Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме

Пояснительная записка и рабочая программа для 3 класса по русскому языку по   УМПК "ШКОЛА 2100"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

                

УТВЕРЖДАЮ

        Директор МБОУ Видновской  СОШ №2

              «___»__________2013г.  

_________/Т.А.Самохина/

Рабочая программа учебного курса

«Русский язык»

(базовый уровень)

для  3 класса А

Составитель: учитель начальных классов

МБОУ Видновской СОШ № 2

Ленинского муниципального района

Дронникова Елена Ивановна.

2013 г.

г.Видное

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык» для  3 А класса составлена в соответствии с требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся

3-го класса Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева, О. В. Прониной (М.: Баласс, 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса.

Общая характеристика

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе – развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения письма, слушания, говорения; формирования элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого назначение курса «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечит языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. 

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке; 5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.

Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Основное содержание Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся отражено в рабочей программе.

Основные цели и задачи

Цель курса русского языка в начальной школе: развитие и формирование всесторонне образованной и инициативной личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

 5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи второклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:

  • количественное (в ходе образования сов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального  словаря детей;
  • развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
  • развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений, небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой;
  • обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию.
  • обучение каллиграфии ведётся на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствования навыков письма в одну линейку.

Количество часов, на которое рассчитана данная программа 

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы на обучение  русскому языку учащихся 3 класса   отводится  175 часов, 5 часов в неделю. Дополнений и изменений нет. Рабочая программа реализует цели и задачи Образовательной программы школы.

Количество контрольных работ

В программу включено:

  • контрольных диктантов - 9;
  • контрольных списываний - 2.

А так же:

 

  •  творческих работ – 4;
  • сочинений – 4;
  • обучающих изложений – 2;
  • свободных диктантов – 6;
  • обучающих проверочных работ – 12 ч.

Основное содержание

 Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой курса.

3-й класс
175 ч (5 часов в неделю)

Вводный урок (1 ч)

Повторение. (10 ч)

Слово. (113 ч + 11 резервных уроков)

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне – 5 часов

Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова – 2 часа

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Удвоенные буквы согласных в корне слова – 8 часов

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне).

2 резервных урока

Буквы непроизносимых согласных в корне слова – 8 часов

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

Безударные гласные  в корне слова - 5 часов

Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

Сложные слова и их правописание – 5 часов

Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Части слова. Приставка – 1 час

Безударные гласные  в приставках – 3 часа

2 резервных урока

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки  и корня – 2 часа

Разделительные ъ и ь – 5  часов

Части слова. Окончание и основа – 2 часа

Основа слова и окончание - 2 часа

Части слова. Суффикс – 2 часа

Разбор слова по составу – 4 часа

Части речи в русском языке – 1 час

Имя существительное как часть речи – 2 часа

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – 3 часа

3 резервных урока

Род имён существительных – 3 часа

Число имён существительных – 4 часа

Словообразование имён существительных – 8 часов

Местоимение как часть речи – 6 часов

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Имя прилагательное как часть речи – 4 часа

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных – 4 часа

Разбор имён прилагательных по составу – 4 часа

2 резервных урока

Глагол как часть речи – 4 часа

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Правописание частицы не с глаголами – 2 часа

Неопределённая форма глагола – 7 часов

Наречие как часть речи – 2 часа

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

Повторение и обобщение знаний по разделу «Слово» - 5 часов.

2 резервных урока

Предложение (24 часа + 2 резервных урока)

Виды предложений по цели высказывания и интонации - 3 часа

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Главные и второстепенные члены предложения – 6 часов

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения с однородными членами – 8 часов

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Простые и сложные предложения – 7 часов

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

2 резервных урока

  • Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. 
  • Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
  • Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

 

Повторение (7 часов + 5 резервных уроков)

Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные  Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по математике и авторской программой курса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

по данной программе

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных,  предметных и личностных результатов.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • уметь задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
  • производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
  • видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
  • находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
  • определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
  • разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
  • видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
  • составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
  • осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
  • читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
  • читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
  • письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

 



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

 № п/п

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

План и сроки прохождения программы

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове

Что такое «слово»?

звук, буква, слово

Знакомиться с  новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику.

Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

2.09 День Знаний

3.09

Повторение - 10 часов

2  - 3

Что мы знаем о тексте

Что мы знаем о тексте?

текст, заголовок, вступление, основная часть, заключение, тема

Отличать текст от  набора предложений, записанных как текст.

Составлять устный рассказ «Что  я знаю  о тексте»; сопоставлять содержание своего  рассказа и рассказов одноклассников.

См. выше

4.09-5.09

4

Что мы знаем о слове, предложении, тексте

Что можно прочитать «между строк»?

основная мысль текста

6.09

5

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами?

орфограмма

опознавательные признаки орфограмм

9.09

6-7

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

Как обнаружить орфограмму в слове? Как графически обозначить орфограмму?

10.09-11.09

8

Развитие умения писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы

12.09

9

Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание 

Когда пишется заглавная буква в словах?

заглавная буква, строчная буква

13.09

10

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

Когда пишется заглавная буква в словах?

16.09

11

Контрольный диктант № 1

17.09

Слово – 108 часов (+11 резервных уроков)

 Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне – 5 часов

12

Повторение  понятий  «корень  слова»,  «однокоренные  слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

Что такое «корень слова» и «однокоренные  слова»?

корень слова, однокоренные  слова, чередующиеся согласные

Классифицировать изученные орфограммы (буквенные –  небуквенные; буквы гласных,  буквы согласных, буквы ъ и ь).

Находить  в   словах  изученные  орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически    обозначать   выбор     написания, писать графические диктанты.

Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму.

См. выше

18.09

13

Однокоренные слова   с  чередующимися согласными звуками  в корне

Как находить однокоренные слова с чередующимися согласными звуками  в корне?

19.09

14

Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

Как составлять связный текст из деформированных предложений?

связный текст,   деформированныепредложения

См. выше

20.09

15

Правописание  проверяемых   букв    согласных  в   корне  слова

(в конце и в середине слова)

Как проверить и написать орфограмму-букву согласного в корне слова?

орфограмма-буква

23.09

16

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

24.09

 Правописание проверяемых букв согласных в корне слова – 2 часа

17

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова  и графически обозначать орфограмму

Как находить орфограмму-букву согласного в словах, правильно её писать и графически обозначать?

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Находить  корень в  группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из  деформированных предложений.

См. выше

См. выше

25.09

18

Обучающая проверочная работа № 1

См. выше

См. выше

26.09

Удвоенные буквы согласных в корне слова – 8 часов

19

  Словарный диктант Удвоенные буквы согласных в корне слова. Понятие об удвоенных буквах

Как отличать слова с удвоенной согласной в корне слова? Как переносить слова с удвоенной согласной буквой в корне слова?

удвоенная согласная буква

Осознавать, что удвоенная буква согласного обо- значает один   долгий звук,  отражать это  при фонетическом разборе слова.

См. выше

См. выше

27.09

20

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа

Участвовать в  «открытии» и  формулировании орфографических  правил,  работать в  группе (паре), представлять  результат работы в  виде текста, схемы, опорных сигналов.

См. выше

 

См. выше

30.09

21-22

Повторение по теме «Удвоенные согласные в корне слова». Обучающая проверочная работа № 2

01.10-02.10

23

Удвоенные буквы согласных в корне слова.

03.10

24

Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Диктант с подготовкой

04.10

25

Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Развитие речи. Обучающее сочинение

14.10

26-27

Резерв

2 часа

28

Повторение по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова».

Обучающая проверочная работа

15.10

Буквы непроизносимых согласных в корне слова – 8 часов

29

Наблюдение за  словами с непроизносимым согласным звуком в корне

Как обнаружить орфограмму «Непроизносимые согласные  звуки в корне слова»?

непроизносимые согласные  

Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические ошибки.

См. выше

См. выше

16.10

30

Правило  правописания  букв,  обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

17.10

31

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам)

Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами.

18.10

32

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

Как отличить слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный?

Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические ошибки.

См. выше

См. выше

21.10

33

Формулирование обобщённого правила  правописания  проверяемых букв  согласных в корне слова

Как различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать, объяснять выбор написания?

орфограмма

Формулировать обобщённое правило правописания  букв,  обозначающих согласные звуки  на конце и в середине слова.

