Урок по русскому языку.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка с презентацией в форме технологической карты по ФГОСам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.zip | 957.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ф. И. О. автора | Суслина Елена Владимировна |
Стаж работы | 32 года |
Квалификационная категория | первая |
Название УМК | «Школа России» |
Название вариативного учебника | Русский язык |
Авторы учебника | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М., «Просвещение»; 2013г. |
Название предмета | Русский язык |
Тема урока | Роль имён прилагательных в речи. |
Класс | 3 |
Краткая характеристика класса | В классе 8 человек. Все дети разные по учебным способностям. У учащихся сформированы навыки работы в парах, группах, сформированы навыки самоконтроля и взаимоконтроля, развиты межличностные отношения. Все ученики умеют работать с информацией, проводить анализ. |
Предметная область – русский язык
УМК – «Школа России»
Тип урока - урок открытия нового знания.
Тема: Роль имён прилагательных в речи.
Цель: создать условия для самостоятельного определения учащимися признаков имён прилагательных в речи.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; -развитие навыков сотрудничества со сверстниками ; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-развитие умения работать с информацией; -развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта); -развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); -формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД) -формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; -формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор материалов, текстов) (коммуникативные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: -развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; освоение первоначальных знаний о роли прилагательных в речи, о категориях прилагательных; формирование навыка выделения прилагательных из речевого потока, умение писать их окончания; - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема; составлять граф и кластер; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; -пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Оборудование урока:
проектор, ноутбук, «чёрный ящик», предметы для «чёрного ящика» (яблоко, свеча, мяч), карточки с текстами «Сорта яблок», заготовки сводных таблиц «Сорта яблок», алгоритм работы на доске, алгоритм «Составление кластера».
Урок построен в соответствии с технологией критического мышления.
В соответствии с данной технологией на уроке использованы следующие приемы и методы: 1. На первой стадии « Вызов»: систематизация материала в виде таблицы « Верные и неверные рассуждения» , игра « Экстрасенсы», прием « Денотатный граф»;
2. На второй стадии « Осмысление»: работа в парах, группах, прием «Сводная таблица», прием « Кластер», работа с текстом (работа с информацией);
3. На третьей стадии «Рефлексия»: прием « Верные и неверные рассуждения», диалог, дискуссия, метод «Пяти пальцев».
Содержание взаимодействия педагога и учащихся.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Стадия « Вызов» | ||||
1. | Этап мотивации к учебной деятельности. | Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создаёт позитивную установку. Начинает урок с пословицы: На Востоке говорят: «Вселенная освещается солнцем, а человек – знанием». Организует беседу: -А какие знания мы получаем на уроках русского языка? -Чему учимся? - И сегодня на уроке нас ждут новые интересные знания. Учитель проводит игру, подводя к теме урока: -Сегодня на урок я принесла вам «чёрный ящик» с секретом. В нём три предмета. Какие они: обычные или волшебные, нам предстоит решить в конце урока. (на доске появляется запись ) : предметы обычные – да, нет; предметы волшебные – да, нет) на листочке в виде таблицы. (Приложение 1) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, проговаривают слова: Прозвенел звонок. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем (слайд 1) Принимают активное участие в беседе. Познают тайны родного языка. Слушают учителя, проявляют интерес к предстоящей работе. | Р: нацеливание на успешную учебную деятельность; Л: формирование положительное отношение к процессу познания. К: формирование умения слушать и слышать других. Р: постановка учебной задачи; П: постановка и решение проблемы; Л: развитие познавательных интересов |
2. | Этап актуализации знаний. | Учитель организует игру «Экстрасенсы». -Что же это за предметы? Попросим 3 учеников отойти в угол и не смотреть. Они сегодня будут «экстрасенсами». Сами заглянем в «чёрный ящик» и посмотрим, что там лежит, и подберем слова, которые помогут угадать предмет. - Как вы думаете, какой частью речи надо воспользоваться? -Почему?
