урок русского языка "Незаменимые помощники словари"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Инжуваткина Галина Николаевна

Методическая разработка   урока русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nezamenimye_pomoshchniki_-_slovari.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическая разработка        

 «Интеграция основ православной культуры и базовых учебных предметов»

Урок русского языка

Тема: «Незаменимые помощники – словари»

Автор:

Инжуваткина Галина Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ НШ с. Красноармейское

 м.р. Красноармейский Самарской области

с. Красноармейское

2017 год 

Введение

« …. Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие является нравственным стержнем нашего народа…   При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач, мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей…  По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».

                                                                Президент РФ В.В. Путин.

           Актуальность.  Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от педагога требуется не только   помочь ребенку добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, но и воспитать в нем человечность, отзывчивость, чуткость к окружающим - задача, которую общество должно решать с самого раннего возраста. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами, в неискаженном духовном мироощущении и назначении человека. Фундаментальные положения православной педагогики – обретение ребенком трудолюбия, скромности, почитания и послушания старших, забота о младших.  Они должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. А для этого нужно, прежде всего, заложить в воспитание прочные духовно-нравственные основы. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение? Относясь уважительно и толерантно ко всем религиям, мы, наверное, не вправе забывать, что Россия, как государство окончательно сложилось только после ее крещения святым князем Владимиром, что письменность наша была создана великими православными святыми Кириллом и Мефодием.

Духовно – нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывая все образовательные области  школьника и осуществляться в повседневной жизни, на занятиях полноценного духовно – нравственного воспитания. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Цель: расширение  представлений об общечеловеческих ценностях и нравственных      качествах человека,  при ознакомлении   с различными видами словарей.

Задачи:

  • Обучающие:
  • познакомить учеников с различными видами словарей;
  • формировать умение работы со словарем;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • Развивающие:
  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике;
  • развивать уровень самостоятельности и творческой активности учащихся;
  • Воспитательные:
  • Способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.
  •  Воспитывать стремление помогать окружающим,  совершать добрые и честные поступки.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями, демонстрационный материал к заданиям и к играм, толковые словари Ожегова и Даля, словарь синонимов и антонимов, иностранных слов.

У учащихся на столах лежат: толковый словарь Ожегова, словарь синонимов и антонимов, иностранных слов, карточки с заданиями.

  ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель.  Начинаем необычный урок русского языка – урок общения.

«Добрый день», - тебе сказали,

«Добрый день», - ответил ты.

Как две ниточки связали:

 Теплоты и доброты.

Улыбнитесь друг другу.  Вы улыбнулись, и произошло какое-то чудо. Вам улыбнулись в ответ.  Улыбка ничего не стоит, но так много нам даёт. Так с доброй улыбкой мы продолжаем наш урок.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня необычный день. 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности  или День терпимости. Поэтому наш урок  пройдет под девизом:  «Толерантность – жить в мире с собой и другими».

Учитель. Все ли слова девиза вам понятны?   (Нет, встретили незнакомые слова в названии праздника и в девизе урока)

Учитель. Вы, не задумывались, кто нам может помочь объяснить непонятные слова? (Мама, учительница, взрослые люди)

Учитель. Оказывается, в  русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: "Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос".

-А вы знаете, где можно найти правильный ответ? (Нет)

Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия и попытаемся  узнать, где хранятся слова и можно найти их значение.

III. Работа со словарями.

Учитель. У вас на партах лежат необычные книги. Это словари. Рассмотрите их внимательно. Много сведений можно получить из словарей, но для этого ими нужно научиться пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

Каждый словарь имеет свое строение. Как человек имеет руки, ноги, туловище и т.д., так и каждый словарь построен по-своему. Но есть  во всех словарях что-то общее. А что именно, мы узнаем, если правильно ответим на вопросы. Рассмотрите внимательно содержание словаря.

- Определите, как расположены слова в словарях? (По алфавиту)

-Чем сопровождается каждое слово? (Каждое слово в словаре сопровождается словарной статьей)

- Как вы думаете,  какова цель словарной статьи? (Каждая словарная статья  написана в научном стиле, потому что основная цель словарной статьи - сообщить точную информацию о слове)

- Обобщив все ответы можно сделать вывод.

1. Знакомство с толковым словарем.

- Первый словарь, с которым мы знакомимся на уроке – толковый словарь. Учитель показывает имеющиеся толковые словари. 

