Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 класс Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 класс
Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 34.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Ф.И.О. Живаева Ирина Викторовна Предмет: русский язык 4 класс
Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."
Цель урока: организация деятельности обучающихся по открытию новых знаний.
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) воспитание интереса к предмету, уважения к родному языку, коммуникативных качеств личности;
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) развитие речи, речевого этикета, мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) открытие знаний о склонении имён прилагательных во множественном числе, закрепление умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, работы в группах.
Ресурсы: учебник "Русский язык 4 класс", автор Полякова, 2012 год, издательство "Дрофа", толковый словарь русского языка, авторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. В.В. Виноградова, Москва, 2005 год.
Планируемые результаты:
Личностные
Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе информационной деятельности;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки к работе на результат.
Метапредметные
Познавательные УУД:
умение находить информацию в таблицах, словарях;
умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);
умение представлять информацию в сжатом виде (таблица, схема).
Регулятивные УУД:
определение цели, формулировка проблемы;
планирование деятельности;
умение работать по плану (алгоритму), сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;
умение оценить степень успешности в достижении цели.
Коммуникативные УУД:
развитие умения излагать своё мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге;
развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
умение работать в группе.
Предметные
Овладение знаниями о склонении имён прилагательных во множественном числе;
формирование умения определять падеж имён прилагательных во множественном числе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Придумано кем-то и просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Приветствуем наших гостей. Я всем присутствующим хочу пожелать, чтобы доброе настроение длилось весь день.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. известный философ Сократ сказал "В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить". И мне хотелось бы сегодня поселить солнце в наш класс. А вы знаете, что символ солнца - круг. Мы поселим наш круг в класс, чтобы было солнечно, весело и весна скорее бы вступила в свои права.
Солнце будет светить ярче с каждым днём и весна уже вступает в свои права. Весна - это древнее славянское слово. Оно означает время, когда живётся хорошо.
Прослушайте музыкальный отрывок. (дети слушают отрывок песни "Веснянка")\
Что слушали? Какую песню, о чём?
Как называется песня о весне? Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова.
(Дети читают определение в словаре)
2. Проверка ранее усвоенных знаний
Откроем тетради, запишем число. О каком времени года говорили? Записали в тетрадях. Как называется песня о весне?
На столе у Вас варианты транскрипции данного слова, выберете верный.
Продолжите ряд однокоренных слов (весенний, веснушка, по-весеннему)
Назовите общую орфограмму этих слов. (Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением)
Как проверить безударную гласную в корне слова? Подбе6рите проверочное слово.
Какое слово лишнее, почему?
Выполните морфемный разбор слова весенний.
А сейчас мы с вами разгадаем филворд
п | р | и | л | а | г | а | т | е |
л | с | и | ч | е | о | н | ь | л |
о | р | о | д | п | а | д | е | ж |
о | к | о | н | ч | а | н | и | е |
н | е | л | е | д | е | р | п | о |
и | е |
Итак, какое слово главное в нашем филворде?
Имя прилагательное это - .Продолжите высказывание. (ответы)
Обратите внимание на понятия род, число, падеж. Как их объединить?
Установите связь между терминами прилагательное и определение.
Какие бывают окончания у прилагательных?
Обратите внимание на экран. Что Вы видите?(окончания прилагательных)
Девочки выпишут окончания прилагательных единственного числа женского рода, мальчики - окончания имён прилагательных мужского рода.
-яя, -ей, -юю, -ая, -ой
-ий, ею, -его, -им, ем
-ие, -их, -им, -ими
Проверка
Все ли окончания выписали, какие это окончания, что Вы можете сказать?
Определите тему сегодняшнего урока. (Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе)
Какие задачи поставим перед собой?(Ответы детей)
3. Актуализация знаний
Обратите внимание на следующий слайд. перед Вами репродукция картины Игоря Грабаря "Вешний поток". Определите значение слова вешний.
Прочитайте текст
Гонимы вешним лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутным ручьями
На потоплённые луга.
А.С. Пушкин
Ваша задача: списать, вставить пропущенные буквы, обозначить падеж имён прилагательных.
Проверка.
4. Физминутка
5. Изучение нового материала.
Следующее задание. Из слов шустрый, воробей, солнце, луч, радовать, тёплый составить предложение, в котором прилагательные будут стоять во множественном числе.
Тёплые лучи солнца радуют шустрых воробьёв.
Сделайте синтаксический разбор данного предложения. Определите падеж прилагательных.
Возникла проблемная ситуация. Окончание -ых это окончание какого падежа? А у нас винительный падеж. Разобраться в данной ситуации нам поможет песня веснянка.
Солнышко, солнышко!
Прогляни, просвети!
На (яблонька высокая),
На (веточка зелёная)
На (девочка кудрявая),
На (мальчик кучерявый)
Спишите, изменяя слова в скобках, ставя прилагательные во множественное число. Что заметили? Составляем схему:
одуш. -ых, -их
Винительный падеж
неодуш. -ые, -ие
Как Вы думаете, почему авторы учебника нам об этом не сказали сразу?
