Урок "Учимся писать суффикс -ОСТЬ-" - 2 кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Урок русского языка во 2 классе "Учимся писать суффикс -ОСТЬ-" (ход урока и презентация)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pisat_suffiks_-ost-.doc | 60 КБ |
uchimsya_pisat_suffiks_-ost-.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Учимся писать суффикс –ОСТЬ–
Цель урока: 1. познакомить со способом проверки слабых позиций в суффиксе – подбором
односуффиксальных слов
2. отработать написание суффикса –ОСТЬ–
Задачи урока:
1. Познакомить с образованием слов при помощи суффикса –ОСТЬ–
2. Определить значение суффикса -ОСТЬ-
- Научиться проверять и писать слова с этим суффиксом
- Повторить изученные орфограммы в корне и суффиксе
- Повторить определение имён существительных и имён прилагательных
- Продолжить работу над книгой С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
- развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
- воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.
Ход урока
1. Организация начала занятия
(Подготовка учащихся к работе на занятии)
- Сегодня у нас второй по счёту урок по книге С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Надеюсь, герои книги помогут нам сегодня узнать новое и по предмету «русский язык».
- Приготовим руку к письму.
- Выполните индивидуальные задания по чистописанию, внимательно рассмотрев образец учителя. Оцените качество выполнения работы, выберите лучшее соединение, поставьте под ним точку.
2. Подготовка к основному этапу
- Сегодня тема нашего урока взята из раздела «Правописание». Нас ждут орфограммы.
А) Актуализация опорных знаний.
- Что такое «Орфограмма»?
- Какие орфограммы, требующие запоминания, вы знаете?
- Какие орфограммы требуют проверки?
(схема на слайде 1)
- На какой закон мы опирались при проверке орфограмм?
ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА
- Как он звучит?
- Мы учились проверять орфограммы слабых позиций в корне слова. Но слабые позиции звуков встречаются и в суффиксах слов.
- Написания каких суффиксов мы изучали?
(см.слайд)
Б) Повторение и проверка изученных орфограмм.
- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)
- «Да здравствует Нильс! Бельчонок спасён! Счастливая мать обнимает своего малыша!» - трещала сорока.
(Нильс спас бельчонка Тирле) (См.слайд с картинками из книги)
- На следующем слайде пропущены орфограммы, о которых мы вспоминали.
- «Да здра?ствует Нильс! Б_льч_нок сп_сён! Сч_с?ливая ма_ь обн_мает св_его м_лыша!» - тр_щ_ла с_рока.
- Запишите слово с пропуском слабой или сильной позиции.
- Определите место орфограммы в слове.
- Узнайте орфограмму, проверьте её УСТНО, вставьте пропущенную букву.
- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)
- По середине замкового двора стоял маленький человечек и наигрывал на дудочке.
(Нильс избавил Глиммингенский замок от крыс с помощью волшебной дудочки)
(См.слайд с картинками из книги)
- Рассмотрите иллюстрации. Назовите слова с суффиксами –ИК-/-ЕК-
- Запишите с пропуском гласной в суффиксе
ЧЕЛОВЕЧ_К, МАЛЬЧ_К, ГНОМ_К
- Выделите суффиксы
- Как пишутся суффиксы –ИК-/-ЕК-?
- Проверьте орфограмму УСТНО, вставьте гласные.
- Вспомните, какой предмет был у Нильса, который ему не раз помогал в трудной ситуации.
(ножичек)
- Когда и как он пригодился мальчику?
(См.слайд с картинками из книги)
Аналогичная работа со словом НОЖИЧ_К.
3. Динамическая пауза
- Рассмотрите фотографию «Лапландия».(см.слайд)
- Послушайте народную шведскую музыку.
- Имитируйте игру на музыкальных инструментах: дудочке, скрипке.
- Хлопайте в ритме музыки.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
- Сегодня у нас на уроке работа с ещё одним суффиксом
(см.слайд «Новый суффикс»)
А) Образование слов с помощью суффикса -ОСТЬ-
Назовите, какие черты характера стали свойственны Нильсу в этом путешествии.
- Каким стал Нильс? (см.слайд)
- Записывать будем некоторые из названных слов. Мой выбор вы потом сможете оценить.
