Урок русского языка в 4 кл
план-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме

Слепичко Елена Петровна

Виртуальная экскурсия по Караканскому бору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_poprobovat.docx30.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Виртуальная  экскурсия по    Караканскому  бору».

ЦЕЛЬ урока:   Обобщение и систематизация изученного об имени  прилагательном.

Задачи урока :

 1)  Образовательная- повторить изученное об имени прилагательном путем наблюдения, сравнения, обобщения. Закрепить умения отделять прилагательное от других частей речи, закрепить навык правописания родовых окончаний имен прилагательных.

2) Развивающая –развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; умения логически рассуждать на грамматическую тему; развивать познавательную активность детей, коммуникативные способности.

3) воспитывающая – воспитывать чувство красоты, гармонии, любви к родной природе; воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки двух цветов (разноуровневые), карточки-зачётки.

                                                             Ход урока. 

1.Психологический настрой.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (слайд 1).

- Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением.  Улыбнитесь друг другу,  нашим гостям.  А теперь за работу.

-Открываем тетради и записываем число, классная работа.(слайд 2)

-Сегодня у нас урок необычный. А чем он необычен,  мы узнаем, выполнив первое задание.

Начнём урок с минутки чистописания.

2. Чистописание.

Э, р, с, у, к, к, я, и, с  (слайд 3)

- Посмотрите внимательно на наши буквы и составьте из них слово. (Экскурсия).

-Запишите это слово в тетрадь.

3.Орфографическая минутка.

-Правильно, ребята. Но чтобы узнать, куда мы отправимся на экскурсию, нужно выполнить следующее задание. На доске написан отрывок из стихотворения. Вам нужно вставить пропущенные орфограммы.

Учитель  читает стихотворение.

Изо всех з.мных ч.дес,       (слайд 4)                                                                                                       Всех м.лей мне ру..кий лес.

И в.сёлый, м.л.дой,

И задумчивый, с.дой.

- О чём это стихотворение?

-Какие  слова помогли увидеть нам красоту леса? (имена  прилагательные)

-Назовите их.

-Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока.

Сегодня на уроке мы повторим изученный материал об имени прилагательном и проведём урок-зачёт. У вас на партах лежат карточки-зачётки , за каждое правильно выполненное задание вы ставите себе один балл. В конце урока мы подведём итоги.

-Дети списывают текст.

- Подчеркнуть орфограммы, у имён прилагательных выделить окончания.

Проверка (слайд 5)

количество баллов

Чистописание

Орфографическая

минутка

минуткаминуткаа

 разминка

Работа в парах

Экзамен

Запись предложения

Работа по карточкам

Разбор предложения по членам и частям речи

Ведение тетради

Итого

- С тех пор, как человек стал вмешиваться в природу, уничтожать леса и животных, в природе стали происходить различные катаклизмы, стали исчезать некоторые виды растений и животных. Тогда люди задумались над тем, что природу нужно охранять.

- Что предпринимает наше правительство для охраны природы? (организуются экологические организации, редкие и исчезающие виды растений и животных занесены в Красную книгу, созданы заповедники, национальные парки).

4. Знакомство с национальным парком.

-А как вы понимаете слово национальный парк?

- В толковом словаре Ожегова даётся такое понятие  (слайд 6)

Национальный парк - (природный национальный парк) , территории, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

(слайд 7)

-Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по природному парку, который находится на территории Новосибирской области – Караканскому бору. Караканский бор занимает почти всю правобережную равнину Новосибирского водохранилища .Расположен  в 70 км от города Новосибирска и в 26 км от Ордынского района. Площадь бора 99 тысяч га.

-Для чего нужны имена прилагательные в речи ?

5.Работа в группах.

Дети дают варианты ответов, учитель обобщает:

1) Красота, точность, правильность речи.(слайд5 )

Задание1 (работа в парах): поставить в стихотворение предполагаемые пропущенные прилагательные.

