Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.
Мобилизация внимания. Чистописание. - На дворе февраль. Последний зимний месяц. Люди говорят: «Вьюги да метели под февраль полетели». А у нас гостья. Угадайте, что это?
В гости прилетела Звёздочка хрустальная. На ладошку села – От тепла растаяла. ( Снежинка) -Какой звук слышится в начале этого слова? -Дайте этому звуку характеристику. -Какой буквой обозначаем этот звук? -Эту букву будем прописывать на минутке чистописания. Наша снежинка проделала длинный извилистый путь с неба. Покажем этот путь. (Учитель показывает соединения заглавной и строчной буквы «эс» с элементом «петля вверху и петля внизу») - Посмотрите, пока вы писали, какие добрые картинки появились. Какие слова они могут обозначать? Что вы можете про них сказать? Снегурочка, снег, снежинка, снеговик. -Какие орфограммы вы можете назвать. Цель: для развития орфографической зоркости учащимся предлагается назвать в словах известные орфограммы.
- Что обозначают эти слова? -Задайте к этим словам вопрос. - Как мы договорились называть эти слова.
- Какое правило вы выучили дома?
- Как вы думаете, это новая для нас тема? -Всё ли мы узнали об имени существительном?
-Так какая тема нашего урока сегодня?
Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами.
- Этих слов предметов так много, что люди стали их группировать по их лексическому значению. На прошлом уроке мы уже определили такие группы. Давайте их вспомним. Сегодня на уроке наша задача узнать как можно больше таких групп.
Словарная работа Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.
Мы снежинки. Это мы Парашютики зимы. Это мы над вами кружим, Это мы с ветрами дружим. Мы танцуем дни и ночи, Даже несколько недель. Наши танцы, между прочим, Называются - ... (метель)
- Наши забавные снежинки приготовили для вас сюрприз. Но для этого нам надо разгадать кроссворд. Посмотрите, в каком снежном замысловатом узоре они замерли. Угадайте слово по его лексическому значению.
-На слайде кроссворд: 1. Красногрудый красавец, украшение бескрайних российских белоснежных просторов. 2. Верхняя одежда. 3. Какая главная задача холодильника? 4. Первый месяц года. 5. Сильные порывы ветра со снегом.
(Один ученик работает у доски. Остальные дети записывают слова в тетрадь) -Назовите орфограмму, которая встретилась в этих словах. - Можно ли проверить безударный гласный? - Как мы называем такие слова?
|
Дети слушают и отгадывают загадку.
- Снежинка
- [с]
- Согласный, глухой, твёрдый, парный [с]-[з]
- «Эс»
Работа в тетради, самостоятельная запись. Прописывают элементы.
Дети называют слова. - Снегурочка, снег, снежинка, снеговик.
-Это родственные слова. У них общий корень и одинаковое значение.
- Безударная гласная в корне слова, парная согласная в корне слова, сочетание «жи».
- Эти слова обозначают предметы.
- Отвечают на вопросы кто? или что?
- Такие слова называют именами существительными.
Дети проговаривают правило хором. - Нет, тема не новая, мы уже изучали её во 1 классе и вчера. Будем расширять свои знания об имени существительном. Нам кое, что известно об имени существительном, но не все.
-Мы будем говорить об имени существительном.
- Явления природы, времена года, звери, насекомые, птицы, рыбы, деревья, ягоды.
Дети записывают в тетради.
- Снегирь
- Пальто. - Морозить - Январь -Метель
-Безударные гласные в корне.
- Нет.
- Это словарные слова. Вывод: обобщили знания о правописании безударных гласных в корне слова, не проверяемые ударением. |
Слайд 1. Слой 2.
Слайд 2. Слой 1.
Слайд 2. Слой 2.
Слайд 2. Слой 3.
фронтальная беседа.
Слайд 3, слой 1. |
Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «имя существительное»; умение выделять имена существительные среди других частей речи; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); Задача этапа: систематизировать знания учащихся, необходимые для введения данной темы. - Какое слово лишнее? Почему?
- К какой части речи вы отнесёте остальные слова?
- Посмотрите внимательно, какое слово спряталось в пересечении клеток? - Что же такое спорт?
- Кто же занимается спортом?
- Правильно, люди, которые занимаются спортом, называются спортсменами. - Какой вопрос мы зададим к слову спорт? - Какой вопрос мы зададим к слову спортсмены?
