Рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Пояснительная записка и рабочая программа для 3 класса по русскому языку по УМПК "ШКОЛА 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 131 КБ |
Рабочая программа | 564.5 КБ |
Формы контроля | 15.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Видновской СОШ №2
«___»__________2013г.
_________/Т.А.Самохина/
Рабочая программа учебного курса
«Русский язык»
(базовый уровень)
для 3 класса А
Составитель: учитель начальных классов
МБОУ Видновской СОШ № 2
Ленинского муниципального района
Дронникова Елена Ивановна.
2013 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для 3 А класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся
3-го класса Е. В. Бунеевой, Р. Н. Бунеева, О. В. Прониной (М.: Баласс, 2012) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3-го класса.
Общая характеристика
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе – развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения письма, слушания, говорения; формирования элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого назначение курса «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечит языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии общие с курсом литературного чтения: 1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке; 5) овладение орфографией и пунктуацией; 6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка; 7) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав.
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
- Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
- Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
- Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
- Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
- Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
- Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Основное содержание Примерной основной образовательной программы по русскому языку и авторской программы для учащихся отражено в рабочей программе.
Основные цели и задачи
Цель курса русского языка в начальной школе: развитие и формирование всесторонне образованной и инициативной личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В программе не выделен отдельный блок уроков развития речи. Развитие речи второклассников осуществляется на каждом уроке русского языка при изучении программного материала и ведётся в нескольких направлениях:
- количественное (в ходе образования сов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов) обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
- развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений, небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 4-5 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой;
- обучение правильному произношению слов, ударению и интонированию.
- обучение каллиграфии ведётся на каждом уроке с целью закрепления навыка начертания букв и соединений, гигиенических навыков письма. Совершенствования навыков письма в одну линейку.
Количество часов, на которое рассчитана данная программа
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы на обучение русскому языку учащихся 3 класса отводится 175 часов, 5 часов в неделю. Дополнений и изменений нет. Рабочая программа реализует цели и задачи Образовательной программы школы.
Количество контрольных работ
В программу включено:
- контрольных диктантов - 9;
- контрольных списываний - 2.
А так же:
- творческих работ – 4;
- сочинений – 4;
- обучающих изложений – 2;
- свободных диктантов – 6;
- обучающих проверочных работ – 12 ч.
Основное содержание
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по русскому языку и авторской программой курса.
3-й класс
175 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч)
Повторение. (10 ч)
Слово. (113 ч + 11 резервных уроков)
Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне – 5 часов
Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова – 2 часа
Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Удвоенные буквы согласных в корне слова – 8 часов
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне).
2 резервных урока
Буквы непроизносимых согласных в корне слова – 8 часов
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
Безударные гласные в корне слова - 5 часов
Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
Сложные слова и их правописание – 5 часов
Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Части слова. Приставка – 1 час
Безударные гласные в приставках – 3 часа
2 резервных урока
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня – 2 часа
Разделительные ъ и ь – 5 часов
Части слова. Окончание и основа – 2 часа
Основа слова и окончание - 2 часа
Части слова. Суффикс – 2 часа
Разбор слова по составу – 4 часа
Части речи в русском языке – 1 час
Имя существительное как часть речи – 2 часа
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – 3 часа
3 резервных урока
Род имён существительных – 3 часа
Число имён существительных – 4 часа
Словообразование имён существительных – 8 часов
Местоимение как часть речи – 6 часов
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Имя прилагательное как часть речи – 4 часа
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных – 4 часа
Разбор имён прилагательных по составу – 4 часа
2 резервных урока
Глагол как часть речи – 4 часа
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Правописание частицы не с глаголами – 2 часа
Неопределённая форма глагола – 7 часов
Наречие как часть речи – 2 часа
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Повторение и обобщение знаний по разделу «Слово» - 5 часов.
