" Мой друг и помощник - словарь" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок - исследование. Конспект урока по русскому языку "Мой друг и помощник - словарь". 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse_moy_drug_i_pomoshchnik_-_slovar.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Столбовская СОШ
Московской области г.о. Чехов
План – конспект урока
по русскому языку
во 2 классе
по теме
«МОЙ ДРУГ И ПОМОЩНИК – СЛОВАРЬ»
Форма проведения. Урок – исследование.
Составила и провела
ПОЗДНЯКОВА Наталья Васильевна
учитель начальных классов
высшая категория
Тема «Мой друг и помощник – словарь»
Цель урока: Формирование личности через развитие речи.
Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся со словарями
- учить пользоваться словарями
- сформировать потребность в использовании словарей различных типов
Развивающие:
- развитие речи учащихся
- развитие творческих способностей ребёнка
Воспитательные:
- прививать чувство любви к великому русскому языку
- воспитание чувства долга и ответственности за порученное дело
- удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении и творчестве при работе в группе
Оборудование:
- выставка словарей русского языка
- презентация "Словари русского языка"
- на столах учащихся словари, кроссворд, текст о словарях, конверт со словарными словами для изготовления «Волшебного словаря»
- карандаши, фломастеры, линейка, резинка на столах детей
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний детей.
-У нас сегодня интересная тема урока. Вы должны сами её отгадать.
- Работа по группам:
- На ваших столах найдите кроссворд.
Вам нужно разгадать его, верно записав все слова.
Но сначала давайте вспомним правила работы в группах:
Правила работы в группе. Слайд 2
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.
(Дети в группах по очереди читают загадки, предлагают ответы, каждый записывает отгадку в свой лист).
Разгадай кроссворд:
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живёт под крылечком, а хвост колечком.
- Он учит буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить.
На всё смотреть и всё запоминать
И всё родное, русское любить.
- Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз?
- Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
- Состояние атмосферы (ясность, облачность, осадки, температура воздуха) в данном месте в данное время.
- Чёрный Ивашка – деревянная рубашка,
Где носом поведёт – там заметку кладёт.
- То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать. Что такое я?
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 |
Проверка: Слайд 3
- Кто не написал все слова?
- Кто допустил ошибку? Как можно себя проверить?
- Кто написал все слова правильно? Как тебе удалось так хорошо запомнить слова?
3. Объявление темы урока.
- Какое слово получилось у вас в вертикальном столбике?
- Сегодня мы будем говорить о словарях, узнаем, зачем нужны словари и какими они бывают.
Ученик читает стихотворение: Слайд 4
Я. Козловский
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово.
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.
- Определите тему и основную мысль стихотворения.
- Что мы можем узнать из словаря? Чему он нас может научить?
- Предположите, какая будет тема сегодняшнего урока?
Слайд 5
- Прочтите высказывание французского писателя Анатоля Франса.
«Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!». А. Франс.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Давайте проверим?
- Изучение нового материала. Знакомство со словарями.
(Детям предлагается взять карточку на столе с текстом, прочитать текст, подчеркнув то, что больше всего удивило).
- Учёные предполагают, что в русском языке более 600 тысяч слов. Все они “хранятся” в словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Созданием словарей занимаются лексикографы (на доску). Они создали целый ряд словарей.
- На нашей выставке разные словари. Каждой группе предлагается выбрать свой словарь. Рассмотрите их. Подумайте, что больше всего привлекло вас в этой книге?
- Откройте любую страницу Словаря. Что главное на этих страницах?
Задание по группам:
1 группа – орфографический словарь Д.Н.Ушакова
2 группа – орфографический словарь
3 группа – толковый словарь С.И. Ожегова
4 группа – толковый словарь В.И.Даля
5 группа и 6 группа – энциклопедический словарь
-Составьте рассказ о своём словаре по плану: Слайд 6
План рассказа о словаре:
- Как называется словарь?
- Кто составитель?
- Как расположены слова?
- Как строится словарная статья? (Информация о слове в словаре)
- Когда можно использовать словарь?
Рассказы детей, дополнение учителя.
- - Какой словарь русского языка чаще всего приходит к нам на помощь?
- Почему он так называется? (на доску вывешивается орфографический словарь)
1 группа рассказывают об орфографическом словаре.
2 группа дополняет, говорит отличия своего словаря. (Автор, количество слов)
Дополнения об орфографическом словаре: Слайд 7
Впервые "Орфографический словарь" для школьников стал издаваться в 30е годы прошлого века профессором Александром Матвеевичем Пешковским, после его смерти работу продолжил Дмитрий Николаевич Ушаков, выдающийся лингвист, лексикограф. Вышедший впервые в 1934 году "Орфографический словарь" переиздавался более 40 раз.
- - В каких ещё случаях словарь приходит к нам на помощь? (На доске появляется толковый словарь)
- Как вы думаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать объяснение, толкование нового слова)
Одна группа рассказывает о своём толковом словаре.