- Почему?
- Какой частью речи являются эти слова?
- Объясните смысл пословицы.
Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.
- Назовите имена существительные. Что вы можете о них сказать.
- Как вы думаете, почему снежинки загадали это слово?
- Правильно. 7 февраля состоится открытие зимних олимпийских игр. Мы много говорили об этом событии. И теперь эти знания вам пригодятся на уроке русского языка. - Запишем новое слово в центре строки.
- Итак, олимпиада 2014! Сейчас мы с вами разделимся для выполнения различных заданий. Все они направлены на то, чтобы выяснить какие бывают группы имен существительных, объединенных общим лексическим значением. Те дети, на столах которых компьютеры готовят сообщения, отвечая на заданные вопросы.
Задача этапа: ввести новое понятие и способ действия. - А с остальными мы вспомним, какой девиз у олимпийских игр? - Давайте, мы с вами выполним очень сложное задание. Образуем имена существительные от наречий в девизе. Полученный новый девиз запишем в тетрадь. -Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать?
-Какой можем сделать вывод о предметах? Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой. - Можно сделать вывод, что эти слова имеют отвлечённое значение. Далее заслушиваются сообщения групповой работы. 1 группа. - Какие же синонимы есть у слова «олимпиада»?
- Какой частью речи являются эти слова? - Какое лексическое значение они имеют?
- Какое значение имеют эти имена существительные?
2 группа. - Что означают кольца на олимпийской эмблеме?
- Какой частью речи являются эти слова? - Какое лексическое значение они имеют?
- Какое значение имеют эти имена существительные?
3 группа. - Что символизирует олимпийский огонь?
- Как можно назвать все эти слова одним лексическим значением?
-Обозначают ли они конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать?
- А вот и наши снежинки. Они зовут вас за собой на поиски новых имён существительных. Физкультминутка для глаз: Цель: создать условия для - мыслительной и физической разгрузки
- сохранения мотивации учения
-Выполняем движения сидя на месте. «Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло. Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо — влево) Легких — две штучки, Тяжелых — три штучки. (смотреть глазами вверх — вниз) Тучки попрятались, тучек не стало. ( закрыть глаза ладонями) Солнце на небе вовсю засияло. (поморгать глазками) -Продолжаем работу. | Цель: оценить, как усвоены новые понятия
- Слово «морозить» отвечает на вопрос что делать? Обозначает действие, значит, это глагол. - Это имена существительные.
Вывод: определили и выделили имена существительные среди других частей речи.
Спорт. - Спорт – это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования, достижения высоких результатов, желание победить. - Спортсмены. - Надо делать зарядку, заниматься физкультурой. - Что? - Кто? - Если предмет живой, то вопрос кто? А если предмет неживой, то что? - Это имена существительные.
- Спорт, здоровье. - Завтра начнётся олимпиада.
Дети записывают слово Олимпиада
Работа в паре. Три группы учеников выполняют самостоятельно индивидуальные задания. 1 группа выбирает из текста синонимы к слову «олимпиада».
Первые Олимпийские игры проходили в Греции. Гонцы объявляли о дне начала игр и приглашали людей на состязания. Они продолжались пять дней. Когда идут Олимпийские игры все военные конфликты приостанавливаются! В Олимпии для игр было построено несколько грандиозных сооружений: спортивные площадки для различных соревнований, помещения для спортсменов и зрителей.
2 группа выясняет значение символа олимпиады «Пять колец»
Официальный логотип (эмблема) Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Считается, что пять колец – символ пяти континентов - Синий - Европа
- Черный - Африка
- Красный - Америка
- Желтый - Азия
- Зеленый - Австралия
3 группа из текста про олимпийский огонь выбирает те имена существительные, которые символизирую олимпийский огонь.
Олимпийский огонь один засияет над пятью континентами. Зажигают его от солнечного луча в Греции у горы Олимпии. Чистота, борьба за победу, а также мир и дружба - это символы олимпийского огня. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.
- Олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее!»
- Олимпийский девиз – «Быстрота, высота, сила!» -Нет, есть предметы, которые мы не можем увидеть, потрогать, но слова отвечают на вопрос что?
- Есть предметы с конкретным значением, а есть предметы с неконкретным значением.
- Соревнование, игры, состязание.
- Это имена существительные. - Событие.
- Они имеют отвлечённое значение.