2 резервных урока
Предложение (24 часа + 2 резервных урока)
Виды предложений по цели высказывания и интонации - 3 часа
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Главные и второстепенные члены предложения – 6 часов
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Предложения с однородными членами – 8 часов
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Простые и сложные предложения – 7 часов
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
2 резервных урока
- Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
- Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
- Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Повторение (7 часов + 5 резервных уроков)
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по математике и авторской программой курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
по данной программе
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих метапредметных, предметных и личностных результатов.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- уметь задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. (страницы учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | План и сроки прохождения программы | |||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | Что такое «слово»? | звук, буква, слово | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, предложения, текста. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | 2.09 День Знаний 3.09 |
Повторение - 10 часов | |||||||
2 - 3 | Что мы знаем о тексте | Что мы знаем о тексте? | текст, заголовок, вступление, основная часть, заключение, тема | Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. | См. выше | 4.09-5.09 | |
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте | Что можно прочитать «между строк»? | основная мысль текста | 6.09 | |||
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами? | орфограмма опознавательные признаки орфограмм | 9.09 | |||
6-7 | Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение | Как обнаружить орфограмму в слове? Как графически обозначить орфограмму? | 10.09-11.09 | ||||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы | 12.09 | |||||
9 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание | Когда пишется заглавная буква в словах? | заглавная буква, строчная буква | 13.09 | |||
10 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | Когда пишется заглавная буква в словах? | 16.09 | ||||
11 | Контрольный диктант № 1 | 17.09 | |||||
Слово – 108 часов (+11 резервных уроков) Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне – 5 часов | |||||||
12 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне | Что такое «корень слова» и «однокоренные слова»? | корень слова, однокоренные слова, чередующиеся согласные | Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквы согласных, буквы ъ и ь). Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с изученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания, писать графические диктанты. Находить и исправлять орфографические ошибки, работать по алгоритму. | См. выше | 18.09 | |
13 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне | Как находить однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне? | 19.09 | ||||
14 | Р/р Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений | Как составлять связный текст из деформированных предложений? | связный текст, деформированныепредложения | См. выше | 20.09 | ||
15 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова) | Как проверить и написать орфограмму-букву согласного в корне слова? | орфограмма-буква | 23.09 | |||
16 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 24.09 | |||||
Правописание проверяемых букв согласных в корне слова – 2 часа | |||||||
17 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму | Как находить орфограмму-букву согласного в словах, правильно её писать и графически обозначать? | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. | См. выше | См. выше | 25.09 | |
18 | Обучающая проверочная работа № 1 | См. выше | См. выше | 26.09 | |||
Удвоенные буквы согласных в корне слова – 8 часов | |||||||
19 | Словарный диктант Удвоенные буквы согласных в корне слова. Понятие об удвоенных буквах | Как отличать слова с удвоенной согласной в корне слова? Как переносить слова с удвоенной согласной буквой в корне слова? | удвоенная согласная буква | Осознавать, что удвоенная буква согласного обо- значает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. | См. выше | См. выше | 27.09 |
20 | Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне. Р/р Творческая работа | Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. | См. выше
| См. выше | 30.09 | ||
21-22 | Повторение по теме «Удвоенные согласные в корне слова». Обучающая проверочная работа № 2 | 01.10-02.10 | |||||
23 | Удвоенные буквы согласных в корне слова. | 03.10 | |||||
24 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Диктант с подготовкой | 04.10 | |||||
25 | Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Развитие речи. Обучающее сочинение | 14.10 | |||||
26-27 | Резерв | 2 часа | |||||
28 | Повторение по теме «Удвоенные буквы согласных в корне слова». Обучающая проверочная работа | 15.10 | |||||
Буквы непроизносимых согласных в корне слова – 8 часов | |||||||
29 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне | Как обнаружить орфограмму «Непроизносимые согласные звуки в корне слова»? | непроизносимые согласные | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. | См. выше | См. выше | 16.10 |
30 | Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова | 17.10 | |||||
31 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам) | Писать сочинение по опорным словам с изученными орфограммами. | 18.10 | ||||
32 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука | Как отличить слова, в которых при сочетании согласных нет непроизносимого согласного, от слов, в которых в тех же сочетаниях согласных есть непроизносимый согласный? | Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. | См. выше | См. выше | 21.10 | |
33 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова | Как различать разные виды орфограмм-букв согласных в корне слова, писать слова с этими орфограммами, графически их обозначать, объяснять выбор написания? | орфограмма | Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. | 22.10 | ||
34 | Повторение по теме «Правописание согласных в корне слова». Обучающая проверочная работа № 3 | 23.10 | |||||
35 | Контрольный диктант № 2 | 24.10 | |||||
36 | Работа над ошибками «Пишу правильно» | См. выше | 25.10 | ||||
Безударные гласные в корне слова - 5 часов | |||||||
