Личностные | Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки к работе на результат. |
Метапредметные | Познавательные УУД: умение находить информацию в таблицах, словарях; умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы); умение представлять информацию в сжатом виде (таблица). Регулятивные УУД: определение цели, формулировка проблемы; планирование деятельности; умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки; умение оценить степень успешности достижения цели. Коммуникативные УУД: развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге; развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; умение работать в группе. |
Предметные | Овладение знаниями о склонении имён прилагательных во множественном числе; формирование умения определять падеж имени прилагательного во множественном числе; формирование умения подбирать синонимы и антонимы к прилагательным. |
Ход урока | Содержание деятельности ученика |
I. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
|
|
- Здравствуйте! Садитесь! Я рада видеть вас! Меня зовут Зульфия Венировна, и я проведу урок русского языка. Сегодня 15 февраля. Запишите в тетрадь дату и вид работы. – Каким вы хотели видеть урок? (Познавательным, интересным, веселым, содержательным) – От кого это зависит? (От учителя и учащихся, от их взаимопонимания) - Поэтому улыбнёмся другу другу. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.
| Приветствует учителя, контролирует свою готовность к уроку. Учится слушать и понимать речь других (Отвечая на вопрос, учится оформлять свои мысли, эмоции в устной форме; учится слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: - актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия нового материала; повторить особенности имен прилагательных в единственном числе (склонение, изменение по родам);
- актуализировать мысленные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение;
- зафиксировать необходимость введения правила изменения имен прилагательных во множественном числе по падежам.
|
|
- Как подметил В.В. Виноградов, замечательный русский лингвист, создатель науки о языке художественной литературы: "Это самая изобразительная часть речи. Эти слова могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении". Ребята, что это за часть речи? (Имя прилагательное.) - Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.) - Как изменяются имена прилагательные? (По числам, в единственном числе по родам, по падежам) - Посмотрите на экран. (Слайд 2.) С глубок… сугробами, снегов…. шуб, над белоснежн…. полями, по дальн… дорожкам, о зимн… лучах. - Что объединяет данные словосочетания? (Пропущены окончания у прилагательных. Словосочетания: сущ. + прилаг.. Имена прилагательные употреблены во множественном числе.) – Как определили, что это прилагательные во множественном числе? (По существительным, с которыми эти прилагательные связаны, они также употреблены во множественном числе.) - Вы знаете, какие окончания пропущены? (Нет.) - Попробуйте предложить варианты окончаний. | Отвечает на вопросы, строит свои высказывания, обосновывает ответы, делает вывод на основе анализа; учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении (познавательные, коммуникативные УУД). Читает словосочетания, анализирует их, сравнивает, выделяет общие признаки (познавательные УУД). |
III.Формулирование темы и цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: - организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила изменения имен прилагательных множественного числа по падежам.
- согласовать и зафиксировать тему и цель урока.
|
|
- Сформулируйте тему урока. (Склонение имён прилагательных во множественном числе.) - Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, какие падежные окончания у прилагательных во множественном числе.) - А что для этого нужно сделать? (Просклонять имена прилагательные во множественном числе.) (Слайд 3.) - Проведём работу по плану: 1. Склонение имён прилагательных множественного числа. 2. Сравнение окончаний прилагательных. 4. Обобщение полученных результатов. 5. Вывод правила о склонении имён прилагательных во множественном числе. | Учится оформлять свои мысли в устной форме; определяет и формулирует тему, цель урока, ищет способы достижения цели (регулятивные УУД). |
IV. Реализация построенного проекта. Цель: - реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать способы записи выражений на эталоне;
- организовать уточнение общего характера нового знания.
|
|
- Переходим к I этапу плана. Для выполнения следующего задания предлагаю объединиться в группы. 1. Упражнение в склонении имен прилагательных во множественном числе. Работа в группах. - Просклоняйте имена прилагательные во множественном числе, выделите окончания. (Приложение 1.) 1 группа: глубокие, снежные сугробы 2 группа: лёгкие, пушистые снежинки 3 группа: далёкие, белые поля 4 группа: стойкие, быстрые лыжники
- Проверим окончания. Внимание, один учащийся от группы зачитывает, остальные проверяют. (Слайд 4.) – по щелчку!
