урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать аккуратность, дисциплину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.
Цели:познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;
учить последовательности действий при написании безударных окончаний;
отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;
развивать внимание, логическое мышление;
воспитывать аккуратность, дисциплину.
Оборудование: сигнальные карточки, наглядный материал, таблицы.
Ход урока.
- Организационный момент и сообщение целей урока.
—Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательными, активными. Готовы? Ну, тогда, начнем.
Минутка чистописания.
- Массаж рук.
Похлопайте в ладоши: тихо, громко, еще громче, тихо.
Постучите кулачками.
Возьмите массажеры.
- Чистописание.
Сс са си су сы ся
— Охарактеризуйте звук. (глухой, парный, может быть твердым или мягким)
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и смирны.
- Работа со скороговоркой.
- Словарная работа.
- Знакомство с новым словом.
—Разгадайте ребус. В нем зашифровано слово из словарика.
Глаз = ? |
—Запишите слово в тетрадь, подчеркнув непроверяемые орфограммы, поставив ударение.
- Знакомство с этимологией слова
—Слово «Около» - предлог. Образовалось оно путем присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного «коло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».
От устаревшего слова «коло» образовалось немало других слов: колесо, кольцо, колея, околыш. Теперь вы знаете, почему в слове «около» и других словах, которые мы назвали, нужно писать букву о.
- Запись и объяснение фразеологизмов с новыми словами.
—Ребята, отгадайте, что это?
Уклоняться от существа дела, вопроса, говорить намеками.
Ходить вокруг да около. Запишите в тетрадь.
- —Около – это предлог какого падежа? (родительного)
- Работа над новым материалом.
—Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже)
- Беседа по вопросам.
— А с какими еще предлогами употребляются существительные в родительном падеже? (от, до, из, без, у, для, около, с)
— На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (кого? чего?)
—Каким членом предложения может быть существительное в форме родительного падежа?
( вывешивается таблица)
- Запишите словосочетания с существительным в родительном падеже.
Ходил около палатк…, стучал по крыш…, подъехал к избушк…, достал из печ…, искал брат…, полил масл…, придвинулся к парт…, связали из шерст…, вернулся из лагер…, обрадовался гост…, испарился с поверхност…, сварил из клубник…, пришел из лес…,добежал до Кам… .
—-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже? (-и,-ы)
—Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-а, -я)
—А в 3-ем склонении какие окончания? ( -и)
Вывешиваются окончания.
- Физкультминутка.
Зарядка для глаз, спортивная минутка.
- Закрепление изученного материала.
- Работа по учебнику.
Упражнение 187, стр.85.
—Напишите словосочетания с комментированием. Два ученика у доски.
- Работа с сигнальными карточками.
Игра «Узнай падеж».
—Я называю вопросы или вспомогательное слово, или предлоги, вы должны определить падеж и показать сигнальными карточками.
- Кому? (Д.п.)
- На, за, под, через, про, в. (В.п.)
- Нет (Р.п.)
- «Щедрый падеж» (Д.п.)
- Без предлога не употребляется. (П.п.)
- Подлежащее. (И.п.)
- «Падеж-работяга» (Т.п.)
- Кого? (В.п., Р.п.)
- Два предлога (Д.п.)
- Что? (И.п., В.п.)
- О, об. (П.п.)
- Письмо под диктовку. По одному предложению ученики пишут у доски с комментированием.
Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.
— Какую еще пользу приносят леса?
—Напишите ещё одно предложение.
—Синтаксический разбор предложения: Они защищают поля от засухи.
- Игра «Кто больше запомнит»
—Послушайте стихотворные строчки, постарайтесь запомнить как можно больше.
Я из дома убежал,
Я до вечера гулял.
С дерева в сугроб сигал,
Без уроков жить мечтал.
Для коллекции снежинки
Языком я собирал.
Около костра плясал
И вокруг двора скакал.
Мне уроки надо делать?
Я на это наплевал!
Вот стою я у доски
И вздыхаю от тоски.
Но родительный падеж
Я не вспомню, хоть зарежь!
—Запишите в тетрадь существительные в родительном падеже вместе с предлогом.
из дома, до вечера, с дерева, без уроков, для коллекции, около костра, вокруг двора, у доски, от тоски.
- Подведение итогов.
—Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. (оценивание детей)
—Так какие же окончания у существительных в родительном падеже? ( 1 скл.-и, -ы; 2 скл.-а,-я; 3 скл.-и.)
—Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. ( от, до, из, без, для, около, у, с.)
- Домашнее задание.
Написать рассказ на тему «Лес – наше богатство»; выучить правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"
Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....
Урок русского языка 4 класс «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ»
Урок русского языка 4 класс по программе"Школа России"...
Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»
Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения» проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....
Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс
Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....
Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;
Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...
Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс
Цель : систематизировать и обобщить знания по правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....