37 | Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне | Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова? Как составить алгоритм написания безударных гласных в корне и пользоваться им? | ударение, безударные гласные, алгоритм | Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфографические ошибки. | См. выше | См. выше | 28.10 |
38 | Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне. Р/р Свободный диктант | 29.10 | |||||
39 | Повторение по теме «Безударные гласные в корне слова…». Обучающая проверочная работа № 4 | 30.10 | |||||
40 | Словарный диктант. Р/р Сочинение по опорным словам | 31.10 | |||||
41 | Контрольный диктант № 3 | 01.11 | |||||
Сложные слова и их правописание – 5 часов | |||||||
42 | Знакомство с понятием «сложные слова» | Что такое «сложные слова»? | сложные слова | Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать сложные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер). | См. выше | См. выше | 05.11 |
43 | Соединительные буквы о и е в сложных словах Образование сложных слов | Как соединяются части сложного слова? Как правильно выбрать букву соединительного гласного о или е? Как образуются «сложные слова»? | соединительные гласные | 06.11 | |||
44 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей | Где используют в речи «сложные слова»? | 07.11 | ||||
45 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант | 08.11 | |||||
46 | Повторение по теме « Сложные слова» Обучающая проверочная работа № 5 | 11.11 | |||||
Части слова. Приставка – 1 час | |||||||
47 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки | Что такое приставка и для чего она служит? Как находить приставку? Как различать приставку и предлоги? (повторение) | приставка | Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. | См. выше . | См. выше | 12.11 |
Безударные гласные в приставках – 3 часа | |||||||
48-49 | Правописание безударных гласных в приставках | Как пишутся безударные гласные в приставках? | приставка | Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). | См. выше | См. выше | 13.11-14.11 |
50 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание | Как различать приставки про- и пра-, по- и па и их правильно писать? | значение приставок | Различать приставки по- и па-, про- и пра-. | 15.11 | ||
51-52 | Резерв | 2 часа | |||||
Удвоенные буквы согласных на стыке приставки и корня – 2 часа | |||||||
53 | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня | Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня? | приставка, корень | Различать и правильно писать слова с удвоен- ной буквой согласного в корне и на стыке при- ставки и корня. | См. выше | См. выше | 25.11 |
54 | Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня | Как различать правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне(в словарных словах) и на стыке приставки и корня? | приставка, корень | Анализировать состав слова, осознанно выби- рать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. | См. выше | См. выше | 26.11 |
Разделительные ъ и ь – 5 часов | |||||||
55 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь | Как различать в звучащей речи отдельные звуки, слышать звук [й]? Как обнаружить орфограммы «Разделительный ъ» и и «Разделительный ь» и правильно их писать? | разделительные ъ и ь | См. выше
| См. выше
| См. выше
| 27.11 |
56 | Повторение по теме «Разделительные Ъ и Ь . Обучающая проверочная работа № 6 | 28.11 | |||||
57 | Правописание слов с разделительными ъ и ь | 29.11 | |||||
58 | Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Р/р Свободный диктант | 02.12 | |||||
59 | Контрольный диктант № 4 | 03.12 | |||||
Части слова. Окончание и основа – 2 часа | |||||||
60 | Понятие об окончании и основе слова | Как найти в слове окончание и основу? | окончание, основа слова | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. | См. выше | См. выше | 04.12 |
61 | Развитие умения находить в слове окончание | Как различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, выделять в основе части: приставку, корень, суффикс, графически их обозначать? | 05.12 | ||||
Основа слова и окончание - 2 часа | |||||||
62 | Как найти в слове основу | Как найти в слове окончание и основу? | окончание, основа слова | Выделять в слове окончание и основу, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. | См. выше | См. выше | 06.12 |
63 | Развитие умения находить в слове окончание и основу | Как работать со схемами состава слов, подбирать слова к схемам, выделять окончание и основу, части слов (морфемы) внутри основы? | 09.12 | ||||
Части слова. Суффикс – 2 часа | |||||||
64 | Суффикс и его роль в слове | Какова роль суффикса в слове? Какие значения бывают у суффиксов? | суффикс | Выделять в слове окончание и основу, суффикс, действовать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. | См. выше | См. выше | 10.12 |
65 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | Какие смысловые оттенки бывают у суффиксов? | 11.12 | ||||
Разбор слова по составу – 4 часа | |||||||
66 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу | Как разбирать слово по составу на основе словообразовательного анализа? Как читать схемы слова и подбирать слова к заданным схемам? | приставка, корень, суффикс, окончание, основа | Систематизировать знания о составе слова в виде схемы, таблицы. | См. выше | См. выше | 12.12 |
67 | Контрольное списывание | 13.12 | |||||
68 | Упражнения в разборе слов по составу | Как составить схему разбора слова по составу? Как подбирать слова к заданным схемам? | приставка, корень, суффикс, окончание, основа | 16.12 | |||
69 | Повторение по теме «Разбор слова по составу». Обучающая проверочная работа № 7 | 17.12 | |||||
Части речи в русском языке – 1 час | 18.12 | ||||||
70 | Части речи в русском языке | По каким признакам классифицируют части речи? Как группируют слова по этим признакам? Как выявлять разницу между частями речи? | части речи | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. | См. выше | См. выше | |
Имя существительное как часть речи – 2 часа | |||||||
71 | Определение имени существительного | По каким признакам определяют имя существительное? | имя существительное | Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при- знаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. | См. выше | См. выше | 19.12 |
72 | Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста | Какова роль имён существительных в речи? Как находить имена существительные в тексте? | См. выше | См. выше | 20.12 | ||
Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые – 3 часа | |||||||
73 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных | Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? | имена существительные: одушевлённые и неодушевлённые | Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи.