Угаданный предмет учитель вынимает из «чёрного ящика». Угаданный предмет учитель вынимает из «чёрного ящика». Угаданный предмет учитель вынимает из «чёрного ящика». Учитель организует фронтальную беседу по проделанной работе: -Какие части речи вы сейчас называли? - В латыни прилагательное – это подкинутое, прибавленное, приложенное. -К чему вы сейчас прилагали слова? -Что общего у этих предметов? -Чем отличаются предметы? - Что общего у всех названных прилагательных? - Чем различаются? - От чего это зависит? - А зачем вы подбирали так много разных прилагательных к каждому существительному? | Активно участвуют в игре. Дети отвечают на вопросы, подбирают имена прилагательные. -Именами прилагательными. - Они отвечают на вопрос какой? и обозначают признаки предметов. Приглашается первый ученик. Дети называют прилагательные – признаки свечи (круглая, восковая, новогодняя, ароматная, блестящая, праздничная, … ) Приглашается второй ученик, им угадывается другой предмет – яблоко. Дети называют прилагательные (круглое, румяное, ароматное, садовое, ароматное, сочное, гнилое, хрустящее,...) Приглашается третий ученик, он угадывает третий предмет в «ящике» Дети называют прилагательные (круглый, резиновый, яркий, упругий, разноцветный, детский,…) Дети участвуют в беседе. Ответы детей: - прилагательные; - к существительным, обозначающим предметы; - они круглые; - они отличаются цветом, материалом, запахом; - они в форме ед. числа так же, как и существительные, к которым они относятся; - формой рода; - от рода имени существительного, которое имя прилагательное уточняет; - чтобы уточнить, какой предмет в «чёрном ящике». | Р:- формирование умения соотносить «новый» материал со «старым». П: -построение логической цепи рассуждения К:-формирование умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем |
Определение темы и цели урока. Приём «Денотатный граф» | Организует диалог с учащимися, в ходе которого подводит к теме урока: -Тема сегодняшнего урока « Роль признаков имён прилагательных в речи» (на доске изображается основание денотатного графа – тема урока.) - Об одной роли прилагательных мы сейчас узнали (Заполняется 1 ветвь денотатного графа: уточнить предмет; 2,3,4 ветви не заполнены) Учитель, глядя на схему, предлагает сформулировать цель сегодняшнего урока. | Дети вместе с учителем заполняют первую ветвь денотатного графа. Формулируют цель урока. Определяют важность прилагательных в нашей речи. | Р:-принятие учебной задачи, планирование действия. Л:-выражение положительного отношения к процессу познания, желание узнать больше. К:-формирование умения с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
Стадия «Осмысление» | ||||
3. | Закрепление знаний о правописании окончаний прилагательных. | Даёт задание, организует индивидуальную работу и взаимопроверку в парах. -Запишите названия этих предметов в 3 столбика. -Какое слово является словарным? -Назовите орфограмму в нём. Объясните написание других слов. - К каждому из этих слов напишите прилагательные, которые сейчас называли. -Какое правило нужно помнить при написании их окончаний? | Дети выполняют данное задание индивидуально и в парах. Ответы учащихся: - Яблоко. - Безударная гласная во втором слоге – о. Свеча, мяч. Самостоятельно записывают прилагательные. Дают ответы на вопросы - Окончания прилагательных проверяются по окончанию вопроса: в форме ж.р. – какая? –ая; в форме м.р. – какой? – ой, ый, ий; в форме ср.р. – какое? – ое, ее. Выделяют окончание прилагательных, указывают род. Проводят взаимопроверку в парах. | Р:-формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, принимать роль в учебном сотрудничестве. К:-формирование умения ясно и четко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Закрепление умения выделять прилагательные из текста и ставить его в начальную форму. Прием «Сводная таблица» | Организует беседу о яблоках, чтобы определить следующую роль прилагательных в речи. -Кто из вас любит яблоки? -Какие сорта яблок вы знаете? -Я предлагаю вам познакомиться с описанием некоторых сортов (слайд 4) из них и, работая в парах, выполнить задание: -Выберите линии сравнения и, сравните яблоки только с помощью прилагательных. Поставьте их в начальную