- Посмотрим, как строится словарная статья на примере  толкового словаря Ожегова. Слово, которое вы будете искать в словаре, зашифровано. Вы его узнаете, если сравните два прямоугольника.

Расшифруйте слово (Терпение.)

У вас на партах лежит  толковый  словарь.

Найдите в нем и объясните с помощью словарной статьи значение слова терпение.

 Из каких же частей состоит словарная статья? (Заглавное слово, грамматические характеристики слова, объяснение значения слова, пример употребления в речи)

- Как вы думаете, каково назначение толкового словаря?

- Назначение толкового словаря - толковать слова. Существует несколько толковых словарей: Толковый словарь живого  великорусского языка Владимира Ивановича Даля. Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова.

- Толковый словарь кроме основной задачи выполняет функции и других словарей. Например, в нем можно узнать, как пишется слово, с ударением на каком слоге произносится.

- Запишите слово терпение с красной строки, поставьте ударение, разделите на слоги.

- Подберите из словаря родственные слова. Запишите их в тетрадь.

- Какого человека можно назвать терпеливым? О ком из ребят нашего класса можно сказать, что он терпеливый?

- Из данных слов составь известную поговорку и запиши её. (Терпение, перетрут, и, всё, труд.) Запись с комментированием.

- Объясните, как вы поняли смысл этой  поговорки. Можно ли каждого человека назвать  терпеливым?

-На нашей планете около 5 миллиардов жителей и каждый из них - это целый мир. Не  каждого человека можно назвать терпеливым,  но у  каждого есть душа. А вы знаете, что это такое?

- На протяжении многих веков люди бились над определением «души». Ее нельзя ни увидеть, ни пощупать, можно лишь только ощутить. Душа имеет свой мир. Она способна жить своей жизнью.

 - Что еще говорят о душе? Найдите и объясните с помощью словарной статьи значение слова «душа».

1.Внутренний, психический мир человека, его сознание. 

2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 

3.В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.

 - Подберите из словаря родственные слова. Запишите их в тетрадь.

Душенька, добродушный, душевный, великодушный, добродушный.,

- У каждого человека есть свои духовные ценности.  Это богатства, которые копятся в нашей душе, находятся в нашем сердце. Их у нас никто не отнимет – это наша с вами собственность. Чем же богат каждый из нас? 

Небесные сокровища.

- Это правда, что у Бога в небесах сокровищ много?

- Верно, их чудесный свет озаряет белый свет!

- Может, денег накопить,

Может, что-нибудь купить?

- Что ты! Бог не продает, он их даром раздает.

Только руку протяни и считай: они твои!

- Что получим мы с тобой из небесной кладовой?

- Прежде Бог дает нам ВЕРУ –

Нашей праведности меру.

Как жемчужина, она света Божьего полна.

Кто ж смирению обучен,

Бог тому вручает ключик –

Не простой, а золотой!

Ключ зовется ДОБРОТОЙ.

Доброта ведет к ДОВЕРЬЮ,

Открывает к сердцу двери,
Чтоб 
НАДЕЖДУ людям дать,

Помогать и сострадать.

- Что еще есть в кладовой?

МИЛОСЕРДЬЕ и ПОКОЙ.

Драгоценными камнями воссияли перед нами.

Но сокровища свои ты от ближних  не таи.

Щедрым будь, делясь со всеми –

Богатеешь в то же время!

Посмотри, как ты богат!

Ты открыл духовный клад:

Изумрудом блещет РАДОСТЬ, 
Как алмаз, ТЕРПЕНЬЕ рядом.

И прекрасный, как сапфир, озарят душу МИР.

Но ЛЮБОВЬ всего сильней,

Драгоценней всех камней.

Ярче солнца в сердце светит, согревая всех на свете.

Лишь в ЛЮБВИ душа живая, и сама как кладовая.

Оскудеет ли она, если в ней добра сполна.

Чем больше людей с таким богатством будет на нашей Земле, тем лучше и добрее будет наш мир.      

В словаре С. Ожегова найдите и объясните с помощью словарной статьи значение слова милосердие.

 «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие»

- Как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл? (Корень слова Милосердие)

- Назовите его ( Здесь два корня  мил и серд)

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил» (милый, помиловать, милость, милостыня)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

- Значит милый – это приятный?

-Теперь подберем родственные слова с корнем «серд» (Сердце)

- Итак, родственные слова к слову «сердце»: сердечный, сердечко.

- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)

- Встречались ли вам милосердные люди?

Учитель. А сейчас ребята прочтут высказывания о милосердии известных людей. Вы внимательно прослушайте, а затем прокомментируете.

Карточка 1. Мы всей природой пробуждаемся к милосердию, и нет в нашей природе другого столь доброго свойства. Милосердие происходит от любви. Если мы не имеем милосердия и сострадания, мы не имеем ничего (святитель Иоанн Златоуст)

Карточка 2. Милосердие есть пристань для нуждающихся, а пристань принимает всех потерпевших кораблекрушение и спасает от опасностей, злые они или добрые. ( митрополит Филарет)

Карточка 3. Милосердие – это любовь, которая взаимности не требует, возможна ко всем людям, в этом его богатство и сила. ( Н. Бердяев).

«Будьте милосердны!» - призывал Иисус в нагорной проповеди.

- учитесь помогать и прощать, учитесь дарить тепло своей души, улыбайтесь людям.

Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:

 Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи

 Никогда не бойся понять и простить

 Никогда не бойся просить прощения

2. Знакомство со словарем иностранных слов.

Следующее  слово, которое мы должны найти в словаре рассыпалось на слоги. Соберите его. 

 Это слово "толерантность".

Запишите его с красной строки.

- Где мы встречали это слово? ( Говорили в самом начале урока)

-  Попробуйте найти значение этого слова  в толковом словаре. ( В толковом словаре этого слова нет)

Значение этого слова нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь.

«Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, также сведения о его происхождении.»

Учитель. Найдите слово "толерантность" в словаре и объясните его значение и происхождение.  

- Разделите слово черточками на слоги, поставьте ударение, определите количество букв и звуков.  (То/ле/рант/ность- 13 букв, 12 звуков.)

-Запишите значение этого слова. (Терпимость к чужим мнениям)

Физминутка.  Расшифровывая каждую букву этого слова, я написала положительные и отрицательные качества характера человека. Если это характеризует человека положительно, то вы встаёте и хлопаете в ладоши, если  отрицательно, тихо приседаете.

Т – трудолюбивый

О – озорной

Л – ленивый

Е – ехидный

Р – решительный

А – аккуратный

Н – наивный

Т – творческий

Н – надменный

О – отзывчивый

С – старательный

Т – терпеливый

Ь -

Учитель. В первую очередь толерантность проявляется дома и в школе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия, быть внимательным ко всем  и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность?  Сядем за компьютеры и выполним тесты. Читаете ситуацию, выбираете красный квадрат, если вам подходит первый ответ, чёрный – второй.

-Младший брат сломал твою игрушку.

1.Ты его прощаешь.

2.Ты его ударяешь.

-Ты поссорился со своим другом.

1. Ты попытаешься помириться с ним.

2. Ты обижаешься и мстишь.

- К тебе подходит ребёнок-инвалид.

1. Ты общаешься с ним.

2. Ты отходишь от него в сторону.

-Ты не хочешь идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты идёшь с ними гулять.

2. Ты устраиваешь истерику.

-На твоих глазах кого-то обижают.

1. Ты пытаешься защитить его.

2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

-Пожилая женщина медленно идёт.

1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

2. Ты отталкиваешь её, чтобы обогнать.

Учитель. Нажмите «Результат».  Если красных квадратов 5-6, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если 3-4 красных квадрата, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 3 квадратов: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

 Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Учитель. Я смотрю, есть ребята, которые набрали мало баллов и расстроились. Как мы можем поддержать их?

(Ученики отвечают, что поддержать можно добрым словом, уважением, дружбой.)

 Работа со словом "комплимент" (с французского – лестные, приятные слова).

Учитель. Найти значение слова можно не только в печатном словаре, но и в электронном. Давайте попробуем сейчас это сделать.

- Откройте главную страницу «Яндекс». В строке поиска напечатайте слово «Комплимент» и нажмите Enter. Откройте ссылку «Комплимент - Википедия» и прочитайте значение этого слова.

– Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру "Комплимент" и поддержим ребят, которые расстроились.

 Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить. Говоря комплимент необходимо смотреть прямо в глаза. Кто получил комплимент, тот должен обязательно поблагодарить.

Учитель. Прочитайте вслух высказывание Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь.

Ученики читают высказывание.