| См. выше
| См. выше
| 23.12 |
74 | Имена существительные в речи | Как определять тематические группы одушевлённых и неодушевлённых имён существительных, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, находить их в тексте и употреблять в речи? | 24.12 | ||||
75 | Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных | Что мы знаем об именах существительных? | 25.12 | ||||
76-78 | Резерв | 3 часа | |||||
Род имён существительных – 3 часа | |||||||
79 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | Что такое «род имён существительных»? как определять род имён существительных? | род имён существительных | Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных | См. выше | См. выше | 09.01 |
80 | Род – постоянный признак имён существительных | Как определять род имён существительных, в том числе заимствованных, на основе синтаксических признаков – характера окончаний зависимых слов? | 10.01 | ||||
81 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | Как анализировать окончания существительных разных родов, определять основные признаки имён существительных – одушевлённость/неодушевлённость и род, мотивировать их выбор? | признаки имён существительных – одушевлённость/неодушевлённость и род | 13.01 | |||
Число имён существительных – 4 часа | |||||||
82 | Изменение имён существительных по числам | По каким признакам различают единственное и множественное число имён существительных? | единственное и множественное число имён существительных | Анализировать текст с преимущественным употреблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных | См. выше | См. выше | 14.01 |
83 | Образование множественного числа имён существительных | Как определять число имён существительных и изменять имена существительные по числам? | 15.01 | ||||
84 | Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе | Как определять число, образовывать форму множественного числа от единственного и единственного от множественного, подбирать существительные единственного и множественного числа, выделять окончания? | 16.01 | ||||
85 | Разбор имени существительного как части речи | Как определять признаки существительного, располагать их в нужном порядке, производить разбор имени существительного как части речи? | постоянные/непостоянные признаки существительного | Анализировать имена существительные: называть их грамматические признаки в определён- ной последовательности (выполнять морфологический разбор). | 17.01 | ||
Словообразование имён существительных – 8 часов | |||||||
86 | Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением | Как установить способ образования имён существительных, определять значение суффиксов, образовывать имена существительные с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением? | значения суффиксов (уменьшительно-ласкательное значение) | Образовывать с помощью суффиксов и употреблять в речи имена существительные (с уменьшительно- ласкательным значением и др.), осознавать значимость использования таких слов для успешного общения. Разбирать имена существительные по составу, соотносить слово со схемой. | См. выше | См. выше | 20.01 |
87 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке | Как образовывать различные формы мужских и женских имёни правильно использовать их в речи? | См. выше | См. выше | 21.01 | ||
88 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов | Как образовывать имена существительные от основ существительных и глаголов, выделять суффиксы, с помощью которых образуются существительные от этих основ, определять значение суффиксов? | приставка, корень, суффикс, окончание, основа | Продуцировать связное высказывание на грамматическую тему («Что я знаю об именах суще- ствительных», «Опираясь на знания об именах существительных, я умею...»). Письменно пересказывать текст-повествование с элементами описания (писать обучающее по- дробное изложение текста). Сочинять сказку, используя имена существительные с различными суффиксами. | См. выше | См. выше | 22.01 |
