урок русского языка по теме "Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Познакомить учащихся с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;учить последовательности действий при написании безударных окончаний; отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж; развивать внимание, логическое мышление;   воспитывать аккуратность, дисциплину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Цели:познакомить с особенностями окончаний существительных в родительном падеже;

        учить последовательности действий при написании безударных окончаний;

        отрабатывать умение распознавать тип склонения существительного, падеж;

        развивать внимание, логическое мышление;

        воспитывать аккуратность, дисциплину.

Оборудование: сигнальные карточки, наглядный материал, таблицы.

Ход урока.

  1. Организационный момент и сообщение целей урока.

—Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательными, активными. Готовы? Ну, тогда, начнем.

Минутка чистописания.

  1. Массаж рук.

Похлопайте в ладоши: тихо, громко, еще громче, тихо.

Постучите кулачками.

Возьмите массажеры.

  1. Чистописание.

Сс са си су сы ся

— Охарактеризуйте звук. (глухой, парный, может быть твердым или мягким)

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и смирны.

  1. Работа со скороговоркой.
  1. Словарная работа.
  1. Знакомство с новым словом.

—Разгадайте ребус. В нем зашифровано слово из словарика.

    Глаз = ?                                          


—Запишите слово в тетрадь, подчеркнув непроверяемые орфограммы, поставив ударение.

  1. Знакомство с этимологией слова

—Слово «Около» - предлог. Образовалось оно путем присоединения предлога о к форме винительного падежа единственного числа существительного «коло» (что означало «круг»). С давнего времени этот предлог употреблялся в значении «кругом», «вокруг», «вблизи», «возле».

От устаревшего слова «коло» образовалось немало других слов: колесо, кольцо, колея, околыш. Теперь вы знаете, почему в слове «около» и других словах, которые мы назвали, нужно писать букву о.

  1. Запись и объяснение фразеологизмов с новыми словами.

—Ребята, отгадайте, что это?

Уклоняться от существа дела, вопроса, говорить намеками.

Ходить вокруг да около. Запишите в тетрадь.

  1. —Около – это предлог какого падежа? (родительного)
  1. Работа над новым материалом.

—Как вы думаете, какая тема нашего урока сегодня? (Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже)

  1. Беседа по вопросам.

— А с какими еще предлогами употребляются существительные в родительном падеже? (от, до, из, без, у, для, около, с)

— На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? (кого? чего?)

—Каким членом предложения может быть существительное в форме родительного падежа?

( вывешивается таблица)

  1. Запишите словосочетания  с существительным в родительном падеже.

Ходил около палатк…, стучал по крыш…, подъехал к избушк…, достал из печ…, искал брат…, полил масл…, придвинулся к парт…, связали из шерст…, вернулся из лагер…, обрадовался гост…, испарился с поверхност…, сварил из клубник…, пришел из лес…,добежал до Кам… .

—-Какие окончания имеют существительные 1-го склонения в родительном падеже? (-и,-ы)

—Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-а, -я)

—А в 3-ем склонении какие окончания? ( -и)

Вывешиваются окончания.

  1. Физкультминутка.

Зарядка для глаз, спортивная минутка.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Работа по учебнику.

Упражнение 187, стр.85.

—Напишите словосочетания с комментированием. Два ученика у доски.

  1. Работа с сигнальными карточками.

Игра «Узнай падеж».

—Я называю вопросы или вспомогательное слово, или предлоги, вы должны определить падеж и показать сигнальными карточками.

  1. Кому? (Д.п.)
  2. На, за, под, через, про, в. (В.п.)
  3. Нет (Р.п.)
  4. «Щедрый падеж» (Д.п.)
  5. Без предлога не употребляется. (П.п.)
  6. Подлежащее. (И.п.)
  7. «Падеж-работяга» (Т.п.)
  8. Кого? (В.п., Р.п.)
  9. Два предлога (Д.п.)
  10. Что? (И.п., В.п.)
  11. О, об. (П.п.)
  1. Письмо под диктовку. По одному предложению ученики пишут у доски с комментированием.

Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли. Из лесной чащи вытекают ручьи. Без влаги растения гибнут.

— Какую еще пользу приносят леса?

—Напишите ещё одно предложение.

—Синтаксический разбор предложения: Они защищают поля от засухи.

  1. Игра «Кто больше запомнит»

—Послушайте стихотворные строчки, постарайтесь запомнить как можно больше.

Я из дома убежал,

Я до вечера гулял.

С дерева в сугроб сигал,

Без уроков жить мечтал.

Для коллекции снежинки

Языком я собирал.

Около костра плясал

И вокруг двора скакал.

Мне уроки надо делать?

Я на это наплевал!

Вот стою я у доски

И вздыхаю от тоски.

Но родительный падеж

Я не вспомню, хоть зарежь!

—Запишите в тетрадь существительные в родительном падеже вместе с предлогом.

из дома, до вечера, с дерева, без уроков, для коллекции, около костра, вокруг двора, у доски, от тоски.

  1. Подведение итогов.

—Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали. (оценивание детей)

—Так какие же окончания у существительных в родительном падеже? ( 1 скл.-и, -ы; 2 скл.-а,-я; 3 скл.-и.)

—Перечислите предлоги, с которыми употребляются существительные в родительном падеже. ( от, до, из, без, для, около, у, с.)

  1. Домашнее задание.

Написать рассказ на тему «Лес – наше богатство»; выучить правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Правописание безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах"

Обобщение знаний об окончаниях существительных в дательном и родительном падежах, формирование навыков правописания окончаний в родительном и дательном падежах, развитие умения сравнивать....

Урок русского языка «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»

Урок по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных 1 и 2 склонения»  проведён в технологии деятельностного метода. Тип урока - рефлексия....

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже". 4 класс

Урок-путешествие по малой родине. При определении падежей применяется упражнение "График"....

Урок русского языка Тема ""Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже»;

Цель урока: формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных обучающимися 4 класса на уроках русского языка; познакомить с правописанием безударных падежных окон...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...

Открытый урок по русскому языку Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. 4 класс

Цель : систематизировать и  обобщить знания по  правописанию безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах....