конспект урока по обучению грамоте в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по обучению грамоте
в первом классе.
Учитель: Сергованцева О. Г.
Сентябрь
2008г.
Тема. Звуки (н), (н’), буква Н.
Цели: - познакомить с буквой Н;
- научить читать прямые открытые слоги (сочетание СГ);
- формировать умение делать звуковой разбор слова;
- развивать речь, мышление, зрительную и слуховую память, внимание, интерес к чтению;
- воспитывать санитарно-гигиенические навыки.
Оборудование: таблица гласных букв, карточки для индивидуального опроса,
«лента букв», оформление доски, презентация, плакат «Золотая осень», плакат «Правила посадки», слоги с буквой Н.
Ход урока
1. Организация внимания 1мин.
(садимся, обращаю внимание на правильную посадку)
2.Повторение пройденного 9мин.
1)
-На какие две группы делятся звуки?
- Как можно определить, что звук гласный?
- Как можно определить, что звук согласный?
- Назовите буквы, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках?
- Какие звуки они обозначают?
- Какие звуки мы называем гласными?
2) Работа по «ленте букв»
- Теперь давайте прочитаем буквы, которые мы уже знаем.
(показываю буквы на «ленте букв», дети их читают)
а о у ы
и
3) Работа с предложениями
Запись на доске:
А – а – а!
Ау!
- Что записано у меня на доске? (предложение)
- А как вы узнали, что это предложение?
- Давайте прочитаем.
-Какие это предложения?
- Ребята, у нас в классе есть дети, которые умеют уже читать большие предложения с разными буквами. Давайте послушате их внимательно, а потом скажите, о чём они читали.
- читает Кузьмина Влада.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Какие слова про осень вы запомнили?
- Послушаем чтение Бобовой Насти
Золотая осень
Землю наряжает
Начался в деревне
Праздник урожая.
- А из стихотворения Насти мы запомним с вами слово «урожай», так как осень всегда богата урожаем овощей и фруктов.
- А теперь прочитает нам свое стихотворение Ковалев Виталик
Листья, как чаинки,
Кружит ветер в лужах
На лесных тропинках
Скоро ляжет стужа.
-Из этого стихотворения мы узнаем о поздней осени, так как наступает стужа.
ИТОГИ. Молодцы! Все работали хорошо, внимательно слушали чтение детей.
ФИЗМИНУТКА
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
3.Работа над новым материалом 15мин.
1)Знакомство со звуками н , н.
- Сели правильно. Послушали загадку.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.
(барабан)
- Давайте ,посмотрим, правы вы или нет? (показ слайда 1)
- Сейчас мы сделаем с вами неполный звуковой разбор этого слова.
Взяли простой карандаш.
2) Звуковой разбор слова «барабан»:
- Произношу слово по частям ба-ра-ба-н (вместе с детьми показываю в воздухе части ).
-Обозначаю части на письме (дети делают самостоятельно).
- Проверьте, правильно ли вы обозначили части (показ слайда 2)
(прохожу, проверяю)
- Поставьте карандаш на последний звук.
Произнесем его. (н)
- Какай это звук? (согласный)
- А почему он согласный? (произносим с препятствием)
- А теперь скажите, мягкий он или твердый? (твердый)
- Обозначьте его на схеме, что он твердый.
- Проверьте себя. (показ слайда)
- Поднимите карандаш, у кого так же как на слайде.
- Давайте ещё раз произнесём и послушаем этот звук. Звонкий он или глухой? (звонкий)
-Как это показать на схеме?
-Сравните.
- Как много мы узнали про этот звук. Давайте сделаем вывод.
Звук (н) – согласный, твердый, звонкий.
3) Звуковой разбор слова «конь».
- Сели правильно. Послушали ещё одну загадку.
Говорят, что он строптивый,
Все зовут его «Огонь»,
Но с детьми он терпеливый,
Черногривый друг наш …(конь) (показ слайда 3)
Составление неполной схемы слова «конь».