- Олимпийский символ, это 5 переплетенных между собой колец, они означают 5 континентов Земли и встречу спортсменов всего мира. Европа – голубой, Азия – Жёлтый, Африка – чёрный, Австралия – зелёный, Америка – красный.
- Это имена существительные. - Название континентов
- Они имеют отвлечённое значение.
- Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.
- Эмоциональное состояние людей.
- Это не конкретные имена существительные, их потрогать нельзя.
Вывод: познакомились с конкретным значением имени существительного и отвлечённым понятием.
Выполняют движения.
|
Учитель с помощью курсора убирает прямоугольник и появляется пословица.
Учитель отключает 1 слой и включает 2 слой.
Слайд 3, слой 2.
Учебный навык: сотрудничество при работе в парах.
Начало составление схемы. В ходе выполнения этого задания вырабатывается метод определения существительного и расширяется знание учеников о лексическом значении имени существительного.
Слайд 3, слой 3.
Запись на крыле доски Лексические значения имён существительных:
1. События.
Слайд 3, слой 4 Дополнение схемы на доске.
2. Континенты.
Слайд 3, слой 5.
Дополнение схемы на доске.
3. Эмоциональное состояние людей.
Слайд 3, слой 6.
Слайд 4.
|
Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить, какие ещё есть группы имён существительных, объединённых общим лексическим значением.
- Итак, вместе со снежинками мы отправляемся в путешествие. Но куда и к кому? Это нам ещё предстоит узнать. Помним только, что цель нашего путешествия как можно больше узнать об имени существительном, о том какие они разнообразные и имеют много лексических значений. - Прочтите слова на экране и попробуйте распределить их на две группы.
Один ученик работает у доски и распределяет слова в два столбика, остальные проверяют с помощью сигнальных карточек.
- Сделаем вывод, что ещё могут обозначать имена существительные?
- Вот и новое задание от снежинки. Она спрашивает, в какую страну, и в какой город мы отправимся на олимпиаду? - Составим и запишем предложение в своих тетрадях. Подчеркните грамматическую основу, и подпишите части речи. - Наши снежинки хотели бы познакомить вас со знаменитостями.
- Прочтите текст. Можно ли понять, про что идёт речь?
Привет! Мы - ___________Зимних Олимпийских игр "Сочи-2014". Мы любим ___________, ____________ , наш ____________ и зимние виды ____________!
Слова для справок: Сочи, талисманы, море, горы, спорта.
- Найдите словам место, чтобы получился связный текст.
- О чём идёт речь в тексте? - А вот и талисманы олимпиады. - Как бы вы их разделили по лексическому значению?
- Назовите зверей, задавая вопрос.
- Какое значение имеют эти имена существительные: конкретное или отвлечённое?
- Назовите вымышленных персонажей, задавая вопрос. - Какое значение имеют эти имена существительные: конкретное или отвлечённое?
Задача этапа: формулировка цели и доведение ее до осознания учащимися.
- Посмотрите на дом талисманов. Почему они расположились на разных этажах?
- Прочитайте предложения с доски и спишите только первое. Обозначьте имена существительные.
Белый мишка, Зайка и Леопард – талисманы олимпийских игр. Талисманами Паралимпийских игр стали Лучик и Снежинка.
Физминутка: Цель: создать условия для - мыслительной и физической разгрузки
- сохранения мотивации учения
Дети выполняют физкультминутку под музыку.
-Продолжаем работу. Много хлопот талисманам накануне олимпиады. Надо всё проверить, навести порядок. Я предлагаю им помочь. Разделимся на команды и примемся за работу. - Ребята с первого ряда будут помогать Зайке, а с третьего ряда - Леопарду.
У кого на столе нет компьютера, те помогут Белому мишке. А Белый мишка хотел вас спросить, знаете ли вы зимние виды спорта? Он приготовил для вас два задания: одно для класса, а другое для группы самых сообразительных. Для класса он придумал стихотворение про зимние виды спорта, а для группы задание у доски. Они должны соединить стрелкамипиктограмму с названием вида спорта. К доске вызываются двое, т.к. в олимпиаде да и на уроке главное это помощь друга в трудной ситуации. - Работаем вместе. Прочитайте стихотворение.