89 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами | Как создавать тексты с использованием «необычных» слов. Образованных разными суффиксами? | 23.01 | ||||
90 | Разбор имён существительных по составу | Как разбирать устно и письменно имена существительные по составу с опорой на смысловые связи слов (на основе словообразовательного анализа)? Каков правильный порядок и графическое оформление разбора по составу? Как подбирать слова к заданным схемам? | 24.01 | ||||
91 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка» | Как письменно пересказать прослушанный и зрительно воспринятый текст, включающий слова с изученными орфограммами- буквами согласных в корне? | См. выше | См. выше | 27.01 | ||
92 | Употребление имён существительных в речи | Как составить и записать собственные тексты с использованием имён существительных, определить их роль в тексте; как грамотно оформить текст в соответствии с изученными правилами письма? | 28.01 | ||||
93 | Повторение. Обучающая проверочная работа № 8 | 29.01 | |||||
Местоимение как часть речи – 6 часов | |||||||
94 | Понятие о местоимении. Личные местоимения | По каким признакам отличают местоимение как часть речи, как находить местоимение в тексте, отличать от имён существительных? | местоимение, личные местоимения | Отличать местоимения от слов других частей речи. Заменять в тексте местоимения именами суще- ствительными и наоборот (элементы редактирования). Писать предлоги с местоимениями раздельно. Осознавать роль личных местоимений в речи. Продуцировать текст с использованием местоимений (сочинение «О себе»). | См. выше | См. выше | 30.01 |
95 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями | Как различать местоимения 1, 2, 3 лица, образовывать формы личных местоимений и устанавливать соотношение между начальной и другими формами; отличать местоимения от слов других слов других частей речи? | 31/01 | ||||
96 | Разбор местоимения как части речи | Как определять признаки местоимений? Как составить алгоритм разбора местоимения как части речи и умений проводить его в нужной последовательности? | 03.02 | ||||
97 | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе» | Как оформлять свои мысли в устной и письменной форме, адекватно использовать языковые средства для решения коммуникативно-речевых задач? | 04.02 | ||||
98 | Закрепление знаний о местоимении. Р/р Свободный диктант «Паучок» | Как составить устное высказывание на грамматическую тему, свободно записать текст с использованием местоимений? | 05.02 | ||||
99 | Повторение. Обучающая проверочная работа № 9 | 06.02 | |||||
Имя прилагательное как часть речи – 4 часа | |||||||
100 | Определение имени прилагательного | По каким признакам отличают имя прилагательное? Как подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательного как части речи, сопоставлять их с признаками существительного? | имя прилагательное | Группировать слова по частям речи. Находить в тексте имена прилагательные по вопросу. | См. выше
| См. выше | 7.02 |
101 | Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными | Как соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как части речи? | 10.02 | ||||
102 | Роль имён прилагательных в речи | Как согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных? | 11.02 | ||||
103 | Разбор имени прилагательного как части речи | Как производить разбор имени прилагательного как части речи в соответствии с заданным порядком? | 12.02 | ||||
Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных – 4 часа | |||||||
104 | Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе | В чём особенность окончаний имён прилагательных? Как находить и выделять окончания имён прилагательных и определять их родо-числовую принадлежность? | имя прилагательное, род, число имен прилагательных | Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением имён прилагательных. (П) Различать текст-повествование и текст-описание. (П) Выделять в предложении словосочетания прил. + сущ., ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному. Называть признаки имени прилагательного (морфологический разбор).