-Произношу слово по частям ко нь (показ в воздухе)
- Обозначаю части на письме (самостоятельно).
- Проверьте, правильно ли вы обозначили? (показ слайда 4)
- Поставьте карандаш на последний звук. Произнесем его (н)
- Какой это звук? (согласный)
- Мягкий он или твердый? (мягкий)
- Обозначьте его на схеме.
- Сравните. (показ слайда 5)
- Звонкий или глухой? (звонкий)
- Обозначьте его на схеме.
- Сравните. (показ слайда 6)
- Дети, про этот звук мы то же узнали много. Давайте, сделаем вывод.
- Звук (н)- согласный, мягкий, звонкий.
4) Сравнение звуков н н . (показ слайда 7)
- Произнесем звуки н , н .
- Легко ли проходит воздух? (нет, его задерживает язык)
- Как называются звуки, при произношении которых воздух встречает преграду, задерживается? (согласными)
Произносим еще раз н , н .
- Разные это звуки или одинаковые? (разные, звук н - твердый,
звук н - мягкий)
5) Знакомство с буквой Н.
а)
- Ребята, мы сейчас слушали и слышали звуки н , н , но мы ведь еще и читаем , и пишем, и на письме эти звуки обозначаются одной буквой Н (показ слайда 8).
- Дети, запомните эта буква Н обозначает два звука н , н и это зависит от следующей буквы.
б) Работа со справочником. (показываем плакат с буквами)
- На плакате мы видим печатные и письменные буквы Н. Слева стоят заглавные буквы Н, а справа - строчные.
в) Показ старинной буквы Н (слайд 9)
- В старину не было печатных станков и книги писали писари гусиными перьями. Начало строки показывали красивыми буквами, их рисовали.
6) ФИЗМИНУТКА
- Молодцы! Как хорошо вы поработали! Много узнали про букву Н. Давайте, отдохнем!
Наш Мишутка потянулся,
Раз – нагнулся, разогнулся.
Лапы в стороны развел –
Видно меду не нашел,
Мишка в улей влез – и вот
Каплет с лапы сладкий мед.
Кап! Кап! Кап!
7) Упражнения на запоминание звуков н , н и на нахождение их места в словах.
а)
ИГРА «Где спрятался новый звук?»
Называю слова, а дети должны определить его место.
- Нос, санки, низко, пятница, спасибо, кони, коньки, ночь, окно, огоньки.
Затем дети называют свои слова, а весь класс, слушает и определяет какой это звук: твердый или мягкий, показывая это карандашами – твердый простой карандаш, мягкий – синий.
б)
Заучивание стихотворения.
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки.
8) Упражнение в чтении
- А сейчас мы поучимся читать с новой буквой Н. Давайте повторим правило чтения: вижу «а», читаю «а».
ЧТЕНИЕ ВСЕХ ГЛАСНЫХ НА ДОСКЕ
а
о
у
Н ы и
- Ребята, запомните : с буквами « а о у ы» буква Н всегда обозначает твердый согласный н , а с буквой и – мягкий согласный н , вот поэтому на «ленте букв» гласная буква И стоит внизу.
Сейчас я познакомлю вас с правилом чтения: перед гласной «а» н читается твердо, называю н , а рот открываю на «а» - на.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ ХОРОМ
на но ну ны
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ С БУКВОЙ «И»
- А вот перед гласной «и» согласный читается мягко.
- Называю н , а рот открываю на «и» - ни.
ЧТЕНИЕ СЛОГОВ В РАЗБИВКУ
на ны ну но ни
9) В это время читающие дети работают по карточкам.
Кузьмина Влада
Долго ли, коротко ли они бились, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
-Не бей меня, Никитушка, до смерти. Сильнее нас с тобой нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я – в другой.
Ковалев Виталий
- Хорошо,- сказал Никита.- Надо же прежде межу проложить, чтобы потом промеж нас спору не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать.
