Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края
МКОУ «Гоноховская СОШ Завьяловского района» Алтайского края
Принято Руководитель кафедры _____ /______________ /
Протокол №____ от «___» _________ 2013__г.
| Согласовано Заместитель директора по УВР _____ /______________ /
«___» _________ 2013__г.
| Утверждаю Директор школы
_____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _______2013г.
|
Рабочая программа учебного предмета литературное чтение
Образовательная область: филология
для _I ступени
2 класс
Срок реализации: 2013-2014 уч. год.
Программа реализуется на основе УМК «Школа России»
Авторы-составители:
Бутырина Наталья .Анатольевна – учитель нач.кл.
Симоненко Алла Васильевна – учитель нач.кл.
Ладан Евгения Анатольевна – учитель нач. кл.
С. Гонохово
2013 год.
Содержание:
1.Пояснительная записка;
2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;
4.Тематическое поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
6.Лист внесения изменений
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебные навыки чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.
Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Общая характеристика курса
Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Курс направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения.. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Курс литературного чтения раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценировании и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Курс «Литературное чтение» во 2 классе составляет 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя
- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
- ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;
- просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
- распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
- соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора;
- пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
- составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
- различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
- находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий.
- использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.
- определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами.
- находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
- Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
- Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
- Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника («Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5-6 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный текст, басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
- Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
- Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
- Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
- Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
- Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых конфликтную ситуацию.
8. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (5-6 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
- Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
- Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
- Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
- Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
- Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее известные, близкие собственному опыту и представлениям (н-р, татарскую, коми, чеченскую и др.).
- Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты. Задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
- Проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома, в свободное время посещать библиотеку, готовить материал к урокам, обращаясь к разнообразным источникам информации.
- Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
- Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
- Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
- Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
- Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведения.
- Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
- Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
- Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
- Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
- Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
- Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам: небо, звёзды, ветер, тучи, река, горы и пр.).
- Использовать понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих художественных высказываниях, УСР.
- Фиксировать свои чувства и эмоции, связанные с чтением поэтических текстов и текстов-описаний в «радуге чувств», объяснять, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
- Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений – это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
- Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие.
- Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
- Строить морально-этическое суждение из 5-6 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
- Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работы с компьютером.
- Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием усталости.
- Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
- Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;
раздел | Название разделов | Количество часов |
1 | Водный урок | 1час |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 часа |
3 | Устное народное творчество | 15 час |
4 | Люблю природу русскую. Осень | 8 час |
5 | Русские писатели | 14 час |
6 | О братьях наших меньших | 12 час |
7 | Из детских журналов | 9 час |
8 | Люблю природу русскую. Зима | 9 час |
9 | Писатели детям | 17 часов |
99 | Я и мои друзья | 10 часов |
| Люблю природу русскую. Весна | 9 часов |
| И в шутку и всерьёз | 14 часов |
13 | Литература зарубежных стран | 12 часов |
| Резерв | 2часа |
| Итого: | - сов
|
4.Тематическое поурочное планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
| № урока | Тема (раздел) | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Виды деятельности учащихся | Дата |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч) Предметные: знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться; знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений. Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью «Лесенки достижений»; познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения. Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги |
|
|
|
|
|
| 1урок | Знакомство с учебником «Литературное чтение» (2 класс). Введение в тему «Самое великое чудо на свете» | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
|
|
|
Самое великое чудо на свете (4ч) Предметные: - знать и называть элементы учебной книги, уметь их находить, быстро в них ориентироваться;
- знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.
