Конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Материал содержит конспект урока русского языка "Самостоятельные и служебные части речи" 4 класс УМК "Планета Знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytyy_urok.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Зобнина Лидия Николаевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 14 с углублённым изучением отдельных предметов имени Я.И.Лейцингера»
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Планета Знаний».
Тема: Части речи: самостоятельные и служебные.
Планируемые результаты:
1. Предметные: уметь распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи; знать особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизировать знания о них. Доказать значимость служебных частей речи, определить их роль в предложении и тексте. Начать знакомство с частью речи имя числительное.
2. Метапредметные: уметь ориентироваться в таблице, анализировать языковой материал, строить логически аргументированные высказывания; уметь сотрудничать в группе, в паре.
3. Личностные: осознавать богатство языковых средств для выражения мыслей и чувств.
Оборудование: проектор, видеоролик, учебник Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина «Русский язык 4 класс», раздаточный материал для учащихся.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.
Бабушка, любить, свой, внук.
Она, они, рассказывать, сказка.
Бабушка, готовить, внук, вкусный, угощение.
Прочитайте получившийся текст.
Из каких частей речи состоят данные предложения?
Надпишите названия частей речи над словами.
Попробуйте составить предложения из данных слов: в, и, от, про, с, а, к, по, за, у, из, о, как . Удалось ли вам это сделать? Почему?
- Определение темы и целей урока.
Кто догадался, какова тема урока?
Определим задачи урока. Для этого нам необходимо заполнить таблицу (на слайде).
Знаем | В русском языке есть части речи. Они делятся на служебные и самостоятельные. К самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. К служебным частям речи относятся предлог, союз, частица. |
Хотим узнать | Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? Какая группа частей речи важнее? Какие ещё части речи относятся к самостоятельным? Какие ещё части речи относятся к служебным? Какая группа частей речи важнее? |
На доску вывесить карточки с вопросами:
Какие особенности у самостоятельных и служебных частей речи? Какая группа частей речи важнее? Можно ли обойтись без служебных частей речи? Какие ещё части речи относятся к самостоятельным? Какие ещё части речи относятся к служебным?
- Изучение нового материала. Работа в группах.
Дайте характеристику выделенной части речи в предложении по вопросам:
Какая часть речи?
Что обозначает?
На какой вопрос отвечает?
Каким членом предложения является?
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение.
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку.
Задания для групп. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.
С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.
С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.
Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.
Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.
Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.
И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.
Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.
Обобщить ответы групп на слайде.
Какие признаки имеют
Самостоятельные части речи
имеют лексическое значение
имеют морфологические признаки
являются членами предложения
всегда можно задать вопрос
имеют морфемы
изменяются
Служебные части речи
не имеют лексического значения
не имеют морфологических признаков
не являются членами предложения
невозможно задать вопрос
не имеют морфем
не изменяются
Изучение информации в таблице учебник упр. 203 стр. 74.
К какой группе частей речи можно отнести эти строки?
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет.
А теперь выясним, какая группа частей речи важнее? Можно ли обойтись без служебных частей речи? (вопросы вывесить на доску)
- Работа в парах.
Редактирование текста. Перед вами отрывки из сказок К. Чуковского «Краденое солнце» и П.Ершова «Конёк-Горбунок». Вам нужно редактировать предложенный текст.
А) Солнце … небу гуляло
… … тучу забежало.
Глянул Заинька … окно,
Стало Заиньке темно.
Наступила темнота,
… ходи … ворота:
Кто … улицу попал –
Заблудился … пропал.
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул Заинька в окно,
Стало Заиньке темно.
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Б) Вечер …ночи пробирался;
… ночлег Иван собрался;
Вдоль … улице идет,
Ест картошку … поет.
… он поля достигает,
Руки … боки подпирает.
Вечер к ночи пробирался;
На ночлег Иван собрался;
Вдоль по улице идет,
Ест картошку и поет.
Вот он поля достигает,
Руки в боки подпирает.
(Дети редактируют и далее зачитывают свои тексты)
С помощью каких слов вам удалось отредактировать текст?
В этом тексте были опущены все служебные части речи, как вы думаете можно ли обойтись без них? Почему? (без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
Для чего служат в предложении предлоги? (Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
Какую роль в предложении выполняют союзы? (Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
Предлоги, союзы, частицы-
Все встали в один хоровод,
Служебные важные лица –
На редкость серьезный народ.
- Самостоятельная работа (разноуровневые задания).
А) Распредели слова на группы: Сад, прекрасный, он, двенадцать, над, хорошая, миллион, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, я, ребята, играл, тысяча, мы, а, мальчик.
Б) Напиши сверху части речи.
Одинокий, один, уединиться, одиночество, одиннадцать.
Два, двойка, двуглавый, удвоить, двоечник, двенадцать, двоится (в глазах).
Миллионер, миллионный, миллионник (город с населением в миллион или более жителей), миллион.
