Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку (4 кл.) (Школа-2100) | 95.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»
Обсуждена и одобрена на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № от « » 2012г. Руководитель МО:_______________ Гатапова С.Б. | Утверждаю: Директор школы: Ж.В.Гатапов Приказ №__________________ от «__»______________2012 г. |
Рабочая программа
Предмет: Русский язык
Класс: 4 «а»
Автор: Скворцова Зоя Сергеевна
с.Курумкан
2012 г.
Раздел I
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена для учащихся 4 класса на основании Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы начального общего образования образовательной системы «Школа 2100». Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по ОС «Школа 2100», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Авторская программа образовательной системы «Школа 2100» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», обеспечена следующим учебно-методическим комплектом: учебниками «Русский язык» в 2 частях (1-4 кл.) авторов Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В., тетрадями «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» автора Бунеевой Е.В, пособием «Дидактический материал» автора Комиссаровой Л.Ю., (заключения РАО (№ 01-97-/5/7д от 06.08.2007) и РПГУ им. Герцена (№ 2683/30 от 08.06.2007), методическими рекомендациями для учителя этих же авторов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Исходя из этого, назначение предмета «русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.
Цель определяется как развитие ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной и богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке;
2) овладение орфографией и пунктуацией;
3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
4) развитие чувства языка.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно- научного текста.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, учебно-методическая карта, система контроля (диагностические материалы), перечень учебно-методического обеспечения (для учителя, ученика), список литературы, использованной при написании программы.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за 170 часов в объёме 5 часов в неделю. Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
Рабочая программа составлена на основании количества отведённых часов и уровня подготовленности данного класса. В данную программу может быть внесены изменения, дополнения в течение учебного года.
Требования к уровню подготовки учащихся
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов); – ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно- научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами,
графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из
двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно<научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения.
Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Раздел II.
Учебно - тематический план.
№ | Содержание | Количество часов |
Повторение | 17 | |
Простое предложение. предложения с однородными членами | 15 | |
Сложные предложения с союзами и, а, но | 13 | |
Предложения с прямой речью | 12 | |
Что мы знаем об имени существительном | 3 | |
Изменение имен существительных по падежам | 12 | |
Три склонения имен существительных | 6 | |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 7 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных | 11 | |
Что мы знаем об имени прилагательном | 4 | |
Словоизменение имен прилагательных | 3 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных | 13 | |
Что мы знаем о глаголе | 4 | |
Словоизменение глаголов | 3 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 21 | |
Разбор глагола по составу | 15 | |
Повторение | 12 | |
ИТОГО | 170 |
Раздел III.
Содержание учебного предмета.
Раздел I. Повторение.
Раздел II. Простое предложение. предложения с однородными членами.
Раздел III. Сложные предложения с союзами и, а, но.
Раздел IV. Предложения с прямой речью .
Раздел V. Что мы знаем об имени существительном
Раздел VI. Изменение имен существительных по падежам
Раздел VII. Три склонения имен существительных.
Раздел VIII. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных
Раздел IX. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных
Раздел X. Что мы знаем об имени прилагательном
Раздел XI. Словоизменение имен прилагательных
Раздел XII. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных
Раздел XIII. Что мы знаем о глаголе
Раздел XIV. Словоизменение глаголов
Раздел XV. Правописание безударных личных окончаний глаголов
Раздел XVI. Разбор глагола по составу
Раздел XVII. Повторение
Раздел IV. Технологическая карта
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. Измерители | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Домашнее | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1–2 | Поэты и писатели о русском языке | 2 | Урок объяснения нового материала | Письмо авторов учебника; повторение фонетики |
|
|
| с. 7, упр. 3; сочинение «Самые дорогие слова» |
|
|
Раздел 1. Повторение (15 часов) | ||||||||||
3 | Повторение фонетики и графики | 1 | Урок повторения изученного | Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация | Знать значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь: – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов; – находить способ проверки написания слова; | Текущий контроль (устный опрос) | Расширение словарного запаса | № 6, 7 (дидактический материал) |
|
|
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | Урок повторения изученного | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различение согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение. Восприятие на слух и правильное произношение слов | Текущий контроль (письмо под диктовку: запись слов, деление их на слоги и для переноса, постановка ударения, подчеркивание гласных или согласных) | Умение отличать законы языка от правил письма; видеть особенности ударения в разных языках | № 13, 14 (дидактический материал) |
|
| |
5 | Что такое графика. Контрольное списывание по теме «Повторение» (40 минут) | 1 | Урок повторения. Урок контроля: входная контрольная работа | Русский алфавит. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Употребление пробела между словами, знака переноса Списывание текста | – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами Знать: – значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; – изученные орфографические правила. Уметь: – применять на письме изученные орфографические правила; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение; – различать произношение и написание слов | Текущий контроль (устный опрос). Контрольное списывание (Е. В. Бунеева «Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс», с. 2–3) | Систематизация знаний о графике как науке (обобщение знаний в виде схемы) | № 18 (дидактический материал); с. 34, № 1; с. 16 – запомнить порядок фонетического разбора; с. 39, № 1 | ||
6 | Фонетический разбор слова | 1 | Урок повторения изученного | Звуки и буквы гласные и согласные, их классификация; словарная работа; роль транскрипции в языке; порядок фонетического разбора | Текущий контроль (письменный опрос) | Умение читать слова по транскрипции | ||||
7 | Повторение орфографии | 1 | Урок повторения изученного | Правописание безударных гласных, парных звуков и глухих согласных, непроизносимых и удвоенных согласных. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Разделительные Ъ и Ь знаки | Текущий контроль: тест (разделить слова на группы в соответствии с орфограммой) | Тесная связь наук – орфографии и фонетики | с. 39, № 2 | |||
