Русский язык
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Аринина Елена Ивановна

Уважаемый посетитель сайта! Здесь вы можете найти и скачать учебно-методический материал по русскому языку (конспекты уроков, диктанты, самостоятельные работы и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

4 класс

                                                                                                           

Тема: Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном.

Цель:

Обобщить знания учащихся об имени существительном и имени прилагательном, выявить сходство и различие данных частей речи, развивать умение правильно употреблять их в речи.

Развивать внимание; умение сравнивать, обобщать, систематизировать; устную и письменную речь.

Воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: 1)нарисованная карта волшебной страны (должны быть изображения замка, окруженного водой, леса, болота, реки)

2)таблица

Имя существительное

Имя прилагательное

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Сообщение темы и цели урока.

-О каких частях речи мы с вами говорили на прошлых уроках?

-Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня?

-Сегодня у нас с вами не просто урок, а урок-путешествие по стране существительных и прилагательных. Цель нашего путешествия – дворец, в котором живут Его Величество Существительное и Его Величество Прилагательное. Во дворец можно попасть, только имея пропуск. Пропуском послужит вот эта таблица (таблица на доске). Вы видите, что сейчас эта таблица не заполнена, но это поправимо. Путешествуя по стране, мы будем вспоминать все, что мы знаем об имени существительном и имени прилагательном и заполнять таблицу. Наша задача – выявить их сходства и различия.

-Дорога нелегкая, но я верю, что вы преодолеете все препятствия, которые встретятся у вас на пути.

3.Работа по обобщению знаний

.-В волшебную страну пускают не всех, а только тех, кто знает, что такое имя существительное и имя прилагательное.

-Что такое имя существительное? Для чего существительные нужны в речи?

-Что такое имя прилагательное? Для чего прилагательные нужны в речи? (открываются строчки в таблице)

Имя существительное

Имя прилагательное

1.Часть речи

Кто? Что?

Предмет

1.Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

-Итак, мы с вами попали в страну.

Изменение имен существительных и прилагательных по числам.

- Первое препятствие, которое возникает у нас на пути – река. Чтобы через нее переправиться, надо вспомнить, какого числа могут быть имена существительные и прилагательные. Итак, имена существительные и прилагательные изменяются по числам.

Имя существительное

Имя прилагательное

1.Часть речи

Кто? Что?

Предмет.

2.Изменяется по числам.

1.Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета.

2.Изменяются по числам.

Из стихотворения, которое я сейчас прочитаю, вам нужно выписать только словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.

У моей России

Очи голубые,

Очи голубые,

Русая коса.

На лесных озерах,

На степных просторах

Поднялась Россия –

Дивная краса.

- Определите число существительных и прилагательных. Обоснуйте ответ.

Повторение о роде существительных и прилагательных.

Препятствие лес.

-В лесу заблудились существительные и прилагательные. Чтобы помочь отыскать им друг друга, давайте вспомним, имеют ли категорию рода имена существительные. Что можем сказать о прилагательном?

(Открываются строчки в таблице)

Имя существительное

Имя прилагательное

1.Часть речи

Кто? Что?

Предмет.

2.Изменяется по числам.

3.Имеют род.

1.Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета.

2.Изменяются по числам.

3.Изменяются по родам (в ед. ч.).

- К данным именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

Книги, утро, мед, вещи, солнце, лента, дом.

-Определите род имен прилагательных. Обоснуйте ответ. В каких случаях вы не определили род прилагательных? Почему?

4.Физкультминутка, гимнастика для глаз.

5.Работа по обобщению знаний

Изменение имен существительных и прилагательных по падежам.

-Сколько падежей в русском языке? Изменяются ли имена существительные по падежам? А имена прилагательные? (Открываются строчки в таблице)

Имя существительное

Имя прилагательное

1.Часть речи

Кто? Что?

Предмет

2.Изменяется по числам.

3.Имеют род.

4.Изменяются по падежам.

1.Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета

2.Изменяются по числам.

3.Изменяются по родам (в ед. ч.)

4.Изменяютсяпо падежам.

-Чтобы преодолеть следующее препятствие – болото и не утонуть в нем, надо правильно выписать из текста словосочетания прилагательное + существительное и определить падеж прилагательных.

Синее небо и свежее дыхание ветерка манили на прогулку. Как хорошо ранним утром в лесу! Из-за далекого леса выкатилось огромное солнце. Кругом слышны звонкие голоса птиц.

Склонение имен существительных и прилагательных (Препятствие гора)

-Что такое склонение?

-Что вы можете сказать о склонении имен существительных? О склонении имен прилагательных

Имя существительное

Имя прилагательное

1.Часть речи

Кто? Что?

Предмет.

2.Изменяется по числам.

3.Имеют род.

4.Изменяются по падежам.

5.Имеют 3 типа склонения

1.Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета.

2.Изменяются по числам.

3.Изменяются по родам (в ед. ч.)

4.Изменяютсяпо падежам.

5.-------------------

Игра «Четвертый лишний».

-Найдите лишнее слово, докажите, почему оно лишнее.