Здравствуй, солнце  ……….   !    

Здравствуй, небо      …………!

Здравствуй,       …………ветерок!

Здравствуй,       ………..дружок!

Мы живём в родном краю,

Я вас всех приветствую!

После проверки, учитель зачитывает авторский вариант.

-Выписать прилагательные с существительными, выделить окончания, определить род . (на доске цепочкой)

6. Физминутка для глаз «Снежинки» (слайд 9)

7.        Повторение изученного об имени прилагательном.
Игра: «Экзамен».

Ребята выбирают карточки с вопросами и отвечают на них. Те, кто правильный дал ответ, получают балл.

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Что обозначает имя прилагательное?
  3. С какой частью речи связано имя прилагательное?
  4. Как изменяется имя прилагательные в ед. числе? родам, числам и падежам
  5. Как определить падеж имени прилагательного?

6. Имена прилагательные во множественном числе по родам …………….

      7.Привести примеры имён прилагательных ед.и мн.числа.

-Кто правильно ответил  на  вопрос  поставьте 1 балл.

( слайд 10)

- Да, ребята, на территории нашей страны создано  много национальных парков. Первый в мире национальный парк основан в 1872 в США. К 1982 в мире создано более 1200 национальных парков и других охраняемых территорий

 Караканский бор относится к типу - ленточный бор (Ленточные боры — сосновые травяные и травяно-кустарничковые леса, тянущиеся полосами (5—40 км) вдоль рек по песчаным отложениям). Находится на берегу реки Каракан, откуда и получил своё название. Река Каракан впадает в реку Обь. Является любимым местом отдыха жителей Новосибирска. Осенью буквально весь берег моря бывает уставлен палатками рыбаков, грибников и ягодников. Сначала здесь появились сосновые, а затее и  березовые леса. Впоследствии возник сплошной сосновый лесной массив.  В бору разводят некоторые деревья из других географических областей, например, сибирскую лиственницу. (слайд 11) Она растет быстрее сосны и ежегодно дает прирост свыше метра. Прижились в бору и морозостойкие растения — амурская акация, сибирская пихта и другие. Достопримечательностью бора являются царствующая здесь  сосна, достигающая возраста 450 -500 лет. Она имеет высоту более 30 метров и диаметр 145 сантиметров.( слайд 13)

(На доске)  В  Караканском   бору разводят сибирскую лиственницу, амурскую акацию, пихту.  -У прилагательных выделить окончание, определить род, число и падеж.

8. Беседа о животном мире.( слайд 14)

 - Богат и разнообразен животный мир Караканского  бора. В Караканском бору встречаются млекопитающих,  птицы,  земноводные, рыбы и насекомых. За последние годы в бору развелось очень много лосей. Кроме того, зимой в этих угодьях концентрируются лоси из соседних районов. Животные находятся под охраной. В глухих местах гнездится черный аист.

( слайды 15-22)

 В  бору снова появились лесные коварные кошки – рыси. По рассказам местных жителей, рысь нередко совсем близко подходит к человеческому жилью, нападает на пасущихся в лесу домашних животных, были случаи, что и на людей. Постоянными обитателями бора считаются сурок, барсук, лисица, ласка, белка, заяц-беляк,  много глухарей и тетеревов-косачей.

(слайд 23)

 Грызуны - самые немногочисленные в бору животные. Среди грызунов наиболее интересен бобр. Бобры, почти полностью уничтоженные в бору в конце ХIХ века, пятьдесят лет назад были завезены сюда снова и сейчас расплодились. Бобры удивляют, прежде всего, своими строительными способностями. Они прекрасно приспосабливаются к разным условиям существования, но без воды жить не могут и всегда поселяются по берегам водоемов. Бобры прекрасно копают глубокие норы.

-На карточках написан текст о бобре. Выберите для себя карточку, в зависимости от сложности.

9. Работа по карточкам.