форму, запишите в соответствующую колонку и представьте свои сорта (слайд 4) - На какой вопрос отвечают прилагательные в начальной форме? Организует выступление пар, обмен результатами. Просит сформулировать вывод: - Какую роль выполняли прилагательные в этих текстах? (На доске заполняется 2 ветвь денотатного графа). Обращается к детям с вопросом: -Вспомните, как поэт С. Я. Маршак описал другой предмет из «чёрного ящика» - мяч? (Зачитывает текст из книги, если дети не могут вспомнить) | Учащиеся вступают в диалог, читая описание двух сортов яблок по карточкам (Приложение 2) и самостоятельно работают в парах с таблицей – заготовкой (Приложение 3). - На вопрос какой? Затем заслушиваются и обсуждаются результаты. Дети формулируют вывод: - Описывали предмет. | Л:-готовность к сотрудничеству. П:-поиск и выделение необходимой информации. К:- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе. | |
6. | Физкультминутка. Гимнастика для глаз (слайд 5) | Включает слайд. Читает стихотворение. | Снятие усталости с глаз. Просмотр слайда. На слова стихотворения «Мой весёлый звонкий мяч…» дети, встав в колонки между партами, делятся на пары. Один ученик, присев на корточки, изображает прыгающий мяч. Другой, касаясь его головы, «хлопает» мяч. Затем дети меняются ролями. | Л: - ориентирование на здоровый образ жизни. К:- умение работать в паре. |
7. | Упражнение в подборе прилагательных. Приём «Кластер» | Организует работу по тексту стихотворения по вопросам и настраивает на групповую работу по составлению рассказа о мяче по заданному алгоритму. -С помощью каких слов автор описал мяч? - Все дети любят эту игрушку. Представьте, что вам пообещали подарить мяч. Каким вы его себе представляете? Расскажите о нём с помощью прилагательных. Объедините свои представления о мяче. - Работаем в группах по 4 человека. (Направление работы – на листочке и на слайде 6 ) Организует выступление групп –(фронтальная работа) пунктов а-г алгоритма. -По каким признакам вы группировали прилагательные? -Какие прилагательные включили в каждую группу? Даёт установку на выполнение творческой самостоятельной работы. -Запишите в тетради существительное мяч со своими прилагательными. Формулирование вывода. - С какой целью мы собирали сейчас прилагательные? Заполняет 3 ветвь графа на доске. | Учащиеся отвечают на вопрос: - С помощью прилагательных весёлый, звонкий, жёлтый, красный, голубой. Дети работают самостоятельно в группах по алгоритму в группе – а-г) Алгоритм (приложение ) Дети называют признаки прилагательных: -по назначению мяча, размеру, материалу, весу, поверхность, упругость,… Дети перечисляют прилагательные, которые включили в каждую группу. ( В процессе работы рассуждения ребят оформляются в кластер, который позволяет увидеть следующие позиции и аспекты:
Самостоятельно выполняют работу в тетради. Проверка. Зачитывают характеристики ожидаемых подарков. Оценивают правильность подбора – сочетание прилагательных из каждой группы. ( за несколько индивидуальных ответов можно выставить отметки). (Например: воллейбольный, серый, лёгкий, гладкий, Дети формулируют вывод: -Чтобы представить предмет. | Р: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность, - умение составлять «кластер» - умение адекватно воспринимать оценки. Л: - готовность к сотрудничеству, оценивание усваиваемого содержания; К: - планирование учебного сотрудничества со сверстниками; - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
8. | Редактирование текста. | Вступительной беседой подводит к проведению эксперимента, чтобы сформулировать вывод для заполнения 4 ветви графа. - Для того, чтобы заполнить четвёртую ветвь графа, проведём эксперимент. На Новый год во многих домах зажигают свечи. Давайте используем третий предмет из нашего «чёрного ящика» - составим рассказ о свечах. Прочитайте текст (на слайде 7) и ответьте: - Какая часть речи отсутствует в тексте? - Попробуйте вставить в рассказ прилагательные там, где посчитаете нужным (слайд 8). Учитель выслушивает ответы. -Какой рассказ вам нравится больше? Почему? Какую роль выполняют прилагательные в нашем тексте? Заполняет 4 ветвь графа. Задаёт вопрос для обобщения материала: - Какой секрет помогли раскрыть предметы из «чёрного ящика»?