– Перейдём к следующему этапу плана. Сравните падежные окончания прилагательных 1, 2 и 3 столбцов таблицы. Что вы заметили? (Окончания одинаковые у всех прилагательных.) – Определите, в каких падежах окончания совпадают. (В именительном и винительном – ие, -ые; в родительном и предложном – их, - ых.) - С существительными, какого рода мы склоняли прилагательные? (Мужского, среднего и женского.) – Обобщим полученные результаты. Сделайте вывод, меняется ли окончание прилагательных во множественном числе в одном и том же падеже при изменении рода существительного? (При замене существительного одного рода на существительное другого рода окончание прилагательных во множественном числе не меняется.) – Таким образом, изменяются ли прилагательные множественного числа по родам? (Нет.) - Сравните окончания прилагательных 1, 2 и 3 столбиках таблицы с прилагательными, которые склоняла 4 группа ребят. (Окончания такие же, кроме винительного падежа. В винительном падеже в 4 столбце окончание - их, - ых.) - Внимание, вопрос к ребятам 1, 2 и 3 группы. Какой вопрос вы ставили в винительном падеже к прилагательным с существительными? (Какие?) - А вы, какой вопрос ставили к прилагательным? (Каких?) - Как вы можете объяснить такое несовпадение? (Прилагательные, связанные с неодушевлённым существительным имеют в В. п. окончания –ие,- ые, а с одушевлёнными существительными – их, - ых.) - Какие ещё окончания могут быть у имён прилагательных во множественном числе? (В дательном падеже –им, - ым; в творительном – ими, - ыми.) - Предлагаю зафиксировать открытые знания в виде сжатой таблицы на листах. Работа в группах. Учащиеся фиксируют открытые знания в виде таблицы. | Объединяется в группу для работы. Работает в группе по плану. Учится оформлять свои мысли в устной форме. (коммуникативные УУД) Отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания. Строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. Учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении (познавательные, коммуникативные УУД).
Сравнивает, анализирует, делает выводы. Учится представлять полученные знания в сжатом виде (таблица) (познавательные УУД).
|
V. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: - зафиксировать особенности изменения имен прилагательных множественного числа в громкой речи;
- зафиксировать во внешней речи умение доказывать выбор написания окончания в слове.
|
|
– Как можно проверить открытые вами знания? (В учебнике, по правилу.) - Откройте учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике. Прочитайте правило. - Сравните свою таблицу с таблицей в учебнике. Что скажите? (Мы всё «открыли» правильно.) – Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе? (Имена прилагательные во множественном числе не изменяются по родам, изменяются по падежам, т.е. склоняются.) – Каким образом узнать падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу существительного, к которому он относится.) - Вернёмся к словосочетаниям. Какие окончания пропущены? (Слайд 5.) С глубок… сугробами, снегов…. шуб, над белоснежн…. полями, по дальн… дорожкам, о зимн… лучах. Фронтальная работа. (Слайд 6.)
| Слушает и находит ошибки в формулировках, учится доказывать правильность своих суждений, опираясь на имеющиеся знания; учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Отвечает на вопросы; проверяет и оценивает работу свою и своих товарищей, определяет затруднения свои и своих товарищей (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД). |
VI. Физкультминутка. Цель: - создать условия для снятия напряжения.
|
|
(Слайд 7.) - Ребята, проследите глазками за полётом снежинки! А теперь посмотрите в окошко. (Слайд 8.) - Ещё раз. А теперь посмотрите в сторону двери. (Слайд 9.) - Посмотрите снова на экран. Спасибо. | Следит за снежинкой на слайдах с целью снятия напряжения. |
VII. Включение в систему знаний и закрепление. Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- проверить умение применять правило.
- обобщить знания учащихся об именах прилагательных синонимах и антонимах;
- актуализировать знания об употреблении прилагательных в прямом и переносном значении.
|
|
- Перед вами текст, прочитайте его. (Приложение 2) Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие белые лежат под деревьями сугробы. Белый снег тяжёл… шапками покрывает темно-зеленые ветви высок… и маленьк… елей. Солнце склоняется к закату, скользит кос… лучами по необозримому белому снегу, одевает его белой корою. Поверх этого снежного покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса. - Что вы заметили? (Пропущены окончания у имён прилагательных.) - Какие это прилагательные? (Множественного числа.) - Выпишите прилагательные с пропущенными окончаниями вместе с существительными в столбик.. Вставьте окончания, определите падеж. Учащиеся выполняют задание. Самопроверка организуется по эталону. (Слайд 10.) - Кто из вас ошибся? - Исправьте ошибку. - Кто не ошибся? - Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.) - Вернёмся к тексту. Обратите внимание на последнее предложение текста. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса. – Найдите имена прилагательные. В какой роли появляются имена прилагательные в этом предложении? (Антонимы) – С какой целью они употреблены? (Антонимы помогают передать контраст, делают речь более выразительной, а картину чёткой.) (Слайд 10.) - Подберите антонимы к прилагательным, которые вы выписали. Тяжёлыми шапками - ……. Шапками Высоких елей - ……… елей Косыми лучами - ……….. лучами - Проверим. Назовите антонимы.
– Послушайте легенду. В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру. Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко. – Как называются такие слова? (Синонимы, слова близкие по смыслу.) - Подберите синонимы к слову белый. - Затрудняетесь? А где вы можете найти помощь в выполнении этого задания? (В словарях). - Правильно, существуют словари синонимов. Представляете, в словаре дается 96 синонимов к этому слову. Я скопировала для вас только некоторые страницы. Прочитайте. - А теперь вернёмся к тексту ещё раз. (Читают.) - Что вы заметили? (Часто повторяется слово белый, что является речевой ошибкой). - Как вы думаете, автор текста употребляет прилагательное белый в прямом значении или переносном? (В прямом.) - Ваша задача – устранить эти повторы, отредактировать текст. Как будете действовать? (Заменим слово белый синонимами.) Работа в группах. (Приложение 3) - Что у вас получилось? Прочитайте. Возможный вариант исправленного текст Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою.
- Какую роль играют синонимы к слову белый в данном тексте? (Помогают избежать повторов, украшают речь, создают красочные яркие образы.) - Ребята, в прямом или переносном значении теперь употребляются прилагательные, которые вы использовали в отредактированном тексте? (Нет, в переносном.)
- Как мы сейчас убедились, имя прилагательное – самая изобразительная часть речи. Как говорил французский поэт Шарль Бодлер: (Слайд 11.) «Прилагательное – прозрачный плащ, окутывающий существительное, расцвечивающий глазурью». | Работает самостоятельно. (Самостоятельно на основе вышесказанного с последующей самопроверкой) Учится применять полученные знания на практике. Оценивает правильность выполнения действия. Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (регулятивные УУД). Учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные, коммуникативные УУД).
Слушает и находит ошибки в формулировках, учится доказывать правильность своих суждений, опираясь на имеющиеся знания; учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Отвечает на вопросы; проверяет и оценивает работу свою и своих товарищей, определяет затруднения свои и своих товарищей (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД). |
IX. Дифференцированное домашнее задание |
|
- Перед вами текст. Прочитайте его. (Слайд 12.) Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. Засыпала снегом …осины и …. Березки. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы. - Что вы заметили? (Нужно вставить прилагательные.) - Я предлагаю вам дома «окутать в прозрачный плащ» имена существительные, «расцветить глазурью» данный текст. Итак, кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета. Кто не уверен в своих силах, кому нужны слова-помощники, возьмите синюю карточку. Задания на этих карточках вы выполните дома. (Приложение 4) Зеленая карточка. Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. Засыпала снегом …осины и …. Березки. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы. Синяя карточка Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа. Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. Засыпала снегом …осины и …. Березки. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы. Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие, тонкие, белоствольные. | Слушает, анализирует, отвечает на вопросы, выбирает домашнее задание в соответствии с самооценкой (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД). |
X. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: - зафиксировать особенности изменения имен прилагательных во множественном числе;
- оценить результаты учебной деятельности.
|
|
- Ребята, выберите высказывание и продолжите его: (Слайд 13.) - Я сегодня на уроке узнал, что …
- Теперь я могу использовать правило, что прилагательные множественного числа …
- Раньше я не умел, а сегодня научился …
- Мне было трудно …
- У меня получилось …
- Я выполнял задания …
- Теперь я умею …
- Вспомните тему нашего урока. (Склонение имён прилагательных множественного числа.) - Какую цель вы ставили? (Научиться склонять имена прилагательные множественного числа, правильно писать падежные окончания) - Удалось достичь цели? (Да.) - Вы хорошо поработали. А теперь оцените свою работу на уроке. (Слайд 14.) У вас на парте лежат три маленьких сердечка: красное – знак хорошего настроения на уроке, того, что вы довольны своей работой, у вас всё получилось, вы всё поняли, можете объяснить другим; жёлтое – знак того, что вы старались, но были небольшие недочеты в работе; синее сердце – знак того, что вам было трудно, вы не всё поняли, остались вопросы. - Поднимите ваши сердечки, и мы увидим, как вы работали. - Ребята, и у меня есть для вас подарок. Это большое сердце – знак того, что вашей работой на уроке я довольна. Спасибо. (Слайд 15.)
| Учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Подводит итоги урока. Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (коммуникативные, регулятивные УУД)
|