Оранжевая  карточка. Задание: вписать в текст подходящие по смыслу прилагательные, выделить окончание, определить падеж.

Бобры – … пловцы.    … лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены …   … когтями для копания. От холода бобёр  спасается  …  слоем  жира и …   шерстью.

Слова для справок:  передние, отличные, длинными, толстым, густой , сильными.

 

Зелёная  карточка: вставить в имена прилагательные окончания, определить падеж.

Бобры – отличн…  пловцы. Передн…   лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены длин… сильн… когтями для копания. От холода бобёр спасается  толст… слоем жира и густ…  шерстью.

(слайд 24) Проверка: ученик читает предложение, называет окончание, определяет  падеж прилагательных.

- Как вы определили падеж? (по падежу существительного).

-Давайте разберём последнее предложение по членам предложения и по частям речи.

10. Физминутка

Я буду называть прилагательные, а вы выполнять такие действия:

-если это прил. М.р .-хлопнуть в ладошки.

-если это прил. Ж.р -топнуть

-если это прил. С.р -покачаться из стороны в сторону.

(красный, голубое, большая, красивый, длинная, лёгкое, народная ,жёлтый,

мелкая, молодое, смешной, раннее)

11. Беседа об озёрах.(25-28 слайды)

 - Новосибирская  область очень богата водными ресурсами. По ее территории протекает 430 рек, в том числе одна из крупнейших рек мира — Обь, берет начало в ледниках Алтайских гор, впадает Обь в Северный Ледовитый океан. Наиболее крупные притоки Оби: Иня (663 км), и живописная Бердь (363 км). Выше Новосибирска Обь  перекрыта плотиной гидроэлектростанции, в результате чего образовалось искусственное Новосибирское водохранилище. Его протяженность — 185 км. В области более 3 тысяч озер, главным образом средних и малых размеров. Самые крупные озера Сибири — Чаны, Убинское , Сартлан .

В реке Обь  встречаются такие ценнейшие виды рыб, как сибирский осётр, стерлядь, таймень, ленок, нельма, муксун, сибирский хариус.

В  Новосибирских водоемах ученые обнаружили новый вид рыбы, который раньше встречался только на Дальнем Востоке. Рыба, внешне похожая на маленькую змею, называется вьюн. Новосибирские рыбаки селят пойманных вьюнов в домашние аквариумы. Предполагают, что эта рыба предсказывает погоду.

  12. Итог урока

  • Урок подходит уж к концу

И  требует оценки.

Прошу его вас оценить,

Но прилагательными только.

Его вам надо оценить двумя-тремя словами

И их в тетради записать,

Чтоб я могла потом узнать

И сделать вывод с вами:

Каким он был?..

Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

- Вот и подошла к концу наша экскурсия. Понравился ли вам урок?  У кого возникло желание посетить Караканский бор?.

Подсчитайте свои баллы на зачётках и нарисуйте такие лица. (слайд 29)

    Если вы работали отлично, нарисуйте вот такое личико.

            Если вы работали хорошо, нарисуйте вот такое личико.

     Если вам надо постараться, нарисуйте вот такое личико.

                               

14. Дом.задание: сочинение-описание на тему «Зимний лес»  

- А закончить урок мне хочется словами Е.Евтушенко: (слайд 30)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

1 Выберите верное утверждение:

а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

2

а) Имя прилагательное изменяется по числам и падежам

б) Имя прилагательное не изменяется по числам и падежам

3

а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством

б) В предложении  имя прилагательное чаще всего бывает определением

 4

а) У имен прилагательных мужского и среднего рода  в родительном падеже окончания –  -о, -е.

б)  У имен прилагательных мужского и среднего рода  в родительном падеже окончания – -ого, -его.

5  Укажите, в каких словах пишется окончание –ий:

а)  син… карандаш

б) у син… реки

в) свеж…  карп

г) свеж… зеленью

1)Б    2)А  3)Б  4)Б   5)А,Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....