Рабочая программа предмета «Литературное чтение» 3 класс (УМК " Школа России")
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа по предмету Литературное чтение" для 3 класса разработана на основе авторской программы "Литературное чтение" Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatyrnoe_chtenie.rar | 151.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой по литературному чтению, на основе авторской программы Л.Ф.Климанова, М. В. Бойкина «Литературное чтение» (сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы М. Просвещение, 2011).
Цели и задачи учебного предмета
Предмет литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
- достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых УМК;
- обеспечение эмоционального благополучия;
- поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач:
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам.
- овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности.
- формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.
Изменения в авторской программе
Авторская программа | Рабочая программа | Внесенные изменения |
136 ч. | 136 ч. | - |
Общая характеристика учебного предмета
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные).
Обучающиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры обучающихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут обучающимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности.
Описание места учебного предмета «Литературное чтение»
в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение литературного чтения в 3 классе начальной школы выделяется 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели).
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы | Кол-во часов (уроков) |
1 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 |
3. | Устное народное творчество | 14 |
4 | Поэтическая тетрадь | 31 |
5 | Великие русские писатели | 24 |
6 | Литературные сказки | 8 |
7 | Были - небылицы | 10 |
8 | Люби живое | 16 |
9 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 12 |
10 | По страницам детских журналов | 8 |
11 | Зарубежная литература | 8 |
ИТОГО | 136 | |
Из них: Контрольная работа | 8 | |
Проверочная работа к разделу | 3 | |
Итоговая комплексная работа | 1 | |
ИТОГО | 12 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного восприятия и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения представлены по блокам «Обучающийся (Выпускник) научится», а также в «Ожидаемых результатах формирования УУД»
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к другому мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям другой национальности;
- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- достижение необходимого уровня читательской компетенции, общего речевого развития;
- использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа текстов, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности произведений. Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
В результате изучения предмета «Литературное чтение» обучающиеся
3 класса научатся:
читательская деятельность
- осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;
- рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
- осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
творческая деятельность
- сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом – повествованием.
- пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности русского человека, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
литературоведческая пропедевтика
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
• осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.
• находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение).
Обучающиеся получат возможность научиться:
читательская деятельность
- понимать значимость великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения.
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия), присущие практически всем российским гражданам; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ.
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, иллюстрирующие образец нравственного поведения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план для пересказа, продумывать связки для соединения частей.
- домысливать образ, данный автором лишь намёком, набросанный некоторыми штрихами, создавать словесный портрет на основе авторского замысла.
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.).
- находить в произведениях средства художественной выразительности (сравнение, эпитет).
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке; пользоваться предметным и систематическим каталогом в школьной библиотеке.
творческая деятельность
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов).
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, высказывания мудрецов, известных писателей, артистов, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему «Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.; участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящаемых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
- писать отзыв на прочитанную книгу.
литературоведческая пропедевтика
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Метапредметные
Регулятивные УУД
- Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
- Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока. Выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов. Оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.).
- Определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. Фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «-», «?»).
- Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «-», «?»). Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
- Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
- Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника. Подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников. Отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения. Сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
- Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстова, Крылова и др.) как часть русской национальной культуры.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), художник-живописец, репродукция картины художника, композитор, музыкальное произведение, первые печатные книги на Руси, сказки народные и литературные.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.
- Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
- Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Осознавать цель своего высказывания. Пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
- Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
- Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента. Объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности.
- Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
- Формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции. Вырабатывать в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям. Вырабатывать критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм. Руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
- Объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации. Приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений.
- Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
- Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.). Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные
- Понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках.
- Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним. Собирать о таких поэтах и писателях информацию, создавать свои альбомы (проекты), посвящённые художникам слова, с гордостью пишущих о своей Родине.
- Называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6), пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных.
- Знать наизусть 2-3 стихотворения о Родине, красоте её природы, читать их выразительно, передавая самые позитивные чувства к своей Родине.
- Предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине (н-р, в стихах, в рассказах, в песнях, в поборе иллюстраций и фотографий и т.д.)
- Находить произведения УНТ, произведения писателей и поэтов других народов, читать их, знакомить с ними слушателей (класс), находить общее с русской культурой, осознавать общность нравственных ценностей.
- Делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию. Предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций.
- Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
- Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения.
- Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
- Предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока, предлагать варианты санкций за нарушение правил работы в группе или коллективной работы на уроке.
- Фиксировать собственные неудачи по выполнению правил, задумываться над причинами.
- Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке.
- Осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов.
- Анализировать причины безответственного и несамостоятельного поведения литературных героев, делать на основе этого выводы, соотносить их с нормами морали и нравственности.
- Переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт, объяснять необходимость использования готовой модели поведения для своего самосовершенствования
- Самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
- Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
- Понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.
- Осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств, автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений.
- Находить необычные сравнительные обороты, необычные эпитеты, испытывать при этом чувство радости и удовольствия от того, что заметил, отличил, зафиксировал оригинальность автора, (по сути, сделал открытие в литературном произведении).
- Осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.).
- Применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения.
- Строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
- Предлагать свой альтернативный вариант решения морально-нравственной дилеммы.
- Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
- Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
- Применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения.
- Знать комплекс упражнений, снимающих напряжение с глаз и туловища, проводить его в классе по просьбе учителя.
- Осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей.
- Находить примеры в литературных произведениях, в которых автор рассказывает о шутках, детских забавах и отдыхе ребят. Осознавать значение юмора для отдыха, находить подтверждение этому в литературных текстах. Проявлять стремление осуществлять активный отдых, чередовать виды деятельности.
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Фактическая дата проведения | Характеристика основной деятельности обучающихся |
1 | Введение. Знакомство с учебником | 1 | 02.09 | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника | |
2 | Знакомство с названием раздела | 1 | 03.09 | Прогнозировать содержание раздела. Читать текст вслух целыми словами, увеличивать темп чтения, отвечать на вопросы. Находить информацию в книге. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего . | |
3 | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | 1 | 04.09 | ||
4 | Первопечатник Иван Федоров. | 1 | 06.09 | ||
5 | Урок-путешествие в прошлое. | 1 | 09.09 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
6 | Знакомство с названием раздела | 1 | 10.09 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Называть виды прикладного искусства. Осмысливать содержание прочитанного текста. | |
7 | Русские народные песни. | 1 | 11.09 | ||
8 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 | 13.09 | ||
9 | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 | 16.09 | ||
10 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка | 1 | 17.09 | Читать текст целыми словами, без ошибок. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные предметы. Называть основные черты характера героев. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Придумывать свои сказочные истории. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, находить героев, которые противопоставлены в сказке. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | |
11 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» русская народная сказка | 1 | 18.09 | ||
12 | «Иван-царевич и Серый Волк» русская народная сказка | 1 | 20.09 | ||
13 | «Иван-царевич и Серый Волк» русская народная сказка | 1 | 23.09 | ||
14 | «Иван-царевич и Серый Волк» русская народная сказка | 1 | 24.09 | ||
15 | «Сивка-бурка» русская народная сказка | 1 | 25.09 | ||
16 | «Сивка-бурка» русская народная сказка | 1 | 27.09 | ||
17 | Художники-иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин | 1 | 30.09 | Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Характеризовать героев произведения. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства | |
18 | КВН. Контрольная работа № 1к разделу «Устное народное творчество». | 1 | 01.10 | Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки. | |
19 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | 1 | 02.10 | Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения | |
Поэтическая тетрадь 1 (11 ч) | |||||
20 | Знакомство с названием раздела | 1 | 04.10 | Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия | |
21 | Проект «Как научиться читать стихи» | 1 | 07.10 | Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
22 | Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» | 1 | 08.10 | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения Определять различные средства выразительности. | |
23 | Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья» | 1 | 09.10 | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения Определять различные средства выразительности. | |
24 | А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой» | 1 | 11.10 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | |
25 | И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …» | 1 | 14.10 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения | |
26 | И. С. Никитин «Встреча зимы» | 1 | 15.10 | Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. | |
27 | И. З. Суриков «Детство» | 1 | 16.10 | Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. | |