| См. выше | См. выше | 13.02 |
105 | Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных? | орфограмма – безударное окончание прилагательного, антонимы | 14.02 | |||
106 3 триместр | Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами | Как писать слова с орфограммой-буквой гласного в безударном окончании прилагательного, обозначать эту орфограмму и объяснять выбор написания? Что такое антонимы и какова их роль в речи? Как находить прилагательные-синонимы и антонимы в тексте, определять их роль в речи, совершенствовать свою устную и письменную речь? | 24.02 | ||||
107 | Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | 26.02 | |||||
Разбор имён прилагательных по составу – 4 часа | |||||||
108 | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов | Как образовываются имена прилагательные от основ имён существительных и прилагательных. Как устанавливать способ образования, определять значение, которое вноси суффикс? Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса? Как создавать текст по опорным сочетаниям прил.+сущ. | словообразование имён прилагательных | Продуцировать текст-описание по опорным словам. Подбирать антоним к данному имени прилагательному. (П) Проверять написание безударного окончания имени прилагательного с помощью вопроса. | См. выше | См. выше | 27.02 |
109 | Обучающая проверочная работа № 10 | 28.02 | |||||
110-111 | Резерв | 2 часа | |||||
112 | Разбор имён прилагательных по составу | Как разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ. Анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста? | Разбирать по составу имена прилагательные. | 03.03 | |||
113 | Контрольный диктант № 5 | 04.03 | |||||
Глагол как часть речи – 4 часа | |||||||
114 | Определение глагола как части речи | Что мы знаем о глаголе? Какие значения бывают у глаголов? Как находить глаголы в тексте и выявлять их роль? | глагол | Определять изученные грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания о грамматических признаках глаголов. | См. выше | См. выше | 05.03 |
115 | Изменение глаголов по временам | Как находить глаголы в тексте, определять их время, изменять глаголы по временам? | глагол, времена глагола, пошедшее время глагола | Образовывать и употреблять в речи глаголы в различных формах времени. Выделять суффикс -л- в форме прошедшего времени глагола. | См. выше | См. выше | 06.03 |
116 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам | Как отличать глаголы прошедшего времени от глаголов других времён по признаку – наличию суффикса – л -, изменять глаголы в прошедшем времени по родам и числам? | 07.03 | ||||
117 | Изменение глаголов по числам | Как определять время и число глаголов, изменять глаголы по числам? | 11.03 | ||||
Правописание частицы не с глаголами – 2 часа | |||||||
118 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами | Как пишутся глаголы с частицей не-? Как графически обозначит эту орфограмму? | частица, отрицательная частица не- | Определять изученные грамматические признаки глагола. Накапливать опыт употребления в речи различных глагольных форм. | См. выше | См. выше | 12.03 |
119 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р/р Свободный диктант | Как пишутся глаголы с частицей не-? Как графически обозначит эту орфограмму? | орфоргамма-пробел | 13.03 | |||
Неопределённая форма глагола – 7 часов | |||||||
120 | Понятие о неопределённой форме глагола | Что такое «неопределённая форма глагола»? как отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам –ть, - ти, -чь? | неопределённая форма глагола | Выделять начальную (неопределённую) форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную.
| См. выше
| См. выше | 14.03 |
121 | Р/р Контрольное изложение | 17.03 | |||||
122 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы | Как определять форму глагола, ставить глагол в неопределённую форму, писать слова с орфограммой-буквой ь в неопределённой форме глагола на чь-? | 18.03 | ||||
123 | Контрольный диктант № 6 | 19.03 | |||||
124 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола | Как определять форму глагола, образовывать разные формы времени, устанавливать зависимость количества форм времени от вопроса (вида глагола)? | Наблюдать за ролью глаголов в речи. Анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов. (П) | 20.03 | |||
125 | Разбор глагола как части речи | Как производить разбор глагола как части речи в соответствии с заданным порядком? | алгоритм | Совместно составлять алгоритм разбора глагола как части речи | 21.03 | ||
126 | Повторение. Обучающая проверочная работа № 11 | 24.03 | |||||
Наречие как часть речи – 2 часа | |||||||
127-128 | Понятие о наречии как части речи | Что такое «наречие»? каковы отличительные признаки наречия как части речи, как отличать наречие от других частей речи? | наречие | Определять изученные грамматические признаки наречия. | См. выше | См. выше | 25.03-26.03 |
Повторение и обобщение знаний по разделу «Слово» - 5 часов | |||||||
129 | Повторение по теме «Слово». Корень слова, однокоренные слова | Что такое «корень слова» и «однокоренные слова»? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимый согласный в корне слова? | Уметь находить изученные орфограммы в словах и пользоваться алгоритмом проверки | 27.03 | |||
130 | Безударные гласные в корне слова | 28.03 | |||||
131 | Чередование согласных в корне слова | 31.03 | |||||