Бобова Настя
Провел Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:
-Землю мы разделили – теперь давай море делить.
Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море да там его и утопил.
10) ФИЗМИНУТКА
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
11) Закрепление
Работа на с. 44-45
-Открыли «Азбуку» на с.44-45.Вот, ребята новая буква Н. Давайте почитаем еще раз слоги с этой буквой.
а)
Чтение слогов: на но ну ны ни
б)
Беседа по иллюстрации
- Кого мы видим на рисунке? (Русского богатыря и Змея Горыныча)
- Кому из вас родители читали сказки о русских богатырях Илье Муромце, Алее Поповиче, Добрыне Никитиче. А вот в нашем классе есть ребята, которые сами сегодня прочитали отрывок из сказки о русском богатыре.
- Ребята, а почему русский богатырь сражается со змеем? (Он защищает свой родной город, свою Землю)
- Под картинкой мы видим предложения. Сколько их?
- Давайте прочитаем.
Но! Но! Но!
в)
Работа с пословицами
Читаю пословицы. 3-4 пословицы – объясняем смысл
Задание детям.
- Взяли простой и синий карандаш, подчеркнули в пословицах буквы Н, которые обозначают звуки твердые и мягкие.
12.ИТОГИ
-С какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
- Что это за буква?
-Какие звуки она обозначает?
- Перед какими гласными она читается твердо?
- Перед каким гласным она читается мягко?
-Я вам предлагаю с родителями дома прочитать стихотворение на с.45.
Если останется время дети прочитают отрывки из сказки «Никита Кожемяка» по карточкам.
Карточки для самостоятельного чтения
№ 1
- читает Кузьмина Влада.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Какие слова про осень вы запомнили?
№ 2
- Послушаем чтение Бобовой Насти
Золотая осень
Землю наряжает
Начался в деревне
Праздник урожая.
- А из стихотворения Насти мы запомним с вами слово «урожай», так как осень всегда богата урожаем овощей и фруктов.
№ 3
- А теперь прочитает нам свое стихотворение Ковалев Виталик
Листья, как чаинки,
Кружит ветер в лужах
На лесных тропинках
Скоро ляжет стужа.
-Из этого стихотворения мы узнаем о поздней осени, так как наступает стужа.
№ 4
Кузьмина Влада
Долго ли, коротко ли они бились, только Никита повалил змея на землю и хотел его душить. Стал тут змей молить Никиту:
-Не бей меня, Никитушка, до смерти. Сильнее нас с тобой нет. Разделим весь свет поровну: ты будешь владеть в одной половине, а я – в другой.
№5
Ковалев Виталий
- Хорошо,- сказал Никита.- Надо же прежде межу проложить, чтобы потом промеж нас спору не было.
Сделал Никита соху в триста пудов, запряг в нее змея и стал от Киева межу прокладывать, борозду пропахивать.
№6
Бобова Настя
Провел Никита борозду от Киева до самого Чёрного моря и говорит змею:
-Землю мы разделили – теперь давай море делить.
Стали воду делить – вогнал Никита змея в Чёрное море да там его и утопил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по обучению грамоте 1 класс
Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]» УМК: «Школа России»Тип урока: изучения нового материала. Цели:познакомить с буквами П, п, обозначающими согласные звуки [п]. [п’]...
конспект урока по обучению грамоте 1 класс
конспект урока по теме"Слог, ударение" содержит технологическую карту урока, формируемые УУД...
конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']
Урок- путешествие позволяет первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального подъема....
План - конспект урока по обучению грамоте 1 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКАв 1 «А» классе по букварю Т.М. Андриановой УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Агафоновой Л.А. Закрепление изученного по теме: «Чтение слов и предложений с буквами л ...
«Гласные звуки – ртораскрыватели: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]» Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс
Урок обучения грамоте проводится в 1 классе общеобразовательной средней школы по УМК «Перспективная начальная школа».Особенностью этого комплекта является то, что формирование стандартных ...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....