28 | И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении | 1 | 18.10 | Сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. , сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся. | |
29 | Путешествие в литературную страну. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | 21.10 | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | |
30 | Оценка достижений. Контрольная работа № 2 к разделу «Поэтическая тетрадь 1» | 1 | 22.10 | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | |
Великие русские писатели (24 ч) | |||||
31 | Знакомство с названием раздела | 1 | 23.10 | Сравнивать авторские и народные произведения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; | |
32 | А.С. Пушкин – великий русский писатель. | 1 | 25.10 | Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события и предметы в сказках. | |
33 | А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. | 1 | 05.11 | Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте | |
34 | А.С.Пушкин «Зимнее утро» | 1 | 06.11 | Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. | |
35 | А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 | 08.11 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | |
36 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | 11.11 | Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним: собственных впечатлении о герое. | |
37 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | 12.11 | ||
38 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | 13.11 | ||
39 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» | 1 | 15.11 | ||
40 | Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 | 18.11 | Соотносить рисунки с художественным текстом. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |
41 | И.А. Крылов. Подготовка сообщения о И.А Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И.А.Крылова. | 1 | 19.11 | Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Соотносить пословицы и смысл текста. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Объяснять интересные словесные выражения в тексте. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. | |
42 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | 20.11 | ||
43 | И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 | 22.11 | ||
44 | И. А. Крылов «Ворона и Лисица» | 1 | 25.11 | ||
45 | М. Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 | 26.11 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный). Определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства Выразительно читать стихотворные произведения по памяти Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | |
46 | М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 | 27.11 | ||
47 | М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 | 29.11 | ||
48 | Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя) | 1 | 02.12 | Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выражать своё собственное отношение к героям, Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | |
49 | Л. Н. Толстой «Акула» | 1 | 03.12 | ||
50 | Л.Н.Толстой «Прыжок» | 1 | 04.12 | ||
51 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 | 06.12 | ||
52 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» Сравнение рассказов | 1 | 09.12 | ||
53 | Оценка достижений. Контрольная работа № 3к разделу «Великие русские писатели» | 1 | 10.12 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения | |
54 | Литературный праздник. Обобщение по разделу «великие русские писатели» | 1 | 11.12 | ||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | |||||
55 | Знакомство с названием раздела | 1 | 13.12 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. | |
56 | Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | 1 | 16.12 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения | |
57 | Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 | 17.12 | ||
58 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» И.А.Бунин. | 1 | 18.12 | Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. | |
59 | Развивающий час. Проверочная работа № 1 к разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 | 20.12 | ||
60 | Итоговая контрольная работа №4 за I полугодие | 1 | 23.12 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. | |
Литературные сказки (8 ч) | |||||
61 | Знакомство с названием раздела. | 1 | 24.12 | Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. | |
62 | Д. Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) | 1 | 25.12 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный). Определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | |
63 | Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» | 1 | 27.12 | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | |
64 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 1 | 13.01 | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения | |
65 | В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница» | 1 | 14.01 | ||
66 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 15.01 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | |
67 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» | 1 | 17.01 | ||
68 | Оценка достижений. Контрольная работа № 5 к разделу «Литератур ные сказки» | 1 | 20.01 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. | |
Были и небылицы (10 ч) | |||||
69 | Знакомство с названием раздела. | 1 | 21.01 | Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. | |
70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 22.01 | Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | |
71 | М. Горький «Случай с Евсейкой» | 1 | 24.01 | ||
72 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей | 1 | 27.01 | Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | |
73 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей | 1 | 28.01 | ||
74 | К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей | 1 | 29.01 | ||
75 | А. Куприн «Слон» | 1 | 31.01 | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. | |
76 | А. Куприн «Слон» | 1 | 03.02 | ||
77 | А. Куприн «Слон» | 1 | 04.02 | ||
78 | Урок-путешествие. Проверочная работа № 2 к разделу «Были-небылицы» | 1 | 05.02 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. | |
