Тема: Составление и написание небольшого письма родным. Адрес на конверте.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тюрикова Светлана Александровна

Урок русского языка и развития письменной речи.

Тема: Составление и написание  небольшого письма родным. Адрес на конверте.

Цель: углубление знаний обучающихся о правильном написании письма.

Образовательные задачи:

  • формировать у учащихся представления о различных средствах общения людей;
  • познакомить со структурными элементами и правилами написания письма, особенностями оформления адреса на конверте;
  • учить применять на практике полученные знания через совместное написание поздравительного письма для родных;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание путем работы в парах;
  • коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • коррекция и развитие связной письменной речи при составлении письма для родных;
  • развитие слухового восприятия через просмотр видео;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, планирующая функция мышления;
  • развитие навыков самоконтроля.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах;
  • мотивировать к общению с родными с помощью писем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Деятельность специального коррекционного учреждения как средство индивидуализации образовательного процесса детей с ОВЗ» для слушателей курсов «ВИРО».

Учитель начальных классов: Тюрикова С.А.

4 класс

Урок русского языка и развития письменной речи.

Тема: Составление и написание  небольшого письма родным. Адрес на конверте.

Цель: углубление знаний обучающихся о правильном написании письма.

Образовательные задачи:

  • формировать у учащихся представления о различных средствах общения людей;
  • познакомить со структурными элементами и правилами написания письма, особенностями оформления адреса на конверте;
  • учить применять на практике полученные знания через совместное написание поздравительного письма для родных;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • корригировать внимание путем работы в парах;
  • коррекция и развитие связной устной речи, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса;
  • коррекция и развитие связной письменной речи при составлении письма для родных;
  • развитие слухового восприятия через просмотр видео;
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, планирующая функция мышления;
  • развитие навыков самоконтроля.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение работать в парах;
  • мотивировать к общению с родными с помощью писем.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся и учителя

Примечания

Мотивационно-стимулирующий

У: Сегодня  урок  русского языка  мы посвятим  развитию устной и письменной  речи,  а  тему и цели урока  вы постараетесь чуть позже определить  сами. Для начала, вспомним наши слова «помощники» для того, чтобы справиться с волнением, поверить  в свои силы. Вы знаете, что помощники бывают школьные и вне школьные. Сядет, тот, кто назовет вне школьного помощника на урок.

(большинство детей называют своих родных)

Деятельностный

1. Актуализация опорных знаний

У: Многие из вас сейчас назвали своих родных, наверное, потому что вы по ним скучаете. И вам хочется с ними общаться.

 - А  как  можно поддерживать  общение  на  расстоянии?  

- О  чём  вы говорите  по  телефону?  

А  можно  ли  по  телефону  подробно  рассказать  о  своих  играх  с  друзьями, о   красоте  природы,  о своих  чувствах?

  - Согласна  с  вашими  высказываниями  и ещё добавлю,  что  с  некоторыми  населёнными  пунктами  даже  в  нашей Вологодской  области  не  всегда  есть  телефонная  связь. И у вас, не у всех есть телефон.  Некоторые бабушки  и  дедушки  часто  не  хотят  и  не  умеют  ими  пользоваться.  А  им-то  в  первую  очередь  и  нужно  общение  с  близкими  людьми,  особенно  с  внуками.  Как  быть  в такой ситуации?  

 (Если  дети  не  скажут  про  письма, то говорит сам учитель).

Очень   хорошее   и   совершенно   правильное   решение   проблемы!

- Для чего существуют письма?

С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. У каждого письма – свой неповторимый запах, цвет, звук… Мы можем любое время взять его и прочитать, вспомнить о человеке, который нам его написал. В народе давно придумана поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». То есть, телефонные разговоры забываются, а письма остаются на долгую память.

- Кто-нибудь из вас получал письма? А писал самостоятельно?

2. Новая тема

У: Как вы думаете, как звучит тема урока.

Почти догадались, тема нашего урока: «Составление и написание  небольшого письма родным. Адрес на конверте» (слайд 1).