Цветок, класс, волна, море

Метель вьюга, морковь, честь.

Остров, загадка, яблоко, век.

Юноша, звено, тополь, завод.

Роль существительных и прилагательных в предложении.

-Вот и подошли мы с вами к замку. Но замок окружает глубокий ров, заполненный водой. Мост поднят. Чтобы мост опустился, нам надо вспомнить, какими членами предложения могут быть существительные и прилагательные

Самостоятельная работа. Запись предложения под диктовку с разбором по членам предложения и частям речи.

Весна – утро года. Под весенним солнцем пробуждается природа. На ветках березы показались душистые листочки.

-Итак, каким членом предложения могут быть существительные? Прилагательные?

(Открываются строчки в таблице)

Имя существительное

Имя прилагательное

1.Часть речи

Кто? Что?

Предмет.

2.Изменяется по числам.

3.Имеют род.

4.Изменяются по падежам.

5.Имеют 3 типа склонения.

6.Подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство.

1.Часть речи

Какой? Какая? Какое? Какие?

Признак предмета.

2.Изменяются по числам.

3.Изменяются по родам (в ед. ч.).

4.Изменяютсяпо падежам.

5.-------------------

6Определение.

-Мост опустился, мы можем теперь подойти к замку. Пропуск в замок у нас есть. Вы молодцы, достойно преодолели все преграды на пути, добрались до цели нашего путешествия и попали в гости к Его Величеству Существительному и Его Величеству Прилагательному.

6.Итог урока.

-Итак, давайте еще раз посмотрим, чем же похожи эти две части речи? Чем отличаются?

-Что понравилось на уроке больше всего?

-Что вызвало затруднение?

Оценивание.

Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

I вариант

Фамилия___________________________ Имя_______________________________

Число_____________________________________________________________

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

Осень. Над лесом взошло солнце. Лучи осв..тили в..ршины д..ревьев. Кругом тишина и прохлада. Только птицы хл..почут около ягод р..бины. По полю по узкой д..рожке идет гру..па д..тей с Верой Ивановной. Это ребята из села  Дубки. Они спешат на поезд в гор..д. Там дети пойдут в кукольный театр.

2. Определи склонение и падеж имён существительных.

Без кисти(_______), по капле(______), с неба(______), о речке(______), после дождя(______), к дубраве(______), на колос(______), над лесом(______), у горы(______), под землей(______), над морем(______), с тишиной(______), об облаке(______), в парк(______), около львицы(_____), для жизни(______), в Африке(______), к сирени(______), по лесу(______).

3.Запиши слова в единственном числе. Обозначь склонение имён существительных.

Деды, дедушки, братья, братишки, сыновья, сынишки, лица, луга, лужайка, герои, героини, мальчики, юноши, мысли, гнёзда.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Определи  падежи, склонение имён существительных и выдели окончания.

Взяла у подруг…. (______), прилетели к фиалк…. (______), цветы яблон…. (______), шли по тропинк…. (______), набрали черёмух…. (______), крышка коробк…. (______), неслись по Волг…. (______), помогали дедушк…. (______),сбежал по дорог…. (______), ходите у клетк…. (______), заросли акаци…. (______), бросился к мам…. (______), рассыпались по крапив…. (______), у новой беседк…. (______), шагают по пашн…. (______), готовились к поездк.. ..(______).

5. Просклоняй по падежам.

                        Подруга,                      волк,                           брошь

И.п._______________________________________________________________

Р.п._______________________________________________________________

Д.п._______________________________________________________________

В.п._______________________________________________________________

Т.п._______________________________________________________________

П.п._______________________________________________________________

6. Определи склонение имени существительного, соедини стрелкой.

морковь

матушка

Иван

окно

Костя

ткань

гадалка

воробей

дочь

Валерий

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

II вариант

Фамилия ____________________________

Имя_________________________________

Число____________________________________________________________

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения.

Март. Всё жарче и жарче светило в…сеннее со…нце. Мя…кий веет..рок гнал, тор..пил облака. На балконах и крышах д…мов пос…лились с…сульки. Днём солнечный луч играл с л…дяными кр…савицами. Они св…ркали, отл…вали серебром. Первые крупные капли упали на землю. С…ехала с крыши б…льшущая шапка снега.

2.Определи склонение и падеж имён существительных.

Без рыбы(_______), по доске(______), с высоты(______), о доме(______), после речки(______), к роще(______), на голос(______), над небом(______), у склона(______), под водой(______), над океаном(______), с грохотом(______), об облаке(______), в цирк(______), около тигра(_____), для охоты(______), в Москве(______), к ночи(______), по оврагу(______).

3.Запиши слова в единственном числе. Обозначь склонение имён существительных.

Самолеты, мамы, бабушки, сестры, сестрёнки, сыновья, сынишки, лица, луга, лужайка, герои, героини, мальчики, юноши, мысли, гнёзда.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Определи  падежи, склонение имён существительных и выдели окончания.