Сочи – зимняя игра, Олимпийская пора! С леопардом, зайкой, мишкой Выступим мы на «отлично»! Лыжи, кёрлинг, скелетон, И фристайл, и сноуборд, Биатлон, бобслей, хоккей – На стадион бежим скорей! Назовите зимние виды спорта. Начните предложение так: Зимними видами спорта являются…
- Прочтите, что у вас получилось. (Отвечают два-три ученика). Два ученика отвечают по окончании записи предложения. Что ещё могут обозначать имена существительные?
Далее заслушиваются ответы детей, которые работали самостоятельно. - Дети, которые помогали Зайке. - Какое лексическое значение имеют слова, которые вы записали?
- Дети, которые помогали Леопарду.
- Какое лексическое значение имеют слова, которые вы записали?
| Цель: сформулировать понятие «имя существительное».
- Это названия стран и названия городов.
Один ученик работает у доски и распределяет слова в два столбика, остальные проверяют с помощью сигнальных карточек. - Это названия стран и названия городов.
- В Россию в город Сочи. Дети записывают предложение, находят грамматическую основу, и подписывают части речи.
Зимние олимпийские игры пройдут в городе Сочи.
--Нет, непонятно о чем идет речь, не хватает имени существительного.
- Это слово «талисман», «горы», «море», «спорта», «Сочи».
- О талисманах. - В первой группе будут звери, а во второй вымышленные персонажи.
Дети с помощью курсора распределяют слова по группам.
- (кто?) Мишка, Зайка и Леопард.
- Конкретное значение.
- (кто?) Лучик и Снежинка.
- Конкретное значение.
Дети записывают в тетрадь. Самостоятельная работа в тетрадях. - Белый мишка, Зайка и Леопард – талисманы олимпийских игр.
Выполняют движения.
Самостоятельная работа тетрадях. Дети, которые помогают Зайке имеют на компьютере задание. Раздай спортсменам необходимые им предметы. Сани, винтовка, фигурные коньки, клюшка и шайба. На экране дети читают название спортсменов и двигают к этому названию нужный предмет. Напиши эти предметы словами через запятую.
Дети записывают в тетрадь слова.
Сани, винтовка, коньки, клюшка и шайба.
Подумай, каким словом можно их объединить. Дети, которые помогают Леопарду имеют на компьютере задание. Подбери к каждой картинке спортсмена. Напиши эти слова через запятую.
Дети записывают в тетрадь слова.
Лыжник, кёрлер, фигурист, хоккеист.
Подумай, как можно назвать эти слова одним словом?
Самостоятельная работа в тетрадях. Дети записывают любые три вида спорта. После записи дети обмениваются тетрадями и проверяют.
Зимними видами спорта являются… Ученики сверяют ответы.
Дети оценивают работу с помощью сигнальных карточек. - Название видов спорта.
- Мы раздали коньки - фигуристу, сани- бобслеисту, клюшку и шайбу- хоккеисту, винтовку – биатлонисту. - Спортивный инвентарь.
- Мы записали слова : лыжник, кёрлер, фигурист, хоккеист.
- Название спортсменов. |
Слайд 5, слой 1.
Дополнение схемы на доске.
4. Названия стран и названия городов.
Учитель отключает первый слой и включает 2 слой.
Слайд 5, слой 2.
Слайд 6, слой 1.
Учитель с помощью курсора убирает прямоугольник и появляются слова для справок.
Учитель отключает первый слой и включает 2 слой.
Слайд 6, слой 2.
Слайд 6, слой 3.
Дополнение схемы на доске.
5. Звери.
6.Люди (вымышленные персонажи)
Слайд 6, слой 4.
Учитель отключает второй, третий и четвёртый слой и включает 5 слой.
Слайд 7 Музыка мп3. Вперед! - Театр детской песни Ладушки – Музыка Александр Ермолов Слова Вадим Борисов (+)
Самоконтроль, взаимоконтроль.
Проверка выполнения работы проходит в форме обсуждения, проводится выборочное доказательство.
Слайд 8.
Дополнение схемы на доске.
7. Название видов спорта.
Слайд 9 слой 1.
Дополнение схемы на доске. 8. Спортивный инвентарь Слайд 9 слой 2.
Слайд 10 слой 1.
Дополнение схемы на доске. 9. Название спортсменов
|
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий.
- Ребята, вы большие молодцы. Теперь наши талисманы спокойно могут встречать завтрашний день. А вы знаете. Что произносят спортсмены во время открытия олимпиады? - Во время нашего урока у нас тоже образовалась «клятва», только не олимпийская, а морфологическая. Давайте её прочтём.
