Конспект урока по русскому языку "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Шумейко Марина Александровна

Планируемые результаты:

Предметные

·        Формируем умение распознавать числительные среди других частей речи, определять их разряд по значению и составу.

·        Формируем навыки правописания  имен числительных.

 

 Личностные

·        Развиваем личностную саморефлексию, способность к саморазвитию, мотивацию к познанию и  целенаправленной познавательной деятельности.

 

Метапредметные

 

Регулятивные УУД

·        Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

·        Принимать и сохранять учебную задачу.

·        Выполнять учебные действия в различных формах.

·        Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

Познавательные УУД

·        Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

·        Сравнивать предметы и слова, находить их общие и отличительные признаки

·        Анализировать, классифицировать и обобщать информацию.

·        Строить логическую цепь рассуждений.

·        На основе анализа объектов делать выводы.

  • Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Работать с шифрами и кодами.
  • Составлять  определения понятий.

 

Коммуникативные УУД

·        Развиваем умение слушать и понимать других.

·        Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.

·        Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·        Оформлять свои мысли в устной  и письменной форме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislitelnoe.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Имя числительное

Цели:

формирование умения распознавать числительные среди других частей речи, определять их разряд по значению и составу;

формирование навыков правописания  имен числительных

Оборудование: 

рабочая тетрадь «Пишем грамотно», № 2, М.И.Кузнецова;

учебник «Русский язык» для 4 класса, ч. 2, авт. С. В. Иванов,

А. О. Евдокимова и др.

карточки для индивидуальной и парной работы учащихся;

карточки со словами для игры «Где число, а где предмет?»;

карточка со словарным словом миллион

                           

Планируемые результаты:

Предметные 

  • Формируем умение распознавать числительные среди других частей речи, определять их разряд по значению и составу.
  • Формируем навыки правописания  имен числительных.

 Личностные

  • Развиваем личностную саморефлексию, способность к саморазвитию, мотивацию к познанию и  целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.
  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Выполнять учебные действия в различных формах.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

  • Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  • Сравнивать предметы и слова, находить их общие и отличительные признаки
  • Анализировать, классифицировать и обобщать информацию.
  • Строить логическую цепь рассуждений.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Осуществлять синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
  • Осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
  • Работать с шифрами и кодами.
  • Составлять  определения понятий.

Коммуникативные УУД

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 
  • Оформлять свои мысли в устной  и письменной форме.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Дает эмоциональный настрой.

-Первое правило здорового образа жизни, известное в восточных странах с древности – хорошее настроение. Скажите себе «У меня будет удачный день. Я хорошо справлюсь с трудностями, спокойно, уверенно». Улыбнитесь себе, друг другу. Приложи ладони к лицу. Передай ему тепло своих рук.

Прикрепляет на доску три облачка (радостное, грустное, не выражающее эмоций).

-Посмотрите на эти облачка. Какое вам больше нравится?

-Я надеюсь, что к концу нашего урока у всех будет хорошее настроение.

Получают психологический настрой на урок. Отвечают на вопросы учителя.

II. Чистописание

Предлагает детям прочитать с доски афоризм

В. Ключевского и объяснить, как они понимают его смысл.

Уметь разборчиво писать –

 первое правило вежливости.

-Для чего нужно писать разборчиво?

Дает задание списать высказывание, соблюдая правила каллиграфии.

-Писать нужно не только разборчиво, но и грамотно.

Объясняют смысл афоризма.

Выполняют задание учителя.

III.Грамматическая разминка и определение темы урока

-Сейчас мы проведем грамматическую разминку и узнаем тему нашего сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо определить в словах  указанную часть и вписать ее в таблицу.

Корень

числовой

Окончание

секции

Суффикс

учитель

Суффикс

интересный

Окончание

солнце ярк…

       

Работают в парах по карточке. Самостоятельно определяют тему урока.

IV. Актуализация знаний учащихся об имени числительном

Предлагает вспомнить признаки имени числительного и вписать необходимые по смыслу слова. Раздает учащимся карточки (дифференцированно).

Карточка1.

        Имя числительное – это_________________, которая  называет_________________ или _____________________ и отвечает на вопросы_____________________________________.

        Имена числительные по значению бывают _______________

и ___________________________,а по строению делятся на _____________, __________________и ________________.        

Карточка 2.

        Имя числительное – это_________________, которая  называет_________________ или _____________________ и отвечает на вопросы_____________________________________.

        Имена числительные по значению бывают _______________

и ___________________________,а по строению делятся на _____________, __________________и ________________.        

Слова для справок: количество, часть речи, порядок предметов при счете, сколько? какой по счету? простые, сложные, количественные, порядковые, составные.

Организует проверку.