132 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | 07.04 | |||||
133 | Непроизносимые согласные в корне слова | 08.04 | |||||
134-135 | Резерв | 2 часа | |||||
Предложение – 24 часов Виды предложений по цели высказывания и интонации - 3 часа | |||||||
136 | Виды предложений по цели высказывания | Как определять вид предложения по цели высказывания и выбирать завершающий знак? | предложения: повествовательные, вопросительные, побудительные | Различать виды предложений по цели высказывания. Произносить с соответствующей интонацией предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невос- клицательные. Накапливать опыт постановки логического ударения. | См. выше | См. выше | 09.04 |
137 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение | Для чего служит «логическое ударение»? как отличать обычное, фразовое ударение от логического? | фразовое и логическое ударение | 10.04 | |||
138 | Восклицательные и невосклицательные предложения | Как характеризовать предложение по интонации (восклицательные и невосклицательные), различать классификационные признаки – по цели высказывания и по интонации, определять вид предложения по разным основаниям ( по цели и по интонации)? | предложения: восклицательные/невосклицательные | 11.04 | |||
Главные и второстепенные члены предложения – 6 часов | |||||||
139 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое | Что такое «грамматическая основа (подлежащее, сказуемое) предложения»? Как находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её, определять способ выражения главных членов – подлежащего и сказуемого? Как различать члены предложения, отвечающие на вопрос что? | грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) | Различать слово, словосочетание и предложение. Находить в предложении грамматическую основу, обозначать её графически. Различать грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Устанавливать грамматические связи в слово- сочетании с помощью вопросов. | См. выше | См. выше | 14.04 |
140 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое | 15.04 | |||||
141 | Понятие о второстепенных членах предложения | Что такое «второстепенные члены предложения» и какова их роль в предложении? Как отличать второстепенные члены предложения от главных, устанавливать и графически обозначать зависимость второстепенных членов от главных или других второстепенных с помощью вопросов? | второстепенные члены предложения | 16.04 | |||
142 | Составление схем предложений и предложений по схемам | Как различать понятия «часть речи» и «член предложения»? Как представлять предложения с второстепенными членами в виде схем, составлять на основе схем предложения с разным порядком слов, находить и исправлять ошибки в схемах предложения? | часть речи и член предложения
| 17.04 | |||
143 | Предложения распространённые и нераспространённые | Как различать распространённые и нераспространённые предложения? Как преобразовывать нераспространённые предложения в распространённые и наоборот? | См. выше
| См. выше
| 18.04 | ||
144 | Разбор предложений | Как произвести синтаксический разбор предложения в соответствии с разработанным порядком, по образцу? | 21.04 | ||||
Предложения с однородными членами – 8 часов | |||||||
145 | Однородные подлежащие и сказуемые | Что такое «однородные члены предложения»? как находить однородные подлежащие и сказуемые? | однородные члены предложения | Разделять непунктированный текст на предложения. Совместо обсуждать порядок действий при синтаксическом разборе простого предложения. Использовать этот порядок при разборе. Оценивать правильность работы. Распространять и сокращать предложение до основы, сравнивать смысл. Находить однородные члены в простом предложении с двумя главными членами. Объяснять постановку знаков препинания. Конструировать предложения с однородными членами. Накапливать опыт нахождения в тексте и использования в речи таких предложений. Наблюдать за ролью разделительного знака – запятой в предложении с однородными членами. | См. выше | См. выше | 22.04 |
146 | Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении | Как находить однородные члены предложения и составлять их графические схемы? | 23.04 | ||||
147 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами | Как устанавливать соответствие предложений с однородными членами и графические схемы, как составлять предложения с опорой на схемы? Как определить ставить или не ставить запятую в предложении с однородными членами с опорой на схемы предложений? | 24.04 | ||||
148 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | Как составлять предложения к графическим схемам, анализировать постановку знаков препинания на основе графических схем? | 25.04 | ||||
150 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения | Как находить однородные члены предложения среди главных и второстепенных членов предложения, как обозначать их графически? Как объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными главными и второстепенными членами предложения? | главные и второстепенные однородные члены предложения | См. выше | См. выше | 28.04 | |
151 | Запятая в предложениях с однородными членами (урок-практикум) | Как находить, выделять, графически обозначать однородные члены предложения? Как ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами? | главные и второстепенные однородные члены предложения | См. выше | См. выше | 29.04 | |
152 | Контрольный диктант № 7 | 30.04 | |||||