Метапредметные: регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек, знать суть новой формы оценивания с помощью «Лесенки достижений»; познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нём главную мысль; коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения. Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги. |
|
|
|
|
|
| 2 урок | Введение в тему «Самое великое чудо на свете». | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме: «Книги прочитанные летом». Проект: « О чем может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Сравнение книг. Подготовка сообщения на темя: «Старинные книги Древней Руси», « О чем может рассказать старинная книга». Высказывания о книгах К. Ушинского, М.Горького, Л. Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа. Выразительное чтение напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия. |
|
| 3 урок | Библиотеки |
|
|
|
| 4 урок | Проект: « О чем может рассказать школьная библиотека» |
|
|
|
| 5 урок | Книги |
|
|
|
Устное народное творчество ( 15 часов) Предметные: - знать и называть малые фольклорные жанры,
- узнавать их, отличать друг от друга;
- знать признаки сказки, отличать по этим признакам сказку от других жанров устного народного творчества;
- знать классификацию сказок (бытовые, волшебные, о животных), уметь их отличать друг от друга;
- называть с опорой на схему элементы волшебной сказки.
Метапредметные: регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть; осмыслять план урока, предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания; познавательные: сравнивать малые фольклорные жанры между собой, разделять их на группы по известным признакам, соотносить пословицы и поговорки со смыслом прочитанных произведений, считывать информацию с предложенных в учебнике схем (композиция сказки, виды малых фольклорных жанров), собирать пословицы и поговорки из предложенных частей, обобщать изученный материал на более высоком уровне (по обобщающим вопросам); коммуникативные: работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе. Личностные: самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал. |
|
|
|
|
|
| 6 урок | Устное народное творчество | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. Даль — собиратель пословиц русского народа. Сочинение по пословице. Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Выразительное чтение русских песен.Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Считалки и небылицы — малые жанры устного народного творчества. Ритм — основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам. Сказки. Русские народные сказки. «Петушок и бобовое зернышко». «У страха глаза велики». Использование приёма звукописи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев». «Лиса и журавль». «Каша из топора». «Гуси-лебеди». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. Рассказывание сказки по рисункам. Рассказывание сказки по плану. Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку ( по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. |
|
| 7 урок | Русские народные песни |
|
|
|
| 8 урок | Русские народные потешки и прибаутки |
|
|
|
| 9 урок | Скороговорки, считалки, небылицы |
|
|
|
| 10урок | Загадки пословицы поговорки |
|
|
|
| 11 урок | Народные сказки. Ю.Мориц « Сказка по лесу идет» |
|
|
|
| 12 урок | Сказка « Петушок и бобовое зёрнышко» |
|
|
|
| 13 урок | Сказка « У страха глаза велики» |
|
|
|
| 14 урок | Сказка « Лиса и тетерев» |
|
|
|
| 15 урок | Сказка « Лиса и журавль» |
|
|
|
| 16 урок | Сказка « Каша из топора» |
|
|
|
| 17 урок | Сказка « Гуси –лебеди» |
|
|
|
| 18 урок | Сказка « Гуси – лебеди» |
|
|
|
| 19 урок | Викторина по сказкам |
|
|
|
| 20 урок | Оценим себя и свои достижения |
|
| . |
Люблю природу русскую. Осень (8 ч) Предметные: - Учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;
- различать стихотворный и прозаический тексты;
- наблюдать за жизнью слов в художественном тексте,
- объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Метапредметные: регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока, осмыслять её, понимать суть; осмыслять план урока, предложенный учителем, корректировать свои действия в соответствии с планом, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников с помощью известных форм оценивания познавательные: Учащиеся должны уметь читать прозаический текст и стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; знать изученные произведения и их авторов. коммуникативные: отвечать на вопросы учебника, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 21 урок | Введение в тему: « Люблю природу русскую.Осень» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Картины осенней природы. Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина. Настроение. Интонация стихотворения. Осенние картины природы. Средства художественной выразительности. Сравнение. Приём звукописи как средство выразительности. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов. Выразительное чтение стихотворений. Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.