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | Урок повторения изученного | Текущий контроль (устный опрос) | Систематизация знаний об орфограммах
| с. 39–40, № 3 | ||||
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | Урок развития умений и навыков | – находить способ проверки написания слова; – без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; – выполнять фонетический разбор | Текущий контроль (устный опрос) | № 21 (учебник), № 23 (дидактический материал) | ||||
10 | Повторение состава слова | 1 | Урок повторения изученного | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок | Текущий контроль (письменный опрос) | с. 40, № 4; выучить определения, с. 26 | ||||
11 | Повторение изученного о частях речи | 1 | Урок повторения изу-ченного | Имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, их значение и употребление | Знать графичес-кое обозначение орфограмм. Уметь работать со схемами, выполнять словарную работу | Текущий контроль (устный опрос) |
| с. 40, № 5 | ||
12 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | Урок повторения изученного | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | Знать порядок разбора предложения и образец записи. Уметь: – выполнять словарную работу; – разбор предложений (главные и второстепенные члены); – определять виды предложений по цели высказывания | Текущий контроль (синтаксический разбор предложений) | Творческое задание повышенной трудности; постановка знаков препинания в предложениях; выбор алгоритма | № 45, с. 33; правило | ||
13 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | Урок обобщения и систематизации материала | Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки) | Тематический контроль (письмо под диктовку предложений с выделением знакомых орфограмм) | № 26 (дидактический материал), повторить словарные слова | ||||
14 | Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Отличие текста от группы предложений. Тема и главная мысль текста, план | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти и выполнять самопроверку | Творческая работа |
| с. 41; записать словарные слова | ||
15 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний и умений |
| № 26 | |||||
16 | Контрольный диктант №1 | 1 | Урок контроля | Письмо по диктовку, правильное оформление предложений | Тематический контроль | |||||
17 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Контрольный словарный диктант | Уметь находить и исправлять допущенные ошибки | Текущий контроль: словарный диктант |
| Повторить словарные слова | ||
Предложение. Текст (40 часов) Раздел 2. простое предложение. предложения с однородными членами (15 часов) | ||||||||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | Урок ознакомления с новым материалом) | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространенное предложения. Однородные члены предложения | Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Уметь: – узнавать в тексте словосочетания, простые предложения; – приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных предложений; – определять предложения по цели высказывания и интонации | Текущий контроль: составление схем предложений | Простое предложение. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный тексты и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего и ознакомительного чтения. Части речи и члены предложения
| № 53 (у); № 29 (дидактический материал) | ||
19 | Как отличить простое предложение от сложного | 1 | Урок рефлексии | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами | Текущий контроль: тест (выбери номер простого предложения, подчеркни грамматические основы, выпиши словосочетания) | № 28 (дидактический материал) | ||||
20–21 | Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 2 | Комбинированный урок | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами | Знать: – о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения; – о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными членами Уметь: – узнавать в тексте простые предложения; – приводить примеры предложений с однородными членами; – ставить знаки препинания в конце предложений | Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в учебнике предложения с однородными членами) | № 30 (дидактический материал) | |||
22 | Развитие речи. Обучающее изложение «Что я люблю» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста | Творческая работа: письмо текста по памяти | № 31 (дидактический материал) | ||||
23 | Анализ изложений и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Нахождение и исправление ошибок в изложении | Творческая работа (в отрывках из изложений найти речевые и стилистические ошибки) |
| № 32 (дидактический материал) | |||
24–25 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но | 2 | Урок объяснения нового материала. Комбинированный урок | Отличительные особенности простого предложения с однородными членами, знаки препинания при однородных членах | Знать порядок разбора слова как части речи, правила постановки запятой в предложениях с однородными членами. Уметь работать со схемами предложений, рассуждать по образцу, выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой, употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи | Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нужно, запятые, синтаксический разбор, схема предложения) | Различие простого предложения с однородными членами и сложного предложения с союзом и, с бессоюзной связью | с. 53–54, № 1 | ||
26 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что я люблю» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Последовательное, логичное, грамматически правильное изложение своих мыслей, употребление в речи слов в соответствии с их | Творческая работа | Требования к стилю изложения | с. 54, № 3 | |||
27 | Анализ сочинений и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | лексическим значением, правильное построение предложения | Знать о простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные особенности простого предложения. Уметь: – узнавать в тексте простые предложения; – приводить примеры разных видов предложений | Текущий контроль: словарный диктант | Постановка проблемы и поиск ее решения | с. 54, № 4 | ||
28–29 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 2 | Комбинированный урок (урок-прак-тикум) | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Текущий контроль: карточки (списать предложение, поставив, где нуж-но, запятые, синтаксический разбор, схема предложения) | с. 54, № 2; № 33 (дидактический материал) | ||||
30 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 (20 минут) | 1 | Урок систематизации изученного материала | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Уметь: – применять теоретические знания о простом предложении с однородными членами; – «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; – выполнять синтаксический разбор простого предложения | Текущий контроль: проверочная работа № 1, с. 4–5 (Е. В. Бунеева) |
|
| ||
31 | Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, правильное оформление предложения на письме, постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами | Тематический контроль: контрольная работа.. (Методичес-кие рекомендации для учителя, с. 74–75.) |
| № 36 (дидактический материал) | |||
32 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Текущий контроль: устный опрос (поиск в тексте слов на определенную орфограмму, нахождение предложений с однородными членами) | № 35 (дидактический материал) | ||||
Раздел 3. сложные предложения с союзами и, а, но (13 часов) | ||||||||||