С какими целями мы будем знакомиться с этой  темой? Продолжите предложения.

Для того чтобы узнать… (как пишутся письма, что такое адрес).

Для того чтобы самим учиться… (писать письма).

Для того чтобы проверить…(как мы умеем работать в парах и т.д.)

А главной задачей на уроке будет: написать небольшое письмо, в котором мы поздравим своих родных с наступающим праздником. Каким?

Проговаривание учителем.

- А помогут нам в решении поставленных целей наши частые гости домовенок Непослуха и тетушка Сова.

Словарная работа.

(На слайде Непослуха со словами: почта, письмо, почтальон, марка, адрес) (слайд 2).

- Домовенок предлагает вам для начала объяснить слова.

(Читает Андрей, хором, объясняют по поднятой руке).

Слайд с новыми словами. Чтение хором.

Почта – это  учреждение, осуществляющее пересылку и доставку писем, газет, журналов, денег, легких грузов.

Письмо – это  бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо для сообщения о чем-либо.

Почтальон – это человек, разносящий почту, то есть письма, посылки, газеты.

Адрес – это  надпись на письме, указывающая место назначения и получателя.

Марка – это специальный знак почтовой оплаты.

Адресат – это тот, кому пишут письмо.

Чистописание

- Ребята, сейчас я вам предлагаю прописать в тетрадях узор, составленный из сложных соединений букв в этих словах

- Открываем тетради, пропускаем 2 строчки вниз, в 3 пишем, число и классная работа.

- Показ написания узора учителем, письмо ребятами в тетрадь.

- Запишем новые слова в словари, чтобы запомнить.

- Сейчас мы посмотрим Мудрую сказку тетушки Совы «Письмо бабушке», в которой вы и услышите новые слова.

После просмотра мультфильма, вы должны ответить на вопросы:

- Кто из героев сказки встретился с проблемой, и какой?

- Как он ее решил?

Физминутка двигательная

Покажи:

- почтальон идет на почту;

- складывает письма в сумку;

- перекидывает сумку через плечо;

- идет разносить почту;  

- торопится;

- стучится в дверь;

- отдает письмо;

- адресат радуется.

и зрительная(слайд 3).

Ответы на поставленные вопросы.

Тетушка Сова, решила проверить, внимательно ли вы слушали родителей зайчонка и поняли ли, из чего состоит письмо. Работа в парах.

На стенах класса развешаны разноцветные карточки. Пара выбирает понравившуюся карточку.

Работают у конторок.

Задание:

1.Прочитайте элементы, из которых состоит письмо. Цифрами укажите их последовательность.

Основная часть: новости, вопросы.2

Слова приветствия.1

Слова прощания.3

2. Приведите устно примеры слов приветствия и прощания.

Проверка устно.

Обращение внимания на написание слов.

Вывод: письмо состоит из трех частей, слова приветствия выбираются от того, кому предназначено письмо, в основной части можно сообщить новости, задать вопросы, в конце письма нужно обязательно попрощаться.

-(слайд 4) Непослуха предлагает вам познакомиться с «Правилами письма». Объясним. Выпишем в тетрадь понравившееся правило.

Правила письма

Нельзя читать чужие письма.

На полученное письмо надо отвечать.

Пишут письма только в хорошем настроении.

Объяснение написания слов.

 У: Молодцы, тетушка Сова приготовила для вас сюрприз в награду. (Под стульями каждого ученика приклеены конверты).

Встали, посмотрели под свои стулья, взяли конверты, сели.

- Как вы думаете, что в них?

- А для кого эти письма?

- А от кого?

Не знают.

Пальчиковая гимнастика (пальчики здороваются)

Мудрые сказки тетушки совы «Письмо бабушке»

(4 минуты)

Оценочно-результативный

Закрепление

Практическая работа с письмом и конвертом (слайд 5)

- Вот сейчас мы с вами постараемся записать, от кого и для кого предназначены эти письма.

(рассмотрим конверт, учитель показывает части: места для адресов, марки)

- Чтобы письмо дошло до адресата, конверт должен быть правильно подписан. Конверты могут быть различными, но на них обязательно должны быть адреса отправителя и получателя.

В верхнем левом углу нужно написать от кого письмо, то есть, где проживает мы. Адрес отправления будет у всех одинаковый, только каждый из вас укажет свои фамилию, имя и отчество. Списываем со слайда, обратите внимание, что название области, села, улицы пишутся с заглавной буквы. Фамилия пишется целиком, а имя и отчество указываются первыми заглавными буквами, после которых ставятся точки. (Заполняют с учителем, Никите и Алене напомнить отчества)

- В центральной части письма называется получатель - фамилия, имя, отчество, записывается его полный адрес.

-Письма будут адресованы вашим родителям. А кто помнит адреса своего дома?  Открывайте конверты, на карточке указан ваш адрес. Записываем его в нужные строки.

(Помощь Алене и Диме)

- Сейчас мы напишем письмо для ваших родных на чистых листах, которые лежат в конверте.

У Никиты и Алены в конвертах шаблоны.

_________________мама  и папа!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Желаю _______________ и ____________________________.

                                                         Ваш сын (дочь), __________.

                                                         ________________________.

 

С чего начнем? (с приветствия) (слайд 6).

На слайде появляются фразы в столбик:

Здравствуйте,

Добрый день,

Дорогие

Любимые

Родные мои

Уважаемые

Обратите внимание на написание слов.

- Посередине строки пишем приветствие, какое? Какое правило вспомним?

Например: Дорогие папа и мама! Никите и Алене нужно только выбрать и вписать нужное слово-приветствие.

- Далее что следует? О чем напишем в основной части? Мы будем писать поздравление родным: папе и маме или маме и сестре, маме и брату.

На слайде слова.

Поздравляю….

- Пожелания выберите сами.

Желаю

- счастья

- успехов

- здоровья

- радости

-, чтобы сбылись все мечты.

Напомнить правила.

Например: Желаю счастья и здоровья.

- Допишем предложения.

- Как закончим?

На слайде:

Слова прощания:

До свидания.

Целую.

Пока.

Жду ответа.

Ваш сын, ….

Ваша дочь, ….

Ваша, ….

Выбираем.

- Письмо готово, теперь проверьте его.

- Сложим листок пополам и вложим в конверт, конверт заклеим.

- Что осталось сделать?

- На уроке развития устной речи мы пойдем на экскурсию, познакомимся с учреждениями села, и заодно посети почту и отправим ваши письма.

- Как вы думаете, каким будет настроение ваших родных после получения письма?

Вывод: Письмо – это еще одно средство общения людей. Слова, написанные в письме, могут долго храниться и напоминать вашим родным о вас. А слова, сказанные по телефону, могут забыться.

Рефлексивный

- Возвращаемся к нашим целям? (Слайд 7) Все ли мы выполнили на уроке?

- Что понравилось?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Из чего состоит письмо?

- Какие «Правила письма» запомнили?

Д.з. Познакомьте на каникулах своих родных с этими правилами. И возможно, они вам ответят на ваше письмо, когда вы будете в школе.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.»

КОНСПЕКТ Урока русского языка в 1 классе на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.» ...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...

Урок английского языка в 3 классе "Адрес на конверте"

Учащиеся знакомятся с особенностями  оформления международного конверта....

Конспект урока во 3 классе по теме "Адрес на конверте"

Разработка урока  к учебнику "Английский в фокусе" 3 класс. Цель: развитие навыков письменной речи....

Технологическая карта по учебному предмету «Письмо» в 1-м классе на тему: «Составление предложений»

Технологическая карта по учебному предмету «Письмо» в 1-м классе на тему: «Составление предложений»...

Разработка урока английского языка в 3 классе по теме "Адрес на конверте"

Разработка урока английского языка в 3 классе по теме "Адрес на конверте" (УМК М. З. Биболетова) представлена в виде технологической карты, подробно описан каждый этап урока. Урок построен с...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе. Тема урока: Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. Школа 21 век

Тема урока:  Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.Место урока в теме: _2_Тип урока: усвоение новых знаний:_________________________________Цель урока...