Конспект урока русского языка "Родовые окончания имён прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_kuznetsova.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; сформировать представление о родовых окончаниях имён прилагательных.
Задачи урока:
Образовательные:
- -формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;
- -закреплять умения распознавать имена прилагательные в тексте;
- устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род и число;
- -способствовать развитию орфографической зоркости;
- - учить работать в группах, парах.
Развивающие:
- -развивать внимание и логическое мышление;
- -расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные:
- -создание атмосферы доброжелательности между уч-ся, учителем.
Планируемые результаты:
Предметные:
- -совершенствовать умения находить имена прилагательные,
- - узнать от чего зависит родовые окончания имён прилагательных
- -научиться писать родовые окончания имён прилагательных,
- - учиться выделять из текста словосочетания прилагательное + существительное.
Метапредметные:
- -формировать умения формулировать тему урока;
- -ставить учебную задачу и удерживать ее;
- -строить высказывания, понятные собеседнику;
- -анализировать информацию и делать выводы.
Личностные:
- - формировать умения обосновывать свою точку зрения;
- - умения слушать товарища, давать оценку его ответа;
- - умения адекватно оценивать свою работу;
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: карточки для парной и групповой работы, карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, учебник русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I.Организационный момент
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок.
II.Проверка д/з
- Вспомните, какое домашнее задание выполняли?
( Сочинение-описание на тему «Моё любимое животное».)
-Как вы понимаете высказывание « Мы в ответе за тех, кого приручили»?
-Скажите, какой частью речи являются слова при помощи, которых вы описывали животных?
- С какой целью используем в своей речи имена прилагательные?
III.Актуализация опорных знаний.
1) Словарная работа.
-Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы:
Б..рёзовая рощ.., ог…родное р…стение, в…сточный вет…р, в…сенняя п…года, ов…щной м…газин, ст…личное м…тро, ф…вральский праз…ник.
2)Взаимопроверка
- Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, проверьте работу друг друга.
IV. Самоопределение к деятельности:
-Какую тему вам напомнила словарная работа?
Выпишите прилагательные по вопросам, выделите в них окончания и определите род.
Какой? …, …, … .
Какая? …, … .
Какое? …, … .
-Ребята, по данному заданию сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока.
-Какую цель поставим себе на урок?
-А для чего нам это нужно?
1)Работа с электронным приложением (слушаем объяснение материала)
- Как определить род имён прилагательных?
-На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода?
- Какие имеют окончания? (пример)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?
Какие имеют окончания? (пример)
- На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода?
-Какие имеют окончания? (пример)
2) Работа по вариантам.
(1вариант выполняет задание слева, 2вариант выполняет задание справа)
- Допишите окончания имён прилагательных. Как вы думаете, почему у одного и того же прилагательного разные окончания?
1в. 2в.
смешн… рассказ больш… деревня
смешн… песенка больш… город
смешн… стихотворение больш… село
-Докажите, что вы правильно написали окончания прилагательных?
-Как проверить правильность написания окончаний имён прилагательных?
3) Работа в парах.
- Можем ли мы определить род у следующих имён прилагательных? Почему? Что нам в этом поможет?
Зелён…, деревянн…, румян…, смел…, школьн…, больш…. .
-Подберите к этим прилагательным существительные, определите род имён прилагательных, выделяя их окончания.
VI. Физкультминутка (музыкальная)
VII. Работа по теме урока (проблемная ситуация).
Работа в группах.
- Всегда ли можно проверить окончание имён прилагательных вопросом?
- 1-ой группе предлагаю исследовать в каких случаях пишется окончание -ый, -ий у имён прилагательных мужского рода?
-2-ой группе предлагаю исследовать в каких случаях пишется окончание -яя у имён прилагательных женского рода?
-3-ей группе предлагаю исследовать в каких случаях пишется окончание -ее у имён прилагательных среднего рода?
-У вас на партах карточки со словосочетаниями, возьмите их и проведите исследование
1 группа 2 группа 3 группа
Син… карандаш Син… лента Син… небо
Добр… человек Добр… ученица Добр… сердце
Поиск решений.
Учитель с детьми ведёт диалог:
1.Выделите основу слова имён прилагательных.
2.Посмотрите внимательно, на какой звук оканчивается основа слова.
- Определите, твёрдый или мягкий звук?
- Посмотрите, какое окончание пишется в этих случаях?
3. Влияет ли твёрдость и мягкость на окончание имён прилагательных?
Представитель каждой группы представляет вывод:
-Если основа прилагательного мягкая, то окончание начинаем писать с буквы обозначающей мягкость звука.
VIII. Закрепление изученного материала
1) Выполнение разно уровневых заданий.
1 уровень
-Допишите окончания имён прилагательных, определите род, выделите окончания.
Кленов… лист, тёпл… молоко, хорош… друг, звёздн… ночь, ярк… солнце, ранн… весна, широк… двор, овощн… рагу.
2уровень.
Запишите рассказ, выбирая имена прилагательные.
Сегодня ( отличн.., замечательн.., чудесн..) день.
Впереди ( густ.., таинствен.., незнаком..) лес.
В лесу ( высок.., зелён.., могуч..,) деревья.
Вдали видна ( старин.., камен.., таинствен.., ) крепость.
К крепости ведёт ( узк.., широк.., лесн..) тропинка.
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании родовых окончаний имён прилагательных?
(Проверка по эталону на доске)
2) Самостоятельная работа.
-Подберите к данным существительным имена прилагательные и запишите полученные словосочетания :
Ландыш … ; роса … ; яблоко … ; ветерок … ; сирень.
(утренняя, серебристый, свежее, душистая, тёплый)
-В каком роде стоит прилагательное в словосочетании с именем существительным?
IX. Рефлексия.
- Заполните таблицу «Родовые окончания имён прилагательных:
Род | Вопрос | Окончание |
Какой? | ||
Какая? | ||
Какое? |
-Почему окончания прилагательных называют родовыми?
-Оцените свою работу на уроке
X. Домашнее задание
-Составить и записать восемь словосочетаний «имя прилагательное + имя существительное». Указать род прилагательных, выделить родовые окончания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Склонение имён прилагательных"
Конспект урока русского языка в 4 классе. Авторы учебника: Е.В. Бунеева. Урок разработан в соответствии с ФГОС....
конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе
Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том,...
конспект урока русского языка "Изменение имён прилагательных по родам" в 3 классе
Спомощью интерактивной доски дети играя знакомятся с новым материалом. Психологические особенности детей позволяют говорить о том, что у них формируются познавательные навыки, навыки грамотной ре...
Конспект урока на тему "Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе." 3 класс
Школа 2100 ...
конспект урока русского языка. Число имён прилагательных. 3 класс.
Конспект урока по русскому языку на тему:«Число имен прилагательных». Цель урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения пра...
Конспект урока русского языка "Роль имён прилагательных в тексте 3 класс УМК "Школа России""
Конспект урока русскому языкуУМК "Школа России" 3 класс...