33–34 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 2 | Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии | Правило расстановки знаков препинания в сложном предложении; словарная работа | Знать: – правила расстановки знаков препинания в сложном предложении; – признаки отличия простого предложения с союзами от сложного предложения. Уметь: – использовать правила расстановки знаков препинания в предложениях с союзами и, а, но; – составлять устный рассказ на грамматическую тему по плану
| Текущий контроль: индивидуальные карточки (из простых предложений составить сложные) | Сложное предложение. Союз и в сложном предложении из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в сложном предложении из двух частей). | с. 69, №1; № 38 (дидактический материал) |
|
|
35–36 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | Урок объяснения нового материала. Урок рефлексии | Постановка знаков препинания в сложном предложении | Текущий контроль: тест (найти сложные предложения, сделать синтаксический разбор) | с. 69, № 2; правило; № 39 (дидактический материал) | ||||
37 | Развитие речи. Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге» (25 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Составление рассказа на грамматическую тему, связное изложение своих мыслей, умение воспринимать и запоминать услышанное, передавать содержание близко к тексту | Творческая работа | Повторить изученные орфограммы | ||||
38–40 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | 3 | Комбинированный урок | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Текущий контроль: уплотненный опрос (из предложен-ного текста выписать сложные предложения (I вар.), простые предложения (II вар.); синтаксический разбор одного предложения) | Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов | с. 70, № 3; с. 71, № 4 | |||
41 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи |
| Уметь письменно оформлять собственную разговорную речь | Творческая работа |
| № 40 (дидактический материал) | ||
42–43 | Повторение и обобщение материала по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». Проверочная работа № 2 (30 минут) | 2 | Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний | Знаки препинания в предложениях с однородными членами, анализ предложений | Уметь: – применять полученные теоретические знания; – «читать» схемы предложений; – отличать простые предложения с однородными членами от сложных; – расставлять запятые; – составлять по схемам предложения и грамотно оформлять их на письме; – различать тексты по типу | Текущий контроль: проверочная работа № 2, с. 8–9 (Е. В. Бунеева) |
| № 42, 43 (дидактический материал) |
| |
44 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под дик-товку, правильное оформление пред-ложения на пись-ме, постановка знаков препина-ния в предложе-ниях с однород-ными членами | Тематический контроль: контрольная работа. (Методические рекомендации для учителя, с. 84–85.) |
| № 46 (дидактический материал) |
| ||
45 | Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант (10 минут) | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Текущий контроль: работа в парах (запись словарных слов – взаимопроверка) | Составление предложений по заданному типу | № 41 (дидактический материал) | |||
Раздел 4. предложения с прямой речью (12 часов) | ||||||||||
46 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | Урок изучения нового материала | Состав предложения с прямой речью; значение прямой речи | Знать, из чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи | Текущий контроль | Пропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи | Правило; № 48 (дидактический материал) | ||
47–48 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 2 | Комбинированный урок | Правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; пунктуационное оформление таких предложений | Знать правило расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Уметь пунктуационно оформлять такие предложения
| Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения); осложненное списывание (списать, обозначая слова автора и прямую речь) | Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения | с. 84, № 2; с. 83, № 1; правило | ||
49 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой ре-чью в письменной речи (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Актуализация знаний по теме «Прямая речь» | Уметь письменно излагать собственный текст, использовать предложения с прямой речью | Творческая работа | Самостоятельное составление предложений по заданной схеме | |||
49 | Анализ сочинений. Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | Комбинированный урок | Правило оформления цитаты на письме | Уметь оформлять цитаты на письме | Текущий контроль: карточки (расставить знаки препинания, составить схему предложения) | с. 84, № 3; упр.97; принести газету | |||
50 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 1 | Урок развития умений и навыков | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | Уметь применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы | Текущий контроль: самостоятельная работа (найти в газетных статьях предложения с цитатами, выписать несколько, составить схемы) | с. 84, № 4 | |||
51 | Развитие речи. Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Составление плана, определение темы и основной мысли текста | Уметь самостоятельно записывать текст по памяти; осуществлять самопроверку | Творческая работа | ||||
52 | Анализ изложений и работа над ошибками в изложении | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Нахождение и исправление ошибок в изложении | Уметь выполнять работу над ошибками в изложении | Текущий контроль: словарная работа | ||||
53–54 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 2 | Урок обобщения и систематизации знаний | Умение «читать» схемы и расставлять знаки препинания в предложениях | Уметь применять знания при выполнении самостоятельной работы | Текущий контроль. Игры «Кто хочет стать отличником?», «Умники и умницы», «Знатоки темы и предложения» | ||||
55 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Актуализация знаний по теме | Уметь записывать текст под диктовку, контролировать свое письмо | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 94) | ||||
56 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Текущий контроль: тест «Найди ошибки: а) орфографические; б) пунктуационные» | ||||
слово (103 часа) имя существительное (40 часов) Раздел 5. что мы знаем об имени существительном (3 часа) | ||||||||||
57 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы кто? что?, имен существительных мужского, женского и среднего рода | Знать: определение имени существи-тельного, значе-ние и употребле-ние; род имени существительного: мужской, женский, сред-ний; существитель-ные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); правописание безударных па-дежных оконча-ний имен сущес-твительных I, II, III склонения (кроме сущест-вительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных |
| Имя существи-тельное в роли подлежащего, в роли второсте-пенных членов предложения. Падеж имен существительных. Три склоне-ния имен сущес-твительных. | № 53 (дидактический материал) | ||
58 | Составление устного рассказа на тему «Имя существительное как часть речи». Роль имен существительных в предложении, в речи. Развитие речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» (20 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Использование словарей русского языка. Роль имен существительных в речи | Текущий контроль: игра «Узнай слово» | Наблюдение над ролью имен су-ществительных в речи. Орфо-граммы: безу-дарные падеж-ные окончания имен существи-тельных 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипя-щих на конце существитель-ных ж. р. 3-го склонения; правописание существитель-ных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка | ||||