Вписывают нужные по смыслу слова, составляют определение имени числительного.

 

Дети, нуждающиеся в помощи, используют карточку 2 с опорными словами.

Зачитывают получившееся определение имени числительного.

V. Упражнения по распознаванию имен числительных и их разряда

1. Дает задание:

- В записанном  предложении обозначьте части речи.

-Устно докажите, что первое - это имя числительное. Определите его разряд.

2. Раздает карточки для индивидуальной работы и просит составить одно предложение с порядковым числительным, используя  слова, записанные на карточке:

Автобус, вагон, километр, месяц, класс, кабинет, задача.

Выполняют задание учителя, один учащийся работает у доски.

Составляют предложения, используя слова с карточки, записывают их в тетрадь.

VI. Словарно-орфографическая работа

1.Проводит словарный диктант:

Камыш, истина, фиолетовый, изложение, капитан, корабль,океан.

2. Просит найти новое слово, используя шифр:

1-3, 2-4, 3-4, 4-3, 5-4, 6-2, 7-5.

Демонстрирует карточку с новым словарным словом миллион.

-Это слово придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XIII веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли (что означало «тысяча») и частицы – он (соответствующей увеличительному суффиксу -ищ), новое слово. Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища»

Дает задание записать слово, подчеркнуть удвоенную согласную.

Просит определить, к какой части речи относится это слово и доказать свой ответ, подобрать однокоренные слова.

Записывают в тетради словарные слова. Проводят взаимопроверку.

Обводят в кружок по одной букве в словах в соответствии с шифром.

Выполняют задание учителя.

Рассуждают, высказывают свое мнение, доказывают правильность своего варианта ответа.

VII. Игра «Где число, а где предмет?»

Объясняет правила игры:

- По классу развешены карточки со словами (двойка, тройка, два, пара, пятак, триста, пять, пятерка, семь, восемь,  семерка, восьмушка, десять, три, десятка, семнадцать).

Задание для 1 группы: найти слова, обозначающие предмет.

Задание для 2 группы: найти слова, обозначающие число (количество) предметов.

-Какой частью речи являются слова?

Работают в группах, свободно передвигаются по классу.

Представители групп отвечают на вопрос учителя, доказывают правильность своего ответа.

VIII. Упражнение в правильном написании имен числительных

1. Дает учащимся задание:

-Нужно распределить числительные 5, 15, 50, 500, 6, 16, 60, 18, 80, 800, 900, 19, 17, 70, 700 в нужный столбик таблицы.

- По какому признаку необходимо классифицировать имена числительные?

Мягкий знак в середине слова

Мягкий знак в конце слова

2. Просит проанализировать слова, записанные в каждом столбике, и определить другой признак классификации имен числительных.

- По какому признаку можно отличить простые числительные от сложных?

-По какому признаку можно найти составные имена числительные?

-Отметьте корни имен числительных.

3.- Из слов, записанных в таблице, составьте и запишите составные имена числительные.

-Какие правила написания имен числительных пришлось вам применить?

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют самостоятельно задание в рабочей тетради «Пишем грамотно», №2, с.22.

Высказывают свои предположения.

(В 1 столбике – сложные числительные, а во 2 столбике – простые числительные.)

Двое учащихся работают у доски.

Отвечают на вопрос.

(Правописание мягкого знака, слитное и раздельное написание числительных.)

IX. Итог урока. Рефлексия

- Чему учились на сегодняшнем уроке?

- Кто чувствовал  себя уверенно?

-Кому еще предстоит поработать над своими ошибками?

-Кто запомнил высказывание В. Ключевского, которое звучало в начале нашего урока?

-Возьмите облачка и нарисуйте свое настроение.

Высказывают свои мысли.

Рисуют свое настроение.

X. Домашнее задание

Дает домашнее задание по выбору: в учебнике

 с. 61, №1 или  с. 63 №3 (трудное).

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс , программа 21 век " Написание ь знака в середине и на конце числительных"

Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, сис...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: "Правописание имён числительных"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по теме: "Правописание имён числительных"...

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя числительное" 3 класс

Конспект урока  по русскому языку на тему "Имя числительное" 3 класс...

конспект урока по русскому языку "Правописание числительных"

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Правописание числительных"...

Конспект урока по русскому языку :«Имя числительное как часть речи».4 класс

Урок проведён в 4А классе согласно рабочей программе. По счету это первый урок в системе уроков по теме "Имя числительное как часть речи". Следующий за ним урок: «Простые и соста...

Конспект урока по русскому языку "Имя числительное" 4 класс

В материале представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса...

Конспект урока по русскому языку "Имя числительное", 3 класс

Цель: Создать условия для формирования понятия часть речи - имя числительное....