Другая группа сравнивает свой словарь.
- Что особенного ещё заметили? (Толковый словарь, кроме своей основной задачи, выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге оно произносится).
Как строится словарная статья толкового словаря: слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь же указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.
Дополнения о толковом словаре: Слайд 8
- Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль – писатель, этнограф, собиратель слов, который создал “Толковый словарь живого великорусского языка”
- Каких авторов толковых словарей вы еще знаете? (Учащиеся называют С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова). Слайд 9
- А когда нам ещё может пригодиться словарь? (На уроке окружающего мира)
Группы рассказывают об энциклопедических словарях.
Дополнения об энциклопедическом словаре: Слайд 10
- А какие ещё бывают словари? (Рассматриваем разные виды словарей на выставке).
- Зачем же нужно столько словарей?
Вывод: у каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря.
- Постановка проблемы:
После рассмотрения необычных словарей. Слайд 11
- А вы хотите сами сделать словарь?
- А какой хотите? Чтобы был красивый…
Разные варианты ответа детей. (Такой словарь, где в словах трудная буква представлена в виде рисунка. Эти рисунки помогли нам запомнить написание словарных слов 2 класса).
- Мы назовём его…. Волшебный словарь. Слайд 12.
( Для читателей: «В этом словаре смысловой образ слова должен быть тесно связан с предметным содержанием. Например, для написания слова «корова» может использоваться образ весёлой коровы, у которой смешные очки в виде -ОрО-, или в слове «воробей» буквы О превращаются во взъерошенных воробьёв, а в слове «огурец» буква О – превращается в зелёный огурчик…»)
- А может он и не нужен, ведь мы уже выучили слова для 2 класса. ( Иметь в классе на случай, если кто-то забудет написание словарного слова. Подарить будущим второклассникам)
- А хотите сами создать такой Волшебный словарь?
- Как создать? Возникает много вопросов. Каких?
- Давайте попробуем сами создать страничку любого словарного слова.
Творческая работа детей. (Дети выбирают слово и оформляют его).
Повесить странички на доску.
- Как вы думаете, могут ли в нашем Словаре быть странички, которые по-разному оформлены? Не хватает некоторых слов, другие по несколько раз…Оформление страниц должно быть единообразным.
- Распределение задач, поиск творческих решений.
- Странички должны быть раздельными или сшитыми для удобства пользования?
- Какой должен быть размер странички?
- Какой лучше использовать шрифт?
- Высота букв?
- Каким должен быть рисунок?
- На что будет похож наш Волшебный словарь? (На набор открыток)
Волшебный словарь 2 класса:
- Странички должны быть раздельными.
- Размер странички в пол-листа А4
- Письменный шрифт синего цвета
- Высота букв 4 см
- Рисунок красочный, связан с предметным содержанием.
- Итак, все вопросы обсудили, осталось только распределить слова. Каждая группа получает конверт со словами и распределяет между учениками.
Слова для словарика:
алфавит | Москва | скоро |
артист | народ | слева |
берёза | овощи | сначала |
весело | однажды | собака |
вокруг | Отечество | столько |
воробей | погода | театр |
город | потом | тетрадь |
граждане | работа | тогда |
громко | ранец | только |
девочка | рассказ | трамвай |
дорога | ребята | улица |
иногда | Россия | ученик |
карандаш | русский | учитель |
мальчик | рябина | учительница |
мороз | сегодня | человек |
вдруг | сколько | язык |
- Итак, все получили слова. А когда это надо сделать. Как распределить время?
(Надо сделать к завтрашнему дню, так как работа не большая.)
- Группы, внимание! Задание понятно? Желаю всем удачи!
- Итоги урока. Рефлексия.
- Что больше всего запомнилось? Что понравилось?
- Что нового необычного узнали?
* сегодня я узнал…
* было интересно…
* теперь я могу…
* урок дал мне для жизни…
- Домашнее задание:
Подготовить работу для представления и защиты в классе. Слайд 13.
Использованная литература, ссылки:
- Николаева Л.П. Иванова И.В. «Работа со словарными словами» Экзамен М. 2008 г.
- Панова Н.В. «Внедрение стандартов второго поколения» С.-Пб. 2010 г.
- Плигин А.А. Что делать, чтобы ваш ребёнок запомнил словарные слова? Айрис – Пресс 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»
Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...
Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"
Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....
Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс
Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....
"Незаменимые помощники - словари"
Литературная гостиная "Незаменимые помощники - словари" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11239482","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"font-size...
урок русского языка "Незаменимые помощники словари"
Методическая разработка урока русского языка...
Внеурочное занятие по русскому языку в 3 классе. Тема «Незаменимые помощники – словари»
I. Вступительное слово учителя.II....
Словарный урок «Наши помощники – словари»
Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...