6. Закрепление изученного
Используя данную схему запишем предложение:
Принесла Весна золотые(ых) ключи(ей)
Работа с учебником
Упражнение №
7. Итог урока, д/з
Решили мы те задачи, которые ставили в начале урока?
8. Рефлексия
Обратимся к нашему кругу. Чтобы у нас с Вами получилось солнце нужно добавить лучики. Каждый лучик имеет своё значение.
Дело мастера боится (у Вас всё получилось)
- Добрый разум не наживают разом (не сразу было всё понятно)
- С малой удачи начинается большой успех (с трудом усвоил материал урока)
Оценочный лист
1. Работа в группах (Транскрипция слова). | |
2. Морфемный разбор. | |
3.Финворд. | |
4. Определение окончаний | |
5.Работа по картине. | |
6. Синтаксический разбор предложения |
Оценочный лист
1. Работа в группах (Транскрипция слова). | |
2. Морфемный разбор. | |
3.Финворд. | |
4. определение окончаний. | |
5.Работа по картине. | |
6. Синтаксический разбор предложения |
Оценочный лист
1. Работа в группах (Транскрипция слова). | |
2. Морфемный разбор. | |
3.Финворд. | |
4. Определение окончаний. | |
5.Работа по картине. | |
6. Синтаксический разбор предложения |
Оценочный лист
1. Работа в группах (Транскрипция слова). | |
2. Морфемный разбор. | |
3.Финворд. | |
4.Работа по картине. | |
5. Синтаксический разбор предложения |
Оценочный лист
1. Работа в группах (Транскрипция слова). | |
2. Морфемный разбор. | |
3.Финворд. | |
4. Определение окончаний. | |
5.Работа по картине. | |
6. Синтаксический разбор предложения |
Деревья.
Ласково смотрит солнце с син... неба. Свежий ветерок гонит лёгк.. облака. Берёзы первыми заселяют нов.. места. Сосна в голодн.. зимы кормит своими семенами белок, дятлов, клестов. Могуч.. дубы растут на границе леса и степи, манят резн... листьями.
Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначь падеж имён прилагательных.
Составь словосочетания по схеме:
мн. число в вин. падеже:
Хороший (люди), синий (озёра), осенний (всходы).
м. р. в род. падеже:
Хороший подарок, синий колокольчик, ранний завтрак.
ж. р. в предл. падеже:
(Хороший) песня, (синий) река, (ранний) прогулка.
ср. р в дат. падеже:
(Хороший) настроение, (синий) небо, (ранний) утро.
Спишите словосочетания, раскрывая скобки, поставив имена прилагательные во множественное число. Определите падеж имён прилагательных.
Пробиваются из-под (прошлогодние листья), плыли в (бурливые, коричневые, сверкающие ручейки),качнул (мохнатые, нежно-зелёные ветви), почки раскрываются с (зелёные хвостики), рад (пьянящие запахи) леса.
Спиши текст, вставь пропущенные буквы, обозначь падеж имён прилагательных.
Заплакали сосульки на солнце холодн... слезами. Засветились капельки красн..., син..., жёлт... огоньками. Воробьи стали купаться в солнечн.. ручейках.. Весь мир зажгли и осветили крохотн.. капельки.
п | р | и | л | а | г | а | т | е |
л | с | и | ч | е | о | н | ь | л |
о | р | о | д | п | а | д | е | ж |
о | к | о | н | ч | а | н | и | е |
н | е | л | е | д | е | р | п | о |
и | е |
п | р | и | л | а | г | а | т | е |
л | с | и | ч | е | о | н | ь | л |
о | р | о | д | п | а | д | е | ж |
о | к | о | н | ч | а | н | и | е |
н | е | л | е | д | е | р | п | о |
и | е |
п | р | и | л | а | г | а | т | е |
л | с | и | ч | е | о | н | ь | л |
о | р | о | д | п | а | д | е | ж |
о | к | о | н | ч | а | н | и | е |
н | е | л | е | д | е | р | п | о |
и | е |
Первый пример
Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Солнце.
Второй пример:
Весна.
Холодная, мокрая.
Наступает, согревает, уходит.
Одно из времён года.
Лето.
Третий пример:
Весна.
Уникальная, чудесная.
Изображает, выставлена, иллюстрирует.
Картина Сандро Боттичелли.
Шедевр.
Правила построения синквейна
- Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
- Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
- В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
- Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
- Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Склонение имён прилагательных в единственном числе». 4 класс
Ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных....
Тема урока: «Склонение имён прилагательных в единственном числе». 4 класс
Ознакомление учащихся со склонением имен прилагательных....
Урок по русскому языку в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
Урок по русскому языку в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном числе"...
Тема урока: "Склонение имён прилагательных во множественном числе."
Планируемые результаты:ЛичностныеПринятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;формирование личностного смысла учения;развитие самостоятельности и личной ответственности...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе"
Цель: освоение первоначальных знаний о склонении имён существительных во множественном числе, правописании безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе.Воспитание интереса...
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном числе"
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных во множественном числе"...
Урок русского языка в 4 классе «Склонение имён существительных во множественном числе»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель: способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе.Предметные УУД:1. Познакомятся с п...