Учитель. Всегда ли в свой адрес мы слышим добрые слова? (Нет, порой нам говорят плохие, обидные слова. Они нас очень огорчают)

 Учитель.  Значит, мы можем  подобрать  антоним к слову "добро".

(Добро – это всё хорошее, зло – всё плохое)

Учитель объясняет правила игры "Магнит".

– Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру "Магнит". А что вы знаете о магните?

(Ученики сообщают то, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой – отталкивает).

– Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов?

Я предлагаю вам работу в группах.

- Думаю, что легко справитесь с этим заданием. Чтобы дело спорилось, чтобы достигнуть успеха – хорошо работать с другом вместе. Но это не простое дело. Надо применять правила совместной работы.

ВМЕСТЕ  думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

        На каждой парте лежат конверты.  Достаньте из конверта карточки с заданием. Рассмотрите их. Посоветуйтесь и выполните задание.

Задание1. К словам  левого столбика подберите антонимы из правого столбика и соедините их .

Ленивый            враг

Друг                   трудолюбивый

Жадный             любить

Ненавидеть        щедрый

 Задание 2. Найдите в пословицах антонимы, подчеркните их.

Сам пропадай, а товарища выручай.

По одёжке встречают, а по уму провожают.

Мир строит, а война разрушает.

Проверяем.

-Поднимите руки, кто справился с этим заданием без ошибок. Молодцы!

-У кого задание вызвало затруднение?

-Как вы думаете, какой словарь вам поможет? (Не толковый, не словарь иностранных слов не могут нам помочь)

3. Знакомство со словарем антонимов и синонимов русского языка.

В презентации включается аудиозапись:

«Это словарь синонимов и антонимов русского языка. В словаре представлено много антонимических пар. Мы спрашиваем: "Это хорошо или плохо?", "Еще рано или поздно?". В словаре статья дает объяснения значения каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений.

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный. Все антонимы всегда противоположны по значению»

Учитель.  Вспомните, какие слова мы называем синонимами? (Слова, которые близкие по смыслу и разные по звучанию).

- Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова. "Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность.

- Пользуясь словарной статьей, назовите синонимы к слову разговаривать.

- Как построена словарная статья?

- Разговаривать

Беседовать – ты беседуешь

Толковать – ты толкуешь

Болтать – ты болтаешь

- Сейчас мы с вами потренируемся находить в  речи синонимы. Подберите синонимы к данным словам.

- Найдите в пословицах близкие по смыслу слова.

Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять.

Клевета и ложь не одно и то ж. ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

IV. Подведение итогов урока.

-Знаете ли вы теперь, где хранятся слова и можно найти их значение?

-  С какими словарями мы познакомились на уроке?

-Что вы поняли и  уяснили для себя?

-Что запомнилось? Что стало открытием в себе?

Дети отвечают, высказывают свое мнение, что запомнили

-Мы познакомились только с четырьмя словарями.

А посмотрите, сколько их пришло к нам на выставку.

V. Домашнее задание

Позвольте, ребята, посоветовать вам. Сегодня вечером, перед тем, как уснуть, вспомните, какие слова я сегодня говорил и какие поступки совершил? Чего от меня в мире стало больше – злобы или милости?

VI. Рефлексия .

-Я хочу поблагодарить вас за активную работу на уроке.  Вы все старались, молодцы! А теперь вы  оцените свои действия на уроке. На партах у вас лежат смайлики. Из трех выберите тот, который соответствует вашему настроению:

Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.

Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.

Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку для 3-4 классов «Незаменимые помощники – словари»

Внеклассное занятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в начальной школе. Разработано в в форме устного журнала на основе слайдовой презентации. Реализуется компетентностный подх...

Устный журнал "Незаменимые помощники-словари"

Данная разработка с презентацией поможет учителю при проведении внеклассной работы по русскому языку, при проведении предметной недели....

Система уроков по развитию речи "Словари - наши помощники"

Выступление на ярмарке педагогических достижений...

Проект по русскому языку "Мой помощник -словарь", 2 класс

Проект содержит задания для самостоятельной работы с разными видами словарей для учащихся 2 класса....

Словарный урок «Наши помощники – словари»

Актуальность урока в том, что, организуется деятельность обучающихся так, чтобы они смогли понять, какую информацию можно получить из словарей различных типов; обучающиеся учатся пользоваться словарям...

Предметная неделя по русскому языку "Твой помощник словарь" Презентация

Презентация знакомит учащихся с видами словарей, историей их появления. Материалможно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, предметных неделях....