Урок русского языка "Родственные (однокоренные) слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Знакомство с признаками родственных слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_rodstv_slovami_russk._yaz._vo_2_kl.doc | 51 КБ |
znakomstvo_s_rodstv._slovami_russk.yaz_._2_kl.ppt | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:«Знакомство с родственными словами»
Класс: 2
Цель урока –познакомить с признаками родственных слов;
развивать умение сравнивать слова;
подбирать однокоренные;
учить выделять общую часть родственных слов;
развивать орфографическую зоркость;
развивать устную речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока – объяснение нового материала.
Форма проведения урока – путешествие в лес.
Продолжительность урока – 45 минут.
Оборудование урока: компьютер, презентация «Знакомство с родственными словами»,
картинка леса,
рисунок Лесовичка,
опорные слова,
индивидуальные карточки для учащихся,
сигнальные карточки (светофорики),
картинки цветов (ромашки),
учебник «Русский язык — 2 класс» (автор:Т.Г.Рамзаева)
Ход урока.
- Организационный момент.
- С улыбкой встретим мы гостей
И скажем хором: «Добрый день!»
Друг другу улыбнемся
И делом мы займемся.
А девиз у нас такой:
«Будем мы внимательны,
Активны и старательны,
На уроке отвечать,
Всем ребятам помогать!»
2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи урока.
- Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
- К нам пришел Лесовичок и загадывает загадку:
«Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек» (Лес.)
- Сегодня мы совершим прогулку в лес.
По дорожке мы пойдем
В лес зеленый мы придем.
Беседа о правилах поведения в лесу.
1 ученик на доске выполняет задание Лесовичка (вставить пропущенные буквы.)
Я с утра в лесу гуляю,
От росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю
про березку и про мох.
Пальчиковая гимнастика
Ежик топал по дорожке
И грибочки нес в лукошке
Чтоб грибочки сосчитать
Нужно пальцы загибать.
Чистописание.
ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял
Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист
- Сценка.
- Здравствуйте! Вы кто такие?
- Я, Гусь, это Гусыня, это наши Гусята!
- А ты кто?
- А я ваша тетя Гусеница.
Проблемный вопрос: «Есть ли здесь родственники?»
Обсудите в парах и выпишите их.
3. Сообщение темы и целей урока.
Проверка выписанных слов: гусь, гусыня, гусята.
Какие это слова? (Родственные.)
Почему? (Общее значение и общая часть)
Какая тема нашего урока?
Назовите родственные слова в минутке чистописания.
4. Физкультминутка.
5.Работа по теме урока.
Работа с учебником с.43, правило.
Значение слова «корень»:
подземная часть растения,
часть волоса, зуба, ногтя,
начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень слова есть у слов».
- Что же такое корень? Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютныйи округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)»
- Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
- Работа по учебнику: упр. 291.
- Какие слова называются родственными?
- Как называется общая часть?
- Какие слова называются однокоренными?
родственные слова
близкие по смыслу общая часть
корень слова
«Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
7. Закрепление изученного материала.
- А сейчас мы подошли к лесной речке.
- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: «Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить».
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянул на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
- Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
- Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
- Беседа о поведении на речке.
- «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень. (Задание по группам)
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
8. Итог урока.
- Какие слова называются родственными?
- Что такое корень слова?
- Какие слова называются однокоренными?
- Домашнее задание: упр. 293, правило с.43.
9. Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Что нового узнали на уроке?
Были ли трудности?
Лесовичок благодарит вас за хорошую работу на уроке и дарит вам ромашки.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С улыбкой встретим мы гостей, И скажем хором: «Добрый день!» Друг другу улыбнемся И делом все займемся.
Вы кто такие? Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница.
Родственные слова СЛОВА значение похожее разное общая часть родственные слова
Общая часть Общее значение Признаки
Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов.
Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть ( корень ) и общее значение, называются родственными ( однокоренными ) .
сад вы рас по под овод овник ок а ка Корень слова – значимая часть. Над словами держит власть. Выясни умело линию родства. Однокоренные подбери слова.
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбёшка.
Вода, водичка, водяной, подводник, водица, водопад, водолаз, водомерка, водоросли.
Тепло, теплица, тёплый , жаркий. Лес, лесной, лесник. лестница, Гора, горный, пригорок. гореть, Какое слово «лишнее»? Гриб, грибок, грибной, грибница.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"
Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Урок русского языка "Однокоренные слова" с использованием интерактивной доски.
Урок русского языка по теме "Однокоренные слова" разработан в соответствии с программой "Школа России" для 2 класса. Для отдельных этапов урока продуманы задания с использованием интерактивной д...
Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова"
конспект к уроку...
Урок русского языка "Однокоренные слова"
Урок русского языка "Однокоренные слова"...
Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация
Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация...
Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»
Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»...