Взяла у друг…. (______), прилетели к мор…. (______), цветы сирен…. (______), шли по дорог…. (______), набрали клубник…. (______), крышка кастрюл …. (______), неслись по Волг…. (______), помогали бабушк…. (______), сбежал по тропинк…. (______), ходите у клетк…. (______), заросли акаци…. (______), бросился к пап…. (______), рассыпались по трав…. (______), у новой беседк…. (______), шагают по алле…. (______),

готовились к урок.. ..(______).

5. Просклоняй по падежам.

                            Клубника,                зверь,                молодежь

И.п._______________________________________________________________

Р.п._______________________________________________________________

Д.п._______________________________________________________________

В.п._______________________________________________________________

Т.п._______________________________________________________________

П.п._______________________________________________________________

6. Определи склонение имени существительного, соедини стрелкой.

кровать

подушка

Максим

кино

Дима

медаль

сметана

хоккей

ночь

Алексей

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение



Предварительный просмотр:

Берёза у дороги.

    За крайн…  избой  дальн…  деревушки виднелось жёлт…  поле придорожн…  канава заросла  травой на  просторн…  равнине            у дороги стояла бел… берёза осень убрала  деревья в жёлт…  убор берёза стояла счастлив… .

    Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви берёзы снег засыпал поля леса жилища людей всё замерло.

    Но вот от весенн…  дождя начали дымиться крыши изб снежн… поле заблестело на ярк…  солнце потекли заговорили ручьи зазеленела берёза.

    Пришло лето в шёлков…  листве берёзы беззаботно зашумел ветер гибкие ветки склонились до перв..  зелён…  травы.

        Берёза у дороги.

    За крайн…  избой  дальн…  деревушки виднелось жёлт…  поле придорожн…  канава заросла  травой на  просторн…  равнине            у дороги стояла бел… берёза осень убрала  деревья в жёлт…  убор берёза стояла счастлив… .

    Наступила зима в зимние ночи ветер трепал ветви берёзы снег засыпал поля леса жилища людей всё замерло.

    Но вот от весенн…  дождя начали дымиться крыши изб снежн… поле заблестело на ярк…  солнце потекли заговорили ручьи зазеленела берёза.

    Пришло лето в шёлков…  листве берёзы беззаботно зашумел ветер гибкие ветки склонились до перв..  зелён…  травы.



Предварительный просмотр:

Тест №1

       1. Выберите верное утверждение, запишите букву:

а) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

б) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

       2. Выберите верное утверждение, запишите букву:

а) Главными членами предложения являются определение и обстоятельство.

б) Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

      3. Разберите слова по составу (слова спишите): тропинка, столик, переезд, снег.

      4. Прочитайте предложения, выпишите слова с безударной гласной в коне слова.

 Резко скрипит под ногами снег. В морозные дни школьники кормят пернатых друзей.

      5. Спишите, расставив знаки препинания и пропущенные буквы.

   Была ос…нь Со…нце ярко св…тило но (не)грело В су…оту мал…чики собрались (на) рыбалку Они сели (под)куст (за)кинули удочки Как х…р…шо было кругом (С)берега (в)воду спускались ве…ки ол…ховых кустов Со…нце садилос… Его лучи мя…ко осв…щ…ли и л…сок и песч…ный бере… и оз…ро

      6. Укажите предложения, где главные члены выделены неверно, запишите букву:

а) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.  

б) Скоро птицы улетят в дальние края.

в) Осень пожаловала в леса.

       7. Укажите предложения, в которых есть ошибки в постановке знаков препинания, запишите букву:

а) По морю плыли лодки, и катера.

б) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам.

в) Земля, и воздух превратились в пучину снежной пыли.  

Тест №1

        1. Выберите верное утверждение, запишите букву:

а) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

б) Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

       2. Выберите верное утверждение, запишите букву:

а) Главными членами предложения являются определение и обстоятельство.

б) Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

       3. Разберите слова по составу (слова спишите): тропинка, столик, переезд, снег.

       4. Прочитайте предложения, выпишите слова с безударной гласной в коне слова.

  Резко скрипит под ногами снег. В морозные дни школьники кормят пернатых друзей.

      5. Спишите, расставив знаки препинания и пропущенные буквы.

   Была ос…нь Со…нце ярко св…тило но (не)грело В су…оту мал…чики собрались (на) рыбалку Они сели (под)куст (за)кинули удочки Как х…р…шо было кругом (С)берега (в)воду спускались ве…ки ол…ховых кустов Со…нце садилос… Его лучи мя…ко осв…щ…ли и л…сок и песч…ный бере… и оз…ро

      6. Укажите предложения, где главные члены выделены неверно, запишите букву:

а) Грузовик остановился у покрытой плющом дачи.  

б) Скоро птицы улетят в дальние края.

в) Осень пожаловала в леса.

       7. Укажите предложения, в которых есть ошибки в постановке знаков препинания,  запишите букву:

а) По морю плыли лодки, и катера.

б) Сосны, берёзы и лиственницы мелькают по сторонам.

в) Земля, и воздух превратились в пучину снежной пыли.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...