Запись подчёркнутых слов:
Смелый добрый
Храбрый
Надёжный
Верный
- Какой была старая гусыня Акка Кнебекайзе? (см.слайд)
Мудрая
Строгая
- Каким был враг Нильса и гусей – лис Смирре? (см.слайд)
Запись:
Хитрый
Злой
Коварный (Кова́рство — качество человека; лукавство, склонность к хитрым и злым умыслам
и поступкам, прикрытым внешней доброжелательностью)
Вероломный (нарушающий обязательство, клятву; коварный, предательский)
-Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.
- Образуйте однокоренные слова – имена существительные. Назовите их.
- Запишите под диктовку учителя:
СМЕЛОСТЬ МУДРОСТЬ
ХРАБРОСТЬ СТРОГОСТЬ
НАДЁЖНОСТЬ ХИТРОСТЬ
ВЕРНОСТЬ ЗЛОСТЬ
Б) Значение суффикса –ОСТЬ-
- Что вы заметили?
(Слова оканчиваются на –ОСТЬ-)
- Какой частью слова является это сочетание букв? (Суффиксом)
- Итак, наш новый знакомый – суффикс –ОСТЬ- (см.слайд)
- Что называют все эти слова? (качества, например, характера) (см.слайд)
- Запишите транскрипцию слова «МУДРОСТЬ»
- Выделите слабые позиции в слове.
- Запишите с пропуском слабых позиций
МУДР___ ____ ____Ь
- Определите, в какой части слова оказались слабые позиции.
- Оказывается, проблема в суффиксе. (см.слайд)
В) Проверка орфограмм в суффиксе
- Но мы не учились проверять слабые позиции в суффиксе...Всегда проблемы были в корне, и мы проверяли орфограммы в корне с помощью однокоренных слов
Формулировка задачи:
«попробуем проверить орфограммы в суффиксе»
- Может, мы можем применить прежние знания, чтобы проверить последнюю согласную?
(Мудрости)
- Да, мы изменили слово и по форме слова смогли проверить парную согласную в конце слова.
- А как проверить написание буквы С?
ВНИМАНИЕ!
В русских корнях и суффиксах встречаются сочетания звуков З и С с другими звуками.
И эти звуки всегда оказываются в слабой позиции.
Чтобы определить, какая именно буква (З или С) пишется в слове, полезно помнить, что перед звонкими согласными пишется только буква З, а перед глухими согласными пишется С.
Пример: ЗДРАВСТВУЙТЕ
- Впишите букву С перед глухой согласной Т.
- А как проверить гласную?
- Найдите среди записанных слов то, в котором гласную проверять не надо. (ЗЛОСТЬ) Почему в нём не надо проверять гласную?
- Будет ли основной закон письма действовать в суффиксе?
- Чем будет это слово для других слов?
- Но ведь это слово не является однокоренным для других слов!
- Но мы же проверяем букву в суффиксе, значит нам нужно проверочное ОДНОСУФФИКСАЛЬНОЕ слово!
- Проверьте написание гласной О в слове «мудрость, храбрость, строгость». Какое слово будет проверочным?
ВЫВОД: получается, что слово ЗЛОСТЬ помогает проверить написание гласной О во всех словах с суффиксом О
5. Первичная проверка понимания нового материала
А) Работа по учебнику
Стр. 131 – прочитайте правило
- Назовите проверочное слово для слов с суффиксом –ОСТЬ- Докажите свою правоту.
- Рассмотрите имена прилагательные из упр.1, стр.131
- Составляйте однокоренные имена сущ с суффиксом –ОСТЬ-, подбирайте их к строкам кроссворда.(см.слайд)
Физ.пауза. Дети изображают героев.
- Кто раньше всех знал тайну гнома о том, как расколдовать мальчика? (Совы)
(см.слайд)
В лесу темно, Только Совушка-сова,
Все спят давно. Большая голова,
И зайцы спят, На суку сидит,
И белки спят. Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
6. Закрепление новых знаний и способов действий
Уч.- стр. 132, упр.2
- Прочитайте задание.
- Как называются слова, противоположные по смыслу?
Самостоятельная работа, помощь в паре
7. Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий-
А) Представитель пары отчитывается у доски за пару слов – антонимов
Б)- С помощью оценочных линеечек оцените качество (аккуратность и правильность) работы в тетради.
8. Подведение итога урока.
А) - Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?
- Какие открытия для себя вы сделали сегодня? –
Чего вы достигли на уроке?