22.10

34

Повторение по теме «Правописание согласных в корне слова». Обучающая проверочная работа № 3

23.10

35

Контрольный диктант № 2

24.10

36

Работа над ошибками «Пишу правильно»

См. выше

25.10

Безударные гласные  в корне слова - 5 часов

37

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова? Как составить алгоритм написания безударных гласных в корне и пользоваться им?

ударение, безударные гласные, алгоритм

Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать  несоответствие произношения и написания.

Участвовать в  «открытии» и  формулировании орфографических  правил,  работать в  группе (паре), представлять  результат работы в  виде текста, схемы, опорных сигналов.

Находить в словах изученные орфограммы по их  опознавательным признакам,  правильно писать  слова,  графически  объяснять выбор написаний, находить и  исправлять орфографические  ошибки.

См. выше

См. выше

28.10

38

Упражнения в написании слов  с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант

29.10

39

Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова…». Обучающая проверочная работа № 4

30.10

40

Словарный диктант. Р/р Сочинение по опорным словам

31.10

41

Контрольный диктант № 3

01.11

Сложные слова и их правописание – 5 часов

42

Знакомство с понятием «сложные слова»

Что такое  «сложные слова»?

сложные слова

Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух  корней и соединительной буквы о (е).

Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается  из  значения  двух корней.

Использовать в речи  и правильно писать сложные   слова   разных  тематических  групп,  в  том числе характеризующих человека (внешность, характер).

См. выше

См. выше

05.11

43

Соединительные буквы о и е в сложных словах Образование сложных слов

Как соединяются части сложного слова? Как правильно выбрать  букву соединительного гласного о или е? Как образуются «сложные слова»?

соединительные гласные

06.11

44

Сложные слова  – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи  для  характеристики людей

Где используют в речи «сложные слова»?

07.11

45

Употребление в речи  и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант

08.11

46

Повторение по теме « Сложные слова» Обучающая проверочная работа № 5

11.11

Части слова. Приставка – 1 час

47

Приставка, её роль в слове  (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в  словах приставки

  Что такое приставка и для чего она служит? Как находить приставку? Как различать приставку и предлоги? (повторение)

приставка

Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги.

См. выше .

См. выше

12.11

 Безударные гласные  в приставках – 3 часа

48-49

Правописание безударных гласных в    приставках

Как пишутся безударные гласные в приставках?

приставка

Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так  как ... поэтому пишется слитно; по  –  это  предлог, так   как  ...  поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел).

См. выше

См. выше

13.11-14.11

50

Приставки про-  и пра-, по- и па-, их правописание

Как различать приставки про-  и пра-, по- и па и их правильно писать?

значение приставок

Различать приставки по- и па-, про- и пра-.

15.11

51-52

Резерв

2 часа

Удвоенные буквы согласных на стыке приставки  и корня – 2 часа

53

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня?

приставка, корень

Различать и правильно писать слова  с удвоен- ной  буквой согласного в корне и  на  стыке при- ставки и корня.

См. выше

См. выше

25.11

54

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

Как различать  правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне(в словарных словах) и на стыке приставки и корня?

приставка, корень

Анализировать состав  слова, осознанно выби- рать  разделительный ъ или  ь, исходя из состава слова  и фонетических опознавательных признаков.

См. выше

См. выше

26.11

 Разделительные ъ и ь – 5 часов

55

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь

Как различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й]? Как обнаружить орфограммы «Разделительный ъ» и  и «Разделительный ь» и правильно их писать?

разделительные ъ и ь

См. выше

 

См. выше

 

 

См. выше

 

 

27.11

56

Повторение по теме  «Разделительные Ъ и Ь . Обучающая проверочная работа № 6

28.11

57

Правописание слов с разделительными ъ и ь

29.11

58

Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ.

Р/р Свободный диктант

02.12

59

Контрольный диктант № 4

03.12

Части слова. Окончание и основа – 2 часа

60

Понятие об окончании и основе слова

Как найти в слове окончание и основу?

окончание, основа слова

Выделять в слове  окончание и основу, действовать  по алгоритму.

Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

См. выше

См. выше

04.12

61

Развитие умения находить в слове окончание

Как различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень, суффикс, графически их обозначать?