59 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | 1 | Комбинированный урок | Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения | Текущий контроль: выборочный диктант (выбрать из текста словосочетания, в которые входит имя существительное) | Упр. 115 | ||||
Раздел 6. Изменение имен существительных по падежам (12 часов) | ||||||||||
60 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | 1 | Комбинированный урок | Изменение имен существительных по числам и падежам | Знать: Опреде-ление имени су-ществительного, значение и употребление; род имени суще-ствительного: мужской, женский, средний; существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). | Текущий контроль: карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор | Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения; правописание существительных м. р. с шипящим на конце. Словарное богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Синонимы и антонимы | с. 117, № 1; выучить таблицу «Падежи» | ||
61 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы | 1 | Урок развития умений и навыков | Падеж, изменение имен существительных по падежам, употребление в предложении существительных в разных формах | с. 117, № 2 | |||||
62 | Изменение по падежам имен существитель-ных в единственном и множественном числе | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль: письменный опрос (записать падежи с вопросами и изменить слово по падежам) | Составить рассказ | |||||
63 | Развитие речи. Обучающее изложение по рассказу Э. Шима «Жук на ниточке» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Основные признаки текста, определение темы и главной мысли текста, умение раскрывать их при передаче содержания текста | Уметь: различать имена существитель-ные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, жен-ского и среднего рода; различать склонения имен существитель-ных; изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Творческая работа | ||||
64 | Анализ изложений. Именительный и винительный падежи | 1 | Комбинированный урок | Тонкости употребления именительного и винительного падежей в речи, роль слов в этой форме в предложении, умение определять падеж имен существительных | Текущий кон-троль: карточки (изменить слова по падежам, оп-ределить падеж существительных в словосоче-таниях) | с. 118, № 3 | ||||
65 | Родительный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в родительном падеже, определение падежа имен существительных | Знать: – определение имени существительного, значение и употребление; – род имени существительного: мужской, женский, средний; – существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь); – правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склоне-ния (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин). Уметь: – различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?; имена существительные мужского, женского и среднего рода; – различать склонения имен существительных; – изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы) | Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж и три склонения имен существительных. Наблюдение над ролью имен существительных в речи. Орфограммы: безударные па-дежные оконча-ния имен сущес-твительных 1, 2, 3-го склонения, Ь после шипя-щих на конце существитель-ных ж. р. 3-го склонения; правописание существитель-ных м. р. с ши-пящим на кон-це. Словарное богатство рус-ского языка. Слова однознач-ные и много-значные. Синонимы и антонимы | упр. 142 | |||
66 | Административная контрольная работа (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Итоговый контроль: контрольный диктант с грамматическим заданием | |||||
67 | Работа над ошибками. Дательный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в дательном падеже, определение падежа имен существительных | Текущий контроль (карточки: а) синтаксический разбор предложения, б) фонетический разбор, в) морфологический разбор; г) морфемный разбор) | с. 118, № 5 | ||||
68 | Творительный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существи-тельных в тво-рительном паде-же, определение падежа имен существительных | Текущий кон-троль: карточки (списать пред-ложение, ука-зать падежи имен существи-тельных) | № 67 (дидактический материал) | ||||
69 | Предложный падеж | 1 | Комбинированный урок | Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, определение падежа имен существительных | Текущий контроль: самостоятельная работа (учебник, часть I, с. 114, упр. 150) | с. 119, № 6 | ||||
70 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Падежи имен су-ществительных, изменение слов по падежам, оп-ределение падежа имени существи-тельного в слово-сочетаниях; словарный диктант; актуализация знаний по теме | Уметь составлять устный рассказ, предложения со словами в разных падежах | Текущий: само-стоятельная работа «Это ты знаешь и умеешь», учебник, часть 1-я, с. 119, №1, 2 |
| № 69 (дидактический материал) | ||
71 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» (20 минут) | 1 | Комбинированный урок |
| Текущий контроль: проверочная работа № 3, с. 14–15 (Е. В. Бунеева) |
|
| |||
Раздел 7. три склонения имен существительных (6 часов) | ||||||||||
72 | Что такое скло-нение? Три склонения имен существитель-ных | 1 | Урок изучения нового материала | Различение 1, 2, 3-го склонения существительных | Знать вывод сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен существительных
| Текущий контроль: правило | Работа с текстом; поиск слов на заданное условие (склонение, падеж, число и т. д.)
| с. 11, № 1 | ||
73 | Развитие речи. Контрольное изложение за 1-е полугодие (40 минут) | 1 | Урок контроля | План, тема и основная мысль текста |
|
| ||||
74 | Анализ изложений. Развитие умения определять склонение имен существительных | 1 | Комбинированный урок | Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных | Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор, б) мор-фологический разбор) |
| с. 11, № 2 | |||
75 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного | 1 | Урок повторения изученного | Типы склонений имен существительных, определение склонений имен существительных, морфологический разбор имен существительных | Знать алгоритм морфологическо-го разбора. Уметь выполнять мор-фологический разбор имени существительно-го | Знакомство с несклоняемыми существительными; обогащение словарного запаса | с. 11, № 4 | |||
76 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | Комбинированный урок | Знакомство с несклоняемыми существительными | Уметь находить, отличать нескло-няемые сущес-твительные, определять их особенности | Текущий конт-роль: устный опрос (назовите имена сущес-твительные 1, 2, 3-го склоне-ния) | Проблемная постановка воп-роса об особен-ностях употреб-ления несклоня-емых имен существительных | с. 11, № 3 | ||
77 | Развитие речи. Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» (40 минут). Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 1 | Урок развития связной речи | Определение и раскрытие темы и основной мысли в сочинении, выделение частей в сочинении | Уметь употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными предлогами, предложения с однородными членами | Творческая работа |
|
| ||
Раздел 8. правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (7 часов) | ||||||||||
