Конспект урока по русскому языку на тему:"Правописание безударных гласных в корне слова.Обобщение и закрепление изученного"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кошеленко  Елена  Валентиновна

Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии используются различные формы  работы для выработки навыков проверки безударной гласной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku_2_klass.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

 Открытый урок русского языка «Правописание безударной гласной в корне слова» УМК «Школа России»

Автор: Кошеленко Елена Валентиновна, учитель начальных классов, МКОУ «ЯНШ №13 г.Ялта, Республика Крым

Описание материала: данный материал будет полезен учителям начальных классов при повторении темы по русскому языку во 2 классе «Безударная гласная в корне слова».  На данном занятии используются различные формы  работы для выработки навыков проверки безударной гласной.

Тема: «Безударные гласные в корне слова. Обобщение и закрепление    

             изученного»

Цели урока:

Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

повторить ранее изученные орфограммы;

обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы; обучать использованию наиболее точных слов в выражении

своих мыслей.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся; развивать  умение  строить  предложение, составлять текст из предложений; расширять  словарный  запас, развивать самоконтроль, взаимопроверку.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу; прививать  любовь  к  природе  и бережное  отношение  к  ней, воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.

Тип: урок-закрепление.

Вид: сюжетно-ролевая игра.

Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

           

Оборудование: компьютер, телевизор, видеозапись фрагмента фильма «Времена года. Зима», загадки, словари: толковый, орфографический,  карточки с дифференцированным заданием,  схема-опора « Ёлка»,  карточки- льдинки,  карточки-снежинки, предметные  картинки,  картинки «Зима. Зимние забавы», таблички,  веер с гласными.

                             

                                             Ход  урока

  1. Организационный  момент.

- Долгожданный  дан  звонок,  начинается  урок.

  1. Сообщение темы и целей урока.

-Дети, начнём наш урок с просмотра отрывка фильма. А куда мы совершим путешествие - вы мне скажите после просмотра.

- Сегодня  мы с вами отправимся в гости к «Зимушке- зиме»

     3. Актуализация опорных знаний

 

            а) минутка чистописания

              А О Е Я И

            -Что это за буквы? ( гласные)

            -Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти  

             безударные гласные в корне надо проверять.

   

  ( стук в двери)

  Ученик:

  -А вот и наша гостья.

    Разукрасила зима:

    На уборе бахрома

    Из прозрачных льдинок,

    Звездочек- снежинок.                            

    Вся в алмазах, жемчугах,

    В разноцветных огоньках,

    Льёт вокруг сиянье,

    Шепчет  заклинанье:  

                             

    Зима(ученица в костюме зимы)

     (выход Зимы под музыкальное сопровождение)

     Зима:

    -Лягте, мягкие снега,

     На леса и на луга,

     Тропы застелите,

     Ветви опушите!

     На окошках, Дед Мороз,

     Разбросай хрустальных роз

     Лёгкие виденья,                                      

     Хитрые сплетенья.

     Ты, метелица, чуди,

     Хороводы заводи,

     Взвейся вихрем белым

     В поле поседелом!

     Спи, земля моя, усни,

     Сны волшебные храни.

     -Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Зима. Пришла к вам на урок, принесла свои  снежные задания.

        Отгадайте загадку:

            -Назовите-ка, ребятки,

             Месяц в этой вот загадке:

             Дни его всех дней  короче,

             Всех ночей  длиннее ночи,

             На поля и на луга

             До весны легли снега.

             Только месяц наш пройдёт

             Мы встречаем Новый год.    (Декабрь)

         б) Орфоепичная  минутка. Фонетическая минутка.

-Какое сегодня число? Месяц? ( …декабря)

-Что за слово декабрь? ( словарное)

-Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)

-Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)

-Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)

-Подберите проверочное слово ( декабрь, декабрьский)

-Давайте пропишем это слово целую строчку и сделаем фонетический разбор этого слова, а так же запомним пословицу с этим словом « Декабрь год кончает, зиму начинает» Запишем.

     -Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные)

     -Почему? ( Они слышатся нечётко)

     -Какое правило мы знаем?

                    Если буква гласная

                       Вызвала сомнение,

                       Ты её немедленно

                       Ставь под ударение.

в) Словарная работа.

 -Зима решила поиграть с нами и словарные слова засыпала снежинками. Давайте отгадаем, что это за словарные слова.

(со)рока, (мед)ведь, (во)рона,  (мо)роз, кла(сс), у(че)ник,(со)бака, (па)льто, (ко)ньки, Ро(сс)ия.

г) Развитие речи.

- Зимушка-волшебница и сейчас мы с вами  очутились в «Царстве Льдов».

-У каждого на парте появилась льдинка. На льдинках написаны предложения и в них есть слова с пропущенными безударными гласными. Требуется вставить эту гласную и написать проверочное слово.

1  вариант- Наступили сильные х_лода (………).

2  вариант- Снег завалил с_довые (……….) дорожки.

3  вариант- Птицы з_мой (………) голодают.

4  вариант- Дети устроили для них к_рмушки (……….).