05.12

 Основа слова и окончание - 2 часа

62

Как найти в слове основу

Как найти в слове окончание и основу?

окончание, основа слова

Выделять в слове  окончание и основу, действовать  по алгоритму.

Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

См. выше

См. выше

06.12

63

Развитие умения находить в слове окончание и основу

Как работать со схемами состава слов, подбирать слова к схемам, выделять окончание и основу, части слов (морфемы) внутри основы?

09.12

Части слова. Суффикс – 2 часа

64

Суффикс и его роль  в слове

Какова роль суффикса в слове? Какие значения бывают у суффиксов?

суффикс

Выделять в слове  окончание и основу, суффикс, действовать  по алгоритму.

Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

См. выше

См. выше

10.12

65

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

Какие смысловые оттенки бывают у суффиксов?

11.12

 Разбор слова по составу – 4 часа

66

Составление слов по схемам. Порядок разбора слова  по составу

Как разбирать слово по составу на основе словообразовательного анализа? Как читать схемы слова и подбирать слова к заданным схемам?

приставка, корень, суффикс, окончание, основа

Систематизировать знания  о  составе слова   в виде схемы, таблицы.

См. выше

См. выше

12.12

67

Контрольное списывание  

13.12

68

Упражнения в разборе слов по составу

Как составить схему разбора слова по составу? Как подбирать слова к заданным схемам?

приставка, корень, суффикс, окончание, основа

16.12

69

Повторение по теме «Разбор слова по составу». Обучающая проверочная работа № 7

17.12

Части речи в русском языке – 1 час

18.12

70

Части речи  в русском языке

По каким признакам классифицируют части речи? Как группируют слова по этим признакам? Как выявлять разницу между частями речи?

части речи

Выделять  в  предложении самостоятельные и служебные части речи.

См. выше

См. выше

Имя существительное как часть речи – 2 часа

71

Определение имени существительного

По каким признакам определяют имя существительное?

имя существительное

Составлять в группе обобщённую схему «Части речи»,  сопоставлять свой  вариант с  вариантом учебника.

Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять  грамматические   признаки   имён существительных.

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за  использованием имён  существительных в речи.

См. выше

См. выше

19.12

72

Роль  имён   существительных  в  речи.  Р/р  Творческая  работа:

составление текста

Какова роль имён существительных в речи? Как находить имена существительные в тексте?

См. выше

См. выше

20.12

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – 3 часа

73

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?

имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые

Определять начальную форму имени существительного.

Наблюдать за  использованием имён  существительных в речи.

 

См. выше

 

См. выше

 

23.12

74

Имена существительные в речи

Как определять тематические группы одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить их в тексте и употреблять в речи?

24.12

75

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

Что мы знаем об именах существительных?

25.12

76-78

Резерв

3 часа

 Род имён существительных – 3 часа

79

Имена существительные мужского, женского и среднего рода

Что такое «род имён существительных»? как определять род имён существительных?

род имён существительных

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу –  составление текста-описания  с помощью имён  существительных

См. выше

См. выше

09.01

80

Род – постоянный признак имён  существительных

Как определять род имён существительных, в том числе заимствованных, на основе синтаксических признаков – характера окончаний зависимых слов?

10.01

81

Окончания имён  существительных мужского, женского и среднего рода

Как анализировать окончания существительных разных родов, определять основные признаки имён существительных – одушевлённость/неодушевлённость и род, мотивировать их выбор?

признаки имён существительных – одушевлённость/неодушевлённость и род

13.01

Число имён существительных – 4 часа

82

Изменение имён  существительных по числам

По каким признакам различают единственное и множественное число имён существительных?

единственное и множественное число имён существительных

Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу –  составление текста-описания  с помощью имён  существительных

См. выше

См. выше

14.01

83

Образование множественного числа имён  существительных

Как определять число имён существительных и изменять имена существительные  по числам?

15.01

84

Окончания имён  существительных в единственном и во множественном числе

Как определять число, образовывать форму множественного числа от единственного и единственного от множественного, подбирать существительные единственного и множественного числа, выделять окончания?

16.01

85

Разбор имени существительного как части речи

Как определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи?

постоянные/непостоянные признаки существительного

Анализировать  имена существительные: называть  их  грамматические признаки в определён- ной  последовательности (выполнять морфологический разбор).