78 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | Урок изучения нового материала | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения, правописание существительных мужского рода с шипящим на конце | Знать орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го склонения». Уметь правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце | Текущий контроль: устный опрос (какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонению?) Какую роль выполняет мягкий знак в словах польза, соловьи, дичь? | Составление предложений со словами на заданную орфограмму | с. 12, № 5 | ||
79 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант | 1 | Урок развития умений и навыков | Письмо слов с орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце имен существитель-ных», графи-ческое обозначе-ние орфограммы | Уметь определять признаки «опасных» мест в словах, записывать по памяти словарные слова, графически обозначать орфограмму | Текущий контроль (карточки: а) фонетический разбор, б) морфологи-ческий разбор) | с. 12, № 6 | |||
80 | Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант (10 минут) | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль: словарный диктант | Развитие умения действовать по алгоритму | с. 12–13, № 7 | ||||
81–82 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 (20 минут) | 2 | Комбинированный урок | Выполнение заданий «Это ты знаешь и умеешь»; актуализация знаний | Уметь применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные правила при выполнении практических заданий | Текущий контроль: проверочная работа № 4, с. 16–17 (Е. В. Бунеева) |
| № 81 (дидактический материал) | ||
83 | Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 125) | № 83 (дидактический материал) | |||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Самостоятельная работа над ошибками, письмо по памяти | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Текущий контроль: письмо по памяти | № 87 (дидак-тический материал) | |||
Раздел 9. правописание безударных падежных окончаний имен существительных (11 часов) | ||||||||||
85 | Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Безударные падежные окончания имен существительных | Знать общее правило написания безударных падежных окончаний имен существительных | Текущий контроль: языковая разминка | Развитие умения действовать по алгоритму | с. 24, № 1, правило, с. 17–18 | ||
86–87 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму | 2 | Урок развития умений и навыков | Безударные падежные окончания имен существительных | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен существительных Уметь приме-нять правило и действовать по алгоритму | Текущий контроль: запись под диктовку |
| с. 25, № 2; № 88 (дидактический материал) | ||
88 | Развитие речи. Обучающее изложение «Первая газета» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | План, тема и основная мысль текста | Уметь писать изложение повествовательного характера по плану | Творческая работа |
| с. 25, № 3 | ||
89–91 | Анализ изложе-ний. Развитие умения писать слова с изучен-ной орфограм-мой, графически объяснять вы-бор написания | 3 | Урок развития умений и навыков | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь находить в изложении слова с изучен-ной орфограм-мой, анализиро-вать и графичес-ки объяснять выбор написания | с. 26, № 4; № 92 (дидактический материал) | ||||
92–93 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (20 минут) | 2 | Комбинированный урок. Урок обобщения и систематизации знаний | Безударные падежные окончания имен существительных | Уметь составлять устный рассказ «Что я знаю о словоизменении имен существительных» по плану | Текущий контроль: проверочная работа № 5, с. 20–21 (Е. В. Бунеева) | с. 27, № 2, 4 | |||
94 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правопи-сание безудар-ных падежных окончаний имен существитель-ных» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученные орфограммы при написании контрольного диктанта | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 133) | с. 27, № 3 | |||
95 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками по результатам контрольного диктанта | Текущий контроль: языковая разминка | № 91 (дидактический материал) | |||
Имя прилагательное (20 часов) Раздел 10. что мы знаем об имени прилагательном (4 часа) | ||||||||||
96 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи | 1 | Комбинированный урок | Значение и употребление имен прилагательных в речи | Знать: – значение и употребление имен прилагательных в речи; – изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными; – склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин; – правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на ц) | Текущий контроль: выборочный диктант | Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имен прилагательных в художественном тексте. Тематические группы имен прилагательных
| с. 47, № 1 | ||
97 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | Урок рефлексии | Особенности употребления прилагательных-антонимов в речи | Текущий контроль: языковая разминка | с. 48, № 2 | ||||
98 | Развитие речи. Обучающее сочинение-описание «Прогулка» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Употребление имен прилагательных в речи | Творческая работа | № 99 (дидактический материал) | ||||
99 | Работа над ошибками сочинения. Морфологический разбор имени прилагательно-го | 1 | Комбинированный урок | Грамматические признаки имен прилагательных, порядок морфологического разбора имени прилагательного | Текущий контроль: фронтальный опрос | с. 48, № 3 | ||||
Раздел 11. Словоизменение имен прилагательных (3 часа) | ||||||||||
100–101 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 | Комбинированный урок | Изменение имен прилагательных по падежам | Знать правило, порядок морфологического разбора прилагательного | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку |
| с. 49, № 4; № 103 (дидактический материал) | ||
102 | Словосочетание существительное + прилагательное. Главное и зависимое слово в словосочетании | 1 | Комбинированный урок | Согласование с именами существительными | Уметь изменять прилагательные по родам, числам и падежам, выполнять морфологический разбор прилагательного | Текущий контроль: выборочный диктант | Самостоятельное составление предложений на заданные словосочетания | с. 49, № 5 | ||
Раздел 12. правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (13 часов) | ||||||||||
103 | Правило напи-сания безудар-ных падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Комбинированный урок | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Знать правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь применять правило на практике, графически обозначать орфограммы | Текущий контроль | Умение находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами; выведение правила написания безударных падежных окончаний. Образование имен прилагательных с помощью суффиксов и приставок | с. 49, № 6 | ||
104 | Развитие уме-ния писать сло-ва с изученной орфограммой, графически обозначать вы-бор написания | 1 | Урок развития умений и навыков |
| с. 50, № 7 | |||||
105–106 | Развитие уме-ния писать слова с изучен-ной орфограм-мой, графичес-ки обозначать выбор написа-ния | 2 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Текущий контроль: языковая разминка | с. 50, № 8; № 110 (дидактический материал) | ||||
107 | Обучающее изложение «Первое путешествие» (40 минут) | 1 | Урок развития речи | План, тема и основная мысль текста | Уметь использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, | Творческая работа | № 111 (дидактический материал) | |||