5  вариант- Девочки   насыпали с_мена (…….) тыквы.

6  вариант- Г_лодные (……..) птицы быстро склевали корм.

-Проверим. Какие буквы вставили?

-Прочитайте предложения по порядку.

-Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу)

-Озаглавим текст. (Птицы зимой).

4. Физкультурная минутка.

            А сегодня у зимы новоселье.

            Мы с тобой приглашены на веселье.

            Дом построим из сугроба.

            Чтобы сильным быть и ловким,

             Приступаем к тренировке.

             -А какой вышины?

              Вот такой вышины.

              Белый коврик у порога.

              -А какой ширины.

              Вот такой ширины.

              Погляди-ка потолки ледяные,

              Высоки-превысоки кружевные!

              Мы по лестнице шагаем,

              Выше ноги поднимаем,

              Двери комнат отворяем,

              Справа-хлоп, слева- хлоп.

              Здравствуй, Зимушка –Зима!

              Принимать гостей пора!

5. Работа над новым материалом.

Зима:- Первые гости у меня уже были. Отгадайте кто?

             Гость гостил, мост мостил

             Без топора, без клиньев.

             Лихо смастерил.   (Мороз)

-Но Мороз пришёл не один, а со своими родственниками.

 Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить, морозильник.

-Какие это слова? Докажите. Запишите. Выделите корень в каждом слове.

-Поставьте ударение в каждом слове.

           Холод, холодный, похолодало, холодильник, холодок, холодище.

            -Какие это слова?  Докажите, Выделите корень.

            -Поставьте ударение в каждом слове.

            -А в каком слове гласная о слышится чётко?

            -Это проверочное слово.

            -А остальные слова  в слабой позиции.

            -Вспоминаем стишок о гласной.

           6. Первичное закрепление.

              а) Работа с однокоренными словами.

             -Подберите однокоренные слова к слову

               Снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежный, снегирь, снегопад,

               Снегурочка.

               -Поставьте ударения в словах.

               - В каких словах гласная безударная?

             -Какие слова можно считать проверочными?

                  (снег, снежный, подснежник)

                 б) Работа с карточками-снежинками. (у каждого ученика)

                 -Ребята, осенью колхозники  посеяли озимую пшеницу, она взошла, и к

                  лету травка должна вызреть, но у Зимы много работы и она просит нас

                  потеплее укрыть молодую зелень снежинками. А для этого мы должны

                  правильно поднимать снежинки с  гласными буквами (а, о, и, е, я). Будьте

                  внимательны.

                   Гр(и,е)бы, м(а,о)ря, сл(е,и)ды, тр(а.о)ва, д(е,и)ла, гр(я,е)да, л(и,е)сты,

                   г(а,о)ра, хл(е,и)ба,  д(а,о)лёкий, в(е, и)дро, п(я,е)тно.

                    -Укрываем поле теперь снежинками.

                    -Ну вот теперь у нас « Много снега- много хлеба» будет. Запишем

                     пословицу в тетрадь

               7. Вторичное закрепление.

                     Ученик читает стихотворение С. Михалкова « В снегу стояла ёлочка»

                           В снегу стояла ёлочка-

                           Зелёненькая чёлочка,

                           Смолистая,

                           Здоровая,

                           Полутораметровая.

                           Произошло событие

                           В один из зимних дней:

                           Лесник решил срубить её!-

                           Так показалось ей.

 

                           Она была замечена,

                            Была окружена…

                            И только поздним вечером

                            Пришла в себя она.

                            Какое чувство странное!

                            Исчез куда-то страх…

                            Фонарики стеклянные

                             Горят в её ветвях.

                             Сверкают украшения-

                             Какой нарядный вид!

                             При этом, без сомнения,

                             Она в лесу стоит.

                            Несрубленная! Целая!

                             Красивая и крепкая!..

                             Кто спас, кто разодел её?

                             Сынишка лесника!

           - О каком событии идёт речь в стихотворении?  (Новый год)

           - Что является главным украшением праздника?  (Ёлка)

           - Давайте украсим нашу ёлку игрушками, но только теми, название которых

              мы проверим:

               Зв(е,и)зда, ш(а,о)ры, св(е,и)ча, с(о,а)ва, сн(е,и)жинка, гр(и,е)бок,    

               к(о,а)локольчик, ог(о,а)ньки, фл(а,о)жок, Дед М(о,а)роз,  сн(е,и)жок,

     

          8. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

- Молодцы. Хорошо поработали .
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?

 -Какие пословицы вы запомнили?      
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли? 
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение. 
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)

- Давайте попрощаемся с нашей гостьей Зимой.

             

           

                   

                 

           

               

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Цели: расширить знания  о безударных гласных в корне слова; учиться видеть орфограмму, сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся....

Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Урок -путешествие .Тема"Правописание безударных гласных в корне слова"...

урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Открытый урок, проведенный во 2 классе, направлен на повторение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова....

Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

Урок по программе "Школа России" в соответствии с ФГОС. Учашиеся учатся различать произношение и написание слов с безударной гласной в корне, находить способ проверки орфограммы, чётко ...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...