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | |||||
79 | Знакомство с названием раздела. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...» | 1 | 07.02 | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. | |
80 | Саша Черный «Воробей», «Слон» | 1 | 10.02 | ||
81 | А. Блок «Ветхая избушка» | 1 | 11.02 | ||
82 | А.А.Блок «Сны», «Ворона» | 1 | 12.02 | ||
83 | С. А. Есенин «Черёмуха» | 1 | 14.02 | ||
84 | Урок-викторина. Проверочная работа № 3 к разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 | 17.02 | Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения. | |
Люби живое (16ч) | |||||
85 | Знакомство с названием раздела. | 1 | 18.02 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. | |
86 | М. М. Пришвин «Моя Родина». | 1 | 19.02 | Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
87 | И. Соколов-Микитов «Листопадни чек» | 1 | 21.02 | ||
88 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек» | 1 | 24.02 | ||
89 | В. И. Белов «Малька провинилась» | 1 | 25.02 | ||
90 | В. И. Белов «Ещё раз про Мальку» | 1 | 26.02 | ||
91 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 28.02 | ||
92 | В. В. Бианки «Мышонок Пик» | 1 | 03.03 | ||
93 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 04.03 | ||
94 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 05.03 | ||
95 | Б. Житков «Про обезьянку» | 1 | 07.03 | ||
96 | В. Л. Дуров «Наша Жучка» | 1 | 10.03 | ||
97 | В. П. Астафьев «Капалуха» | 1 | 11.03 | ||
98 | В. Ю. Драгунский «Он живой и светится» | 1 | 12.03 | ||
99 | Урок-конференция «Земля – наш дом родной» | 1 | 14.03 | ||
100 | Оценка достижений. | 1 | 17.03 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. | |
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | |||||
101 | Знакомство с названием раздела. Запуск проекта « Праздник поэзии» | 1 | 18.03 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. | |
102 | С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…» | 1 | 19.03 | Читать и воспринимать на слух лирические произведения. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Участвовать в творческих проектах. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре самостоятельно оценивать свои достижения. | |
103 | А. Л. Барто «Разлука» | 1 | 21.03 | ||
104 | А. Л. Барто «В театре» | 1 | 31.03 | ||
105 | С. В. Михалков «Если», «Рисунок» | 1 | 01.04 | ||
106 | Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок» | 1 | 02.04 | ||
107 | «Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь ». | 1 | 04.04 | ||
108 | Оценка достижений. Контрольная работа № 6 к разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 | 07.04 | ||
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч) | |||||
109 | Знакомство с названием раздела. | 1 | 08.04 | Прогнозирование содержания раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. | |
110 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» | 1 | 09.04 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух, про себя, осмысливая содержание. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и оценивать свои достижения. | |
111 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 11.04 | ||
112 | А. П. Платонов «Цветок на земле» | 1 | 14.04 | ||
113 | А. П. Платонов «Ещё мама» | 1 | 15.04 | ||
114 | А. П. Платонов «Ещё мама» | 1 | 16.04 | ||
115 | М. М. Зощенко «Золотые слова» | 1 | 18.04 | ||
116 | М. М. Зощенко «Великие путешественники» | 1 | 21.04 | ||
117 | Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | 22.04 | ||
118 | Н. Н. Носов «Телефон» | 1 | 23.04 | ||
119 | Итоговая комплексная работа | 1 | 25.04 | ||
120 | В. Драгунский «Друг детства» | 1 | 28.04 | ||
121 | Игра-конкурс. Контрольная работа № 7 к разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 | 29.04 | Проверять себя и оценивать свои достижения. | |
По страницам детских журналов (8 ч) | |||||
122 | Знакомство с названием раздела. | 1 | 30.04 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок. Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). | |
123 | Л.А. Кассиль « Отметки Риммы Лебедевой» | 1 | 02.05 | ||
124 | Ю. И. Ермолаев «Проговорился» | 1 | 05.05 | ||
125 | Ю. И. Ермолаев «Воспитатели» | 1 | 06.05 | ||
126 | Г. Б. Остер «Вредные советы» | 1 | 07.05 | ||
127 | Г. Б. Остер «Как получаются легенды» | 1 | 09.05 | ||
128 | Р. С. Сеф «Весёлые стихи» | 1 | 12.05 | ||
Зарубежная литература (8 ч) | |||||
129 | Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции | 1 | 13.05 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно рассказ. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |
130 | Мифы Древней Греции | 1 | 14.05 | ||
131 | Мифы Древней Греции1 | 1 | 16.05 | ||
132 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 19.05 | ||
133 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 20.05 | ||
134 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 | 21.05 | ||
135 | Итоговая контрольная работа №8 за II полугодие. | 1 | 23.05 | ||
136 | «Брейн-ринг». (обобщающий урок за курс 3 класса) | 1 | 26.05 |
Формы и средства контроля
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение; ориентироваться в книге, знать литературные произведения, их жанры и особенности, имена детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа проводится в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
В третьем классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
№ урока | Тема | Плановые сроки проведения | Фактические сроки проведения |
18 | Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество». | 01.10 | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Поэтическая тетрадь 1» | 22.10 | |
53 | Контрольная работа № 3 по теме «Великие русские писатели» | 10.12 | |
60 | Итоговая контрольная работа №4 за I полугодие | 23.12 | |
68 | Контрольная работа № 5 по теме «Литературные сказки» | 20.01 | |
108 | Контрольная работа № 6 по теме «Поэтическая тетрадь 2» | 07.04 | |
119 | Итоговая комплексная работа[1] | 25.04 | |
121 | Контрольная работа № 7 по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 29.04 | |
135 | Итоговая контрольная работа №8 за II полугодие | 23.05 |
Контрольные материалы.