108–109 | Анализ изложений. Упражнения на повторение | 2 | Комбинированный урок | Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен прилагательных | Текущий контроль: словарная работа | № 114, 115 (дидактический материал) | ||||
110–111 | Повторение по теме «Имя при-лагательное» | 2 | Комбинированный урок | Текущий контроль: работа в парах | № 104, 101 (дидактический материал) | |||||
112 | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Употребление имен прилагательных в речи | Уметь использовать в сочинении имена прилагательные | Творческая работа | с. 51, № 3 | |||
113 | Закрепление изученного материала по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа № 6 (20 минут) | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Грамматические признаки имени прилагательных, порядок морфо-логического разбора имени прилагательного, правописание безударных гласных в падежных окончаниях прилагательных | Уметь актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на изученный материал | Текущий контроль: проверочная работа № 6, с. 24–25 (Е. В. Бунеева) | с. 51, № 4 | |||
114 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Уметь применять изученный материал по теме при написании контрольного диктанта | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 147) |
| с. 51, № 2 | ||
115 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Повторение изученных орфограмм и пунктограмм | Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст |
|
| № 102 (дидактический материал) |
| |
Глагол (43 часа) Раздел 13. Что мы знаем о глаголе (4 часа) | ||||||||||
116 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 1 | Комбинированный урок | Значение и употребление глаголов в речи, правописание глаголов с частицей не | Знать: Значе-ние и употребле-ние глагола в речи; неопреде-ленную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; изме-нение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и бу-дущем времени (спряжение); изменение гла-голов прошедше-го времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч. | Текущий контроль: написание глаголов с частицей не | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | № 124, 125 (дидактический материал) | ||
117–118 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | Комбинированный урок | Грамматические признаки глагола | Текущий контроль: определение грамматических признаков глагола | № 129, 130 (дидактический материал) | ||||
119 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | Комбинированный урок | Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола | Текущий контроль: языковая разминка | № 134 (дидактический материал) | ||||
Раздел 14. словоизменение глаголов (3 часа) | ||||||||||
120 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения | 1 | Комбинированный урок | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Личные окон-чания глаголов 1 и 2-го спряжения | Знать алгоритм определения спряжения глагола. Уметь: – наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи; – пользоваться алгоритмом | Текущий контроль: фронтальный опрос. Письмо по памяти |
| № 138 (дидактический материал) | ||
121–122 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 2 | Комбинированный урок | Распределение глаголов с ударными окончаниями по спряжениям | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
| № 140 (дидактический материал) | |||
Раздел 15. Правописание безударных личных окончаний глаголов (21 час) | ||||||||||
123 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | Комбинированный урок | Определение спряжения глаголов с безударными окончаниями | Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами | Текущий контроль: языковая разминка | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). | с. 94, № 1 | ||
124–125 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: языковая разминка | с. 94, № 2; № 144 (дидактический материал) | |||||
126–127 | Глаголы-исключе-ния. Выбор способа определения спряжения глагола | 2 | Комбинированный урок | Текущий контроль: работа в парах. Письмо под диктовку | Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | с. 94, № 3; № 152 (дидактический материал) | ||||
128 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картинкам (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Развитие связной письменной речи | Творческая работа | с. 95, № 4 | ||||
129–131 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Анализ сочинений | 3 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Знать: – значение и употребление глагола в речи; – неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; – изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение); – изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам; – правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; | Текущий контроль: индивидуальный опрос | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | с. 95, № 5; № 155 (дидактический материал) | ||
132 | Разбор глагола как части речи | 1 | Комбинированный урок | Грамматические признаки глагола, порядок морфологического разбора глагола | Текущий контроль: языковая разминка. Письмо по памяти | № 153 (дидактический материал) | ||||
133 | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Тематический контроль: контрольная работа (методические рекомендации для учителя, с. 165) | № 154 (дидактический материал) | ||||
134-–135 | Работа над ошибками. Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | 2 | Урок коррекции знаний, умений, навыков. Комбинированный урок | Вывод правила о написании -тся и -ться в глаголах | – правописание безударных личных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами | Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос | с. 96, № 6; № 156 (дидактический материал) | |||
136 | Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами | 1 | Комбинированный урок | Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа | Текущий контроль: языковая разминка. Индивидуальный опрос | № 279; правило, с. 86 | ||||
137–138 | Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа | 2 | Урок развития умений и навыков | Текущий контроль: тест | № 161, 162 (дидактический материал) | |||||
139–140 | Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных оконча- ниях | 2 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
| Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
| № 163, 164 (дидактический материал) | ||
141 | Обучающее изложение «Первые школы» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | План, тема и основная мысль текста | Уметь: – использовать в письменной речи глаголы с изученными орфограммами; | Творческая работа |
| № 290 |
| |
142 | Работа над ошибками. Редактирование текста изложений | 1 | Комбинированный урок |
|
| № 159 (дидактический материал) | ||||
143 | Контрольное списывание по теме «Глагол» (40 минут) | 1 | Урок контроля | Уметь грамотно и каллиграфи-чески верно списывать текст |
|
| № 160 (дидактический материал) | |||
Раздел 16. разбор глагола по составу (15 часов) | ||||||||||
144–145 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 2 | Комбинированный урок | Части слова: корень, приставка, суффикс, окончание | Уметь выполнять разбор глагола по составу (по алгоритму) | Текущий контроль: языковая разминка. Фронтальный опрос |
| № 165 (дидактический материал) | ||
146 | Обучающее сочинение. Использование в письменной речи глаголов в форме настоя-щего времени с изученными орфограммами (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Использование в речи глаголов в заданной форме | Уметь использовать в письменной речи глаголы в настоящем времени с изученными орфограммами | Творческая работа |
| № 167 (дидактический материал) | ||