17.01

 Словообразование имён существительных – 8 часов

86

Образование  имён   существительных  с   уменьшительно-ласкательным значением

Как установить способ образования имён существительных, определять значение суффиксов, образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением?

значения суффиксов (уменьшительно-ласкательное значение)

Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость  использования таких слов  для  успешного общения.

Разбирать имена существительные по  составу, соотносить слово со схемой.

См. выше

См. выше

20.01

87

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

Как образовывать различные формы мужских и женских имёни правильно использовать их в речи?

См. выше

См. выше

21.01

88

Образование имён  существительных от основ существительных и глаголов

Как образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы, с помощью которых образуются существительные от этих основ, определять значение суффиксов?

  приставка, корень, суффикс,  окончание, основа

Продуцировать связное высказывание на  грамматическую тему  («Что  я знаю  об именах суще- ствительных»,  «Опираясь  на  знания об  именах существительных, я умею...»).

Письменно  пересказывать  текст-повествование с  элементами  описания  (писать  обучающее по- дробное  изложение текста).

Сочинять сказку,  используя  имена  существительные с различными суффиксами.

См. выше

См. выше

22.01

89

Р/р Сочинение сказки с использованием имён  существительных с различными суффиксами

Как создавать тексты с использованием «необычных» слов. Образованных разными суффиксами?

23.01

90

Разбор имён  существительных по составу

Как разбирать устно и письменно имена существительные по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа)? Каков правильный порядок и графическое оформление разбора по составу? Как подбирать слова к заданным схемам?

24.01

91

Р/р Обучающее изложение «Мурлыка»

Как письменно пересказать прослушанный и зрительно воспринятый текст, включающий слова с изученными орфограммами- буквами согласных в корне?

См. выше

См. выше

27.01

92

Употребление имён  существительных в речи

Как составить и записать собственные тексты с использованием имён существительных, определить их роль в тексте; как грамотно оформить текст в соответствии с изученными правилами письма?

28.01

93

Повторение. Обучающая проверочная работа № 8

29.01

 Местоимение как часть речи – 6 часов

94

Понятие о местоимении. Личные местоимения

По каким признакам отличают местоимение как часть речи, как находить местоимение в тексте, отличать от имён существительных?

местоимение, личные местоимения

Отличать  местоимения от  слов  других частей речи.

Заменять в тексте местоимения именами суще- ствительными и наоборот (элементы редактирования).

Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль  личных местоимений в речи. Продуцировать текст с  использованием  местоимений (сочинение «О себе»).

См. выше

См. выше

30.01

95

Местоимения 1,  2,  3-го  лица.  Правописание предлогов с  местоимениями

Как различать местоимения 1, 2, 3 лица, образовывать формы личных местоимений и устанавливать соотношение между начальной и другими формами; отличать местоимения от слов других слов других частей речи?

31/01

96

Разбор местоимения как части речи

Как определять признаки местоимений? Как составить алгоритм разбора местоимения как части речи и умений проводить его в нужной последовательности?

03.02

97

Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе»

Как оформлять свои мысли в устной и письменной форме, адекватно использовать языковые средства для решения коммуникативно-речевых задач?

04.02

98

Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок»

Как составить устное высказывание на грамматическую тему, свободно записать текст с использованием местоимений?

05.02

99

Повторение. Обучающая проверочная работа № 9

06.02

Имя прилагательное как часть речи – 4 часа

100

Определение имени прилагательного

По каким признакам отличают имя прилагательное? Как подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного?

имя прилагательное

Группировать слова  по частям речи.

Находить  в  тексте  имена  прилагательные  по вопросу.

См. выше

 

См. выше

7.02

101

Роль имён  прилагательных в речи. Связь имён  прилагательных с именами существительными

Как соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи?

10.02

102

Роль имён  прилагательных в речи

Как согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных?

11.02

103

Разбор имени прилагательного как части речи

Как производить разбор имени прилагательного как части речи  в соответствии с заданным порядком?

12.02

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных – 4 часа

104

Окончания имён  прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

В чём особенность окончаний имён прилагательных? Как находить и выделять окончания имён прилагательных и определять их родо-числовую принадлежность?

