Тема | Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова |
|
|
|
|
Цель | Обобщить и систематизировать знания по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова», обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфографических задач. |
|
|
|
|
Задачи | Содействовать развитию орфографической зоркости, умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности. Способствовать развитию интереса к предмету. |
|
|
|
|
Формируемые УУД | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
|
|
|
|
Основные понятия | Орфограмма, корень слова, родственные слова, проверочные слова |
|
|
|
|
Ресурсы: - основные - дополнительные | Учебник «К тайнам нашего языка», 2 класс, М.С. Соловейчик, тетрадь-задачник к учебнику «К тайнам нашего языка» Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки |
|
|
|
|
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа |
|
|
|
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
|
|
|
|
| Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя. | Слайд 3. - Настроенье каково? (- Во!) - Всетакого мнения? (- Все без исключения!) - Может вы уже устали? (- Мы с собой таких не брали!) - Может, ляжем, отдохнём? (- Лучше мы урок начнём!) Урок русского языка, на котором мы Размышляем ( над словами) Учимся (грамотно писать) Решаем (Орфографические задачи) Доказываем (свой выбор) Открываем (тайны родного языка) Наблюдаем ( за изменениями слов)(СЛАЙД 2) Я предлагаю работать под девизом «Хочешь альпинистом стать - иди в горы. Хочешь грамотным быть - учись думать и мыслить».(СЛАЙД 3) |
| Внутренняя позиция школьника. |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для организации обобщения и систематизации | Организует повторение изученного. | Повторяют изученный ранее материал. Учащиеся, давшие полные ответы, получают фишки и по итогам повторения выбираются три «Мудреца», которые будут помощниками учителя | 1.-Откройте учебники русского языка на стр. 35 и прочитайте тему раздела, который мы изучаем на протяжении12 уроков. - Что мы называем корнем слова?( Корень-общая часть родственных слов) Какие слова называем родственными? Как еще мы их называем? (Слова, которые имеют общее значение и общую часть, корень) -Какое слово лишнее? (СЛАЙД 4) Нос, носильщик, носик, н.совой, переносица. Как решить орфографическую задачу в корне? (Знаем секрет родственных слов) -Что такое орфограмма? - Что такое орфографическая задача? - Какие главные орфографические задачи решаем в корне слова? (Буквы безударных гласных и буквы парных согласных) 2. Словарная работа (СЛАЙД5) -Давайте попробуем решить орфографические задачи в словах. - -Как вы решали орфографические задачи в этих словах? (Это словарные слова, в них непроверяемые орфограммы, их написание нужно запомнить) -А если в словах проверяемые орфограммы, как нужно поступить? (Нужно подобрать проверочные слова)
| Знать признаки родственных слов, понятия «корень слова», «орфограмма», «орфографическая задача», правописание словарных слов | Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, , классификация, аналогия; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
|
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. | Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. | Формулируют тему урока. | - На странице 37 учебника прочитайте вопрос, на который мы искали ответ последнее время? (Как найти проверочные слова для корня?) Известен ли теперь ответ на него? Легко ли сделать этот ответ полным и четким? (Нет) -А что нужно для того, чтобы того, чтобы это у нас получилось? (Обобщить и систематизировать свои знания, привести их в порядок) (Слайд 6) Тема урока :Уточняем как решать орфографические задачи в корне слова | . | постановка и формулирование проблемы. |
IV. Обобщение и систематизация знаний Цель. Уточнить способы подбора проверочных слов для разных частей речи | . | Определяют, по каким признакам объедены слова существительные в группы. Составляют алгоритм подбора проверочных слов для орфограмм корня. | -Вы видите слова. На какие три группы их можно распределить? (Названия предметов, названия признаков и названия действий). (1.з.ма,по з.мле,кни.ка.тра.ка,м.сленка 2.Подарить,кричать,прока тила,натянул,выле. 3.У.кий,кре.кий, лесная,мягкий,трав.ной) - Уважаемые Мудрецы, заберите карточки со словами и организуйте работу в группах. Группы работают по плану: 1.Решите орфографические задачи в словах, устно подбирая проверочные слова. 2. Выберите способы подбора проверочных слов для составления схемы на доске 3.Подготовтесь к отчету о работе группы (Мудрецы составляют схему на доске)(СЛАЙД 7) Далее заполняются оставленные столбцы таблицы | .Знать признаки слов- названий предметов, слов- названий признаков, слов- названий действий
Уметь подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова | познавательная инициатива; структурирование знаний; самостоятельное создание алгоритмов деятельности; рефлексия способов и условий действия; построение речевых высказываний |
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить умение в подборе проверочных слов для решения орфографических задач в корне слова | Проводит инструктаж обучающихся. | Работают в парах | Работа в парах Упражнение 411, стр.42, тетрадь-задачник. Записывают слова , письменно объясняя вставленную букву 1 ряд -1-6 слово 2 ряд- 7-12 слово 3 ряд – 13-18 слово ( СЛАЙД8) Проверка выполненной работы
| Уметь подбирать проверочные слова для решения орфографических задач в корне слова | -использование общих приемов решения задач ; использование знаково-символических средств ; самостоятельный учет установленных ориентиров действия в изученном материале; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель. Проверить умения в подборе проверочных слов для решения орфографических задач в корне самоконтроль усвоения знаний.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы, самопроверку, самооценку. | Выбирают задание для самостоятельной работы, выполняют самопроверку устраняют допущенные ошибки. | Задания дифференцированные на карточках под копирку. Каждый выбирает задание во силам. 1 уровень. Реши орфографические задачи в корне слова, письменно объясняя свое решение. 2 уровень. Найди и исправь ошибки, запиши проверочные слова (Смотри приложение) Для самопроверки, сняв лист под копировкой , читаются слова: спасибо, здорово | Уметь решать орфографические задачи в корне слова | осуществление самоконтроля по результату и по способу действия; использование знаково-символических средств; рефлексия способов и условий действия |
VIII.Итог урока |
|
| -Какую цель ставили перед уроком? -Удалось ли ее достичь? -Как вы считаете, нужно продолжить эту работу на следующих уроках? (СЛАЙД 9) |
|
|
IX. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
|
| - Своей работой на уроке я…
- Мне больше всего удалось…
- Теперь я могу…
- Было интересно…
- Знания, полученные на уроке помогут мне …
- Я хочу поблагодарить одноклассников ...
- Мое настроение… (СЛАЙД 10)
|
| адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
|