Конспект урока русского языка по теме"Местоимение" как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Титова Жанна Алексеевна

Урок русского языка в 3 классе.

 

Тема урока:

Местоимение как часть речи.

 

Ос»Школа 2100»

 

Учебник:

Русский язык 3 класс

Авторы:

Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока:

Местоимение как часть речи.

Ос»Школа 2100»

Учебник:

Русский язык 3 класс

Авторы:

Е.В.Бунеева,М.А.Яковлева,О.В.Пронина

Русский язык

МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения

  Развитие умений определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
 

Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех нам сопутствует успех!

Учитель: Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

-Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Какие нам встретились орфограммы? Джабраилов

И так работаем с настроением и в конце урока не забудем оценить свои достижения на уроке

 3  4  

Словарная работа.

Запишите слова в 3 столбика,т.е.разделите их на три группы(на какие три группы можно разделить имена существительные?)  :имена существительные ж.р ,м.р..ср.рода. Если встретится другая часть речи, её не записывайте. Ученики записывают слова, обозначают орфограммы:

Мечта, осина. багаж, вверх, яблоко

– Укажите род имён существительных.

Какой частью речи они являются? Докажите.(Лобанова)Какое лишнее слово вам встретилось? Алексеенкова Докажите, что это не имя существительное Егарева.

Какие слова помошники помогли Вам определять род?(оно, моё. он, мой, она, моя) (Клеткина)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3  4

Упр. 289. на экране слайдНу а сейчас я посмотрю как Вы умеете разгадывать загадки

Я уже давно мечтаю о нём.Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех  всех  любить, и у меня всегда будет весёлое настроение. 

После чтения текста выполняют задания «по шагам».(работа по вопросам на слайде)

– Какие слова называют в тексте героя?(я, мне, у меня)Кудрявцев

– А какие – о чём он мечтает?(о нём, его, он)Джабраилов

– Выпишите эти слова в две группы. Кто знает как называется эта часть речи?(местоимение)(Балашов)

Произнесём хором по слогам это слово.Как вы думаете. Почему эта часть речи так называется?. Лобанова (потому что местоимение стоит вместо имени существительного)Ты Соня права.(произношу членораздельно это слово сама.Делаем ещё раз вывод

(1.Как называются выписанные слова? 2.Кого они называют? 3.Какую часть речи заменяют в тексте?4. Как сделать текст понятным?)

(Вопросы на слайде)

– Сформулируйте основной вопрос урока.(Клеткина)(местоимение) 

– Давайте составим план урока.(Лобанова)

Учитель вместе с детьми составляет план урока(таблички на магнитной доске).

1Общее значение(что обозначает?)

2.На какие вопросы отвечает?

3.Для чего нужна эта часть речи?(роль в предложении)

Ну а теперь постараемся решать проблему самостоятельно и открывать для себя новые знания.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

2    3   4    5    2

1. Наблюдение.

Упр. 290.слайд

Ученики читают предложения в упражнении и подставляют необходимые местоимения.

– Почему вам легко было справиться с этим заданием?

– Как называются слова, которые были вашими помощниками? (Имена существительные.)(Рубцова)

– А без этих существительных-подсказок можно будет что-то понять? (Нет.)(Семушина)

– Вспомните задание в предыдущем упр. 289. Проведите эксперимент: закройте первые части предложений.

– Для чего были нужны слова, которые вы вставляли вместо точек?(Джабраилов)

(Они заменяли эти существительные.)

2. Работа над понятием «местоимение».

– Прочитайте информацию в рамке после упр. 290 и скажите, как называются такие слова.

Разберите слово местоимение по составу.

– Почему же они получили такое название – местоимения?(Лобанова)

– На какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)(Клеткина)

– Попробуйте провести «обратный» эксперимент. Вставить «известные» существительные вместо местоимений. Что получится?Винокуров

– Зачем же нужны местоимения?(Егоров) (Чтобы избежать повторов.Строить красивые предложения))

Ответ на вопрос после вывода. (Ученики перечисляют местоимения, выделенные жирным шрифтом.)Записать только имена существительные и местоимения .которые их заменяют)

– Почему местоимения выделены жирным шрифтом? (Их нужно запомнить.)(Отвечаем на вопросы слайда)Делаем вывод с опорой на план(Клеткина)(Я.ты.он,она-это местоимения.Они отвечают на теже вопросы, что и имена существительные.Мы наблюдали. Как местоимения заменяют в речи имена существительные.В предложении они занимают место имени существительного,поэтому так называются.)

Сравниваем свой вывод с авторским(Слайд)

 Физминутка.        

 Проведёте вы сами. 3 ряд будет называть существительные или местоимения. Дружно хлопайте, если услышите местоимения, др. часть речи отрицательно качайте головой.

Работа в парах

Послушайте очень забавное стихотворение Ю.Мориц(выраз чтение учителя)

3. Первичное закрепление – нахождение местоимений в тексте.

Упр. 291.Самостоятельная работа. Уважаемые исследователи русского языка, прошу Вас разобраться к каким именам существительным можно подобрать соответствующие местоимения

Сначала найдите  местоимения, потом существительные, которые они заменяют. Работаем в парах. Вспомним правило работы в парах

Запись в тетрадях:

Гусь – он, берега – на них; гусь – я; гусь, гусёнок, гусыня – мы.Лобанова

Проверка по слайду

Кто же мне может дать определение местоимения. опирайтесь на план(Семушина)(Местоимения-я,ты,вы,он,она,оно,мы.вы,они не называют людей.животных,а только указывают на них)

4. Работа с определением (с. 63).

1. Чтение определения про себя.

2. Беседа на выявление понимания.

– Местоимение – это самостоятельная или служебная часть речи?Клеткина

– В чём особенность этой части речи?Винокуров

– Какие части речи заменяют местоимения?Егоров

– Что значит «не называют, а указывают»?Джабраилов (Если нет существительных, мы не можем понять, что именно называется, но знаем, что речь идёт о человеке или предмете.)

5Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились? Винокуров(редактировать текст, используя местоимения, находить местоимения в тексте)

 - Какие  проблемы решали?(Кудрявцев)(учились сопоставлять местоимения с именами существительными)

Что будем закреплять,выполняя домашнее задание?

-Так какая же часть речи называется местоимением?(на план обратите внимание)(Лобанова)

Оценивание:оцените себя каждый.Поставьте плюсики и если вы этого заслужили,скажите себе:»Я умница, я могу быть успешным!!!»

VI. Домашнее задание 

У.1с.70выучить правила на стр.62.63.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 © ООО «Баласс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"

Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"....

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка в 3 классе "Части речи. Имя прилагательное.".

Урок русского языка в 3 классе УМК "Школа России" на тему "Части речи. Имя прилагательное." построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. На уроке примен...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...

Конспект урока русского языка «Имя существительное как части речи»

Тип урока: Изучение нового материалаЦель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях ок...