имя прилагательное, род, число имен прилагательных

Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён  прилагательных. (П) Различать  текст-повествование  и  текст-описание.  (П)

Выделять   в    предложении   словосочетания прил. +  сущ., ставить вопрос  от имени существительного к имени прилагательному. Называть  признаки  имени  прилагательного (морфологический разбор).

 

См. выше

См. выше

13.02

105

Как проверить правописание букв  безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных

Как проверить правописание букв  безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных?

орфограмма – безударное окончание прилагательного, антонимы

14.02

106

3 триместр

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён  прилагательных. Знакомство с антонимами

Как писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написания? Что такое антонимы и какова их роль в речи? Как находить прилагательные-синонимы и антонимы в тексте, определять их роль в речи, совершенствовать свою устную и письменную речь?

24.02

107

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

26.02

 Разбор имён прилагательных по составу – 4 часа

108

Словообразование имён  прилагательных. Р/р Сочинение по опорным  сочетаниям слов

Как образовываются имена прилагательные от основ имён существительных и прилагательных. Как устанавливать способ образования, определять значение, которое вноси суффикс? Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса? Как создавать текст по опорным сочетаниям прил.+сущ.

словообразование имён прилагательных

Продуцировать текст-описание по опорным словам.

Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П)

Проверять  написание  безударного  окончания имени прилагательного с помощью вопроса.

См. выше

См. выше

27.02

109

Обучающая проверочная работа № 10

28.02

110-111

Резерв

2 часа

112

Разбор имён  прилагательных по составу

Как разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ. Анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста?

Разбирать по составу имена прилагательные.

03.03

113

Контрольный диктант № 5

04.03

 Глагол как часть речи – 4 часа

114

Определение глагола как части речи

Что мы знаем о глаголе? Какие значения бывают у глаголов? Как находить глаголы в тексте и выявлять их роль?

глагол

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые  знания о грамматических признаках глаголов.

См. выше

См. выше

05.03

115

Изменение глаголов по временам

Как находить глаголы в тексте, определять их время, изменять глаголы по временам?

глагол, времена глагола,

пошедшее время глагола

Образовывать и употреблять в речи  глаголы в различных формах времени.

Выделять суффикс -л- в форме  прошедшего времени  глагола.

См. выше

См. выше

06.03

116

Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

Как отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса – л -, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам?

07.03

117

Изменение глаголов по числам

Как определять время и число глаголов, изменять глаголы по числам?

11.03

 Правописание частицы не с глаголами – 2 часа

118

Употребление частицы  не  с  глаголами.  Правило правописания частицы не с глаголами

Как пишутся глаголы с частицей не-? Как графически обозначит эту орфограмму?

частица, отрицательная частица не-

Определять изученные грамматические признаки глагола.

Накапливать опыт  употребления в речи  различных  глагольных форм.

См. выше

См. выше

12.03

119

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант

Как пишутся глаголы с частицей не-? Как графически обозначит эту орфограмму?

орфоргамма-пробел

13.03

 Неопределённая форма глагола – 7 часов

120

Понятие о неопределённой форме  глагола

Что такое «неопределённая форма глагола»? как отличать неопределённую форму  глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам –ть, - ти, -чь?

неопределённая форма глагола

Выделять  начальную  (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.

 

См. выше

 

См. выше

14.03

121

Р/р Контрольное изложение

17.03

122

Неопределённая форма глагола.  Правописание ь в глаголах неопределённой формы

Как определять форму глагола, ставить глагол в неопределённую форму, писать слова с орфограммой-буквой ь в неопределённой форме глагола на чь-?

18.03

123

Контрольный диктант № 6

19.03

124

Образование форм  времени от неопределённой формы глагола

Как определять форму глагола, образовывать разные формы времени, устанавливать зависимость количества форм времени от вопроса (вида глагола)?

Наблюдать за ролью  глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П)

20.03

125

Разбор глагола как части речи

Как производить разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком?

алгоритм

Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи

21.03

126

Повторение. Обучающая проверочная работа № 11

24.03

Наречие как часть речи – 2 часа

127-128

Понятие о наречии как части речи

Что такое «наречие»? каковы отличительные признаки наречия как части речи, как отличать наречие от других частей речи?