153 | «Пишу правильно» Работа над ошибками | 05.05 | |||||
Простые и сложные предложения – 9 часов | |||||||
154 | Понятие о простом и сложном предложении | Как различать простое и сложное предложение? | простое и сложное предложения | Различать простое и сложное предложения (одна грамматическая основа – две грамматические основы). (П) Накапливать опыт постановки запятой и употребления в речи сложных предложений из двух частей с бессоюзной связью. (П) Конструировать сложные предложения (по схеме, по данному началу). (П) Совместно составлять алгоритм синтаксического разбора сложного предложения, действовать по алгоритму, проверять себя. (П) | См. выше | См. выше | 06.05 |
155 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения | Как находить сложное предложение, отличать сложные предложения от простых, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схемам? Как расставлять знаки препинания в сложном предложении? | 07.05 | ||||
156 | Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые | Как различать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, как правильно их оформлять? | См. выше | См. выше | 08.05 | ||
157 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Р/р Свободный диктант | Как расставлять знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами? Как свободно изложить текст с использованием изученных синтаксических конструкций? | простое и сложное предложения, однородные члены | 12.05 | |||
158 | Разбор простого и сложного предложений | Как производить синтаксический разбор в соответствии с заданным порядком? | 13.05 | ||||
159 | Повторение по теме «предложение». Обучающая проверочная работа № 12 | 14.05 | |||||
160-161 | Резервные уроки по разделу «Предложение», планируются по усмотрению учителя | 15.05-16.05 | |||||
162 | Контрольное списывание | 19.05 | |||||
Повторение – 12 часов | 20.05 | ||||||
163 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. | Что мы знаем о слове, предложении, тексте? | слово, предложение, текст | Систематизировать изученный материал по морфологии, составу слова, орфографии, синтаксису и пунктуации. Представить его в виде схем, таблиц. | См. выше | См. выше | 21.05 |
164 | Повторение изученных орфограмм и состава слова | Как группировать и классифицировать изученные орфограммы? Как обнаружить изученные орфограммы в словах и применить правило написания? | орфограмма, орфографическое правило | См. выше | См. выше | 22.05 | |
165 | Контрольный диктант № 8 | 23.05 | |||||
166 | Повторение по теме «Предложение». «Пишу правильно» | 26.05 | |||||
167 | Повторение по теме «Предложение». Простое и сложное предложение | 27.05 | |||||
168 | Итоговая контрольная работа | 28.05 | |||||
169 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | ||||||
170-175 | Резерв Повторение (по усмотрению учителя) | 29.05 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
- Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
- Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
4. Рабочие программы. 3 класс. Пособие для учителей. – М. : Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
5. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс», 2013, 192с.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. Пособия в виде карточек к учебнику «Русский язык» - М.: Баласс, 2013.
Литература для учащихся:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. – М.: Баласс, 2013. – 176 с., ил.
- Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3 класс – М.: Баласс, 2013. – 48 с.
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 3 класса/Серия «Свободный ум» - М.: Баласс, 2013. – 96 с., ил.
4.Яковлева М.А. Тетрадь для чистописания. 3 класс. – М.: Баласс, 2013.
Технические средства
- АРМ учителя: документ-камера. МФУ. Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Система опроса и тестирования. CD диски
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
учителей начальной школы
от «30» августа 2013 г. № ___.
Руководитель ШМО _______ /Мареева О.Н./
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР: ______ /Мордвинова И.Н./
«30» августа 2013г.
Предварительный просмотр:
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
Контрольные работы
№ работы | Тема | Сроки проведения |
Контрольное списывание |
| 13.09 |
Контрольный диктант № 1 | Входная контрольная работа | 17.09 |
Контрольный диктант № 2: | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 24.10 |
Контрольный диктант № 3 | Безударные гласные в корне | 01.11 |
Контрольный диктант № 4: | Безударные гласные в приставках. Правописание слов с Ъ и Ь. | 03.12 |
Контрольное списывание | 13.12 | |
Контрольный диктант № 5: | Орфограммы в разных частях слова | 04.03 |
Р/р Контрольное изложение | 17.03 | |
Контрольный диктант № 6 | Части речи в русском языке | 19.03 |
Контрольный диктант № 7 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 30.04 |
Контрольное списывание | 19.05 | |
Контрольный диктант № 8: | Повторение | 23.05 |
Контрольный диктант | Итоговая контрольная работа | 28.05 |
В течение учебного года проводятся:
- контрольные диктанты – 9 (Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Тексы администрации школы)
- контрольное списывание – 2 (Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. – с.24 и с. 42),
- контрольное изложение – 1 (Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – с.155),
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...