| . |
| 22 урок | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» |
|
|
|
| 23 урок | К.Бальмонт « Поспевает брусника…», А. Плещеев « Осень наступила…» |
|
|
|
| 24 урок | А.Фет « Ласточки пропали…» |
|
|
|
| 25 урок | «Осенние листья»-тема поэтов |
|
|
|
| 26 урок | В.Берестов « Хитрые грибы» |
|
|
|
| 27урок | М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…» |
|
|
|
| 28 урок | Обобщение по разделу « Люблю природу русскую.Осень» |
|
|
|
Русские писатели (14ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 29урок | А.Пушкин « У лукоморья дуб зеленый…» | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. С. Пушкин — великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Сказочные чудеса. Лирические стихотворения. Картины природы. Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. Характеристика героев произведения. И. А. Крылов. Басни. Нравственный смысл басен И. А. Крылова. Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни. Герой басенного текста. Характеристика героев басни. Соотнесение смысла басни с пословицей. Л. Н. Толстой. Басни Л. Н. Толстого. Нравственный смысл басен. Соотнесение пословицы со смыслом басни. Рассказы Л. Н. Толстого. Герои произведений. Характеристика героев произведений. Подробный пересказ. Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, претьдставлять эту информацию в группе. |
|
| 30урок | Стихи А Пушкина.
|
|
|
|
| 31 урок | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки
|
|
|
|
| 32урок | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки
|
|
|
|
| 33урок | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки
|
|
|
|
| 34урок | Обобщение по теме «Сказки Пушкина»
|
|
|
|
| 35урок | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
|
|
|
|
| 36урок | И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
|
|
|
|
| 37урок | Л. Толстой «Старый дед и внучек»
|
|
|
|
| 38урок | Л. Толстой «Филипок »
|
|
|
|
| 39урок | Л. Толстой «Филипок »
|
|
|
|
| 40урок | . Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»
|
|
|
|
| 41урок | Весёлые стихи
|
|
|
|
| 42урок | Обобщение по разделу «Русские писатели» |
|
|
|
О братьях наших меньших (12ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 43 урок | О братьях наших меньших | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. За-ходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Приёмы сказочного текста в стихотворении. Герой стихотворения. Характер героев. Рифма. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки. Герои рассказа. Нравственный смысл поступков. Характеристика героев. Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков. Оценка планируемых достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в Художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения.
|
|
| 44 урок | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» |
|
|
|
| 45 урок | В.Берестов «Кошкин щенок» |
|
|
|
| 46 урок |
Домашние животные |
|
|
|
| 47 урок | М.Пришвин «Ребята и утята» |
|
|
|
| 48 урок | М.Пришвин «Ребята и утята» |
|
|
|
| 49 урок | Е Чарушин «Страшный рассказ» |
|
|
|
| 50 урок | Е Чарушин «Страшный рассказ» |
|
|
|
| 51 урок | Б.Житков «Храбрый утёнок» |
|
|
|
| 52 урок | В.Бианки «Музыкант» |
|
|
|
| 53 урок | В.Бианки «Сова» |
|
|
|
| 54 урок | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» |
|
|
|
Из детских журналов (9ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий, справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 55 урок | Из детских журналов | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов. Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д.Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Заголовок. Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главноймыслью. Ритм стихотворного текста.Выразительное чтение на основе ритма. Проект: «Мой любимый детский журнал». Оценка своих достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работепары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой.
Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения |
|
| 56 урок | Д.Хармс «Игра» |
|
|
|
| 57 урок | Д.Хармс «Вы знаете?...» |
|
|
|
| 58 урок | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» |
|
|
|
| 59 урок | Д.Хармс «Что это было?» |
|
|
|
| 60 урок | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» |
|
|
|
| 61 урок | Ю.Владимиров «Чудаки» |
|
|
|
| 62 урок | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» |
|
|
|
| 63 урок | Обобщение по разделу «Из детских журналов» |
|
|
|
Люблю природу русскую. Зима (9ч) Метапредметные: ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
|
|
|
|
|
|
| 64 урок | Люблю природу русскую. Зима | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С. Дрожжина. Настроение стихотворения. Слова, которые помогают представить зимние картины. Авторское отношение к зиме. Русская народная сказка. Два Мороза. Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения. Герой произведения. Характеристика героев. Новогодняя быль. С. Михалков. Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. |
|
| 65 урок | Стихи о первом снеге |
|
|
|
| 66 урок | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» |
|
|
|
| 67 урок | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» |
|
|
|
| 68 урок | Сказка «Два Мороза» |
|
|
|
| 69 урок | С.Михалков «Новогодняя быль» |
|
| . |
| 70 урок | А.Барто «Дело было в январе» |
|
|
|
| 71 урок | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» |
|
|
|
| 72 урок | Игра «Поле чудес» |
|
|
|
Писатели детям (17ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 73 урок | Писатели-детям | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. К. Чуковский. Сказки. «Путаница». «Радость». «Федорино горе». Настроение стихотворения. Рифма. Приём звукописи как средство создания образа. Авторское отношение к изображаемому. Чтение по ролям. С. Я. Маршак. Герои произведений С. Маршака. «Кот и лодыри». Соотнесение смысла пословицы с содержанием стихотворения. С. В. Михалков. «Мой секрет», «Сила воли». Эпическое стихотворение. Заголовок. Содержание произведения. Деление текста на части. Герой стихотворения. Характеристика героя произведения с опорой на его поступки. А. Л. Барто. Стихи. Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения. Звукопись как средство создания образа. Выразительное чтение стихотворения. Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей. Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним. Составление плана текста. Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана. Подробный пересказ на основекартинного плана. Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях,отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение.
|
|
| 74 урок | К.Чуковский «Путаница» |
|
|
|
| 75 урок | К.Чуковский «Радость» |
|
|
|
| 76 урок | К.Чуковский «Федорино горе» |
|
|
|
| 77 урок | К.Чуковский «Федорино горе» |
|
|
|
| 78 урок | С.Маршак «Кот и лодыри» |
|
|
|
| 79 урок | С.Маршак «Мой секрет», «Сила воли» |
|
|
|
| 80 урок | С.Михалков «Мой щенок» |
|
|
|
| 81 урок | А.Барто «Верёвочка» |
|
|
|
| 82 урок | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» |
|
|
|
| 83 урок | А.Барто «Вовка добрая душа» |
|
|
|
| 84 урок | Н.Носов «Затейники» |
|
|
|
| 85 урок | Н.Носов «Живая шляпа» |
|
|
|
| 86 урок | Н.Носов «Живая шляпа» |
|
|
|
| 87 урок | Н.Носов «На горке» |
|
|
|
| 88 урок | Н.Носов «На горке» |
|
|
|
| 89 урок | Обобщение по разделу «Писатели- детям» |
|
|
|
Я и мои друзья (10ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 90 урок | Я и мои друзья | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской. В. Лунина. Соотнесение пословиц и смысла стихотворения. Нравственно-этические представления. Рассказы Н. Булгакова. Ю. Ермолаева. В. Осеевой. Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. Составление плана рассказа. Устные рассказы о дружбе, взаимовыручке. Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему.
|
|
| 91 урок | Стихи о дружбе и обидах |
|
|
|
| 92 урок | Н.Булгаков «Анна, не грусти» |
|
|
|
| 93 урок | Ю.Ермолаев «Два пирожных» |
|
|
|
| 94 урок | В.Осеева «Волшебное слово» |
|
|
|
| 95 урок | В.Осеева «Волшебное слово» |
|
|
|
| 96 урок | В.Осеева «Хорошее» |
|
|
|
| 97 урок | В.Осеева «Почему?» |
|
|
|
| 98 урок | В.Осеева «Почему?» |
|
|
|
| 99 урок | Обобщение по разделу |
|
|
|
Люблю природу русскую. Весна (10 ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 100 урокк | Люблю природу русскую. Весна | Знакомство с названием раздела. Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. Настроение стихотворения. Приём контраста в создании картин зимы и весны. Слово как средство создания весенней картины природы. Звукопись.
| Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения.