наречие

Определять изученные грамматические признаки наречия.

См. выше

См. выше

25.03-26.03

Повторение и обобщение знаний по разделу «Слово» - 5 часов

129

Повторение по теме «Слово».  Корень слова, однокоренные слова

Что такое «корень слова» и «однокоренные  слова»? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимый согласный в корне слова?

Уметь находить изученные орфограммы в словах и пользоваться алгоритмом проверки

27.03

130

Безударные гласные в корне слова

28.03

131

Чередование согласных в корне слова

31.03

132

Правописание проверяемых букв  согласных в корне слова

07.04

133

Непроизносимые согласные в корне слова

08.04

134-135

Резерв

2 часа

Предложение – 24 часов

Виды предложений по цели высказывания и интонации - 3 часа

136

Виды  предложений по цели высказывания

Как определять вид предложения по цели высказывания и выбирать завершающий знак?

предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные

Различать виды  предложений по цели высказывания.

Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и  невос- клицательные.

Накапливать опыт  постановки логического ударения.

См. выше

См. выше

09.04

137

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

Для чего служит «логическое ударение»? как отличать обычное, фразовое ударение от логического?

  фразовое и логическое ударение  

10.04

138

Восклицательные и невосклицательные предложения

Как характеризовать предложение по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным основаниям ( по цели и по интонации)?

предложения: восклицательные/невосклицательные

11.04

Главные и второстепенные члены предложения – 6 часов

139

Грамматическая основа  предложения. Подлежащее и сказуемое

Что такое «грамматическая основа (подлежащее, сказуемое) предложения»? Как находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого?  Как  различать члены предложения, отвечающие на вопрос что?

грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое)

Различать  слово, словосочетание и  предложение.

Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически.

Различать грамматическую основу  и  второстепенные члены предложения.

Устанавливать грамматические связи в слово- сочетании с помощью вопросов.

См. выше

См. выше

14.04

140

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

15.04

141

Понятие о второстепенных членах предложения

Что такое «второстепенные члены предложения» и какова их роль в предложении? Как отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов?

второстепенные члены предложения

16.04

142

Составление схем предложений и предложений по схемам

Как различать понятия «часть речи» и «член предложения»? Как представлять предложения с второстепенными членами в виде схем, составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в схемах предложения?

часть речи и член предложения

 

17.04

143

Предложения распространённые и нераспространённые

Как различать распространённые и нераспространённые предложения? Как преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые и наоборот?

См. выше

 

См. выше

 

18.04

144

Разбор предложений

Как произвести синтаксический разбор предложения в соответствии с разработанным порядком, по образцу?

21.04

Предложения с однородными членами – 8 часов

145

Однородные подлежащие и сказуемые

Что такое «однородные члены предложения»? как находить однородные подлежащие и сказуемые?

однородные члены предложения

Разделять непунктированный текст на  предложения.

Совместо  обсуждать порядок действий при  синтаксическом   разборе  простого  предложения. Использовать   этот     порядок   при     разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и  сокращать предложение  до основы, сравнивать смысл.

Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами.

Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать  предложения  с  однородными членами.

Накапливать  опыт    нахождения  в   тексте  и использования в речи  таких предложений. Наблюдать за  ролью   разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами.

См. выше

См. выше

22.04

146

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

Как находить однородные члены предложения и составлять их графические схемы?

23.04

147

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

Как устанавливать соответствие предложений с однородными членами и графические схемы, как составлять предложения с опорой на схемы? Как определить ставить или не ставить запятую в предложении с однородными членами с опорой на схемы предложений?

24.04

148

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

Как составлять предложения к графическим схемам, анализировать постановку знаков препинания на основе графических схем?

25.04

150

Главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения. Определение однородных членов предложения

Как находить однородные члены предложения среди главных и второстепенных членов предложения, как обозначать их графически? Как объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными главными и второстепенными членами предложения?

главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения

См. выше

См. выше

28.04

151

Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум)

Как находить, выделять, графически обозначать однородные члены предложения? Как ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами?

главные  и  второстепенные  однородные  члены  предложения

См. выше

См. выше

29.04

152

Контрольный диктант № 7

30.04

153

«Пишу правильно» Работа над ошибками

05.05

Простые и сложные предложения – 9 часов

154

Понятие о простом и сложном предложении

Как различать простое и сложное предложение?