- Эта клятва пополнится ещё новыми данными об именах существительных, которые мы будем узнавать на следующих уроках. А пока, в знак благодарности, Зайка, Леопард и Мишка дарят вам пригласительные билеты на открытие олимпийских игр. Только в них необходимо выполнить задание. А именно подчеркнуть имена существительные.
Задание по вариантам разного уровня. Выберите для себя один билет. Если он обозначен одной звёздочкой, то он не очень сложный, если двумя – посложнее, а если на билете три звёздочки, то он довольно сложный. Выбирайте по силам и подчёркивайте имена существительные.
| Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности.
- Они произносят клятву. Дети читают схему на доске.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет, имеет конкретное значение или отвлечённое понятие и может иметь следующие лексические группы слов:
1. События. 2. Континенты. 3. Эмоциональное состояние людей. 4. Названия стран и названия городов. 5. Звери. 6.Люди (вымышленные персонажи) 7. Название видов спорта. 8. Спортивный инвентарь 9. Название спортсменов
На столах у детей карточки с текстами. В них необходимо подчеркнуть имена существительные.
* Зайка – самая активная жительница зимнего леса. Зайка учится в Лесной Академии, помогает маме в ресторанчике, но и участвует в различных спортивных соревнованиях. Зайка уверяет своих друзей, что секрет прост: просто она очень любит спорт. А еще она любит петь и танцевать.
** Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромного дерева, которое растет на скале в заснеженных горах Кавказа. Леопард – прекрасный сноубордист, он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда веселый нрав, он очень любит танцевать.
*** За полярным кругом в ледяном иглу живет Белый мишка. В его доме все сделано изо льда и снега: снежный душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Полярники научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в керлинг. Но больше всего белому мишке понравилось кататься на спортивных санках. Он стал настоящим саночником и бобслеистом, а его друзья – тюлени и морские котики - с удовольствием наблюдают за его победами.
Самопроверка с соседом по парте.
Вывод: применяли полученные знания при выполнении индивидуальных заданий. |
Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.
Имя существительное |
| Часть речи |
| Кто? | Что? | Обозначает предмет |
| Конкретное значение | Отвлечённое понятие |
Лексические группы слов: 1. События. 2. Континенты. 3.Эмоциональное состояние людей. 4. Названия стран и названия городов. 5. Звери. 6.Люди (вымышленные персонажи) 7. Название видов спорта. 8. Спортивный инвентарь 9. Название спортсменов
|
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
Я слово удивительное,- Сказало существительное. Обозначаю я предмет,- Всему опора спору нет: Ведь солнце, воздух и вода, Земля, леса и города. Заводы, люди и планеты- Всё это разные предметы. Значит, я всех важней, Значит, я всех, всех нужней! ( П. Чесноков) -Какую часть речи мы с вами изучали? -Что вы знаете об имени существительном? -Какую роль в русской речи играют имена существительные?
-Что нового об имени существительном узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
-Схема, которую мы сегодня составили, эта наша помогалочка. Мы ее будем дополнять на следующих уроках и пользоваться ею. -Кому было трудно? -Кому было интересно? Цель: подводя итог урока, выясняется, что было известно ранее, что нового узнали, чему научились на уроке. - Пришло время оценить вашу работу. Скажите, что бывает, если спортсмен отличился на соревнованиях? - Какие бывают медали? - Образуйте имена существительные от имён прилагательных. - Появилась ещё дна группа имён существительных – название металлов. - Будем вручать медали.
- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь «золотую медаль».
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите в тетрадь «серебряную медаль».
- Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите в тетрадь «бронзовую медаль».
| Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
-Имя существительное.
-Обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что? -Без имён существительных не обойтись, нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте.
-У имени существительного значение предмета может иметь конкретное и отвлеченное понятие. -Имена существительные обозначают не только предмет, но и состояние, явление природы, действие, события, чувства.
-Находить имена существительные. Образовывать от других частей речи имена существительные.
Рефлексивные ответы детей
Рефлексивное оценивание работы на уроке
- Ему вручают медаль. - Золотая – 1 место, серебряная – 2 место и бронзовая – 3 место. - Золото, серебро, бронза.
Дети выбирают медаль и кладут в тетрадь.
Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся. |
Слайд 11 слой 1. Слайд 11 слой 2.
|