|
|
| 101 урок | Стихи Ф.Тютчева о весне |
|
|
|
| 102 урок | Стихи А.Плещеева о весне |
|
|
|
| 103 урок | А.Блок «На лугу» |
|
|
|
| 104 урок | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» |
|
|
|
| 105 урок | И.Бунин «Матери» |
|
|
|
| 106 урок | А.Плещеев «В бурю» |
|
|
|
| 107 урок | Е. Благинина «Посидим в тишине» |
|
|
|
| 108 урок | Э.Мошковская «Я маму мою обидел» |
|
|
|
| 109 урок | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» |
|
|
|
И в шутку и всерьёз(14ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД:Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД:Широкаямотивац ионная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно –познавательные и внешние мотивы.Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Развитие этических чувств- стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
|
|
|
|
|
| 110 урок | И в шутку и всерьёз |
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка. Заголовок — «входная дверь» в текст. Авторское отношение к читателю. Герой авторского стихотворения. Сравнение героев стихотворения. Ритм стихотворения. Чтение стихотворения на основе пятна. Инсценированиестихотворения. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Герои юмористических рассказов. Особое отношение к героям юмористического текста. Восстановление последовательности текста на основе вопросов. Составление плана. Пересказ текста на основе вопросов. Оценка планируемых достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов.
Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
|
|
| 111 урок | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» |
|
|
|
| 112 урок | Б.Заходер.Песенка Винни-Пуха |
|
|
|
| 113 урок | Б.Заходер.Песенка Винни-Пуха |
|
|
|
| 114 урок | Э.Успенский «Чебурашка» |
|
|
|
| 115 урок | Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» |
|
|
|
| 116 урок | Стихи Э.Успенского |
|
|
|
| 117 урок | Стихи В.Берестова |
|
|
|
| 118 урок | Стихи И.Токмаковой |
|
|
|
| 119 урок | Г.Остер «Будем знакомы» |
|
|
|
| 120 урок | Г.Остер «Будем знакомы» |
|
|
|
| 121 урок | В.Драгунский «Тайное становится явным» |
|
|
|
| 122 урок | В.Драгунский «Тайное становится явным» |
|
|
|
| 123 урок | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» |
|
|
|
Литература зарубежных стран (13ч) Метапредметные УУД ПознавательныеУУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. энциклопедий,справочников. Основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов , выделять существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов) Коммуникативные УУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммукативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи. РегулятивныеУУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей родителей и других людей. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Личностные УУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |
|
|
|
|
|
| 124 урок | Литература зарубежных стран | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставки книг. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш. Перро. «Кот в сапогах». «Красная Шапочка». Герои зарубежных сказок. Сравнение героев зарубежных и русских сказок. Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. Г.-Х. Андерсен. «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. Эни Хогарт. «Мафии и паук». Герои сказок. Составление плана сказки для подробного пересказа. Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. Проект: «Мой любимый писатель-сказочник».Оценка достижений.
| Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения.
|
|
| 125 урок | Американская и английские народные песенки |
|
|
|
| 126 урок | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» |
|
|
|
| 127 урок | Ш.Перро «Кот в сапогах |
|
|
|
| 128 урок | Ш.Перро«Красная Шапочка» |
|
|
|
| 129 урок | Ш.Перро«Красная Шапочка» |
|
|
|
| 130 урок | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине |
|
|
|
| 131 урок | Э.Хогарт «Мафин и паук» |
|
|
|
| 132 урок | Э.Хогарт «Мафин и паук» |
|
|
|
| 133 урок | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» |
|
|
|
| 134 урок | Проект: «Мой любимый писатель-сказочник» |
|
|
|
| 135 урок | Оценка достижений.
|
|
|
|
| 136 урок | КВН«Цветик-семицветик» |
|
| Фронтальный, индивидуальный опросы |
5.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
- С.В Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению» 1-3 класс М. «ВАКО» 2012 год
- Е.С Галанжина «Уроки литературного чтения с применением икт» 1-2 класс М 2011 год
- С.В Кутявина КИМы 1-3 класс М «ВАКО» 2012 год
1. Климанова, JI. Ф. Родная речь: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2012.
2. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс» /Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2012.
Технические средства обучения |
|
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. магнитофон Мультимедийный проектор. Компьютер.
|
|
6.Лист внесения изменений