экране? Если вы сможете заменить это слово местоимением, то мы сможем с ней поиграть.

– Следите за «тарелкой» только глазами, голову поворачивать не надо (слайд 16 -19).

Отвечают

(изображена летающая тарелка.)

Выполняют задание.

VIII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником (слайд 20).

– Откройте учебник на странице 26 упражнение 1 (устно).

– Можно ли узнать по местоимения о ком или о чём идёт речь?

– Какие местоимения встретились нам на пути (слайд 21)?

– С помощью каких местоимений человек указывает на самого себя?

– А на того к кому обращаемся?

– На того о ком говорим собеседнику?

(Слайд 22)

– Сравните местоимения в 1 и 2 столбике. Что вы заметили?

– Но по числам местоимения не изменяются. Каждое местоимение может употребляться только в форме единственного или множественного числа.

(Слайд 23)

– Личные местоимения различаются по лицам.

– Какие грамматические значения имеют местоимения?

– Посмотрим, может это и есть конец послания (слайд 24)?

– Итак, послание инопланетян расшифровано.

– Так что такое местоимение?

– Это постоянные признаки, а есть непостоянные, о них мы будем говорить на следующих уроках.

Открывают учебник.

Отвечают

(Нет, они лишь указывают на предмет, но не называют его).

Отвечают.

Отвечают

(человек указывает на самого себя с помощью местоимений я, мы). 

Отвечают

(человек указывает на того к кому обращается с помощью местоимений ты, вы). 

Отвечают

(человек указывает на того о ком говорит собеседнику с помощью местоимений он, она, оно, они).

Отвечают

(местоимения в 1 и 2 столбике стоят в единственном и множественном числе).

Отвечают

(местоимения имеют число и лицо).

Учащиеся читают послание.

Отвечают

(группа слов, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимениями, местоимения имеют число и лицо).

Познавательные

умение анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные

умение осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики.

Личностные

формирование способности понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Коммуникативные

умение высказываться и обосновывать собственную точку зрения.

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 (Слайд 25)

– Найди четвёртое лишнее и объясни.

(Слайд 26)

– У вас на партах лежат карточки со словами. Найдите среди них местоимения, лишние отложите (см. Приложение 1). Работаем в паре.

– Ребята, жители другой планеты прощаются с вами и в подарок передают вам памятку (см. Приложение 2).  По ней вы легко выучите лица местоимений к следующему уроку.

Читают текст со слайда. Отвечают.

Работают в паре.

Познавательные

умение анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Регулятивные

умение планировать, контролировать и оценивать деятельность на учебном занятии.

Личностные

формирование способности понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Коммуникативные

умение высказываться и обосновывать собственную точку зрения, умение договариваться и приходить к общему решению,

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

1. Домашнее задание

Стр. 31 упр. 10.

2. Подведение итогов урока. Подумай и ответь.

– Наше исследование подошло к концу. Но ведь в космосе ещё много неизученного, загадочного и интересного (слайд 27).

(Слайд 28) Если вам на уроке понравилось заниматься исследованием, и это было интересно и познавательно – выберете смайлик красного цвета, если вы поняли тему и теперь можете  самостоятельно выполнить любое задание – выберете смайлик зелёного цвета, если тема оказалась трудной,  и вы чувствовали себя на уроке некомфортно – синего цвета.

(Слайд 29)

– Спасибо за урок, все были молодцы.

Записывают д/з в дневники.

Оценивают свою работу.

Личностные

давать самооценку деятельности.

Приложение 1

я

мы

ты

вы

он

во

по

но

она

оно

они


Приложение 2

ПАМЯТКА

Личные местоимения

Единственное число

Множественное число

1-е лицо

я

мы

2-е лицо

ты

вы

3-е лицо

он, она, оно

они


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

Словарь 5

Слайд 6

пл а нета 7

Слайд 7

инопл а нетянин 6

Слайд 8

косм о с 8

Слайд 9

к о рабль 9

Слайд 10

В субботу дети отправились в планетарий. находится недалеко от школы. В много интересных предметов. Он Планетарий планетарии нём 10

Слайд 11

Местоимение – это часть речи, 11

Слайд 12

Местоимение как часть речи Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! 12

Слайд 13

13

Слайд 14

Местоимение – это часть речи, которая указывает на лица, предметы, но не называет их, 14

Слайд 15

Найдите местоимения Планета, я, космос, мы, послание, ты, вы, карта, звёзды, он, она, оно, планетарий, они 15

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 18

18

Слайд 19

19

Слайд 20

20

Слайд 21

мы вы она оно они ты я Какие местоимения встретились в нашей работе? он 21

Слайд 22

22

Слайд 23

23

Слайд 24

Местоимение – это часть речи, которая указывает на лица, предметы, но не называет их, имеет лицо и число. 24

Слайд 25

«Четвертое - лишнее» 1) он, она, оно, я 2) я, ты, они, он 3) мы, он, но, вы 4) вы, они, я, мы 25

Слайд 26

26

Слайд 27

Какую роль играют личные местоимения в нашей речи? На какие две группы можно разделить личные местоимения? На какие три группы можно разделить данные местоимения: я, ты, она, мы, вы, они, оно, он? Подумай и ответь 27

Слайд 28

Я понял тему и теперь могу самостоятельно выполнить любое задание. Тема оказалась трудной, и я чувствовал себя на уроке некомфортно. Мне понравилось заниматься исследованием, это было интересно и познавательно. 28

Слайд 29

Всё знакомо вокруг, тем не менее, На земле ещё много всего, Что достойно, поверь, удивления, И моего, и твоего. 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Личные местоимения"

Конспект урока русского языка по учебнику "Русский язык 3 класс" Авторы: Хохлова Т.Е., Зеленина Л.М. Цели урока: ознакомить учащихся с личными местоимениями множественного числа, на что они указы...

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 4 классе.Тема: "Местоимение"

Урок русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова. Тема: "Местоимение"...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе " Личные местоимения. Повторение.Роль местоимений в речи".

Методическая разработка по русскому языку для учащихся четвёртого коррекционного класса (дети с тяжёлыми нарушениями речи).В методической разработке показана пальчиковая гимнастика для развития мелкой...