Б)Сообщение отметок за работу.
В) Перспективы работы: узнаем, как основной закон письма работает в других суффиксах
Закончить хочу словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.
Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие отметки. От этого мне очень радостно. Спасибо за работу на уроке.
- Информация о дом. задании
- Запись в дневниках д/з: Т.-стр.74-75, упр.1-2
Дома вы будете составлять и записывать слова с суффиксом – ОСТЬ-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной закон русского письма В слабой позиции пиши ту же букву, что и в сильной позиции... в той же части слова.
Написание суффиксов -ОНОК- / -ЁНОК- -ИК- / -ЕК-
Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните эпизод. «Да здравствует Нильс! Бельчонок спасён! Счастливая мать обнимает своего малыша!» - трещала сорока.
Выпишите слова с пропусками слабых и сильных позиций. Проверьте орфограммы. «Да здра ? ствует Нильс! Б _ льч _ нок сп _ сён! Сч _ с ? ливая ма _ ь обн _ мает св _ его м _ лыша!» - тр _ щ _ ла с _ рока.
Прочитайте отрывок из сказки. О каком событии он вам напомнил? По середине замкового двора стоял маленький человечек и наигрывал на дудочке.
Назовите слова с суффиксами -ИК- / -ЕК- МАЛЬЧ_К ЧЕЛОВЕЧ_К ГНОМ_К
НОЖИЧ_К
Лапландия
Новый суффикс ?
Новый суффикс ? И/СУЩ
Новый суффикс И/СУЩ -ОСТЬ-
Новый суффикс И/СУЩ -ОСТЬ- КАЧЕСТВО
Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - И/СУЩ КАЧЕСТВО
З ? С З ДРАВ С ТВУЙТЕ
Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - И/СУЩ КАЧЕСТВО
Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - ЗЛ О СТ И И/СУЩ КАЧЕСТВО
Кто раньше всех знал тайну гнома?
От ярости слова застряли у Бронзового в горле, и он только задвигал челюстями, силясь что-то сказать. Впрочем, он мог разговаривать и без слов — ведь у него была хорошая бронзовая дубинка. Её-то он и пустил в ход. Страшный удар обрушился на голову Деревянного. Ноги у Деревянного подкосились, и он рухнул на землю… Нильс с грустью посмотрел на кучу обломков — это было все, что осталось от Деревянного. «Да, не промахнись его величество, и мои бы кости тут лежали,— подумал Нильс. Прочитайте отрывок из сказки. О каком событии он вам напомнил?
От ярости слова застряли у Бронзового в горле, и он только задвигал челюстями, силясь что-то сказать. Впрочем, он мог разговаривать и без слов — ведь у него была хорошая бронзовая дубинка. Её-то он и пустил в ход. Страшный удар обрушился на голову Деревянного. Ноги у Деревянного подкосились, и он рухнул на землю… Нильс с грустью посмотрел на кучу обломков — это было все, что осталось от Деревянного. «Да, не промахнись его величество, и мои бы кости тут лежали,— подумал Нильс. Какие из выделенных слов относятся к изучаемой орфограмме?
Заполните клетки. Назовите проверочное слово для букв суффикса и используемый суффикс З Л О С Т И Проверочное слово: О С Т Ь О С Т Ь О С Т Ь О С Т Ь
Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - ЗЛ О СТ И И/СУЩ КАЧЕСТВО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слова с суффиксом -ость. Сопоставление пар слов с противоположным значением.
Конспект логопедического занятия Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР...
Урок русского языка во 2 классе по теме:"Учимся писать суффикс -ость".
Урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык" 2 класс, под ред. С. В. Иванова ("Начальная школа XXI века"). Целью данного урока является знакомство детей с образованием слов при помощи суф...
Суффикс -ость-.
Дидактический материал 2 класс....
Конспект занятия Тема: Слова с суффиксом -ость.
Конспект логопедического занятия. Закрепление правописания слов с суффиксом -ость....
Урок русского языка во 2 классе "Учимся писать суффикс -ость-"
Интегрированный урок русского языка и литературы по книге С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".Тема урока: "Учимся писать суффикс -ость-"...
Правописание суффикса - ость-.
Мультимедийная разработка предназначена для изучения темы "Суффиксы" во 2-м классе....
Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-.
Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-, форма урока: открытие новых знаний....