простое и сложное  предложения

Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая  основа   –  две  грамматические основы). (П)

Накапливать опыт  постановки запятой и  употребления в речи  сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать   сложные   предложения   (по схеме, по данному началу). (П)

Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя.  (П)

См. выше

См. выше

06.05

155

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема  сложного предложения

Как находить сложное предложение, отличать сложные предложения от простых, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам? Как расставлять знаки препинания в сложном предложении?

07.05

156

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

Как различать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, как правильно их оформлять?

См. выше

См. выше

08.05

157

Запятая в  простом предложении  с  однородными членами  и  в сложном предложении.  Р/р Свободный диктант

Как расставлять знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами? Как свободно изложить текст с использованием изученных синтаксических конструкций?

простое и сложное  предложения, однородные члены

12.05

158

Разбор простого и сложного предложений

Как производить синтаксический разбор в соответствии с заданным порядком?

13.05

159

Повторение по теме «предложение». Обучающая проверочная работа № 12

14.05

160-161

Резервные  уроки  по  разделу  «Предложение»,  планируются  по усмотрению учителя

15.05-16.05

162

Контрольное списывание

19.05

Повторение – 12 часов

20.05

163

Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи.  

Что мы знаем о слове, предложении, тексте?

слово, предложение, текст

Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц.

См. выше

См. выше

21.05

164

Повторение изученных орфограмм и состава слова

Как группировать и классифицировать изученные орфограммы? Как обнаружить изученные орфограммы в словах и применить правило написания?

орфограмма, орфографическое правило

См. выше

См. выше

22.05

165

Контрольный диктант № 8

23.05

166

Повторение по теме «Предложение».

«Пишу правильно»

26.05

167

Повторение по теме «Предложение». Простое и сложное предложение

27.05

168

Итоговая контрольная работа

28.05

169

Работа над ошибками. «Пишу правильно»

170-175

  Резерв Повторение (по усмотрению учителя)

29.05

Перечень учебно-методического обеспечения  

Литература  для учителя

  1.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  3. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

4. Рабочие программы. 3 класс. Пособие для учителей. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

5. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2013, 192с.

6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. Пособия  в  виде карточек к учебнику «Русский язык» - М.: Баласс, 2013.

Литература  для учащихся:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2013. – 176 с., ил.
  2. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс – М.: Баласс, 2013. – 48 с.
  3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса/Серия «Свободный ум» - М.: Баласс, 2013. – 96 с., ил.

4.Яковлева М.А.  Тетрадь для чистописания. 3 класс. – М.: Баласс, 2013.

 Технические средства 

  • АРМ учителя: документ-камера. МФУ.  Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Система опроса и тестирования. CD диски        
  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.

 СОГЛАСОВАНО

                        Протокол  заседания ШМО

учителей начальной школы

от «30» августа 2013 г. № ___.

Руководитель ШМО  _______ /Мареева О.Н./

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР: ______ /Мордвинова И.Н./

«30» августа 2013г.



Предварительный просмотр:

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

                                                      Контрольные работы      

 

№ работы

Тема

Сроки проведения

Контрольное списывание

 

13.09

Контрольный диктант № 1

Входная контрольная работа

17.09

Контрольный диктант № 2:

Правописание проверяемых согласных в корне слова

24.10

Контрольный диктант № 3

Безударные гласные в корне

01.11

Контрольный диктант № 4:

Безударные гласные в приставках. Правописание слов с Ъ и Ь.

03.12

Контрольное списывание

13.12

Контрольный диктант № 5:

Орфограммы в разных частях слова

04.03

Р/р Контрольное изложение

17.03

Контрольный диктант № 6

Части речи в русском языке

19.03

Контрольный диктант № 7

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации

30.04

Контрольное списывание

19.05

Контрольный диктант № 8:

Повторение

23.05

Контрольный диктант

Итоговая контрольная работа

28.05

  В течение учебного года проводятся:

  • контрольные диктанты – 9 (Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Тексы администрации школы)
  • контрольное списывание – 2 (Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. – с.24 и с. 42),
  • контрольное изложение – 1 (Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.155),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...