Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Правописание проверяемых букв в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Данилова Галина Геннадьевна

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА.

Тип урока: закрепление  материала.

Технологии и методики: проблемные технологии, игровая (урок-игра «Редакция»), технология сотрудничества.

Цель: Ознакомление с проверкой слов с парным согласным звуком в корне.

Образовательно-развивающие задачи:

1. Уточнение знаний учащихся о правописании слов с непроизносимой согласной;

2.Обучать детей овладению последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.

3. Обогащение словарного запаса детей.

4. Развивать орфографическую зоркость.

5. Развивать фонетический слух, устную и письменную речь.

6. Развивать зрительную память, устойчивость внимания.

7. Развивать аналитическое мышление.

8. Развивать коммуникативные умения (работа в группах).

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.

3. Воспитывать чувство коллективизма и уважительное отношение к труду журналистов.

Оборудование:

1. Табличка на столе учителя «Главный редактор»; на доске «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации».

2.Компьютер

3. Мультимедиапроектор.

4. Экран.

Демонстрационный материал:

Презентация к уроку  (Power Point)

Раздаточный материал: Карточки для работы в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс: 3

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМЫХ  СОГЛАСНЫХ БУКВ В КОРНЕ  СЛОВА.

Тип урока: закрепление  материала.

Технологии и методики: проблемные технологии, игровая (урок-игра «Редакция»), технология сотрудничества.

Цель: Ознакомление с проверкой слов с парным согласным звуком в корне.

Образовательно-развивающие задачи:

1. Уточнение знаний учащихся о правописании слов с непроизносимой согласной;

2.Обучать детей овладению последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами.

3. Обогащение словарного запаса детей.

4. Развивать орфографическую зоркость.

5. Развивать фонетический слух, устную и письменную речь.

6. Развивать зрительную память, устойчивость внимания.

7. Развивать аналитическое мышление.

8. Развивать коммуникативные умения (работа в группах).

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать положительную мотивацию к учению.

2. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.

3. Воспитывать чувство коллективизма и уважительное отношение к труду журналистов.

Оборудование:

1. Табличка на столе учителя «Главный редактор»; на доске «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел информации».

2.Компьютер

3. Мультимедиапроектор.

4. Экран.

Демонстрационный материал:

Презентация к уроку  (Power Point)

Раздаточный материал: Карточки для работы в группах (Приложение 3)

1. ОРГМОМЕНТ.

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел веселый звонок

Мы начинаем наш урок.

Меня зовут Галина Геннадьевна. Я рада вас всех видеть! Я думаю, каждый из вас подарит сегодня друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне и нашим гостям. А теперь глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и огорчения. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего дня. Я желаю вам  хорошего настроения и удачи.

- Сегодня к вам на урок я пришла не одна, а кто пришел со мной на урок, вы узнаете, отгадав слово, которое я зашифровала в эту таблицу. Помощником вам будет  алфавит (цифра 2 в таблице указывает на место буквы в алфавите.) Кто догадался, какая первая буква?(Б). Работаем дальше….

2

10

12

10

15

30

Б

И

К

И

Н

Ь

-Как же зовут сказочного героя, который пришел к вам в гости? (Би кинь )

- Вот этот веселый человечек.

-  В переводе на русский язык Би кинь - Искорка и он  принес вам  детский журнал, который так и называется – « Би кинь». Вам знаком журнал? Посмотрите.

- А знаете почему журнал  носит имя этого веселого сказочного коми героя?

- Би кинь является главным редактором, фотографом и   корреспондентом   этого детского журнала.

- И сегодня на уроке он хочет не только познакомить вас со своим журналом, но и помочь вам освоить азы некоторых профессий, связанных с журналистикой.

Б Кинь предлагает провести урок  в форме деловой игры.

-Мы будем работниками редакции этого журнала и узнаем, чтобы дети могли получить такой красочный, интересный журнал, над ним должны поработать очень много людей: журналисты, художники, корректоры, печатники.

2.  РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

-Каждый журналист должен хорошо владеть информацией и уметь ее найти. Этим занимаются люди, которые работают в отделе «информации». Мы сейчас будете работниками этого отдела

- Уважаемые коллеги, откройте ваши деловые блокноты и запишите число и классная работа. (записано на доске)

-На партах у вас лежит  карточка  белого цвета, на которой записаны слова-помощники,  поработав с которой, вы сможете овладеть новой для себя информацией.

Я предлагаю вам объяснить значение слова журналист. Кто прочитает вслух?                - Слово записываем в тетрадь, ставим ударение, подчеркиваем орфограмму.

( пресса и газета) -Оцените работу своего соседа( поставьте +, если написано без ошибки и правильно выделены орфограммы)                                                                                  

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

-Журналист должен уметь правильно составлять предложения.

- Первое задание для каждого из вас : из данных  слов составьте   предложение. ?   

За редкими березками видна полоска осеннего неба.

(выслушиваю устно варианты детей.) 

-Вставьте пропущенные буквы.

-Как определить, какую согласную нужно написать в слове? (правило проговаривают).

-Какое проверочное слово можно подобрать к слову редкими…. и проговаривают все слова устно

-Записываем предложение в тетрадь, подчеркиваем орфограмму.  