Контрольные работы (см. Контрольно-измерительные материалы
« Литературное чтение» 3 класс.)
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Необходимое обеспечение в соответствии с реализуемой программой | Кол-во уч-ся | необх | факт | % |
Книгопечатная продукция | ||||
Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы /пособие для учителей начальных классов/- М.: Просвещение, 2011. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Учебники | ||||
Литературное чтение. Учебник для 3 класса. В 2 ч./ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А..: Просвещение, 2013 г. | 5 | 5 | 5 | 100 |
Рабочие тетради | ||||
Бойкина М.В., Виноградская Л.А.. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013г | 5 | 5 | 5 | 100 |
Методические пособия | ||||
Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013г. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность. | 5 | 1 | 0 | 0 |
Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника. М.: Просвещение/, 2011 | 5 | 1 | 0 | 0 |
Печатные пособия | ||||
Дидактические материалы | ||||
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой (в том числе в цифровой форме) | 5 | 1к | 0 | 0 |
Словари по русскому языку | 5 | 3 | 3 | 100 |
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению (в том числе в цифровой форме) | 5 | 1к | 0 | 0 |
Портреты поэтов и писателей | 5 | 1 | 1 | 100 |
Технические средства обучения | ||||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | 5 | 1 | 0 | 0 |
Телевизор (по возможности) | 5 | 1 | 0 | 0 |
Видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности) | 5 | 1 | 0 | 0 |
Диапроектор | 5 | 1 | 1 | 100 |
Экспозиционный экран (по возможности) | 5 | 1 | 1 | 100 |
Компьютер (по возможности) | 5 | 1 | 1 | 100 |
Сканер (по возможности) | 5 | 1 | 0 | 0 |
Принтер лазерный(по возможности) | 5 | 1 | 1 | 100 |
Фотокамера цифровая | 5 | 1 | 0 | 0 |
Видеокамера цифровая со штативом | 5 | 1 | 0 | 0 |
Экранно-звуковые пособия | ||||
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений | 5 | 1к | 1 к | 100 |
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения | 5 | 1к | 0 | 0 |
Слайды, соответствующие содержанию обучения | 5 | 1к | 0 | 0 |
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | 5 | 5 | 5 | 100 |
Игры и игрушки | ||||
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины | 5 | 5 | 0 | 0 |
Оборудование класса | ||||
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. | 5 | 3 | 3 | 100 |
Стол учительский с тумбой. | 5 | 1 | 1 | 100 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 5 | 3 | 3 | 100 |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | 5 | 0 | 0 | 0 |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. | 5 | 5 | 5 | 100 |
[1] О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс.-М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....
Рабочая программа 1 класс. Обучение грамоте/Литературное чтение по УМК "Школа России"
Рабочая программа включает в себя цели и задачи курса, основные требования к знаниям. умениям и навыкам по литературному чтению, планируемые результаты. ФГОС....
Рабочая программа 2-го класса УМК "Школа России" Литературное чтение
Разработка учебной программы 2-го класса Литературное чтение...
Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...
4 класс. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» к УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...
рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"3 класс
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государс...
Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению разработана для 1 класса к УМК "Школа России"...