Конспект урока «Учимся писать суффиксы –иц-, -ец-» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Структура урока
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Постановка учебной задачи
- Открытие нового знания
- Первичное закрепление
- Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Рефлексия
Ход урока
Этап урока | Цель этапа | Достижение планируемых результатов: | |
действия педагога | Действия обучающихся | ||
1.Самоопределение к деятельности. | Формирование умений самоорганизации и самооценки готовности к предстоящей учебной деятельности. | Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Все за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперёд, за новыми знаниями! - Проверим готовность к уроку. - Все готовы. Начинаем урок. | Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | Развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, каллиграфический навык учащихся, актуализация знаний, необходимых при изучении новой темы | - По образцу напишите сочетание букв ик, ек - Охарактеризуйте согласный звук. - Подчеркните соединения, которые по вашему мнению удалось написать лучше. На строчку посмотрите, Что заметили, скажите. - Кто догадался. О чём мы будем сегодня говорить на уроке? - Я предлагаю вам вспомнить, что вы знаете о суффиксах и поработать в группах. - Задание: На столах у вас карточки. Вам нужно вставить пропущенные буквы. Определить в какой части слова орфограмма, объяснить её написание. - Какие суффиксы вы знаете и умеете писать? А как вы считаете, вы уже знаете все о правописании суффиксов? | Прописывают соединения ик, ек. Оценивают себя по критериям «правильно», «красиво», «аккуратно». - О суффиксах. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Дети работают в группах, выступают и оценивают работу других групп. -ик-,-ек-, -онок-, -ёнок-, -ен-, -тель-, -ость- - Да. |
3.Постановка учебной задачи | Подводить анализируемые объекты под понятия в соответствии с заданием, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | - Посмотрите внимательно на слова. Запомните их. Через несколько секунд вы должны записать их по памяти, выделить суффиксы. Там где нужно замените звуки буквами. 1 группа слов: брат[иц], красав[иц], певец, молодец, мудрец. 2 группа слов: сестрица, красав[иц]а, певица, девица, умн[иц]а. () - Произнесите эти слова. А совпадает ли их буквенная запись? - Сформулируйте тему урока. Какую цель поставим на уроке? | Возникает проблемная ситуация, потому, что ученики, конечно же, написали суффиксы по-разному. Дети произносят слова и делают вывод, что заканчиваются они одинаково). - Сегодня на уроке мы будем учиться писать суффиксы -иц и –ец. Цель – научиться грамотно писать эти суффиксы. |
4. Открытие нового знания | Построение проекта выхода из затруднения. | -Теперь давайте разбираться с проблемой. -Чем отличается одна группа слов от другой? -Как вы думаете, какие суффиксы я записала буквами, а какие звуками? -Как звучат суффиксы –иц и –ец в безударном положении? -Проанализируйте группы слов и сделайте вывод -Давайте проверим наш вывод по учебнику. Откройте урок 85, на с.29. Прочитайте правило. -Какое новое “опасное место” в существительном мы должны сегодня запомнить? -Для лучшего усвоения составим алгоритм. -Мы слышим суффикс [иц]. Какие суффиксы можно записать? -Какую часть слова нужно выделить, чтобы определить суффикс? -Суффикс стоит после корня, или перед ним? -Над каким суффиксом –иц- нужно задуматься? - Что нужно определить, чтобы правильно написать суффикс? -Вернемся к нашей проблеме? Почему у нас были разногласия? -Теперь мы можем исправить ошибки? | - В первой группе записаны слова мужского рода, во второй женского рода. - Звуками записаны безударные суффиксы. В безударном положении мы всегда слышим суффикс –иц. - Суффикс –иц- пишется у существительных женского рода, суффикс –ец- пишется у существительных мужского рода. - Безударный суффикс –иц-. - иц- или –ец- - Корень. - После. - Если он безударный. - Нужно определить род. Если это существительное мужского рода, то напишу суффикс –ец-. Если это существительное женского рода, то напишу суффикс – иц-. - Мы не знали правило. - Да. |
5. Первичное закрепление | Создать условия для осознания места и причины собственных затруднений учащихся в выполнении изученных способов действий, формировать умение анализировать и соотносить свои действия с алгоритмом проверки, самостоятельно выявлять место и причину затруднений. | 1.Работа по учебнику. - Найдите упражнение 1 на с. 31. - Во всех ли словах нужно проверять написание суффиксов –иц-, -ец-? - Назовите эти слова. - В каких именах существительных пишется суффикс –иц- (-ец-)? 2.Задание в рабочей тетради с.6 упражнение 1 - Чему учились, выполняя эти упражнения? 3.Спиши. Обозначь часть слова, в которой пропущена буква. Объясни пословицу. | Работают в тетради, самооценка, взаимный контроль в парах. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | Самостоятельное применение правила правописания суффиксов –иц-, -ец-. | - Вспомните, какую цель мы поставили перед собой на уроке? - Смогли её достичь? - Для чего мы учимся писать суффиксы –ец- и –иц-? - Выполните работу по карточке «Проверь себя» и сравни свою работу с эталоном (у каждого на столе). - У кого все задания сделаны правильно, поставьте «+» - У кого были ошибки, надо ещё потренироваться. | - Научиться грамотно писать суффиксы –иц-, -ец-. - Да. Самооценка по эталону: -ец-, -и, -е. |
7. Рефлексия. | Формирование умения анализировать и оценивать собственную деятельность на уроке. | Расскажите о вашем впечатлении от урока по плану: Сегодня на уроке мы повторяли… -Мне было трудно… - Я сомневался… - Я научился … - Могу похвалить себя … - Какое задание для вас было самым трудным? - Что не получилось? - Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? - Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании суффиксов –иц-, -ец- - Домашнее задание на выбор по карточкам: Карточка 1 для тех, кому нужно закрепить умение писать суффиксы –ец-, -иц- Карточка 2 для тех, кому нужно повторить правописание ранее изученных суффиксов и –ец-, -иц- - Ребята, мы начинали урок с улыбки, хорошего настроения. Если у вас сохранилось настроение, работой на уроке вы довольны, можете похвалить себя – нарисуйте весёлый смайлик. Если старались, но где-то что-то не получалось - грустный. - Покажите своё настроение. | Анализируют и оценивают собственную деятельность на уроке. |
Данный урок изучается в курсе русского языка 3 класса, в разделе «Правописание». На изучение темы урока в третьем классе отводится один час. Данный урок позволил выявить признак, определяющий написание суффиксов –иц-, -ец-.. Учащиеся легко восприняли материал, особенно много читающие дети, у которых большой словарный запас.
В процессе работы на уроке устанавливался и отрабатывался алгоритм действий правописания суффиксов –иц-, -ец-. Урок цели достиг и имел логическое завершение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" по программе "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" (Блок «Правописание»)...
Урок "Учимся писать суффикс -ОСТЬ-" - 2 кл.
Урок русского языка во 2 классе "Учимся писать суффикс -ОСТЬ-" (ход урока и презентация)...
Конспект урока «Учимся писать буквы согласных в корне слова»
УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...
Конспект урока по русскому языку "Учимся писать суффиксы ик, ек" 2 класс
Может быть использован на уроках русского языка с целью работы над суффиксами....
Конспект урока "Учимся писать суффиксы -иц, -ец, сочетания -ичк, ечк"
Конспект урока "Учимся писать суффиксы -иц, -ец, сочетания -ичк, ечк"...
Конспект урока "учимся писать письма"
Конспект урока в 3 классе "учимся писать письма" по программе "Начальная школа 21 века". Урок 31....