Делаем вывод как надо проверять парные согласные в корне слова.

Оцените сами себя: поставьте на полях плюс, если задание выполнено без ошибки.                                                                                                                                                                                                                                      

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

-С какой орфограммой мы сейчас поработали? Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?(предположение детей)

-Кто догадался, какая тема нашего урока?(Правописание согласных в корне слова)

-Какую задачу поставим пере собой?

(закреплять умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова).

-Следующий отдел, в котором мы попробуем свои силы - называется отдел  «писем». 

5.Развитие умения применять правило.

В редакцию приходит очень много писем от детей, где они предлагают интересные игры и задания. Работники отдела «писем» отбирают самые интересные и помещают их в журнал в рубрику «Поиграем». Читая журнал, я нашла очень интересную шараду и предлагаю вам ее разгадать.

а) Вы знаете, что такое шарада? Кто затрудняется, может обратиться  к карточке-помощнице и узнать значение этого слова.

Читаю задание  

- Со звонкой на конце он значит антоним слову стар, с глухой – по наковальне скачет, звенит в ушах его удар.      Это слова молот   и   молод

- Какие буквы написаны на конце слов?(Д и Т)

- Какие звуки они обозначают? (Парные согласные.)

- Почему они называются парными? (Одинаково произносятся в слабой позиции.)

- Как проверить написание согласных на конце слова? (Надо подобрать проверочные слова……

-Какую букву напишем в конце слова молод? Почему?

Какое значение слова?(обозначает возраст человека)

- Какое проверочное слово надо подобрать к слову молод?

-Какую букву напишем в конце слова молот? Почему? (обозначает инструмент) 

-Какое проверочное слово надо подобрать к слову молот?

-Запишите слова в тетрадь и обозначьте орфограммы(поменялись тетрадками и проверили работу соседа и оценили на полях тетради)                                              

Вывод:  для проверки парных согласных надо   изменить слово или подобрать  к нему  однокоренные ….

                                       Ф   И  З   М   И   Н   У   Т   К   А

б)- Кроме шарад, в журнале встречаются и другие интересные задания- анаграммы. Вам знакомо это слово, если нет, загляните в карточку- помощницу.

Главный редактор- «Би кинь» приготовил вам одну из них.

-Кто отгадал первое слово?  сказка      загадка

- Какая буква пропущена в слове сказка?

Где находится согласные в данном слове?

( В середине слова. )

- Каким способом можно проверить написание согласных в корне слова?

(Надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

( изменяют слова, записывая их в тетрадь с комментированием и обозначением орфограммы) Так же со словом–загадка

-Оценили свою работу на полях.                                                                                           

6.РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ПРАВИЛО.

- Из отдела «писем» мы с главным редактором переходим в отдел «Корректоров»

Знаете это кто? Вам опять могут помочь толковые словарики у вас на партах. Найдите и прочитайте.

-Я предлагаю нам поработать корректорами. На каждой парте текст, который вы должны отредактировать(зеленая карточка)

Внимательно прочитайте и если найдете ошибки- исправьте.  Для того, чтобы правильно выполнить это задание – откроем учебники и еще раз прочитаем  дополнительный материал :Какие есть способы проверки парных согласных в корне слова (на стр.37)

-И так, уважаемые  работники отдела приступаем к корректированию стихотворения, которое редактор может вставить в следующий номер журнала «Би кинь».   Работаем на карточке, ручкой.

Жил один садовод

Он развел огород,

Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

- Нашли ли, вы, шибки в стихотворении? Если да, то в каких словах?( дети называют слово, какая буква пропущена, называют орфограмму и как надо подобрать проверочное слово). 

Оцените работу своего соседа.                                                                                               

7.ИТОГ РАБОТЫ.

-Наша работа в отделе подошла к концу, чтобы закрепить умения корректировать тексты, дома вы выполните задание на странице 42. упражнение 4

8. РЕФЛЕКСИЯ.

-Ребята, вам понравилось работать в редакции? Кто-нибудь из вас захотел стать журналистом …., поднимите руку.

- Как вы думаете, мы хорошо поработали, дружно? (да)

Встаньте те, у кого пять плюсов в тетради?(молодцы), четыре? Садитесь.

-А теперь покажите мне и нашим гостям, с каким настроением вы уйдете с этого урока. Для этого на ваших листочках напишите отзыв о нашем уроке и отправьте их в отдел писем для главного редактора.

- Это можно сделать одним словом: понравилось, я очень доволен, я скучал, интересный урок, узнал новое, ничего нового не узнал.

-Я тоже написала отзыв о нашей работе (креплю его на доске) Хотите узнать какой? Спасибо за урок! Мне понравилось работать с вами!

-Коллеги! Большое спасибо вам за слаженную работу. Урок окончен.

С любым делом можно справиться, если работать как мы сегодня: дружно

             Дружба в делах помощница( спрашиваю смысл пословицы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание безударных гласных в корне слова.Обобщение и закрепление изученного"

Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии использу...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание удвоенных согласных в корне слова"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: систематизировать и закреплять знания о значимых частях слова, представление о единообразии написания морфем; закреплять правописание ор...

Урок по русскому языку 2 класс «Правописание безударных гласных в корне слова»

Урок по русскому языку 2 класс «Правописание безударных гласных в корне слова»...