| -Имена прилагательные. Выполняют фронтальную работу. В ходе фронтальной работы учащиеся составляют устный рассказ. За полные ответы выставляются отметки. (вариант текста с прилагательными прилагается) Формулируют вывод. - Они украсили, обогатили его. Формулируют ответ на вопрос учителя: -Прилагательные уточняют предметы, описывают, помогают представить, как предметы выглядят, обогащаю нашу речь, делают её яркой и выразительной. | К:- умеют слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество; -умение с достаточной точностью выражать свои мысли. П:- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Л:- самоопределение. Регулятивные:- контроль, оценка, коррекция. |
Стадия «Рефлексия» | ||||
9. | Обобщение изученного материала. | Подводит к выводу. - Сегодня на уроке мы повторили почти всё, что знаем о прилагательном, и получили новые знания. Охарактеризуйте прилагательное с помощью ключевых слов. Запишите их в тетради. -Какое ключевое слово не было активным сегодня на уроке? -О нём пойдёт речь на следующем уроке. Приём «Верные и неверные рассуждения». Учитель возвращает детей к первому заданию (начало урока) и просит определить истинность высказываний, аргументируя свой ответ. Просит определить роль каждых прилагательных в речи. | Самостоятельно работают, записывая ключевые слова в тетради. Озвучивают свои записи: -часть речи, вопрос, признак, согласуется, род, число, падеж, уточняет, описывает, помогает представить, обогащает. - Падеж. Дети вступают в диалог и отвечают на вопросы: -обычные – да. Предметы обычные, так как часто встречаются в быту; -обычные – нет. Сегодня они не были обычными, так как их использовали не по назначению. - волшебные - да. Предметы можно назвать волшебными, так как они помогли раскрыть новую тему. Учащиеся формулируют ответ на вопрос учителя. -Прилагательные «обычные» уточняют имена существительные, а «волшебные» - обогащают речь. | Р: - планирование своего действия, - контроль и коррекция знаний. К: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. Л:-формирование адекватной осознанной самооценки своей деятельности |
10. | Рефлексия деятельности (итог урока). Задание на дом. | Организует диалог, связывая результаты урока с его задачами. Предлагает оценить своё отношение к полученным знаниям. - У вас на столе кружочки. Выскажите цветом свою работу на уроке. Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – синий цвет. Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – зеленый цвет. Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный цвет. Даёт комментарий к домашнему заданию. -На уроке вы замечательно поработали в качестве исследователей, дома попробуйте себя в роли творцов.
Желающие могут составить сказку, в которой будут действовать эти три предмета.
-На следующем уроке мы проведём конкурс на самую оригинальную работу. Спасибо за работу (слайд 12) | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют конечный результат своей работы по методу «Пять пальцев» (слайд 10) Высказывают своё отношение к полученным знаниям и способам деятельности с помощью кружков разного цвета (синего, зеленого и красного) (слайд 11) и | Р: - оценка качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями. Л:- самооценка своей деятельности. К:- проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
Прогнозируемый результат: учащиеся должны уметь правильно писать родовые окончания имен прилагательных, самостоятельно определять роль прилагательных в речи, правильно использовать в речи разные категории имен прилагательных.
Приложение 1.
предметы обычные – да, нет
предметы волшебные –да, нет
Приложение 2.
Сорт яблок Фуджи
С каждым годом эти огромные, сладкие и ароматные плоды находят все больше и больше почитателей во всем мире. Речь идет о жестких и хрустящих фруктах с густой, медовой сладостью. Яблоки Фуджи вызревают к октябрю и приобретают к этому времени свой замечательный красновато-розовый оттенок и насыщенный вкус.
Сорт яблок Гала
Крупные желтые плоды, украшенные яркими розовато-оранжевыми полосками, выглядят нарядно и празднично. Они также обладают замечательным вкусом. Эти яблоки – душистые и хрустящие. Всего за 15 лет пребывания на рынке сладкие, с тонким ароматом яблоки уже успели завоевать популярность среди покупателей.
Приложение 3
Сравнение яблок разных сортов
Сорт яблок Фуджи | Линии сравнения | Сорт яблок Гала |
Размер | ||
Цвет | ||
Вкус | ||
Аромат |
Сорт яблок Фуджи | Линии сравнения | Сорт яблок Гала |
Огромный | Размер | Крупный |
Красновато-розовый, замечательный | Цвет | Желтый, розовато-оранжевый, яркий |
Густой, медовый, сладкий, насыщенный | Вкус | Замечательный, сладкий |
Ароматный | Аромат | Душистый, тонкий |
Приложение 4
Алгоритм
В группе: а. Представьте свой мяч, расскажите о нем ребятам.
б. Выслушайте других.
в. Соберите в группе все прилагательные.
г. Сгруппируйте их.
В классе: д. Расскажите о своих результатах классу.
е. Обсудите с ребятами в классе, если нужно дополните группы.
Индивидуально: ж. «Соберите» каждый свой мяч, который хотите получить в подарок,
используя по одному прилагательному из каждой группы.
Приложение 5
Денотатный граф.
Приложение 7
Кластер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "
На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....
Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок по русскому языку в 3 классе «Приставка»
Урок по русского языка преднозначен для учителей начальной школы. На уроке уточняется понятие «приставка» и её роль в словообразовании...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...