В) Найди «лишнее» слово в каждой строчке.
Он, мы, тебе, но, ты, вам, они.
Автобус, аллея, а, абрикос, азбука.
Пятачок, пятёрка, пять, пятёрочник.
Что вызвало затруднения? Что нового встретилось? Знаете ли вы эту часть речи?
Прочитаем об этой части речи в учебнике на стр. 75. К какой группе можно отнести эту часть речи? Почему?
- Просмотр видеосюжета об имени числительном «Шишкина школа». https://yandex.ru/video/search?filmId=9753238442758878584&text=%D0%B8%D0%BC%D1%8F%20%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%204%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&noreask=1&path=wizard&reqid=1517128922489997-684922216678485638264848-man1-3541-V
- Выполнение упр. № 207.
- Итог урока.
Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы? Что стало более понятным после этого урока? Какие задания показались трудными? На последующих уроках мы будем отвечать на эти вопросы: Какие ещё части речи относятся к самостоятельным? Какие ещё части речи относятся к служебным?
- ДЗ. На выбор – упражнение из учебника или задание на карточке (прочитать текст о числительном, подчеркнуть главную мысль и составить план текста).
Приложения:
Домашнее задание. Подчеркни предложение, выражающее главную мысль текста. Составь план текста в тетради по русскому языку.
Имя числительное.
Везде и во всём человека окружают числа. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло всё разнообразие числительных, позволяющеев вести счёт. Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Название «числительное» является производным от слова «число», образованным по аналогии с наименованиями других частей речи (существительное, прилагательное). По частоте употреблеиня числительные занимают восьмое место. Среди девяти тысяч самых частотных слов 55 числительных. Самыми частотными являются один, два, три, четыре, пять, десять, семь, шесть. В первую десятку самых частотных входят тысяча и миллион. От числительных возникло много существительных и прилагательных: один –одиночка, одиночество; два – двойка, двойник, двойной и др. особенно много образовано сложных слов: однобокий, однокомнатный, двухместный, четырёхэтажный, двухкамерный и др. много числительных используется во фразеологизмах. Как две капли воды (похожи). Наговорить с три короба (много). В четырёх стенах сидеть (не выходить из дома).
- Бабушка, любить, свой, внук.
Она, они, рассказывать, сказка.
Бабушка, готовить, внук, вкусный, угощение.
- С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
2.С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
2. С дружиной своей, в цареградской броне, князь по полю едет на верном коне.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Открой мне всю правду, не бойся меня, в награду любого возьмёшь ты коня.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
2. И верного друга прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
2. Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.
Какая часть речи? ________________________________________________
Что обозначает?__________________________________________________
На какой вопрос отвечает?_________________________________________
Каким членом предложения является?______________________________
Определите (если возможно) род, число, склонение, падеж, время, лицо, число, спряжение. ________________________________________________
_________________________________________________________________
Выделите морфемы (если возможно) окончание, корень, суффикс, приставку. _______________________________________________________
_________________________________________________________________
3.Солнце … небу гуляло … … тучу забежало. Глянул Заинька … окно, Стало Заиньке темно. Наступила темнота, … ходи … ворота: Кто … улицу попал – Заблудился … пропал.
Вечер …ночи пробирался; … ночлег Иван собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает, Руки … боки подпирает.
4. Распредели слова на группы:
сад, прекрасный, он, двенадцать, над, хорошая, миллион, может, говорить, и, в, но, кудрявый, у, я, ребята, играл, тысяча, мы, а, мальчик.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Напиши сверху части речи.
Одинокий, один, уединиться, одиночество, одиннадцать.
Два, двойка, двуглавый, удвоить, двоечник, двенадцать, двоится (в глазах).
Миллионер, миллионный, миллионник (город с населением в миллион или более жителей), миллион.
4. Найди «лишнее» слово в каждой строчке.
Он, мы, тебе, но, ты, вам, они.
Автобус, аллея, а, абрикос, азбука.
Пятачок, пятёрка, пять, пятёрочник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на формирование универсальных учебных действий учащихся, одним их которых являетс...
Конспект урока русского языка на тему "Части речи" 2 класс
План-конспект урока русского языка можно использовать на этапе закрепления по теме"Части речи"....
Конспект урока русского языка "Окончание как часть слова" 2 класс
В конспекте урока представлена тема "Знакомство с окончанием как частью слова". Урок построен на материале учебника Иванова по программе "Начальная школа 21 века". Конспект урока выстроен с помощью те...
конспект урока русского языка на тему Части речи Школа России 3 класс
Урок путеществие в страну Морфология...
Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)
Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...
Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе.
Конспект урока русского языка по теме "Части речи" в 3 классе....
Конспект урока русского языка «Что такое части речи» (УМК «Перспектива» 2 класс Л.Ф. Климанова)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о частях речи; ознакомление обучающихся с именем существительным, глаголом и именем прилагательным, посредством указания основных их признаков....