147–149 | Анализ сочинений. Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов | 3 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Уметь разбирать глаголы по составу | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос |
| №168 (дидактический материал) | ||
150–151 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами | 2 | Урок развития умений и навыков | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Знать: значение и употребление глагола в речи; неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?; изменение гла-голов по време-нам, лицам и числам в насто-ящем и будущем времени (спря-жение); изме-нение глаголов прошедшего времени по ро-дам и числам; правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.; правописание бе-зударных лич-ных окончаний глаголов (1 и 2-го спряжения), не с глаголами. Уметь: – видеть в словах изученные орфограммы; – использовать в | Текущий контроль: языковая разминка. Письменный опрос | Глагол в роли сказуемого в предложении; -тся, -ться в глаголах. Способы определения 1 и 2-го спряжения глаголов (практическое овладение). Практическое овладение способом определения спряжения глагола по ударному окончанию и по неопределенной форме | № 306 | ||
152 | Развитие речи. Обучающее сочинение «День моей мамы» (40 минут) | 1 | Урок развития связной речи | Использование глаголов в форме 3-го лица ед. числа настоящего времени | Творческая работа | №169 (дидактический материал) | ||||
153–154 | Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. Повторение по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант (10 минут) | 2 | Комбинированный урок | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Текущий контроль: языковая разминка. Тест. Фронтальный опрос | № 307; с. 107, № 4 | ||||
155 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» (20 минут) | 1 | Комбинированный урок | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу | Текущий контроль: проверочная работа № 7, с. 32–34 (Е. В. Бунеева. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс) | с. 107, № 5 | ||||
156 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», закрепление орфографических, пунктуационных и языковых умений | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Разбор глаголов по составу. Морфологический разбор глагола | устной и письменной речи глаголы; – составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году» | Тематический контроль: предупредительный диктант. Тест | с. 107, № 6 | |||
157 | Административный контрольный диктант (40 минут) | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, применение изученных орфографических правил | Итоговый контроль | № 170 (дидактический материал) | ||||
158 | Работа над ошибками. «Пишу правильно» | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков | Уметь применять правила, выполнять работу над ошибками | Текущий контроль |
| с. 107, № 3 | |||
Раздел 17. повторение (12 часов) | ||||||||||
159–161 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 3 | Комбинированный урок | Сочинение на грамматическую тему «Уроки слова» | Уметь применять в системе полученные знания |
|
| № 172, 173 (дидактический материал) | ||
!62 | Контрольное изложение «Странный дуэт» (40 минут) | 1 | Урок контроля | План, тема и основная мысль текста |
| Итоговый контроль |
| № 174 (дидактический материал) | ||
163 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текста | 1 | Урок коррекции знаний, умений, навыков |
| Уметь выполнять работу над ошибками, редактировать текст |
|
| № 175 (дидактический материал) | ||
164–165 | Повторение по теме «Имя существительное» | 2 | Комбинированный урок | Выполнение тестовых заданий | Уметь выполнять итоговое тестирование по пройденному материалу | Текущий контроль: тест |
| № 313 (дидактический материал); № 78 | ||
166–167 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 2 | Комбинированный урок | Написание мини-сочинения «О чем рассказывает слово?» |
| Текущий контроль: языковая разминка. Выборочный диктант |
| № 96, 97 (дидактический материал) | ||
168–169 | Повторение по теме «Глагол» | 2 | Комбинированный урок |
|
|
|
| № 179 (дидактический материал) | ||
170 | Урок-игра «Кто хочет стать отличником?» | 1 | Урок-игра |
|
|
|
|
|
Проверочные и контрольные работы
№ | Номер и вид работы | Дата |
1. | Контрольное списывание по теме «Повторение» | 07/09.12 |
1 | Проверочный диктант № 1 | 24.09.12 |
2 | Проверочная работа № 1 по теме «Простое предло-жение. Предложения с однородными членами» | 12.10.12 |
3 | Контрольный диктант № 2 по теме «Простое предло-жение. Предложения с однородными членами» | 15.10.12 |
4 | Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». (30 минут) | |
5 | Контрольный диктант № 3 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» | |
6 | Контрольный словарный диктант (10 минут) | |
7 | Контрольный диктант № 4 по теме «Предложения с прямой речью» (40 минут) | |
8 | Административная контрольная работа (40 минут) | |
9 | Проверочная работа № 3 по теме «Изменение имен существительных по падежам» (20 минут) | |
10 | Контрольное изложение за 1-е полугодие (40 минут) | |
11 | Проверочная работа № 4 «»(20 минут) | |
12 | Контрольный диктант № 5 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» (40 минут) | |
11 | Проверочная работа № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных» (20 минут) | |
12 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существи-тельных» (40 минут) | |
13 | Проверочная работа № 6 «Имя прилагательное» (20 минут) | |
14 | Контрольный диктант № 7 по теме «Имя прилагательное» (40 минут) | |
15 | Контрольный диктант № 8 по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов» (40 минут) | |
16 | Контрольное списывание по теме «Глагол» (40 минут) | |
17 | Контрольный словарный диктант (10 минут) | |
18 | Проверочная работа № 7 по теме «Глагол» (20 минут) | |
19 | Административный контрольный диктант (40 минут) | |
20 | Контрольное изложение «Странный дуэт» (40 минут) |
Раздел V.
Система контроля
(диагностические материалы)
Контрольно-измерительные материалы
Прочитай текст про себя. Поставь ударение, найди в словах и подчекни все знакомые орфограммы в словах и между словами. Спиши текст.
После случая с Говорящим Сверчком в каморке под лестницей стало скучно. День тянулся, и в животе у Буратино тоже было скучновато.
Он закрыл глаза и вдруг увидель жареную курицу на тарелке. Живо открыл глаза – курица исчезла. Потом он опять закрыл глаза и увидел тарелку манной каши пополам с малиновым вареньем.
Буратино пошел шарить по углам в поисках корочки хлебца или куриной косточки. Вдруг он увидел в корзинке со стружками куриное яйцо. Схватил его, поставил на подоконник и носом разбил скорлупу.
Контрольный диктант
Удивительный случай.
Лес переливался веселыми звездами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровмчки. По веткам сосны прыгала молодая белочка. Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опсность, мигом очутилась она на высокой березе. Лисица сторожила под кустом.белочка заметила ее, прбралась на самый кончик березовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать.
Проверочная работа № 3 по теме «Имя существительное. Изменение имен существительных по падежам»
1. Проверяем умение изменять имена существительные по падежам.
Н Напиши данные имена существительные во всех падежных формах с вопросами. Выдели окончания.
И. п. (кто?) сестра (что?) копье
__ п. ______________________________________
__ п. ______________________________________
__ п. ______________________________________
__ п. ______________________________________
__ п. ______________________________________
2. Проверяем умение определять падеж имени существительного.
Н Укажи падеж имен существительных.
Рыбачил на озере, обсудил с папой, кусок льда, рассказал гостям, нарисовал пейзаж.
П обведи букву около примера, где падеж определен неверно.
А стихи о весне (П.п) Г играл с Сашей (П.п)
Б сидел у реки (Р.п) Д решал задачу (В.п.)
В доля секунды (Р.п.) Е пришел к другу (Д.п.)
3. Проверяем умение конструировать словосочетания с именами существительными.
Н Составь четыре словосочетания глаг. + сущ. из слов в левой и правой колонках. Запиши.
Интересоваться школа _______________________________________________________
Спешить футбол _______________________________________________________
Заботиться урок _________________________________________________________
Заканчивать птенец _______________________________________________________
П Сколько всего словосочетаний можно составить из этих слов? Обведи букву около выбранного ответа.
А 4 Б 8 В 11 Г 14
4. Проверяем умение различать однокоренные слова, а в другой – формы одного и того же слова. Выдели основу и окончание в каждом слове.
Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.
игра игра
(однокоренные слова) (формы слова)
____________________ ____________________
____________________ ____________________
____________________ ____________________
____________________ ____________________
Проверочная работа № 5 по теме «Имя существительное (обобщение). Правописание букв безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных»
- Проверяем базовые знания по теме.
Н Закончи предложения.
Имена существительные имеют __________________ , относятся к одному из трех __________________________ и изменяются по _____________________________ .
Число и падеж – это ______________________ признаки существительного, род и склонение - ___________________________________________________________ .
Форма единственного числа И.п. называется ________________ формой имни существительног.
Изменение имен существительных по _____________________ называется склонением.
Примеры имен существительных
1 – го склонения ________________________________________________________
2 – го склонения ________________________________________________________
3 – го склонения ________________________________________________________
В руском языке __________________ падежей.
Падеж имени существительного можно определить по ________________________ .
- Проверяем умение разбирать имя существительное как часть речи.
Н разбери выделенное слово как часть речи.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
П Определи, к аккому слову относятся эти признаки. Обведи букву около выбранного ответа.
Имя существительное, одушевленное, женского рода, 1 – го склонения, ед. числа, Т.п.
А лягушкой Б луна В на воде Г на бороде
- Проверяем умение выбиратьи объяснять написания.
Н Найди имя существительное, в котором нужно дописать окончание –и. обведи букву около выбранного ответа.
А деревья в ине__
Б жил на окраин__
В сбился с дорог__
Г ждал на дорог__
П какие окончания в Д.п. у существительных пустошь и рукопись? Обведи букву выбранного ответа и кратко объясни.
А Одинаковые окончания - ____ , так как _____________________________________
_________________________________________________________________________.
Б Разные окончания - ____ и ____ , так как __________________________________
________________________________________________________________________ .
Проверочная работа № 7 по теме «Глагол как часть речи.
Разбор глагола по составу. Орфограммы в глаголах.»
- Проверяем базовые знания по теме.
Закончи предложения.
- Глагол – это часть, которая обозначает __________________________________ и отвечает на вопросы ___________________________________________________ .
- Глаголы имеет постоянный признак - ________________________________ и непостоянные признаки - ______________________________________________ .
- В предложении глагол является _______________________________ .
- Изменение глаголов по лицам и числам называется _________________ .
- Глаголы I _____________ имеют окончания _____________________________ , а глаголы II _____________ - окончания ________________________.
- Суффиксы – ти - , _____________ - это суффиксы _____________________ _______________ формы глагола.
- Глаголы изменяются не только по лицам и числам, но и по _____________ . Например: решать ________________________________________________ .
- Суффикс ______________ - это суффикс глаголов прошедшего времени.
П Продолжи ряды глаголов:
а) Видеть, слышать, ___________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) Стелить, __________________________________________________________________
- Проверяем умение определять спряжение глагола.
Н Какие из этих глаголов I спряжения? Обведи буквы выбранных ответов.
А идти В реветь Д везти
Б молчать Г стеречь Е висеть
- Проверяем умение разбирать глагол как часть речи.
Н Разбери выделенный глагол как часть речи.
Листья падают, листья падают.
Стонет ветер, протяжен и глух…
(С.А. Есенин)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
П Определи, какой признак у данного глагола указан неверно. Обведи букву выбранного ответа.
Стонет – (что делает?) гл., нач. ф. стонать, I спр., наст. Время, 3-е лицо, ед.ч., муж. род.
А время Б лицо В число Г род
Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы для учителя:
- Журналы: «Начальная школа», «Начальная школа до и после» и др.
- Русский язык. Методические рекомендации для учителя. БАЛАСС, М., 2009 г. Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, М.А. Яковлева.
- Я иду на урок. Развитие речи, чтение. «Первое сентября», М., 2004
- Учимся читать и писать. Е.А. Бугрименко, Г. А. Цукерман. Издательство «Знание», М., 1994г.
Список литературы для учащихся:
- «Русский язык ». Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева – М. Баласс, 2009 г.
- О. Узорова, Н. Нефёдова. «Планета Детства», М., 2007 г.
- Учимся со сказкой: развиваем речь. ООО «Издательство «Астрель»2008г.
СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ
- Справочник школьника 1 – 4 классы
- Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, М., «Русское слово», 1984 г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
http://www. School 2100.ru
Раздел VII.
Список использованной литературы при написании программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. изд. 2—е., доп. – М..: Баласс, 2009
- Примерная программа по начальным классам (стандарты второго поколения);
- Методическое пособие под редакцией Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой
- Журналы: «Начальная школа», «Начальная школа До и После» и др.
- Приложение «Начальная школа» к газете «Первое сентября»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"
Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"
программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по русскому языку 3 классОС "Школа 2100"
Рабочая программа по русскому языку, ЩС "Школа 2100" , 3 класс....
Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа 2100"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и рекомендациями ПАПО Московской области по составлению рабочих программ...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа 2100
Рабочая программа...