Урок "Учимся писать суффикс -ОСТЬ-" - 2 кл.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Иванова Ольга Юрьевна

Урок русского языка во 2 классе "Учимся писать суффикс -ОСТЬ-" (ход урока и презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_suffiks_-ost-.doc60 КБ
Office presentation icon uchimsya_pisat_suffiks_-ost-.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Учимся писать суффикс –ОСТЬ–

Цель урока: 1. познакомить со способом проверки слабых позиций в суффиксе – подбором

                      односуффиксальных слов

                      2. отработать написание суффикса  –ОСТЬ–

Задачи урока:

      1.   Познакомить с образованием слов при помощи суффикса –ОСТЬ–

2.   Определить значение суффикса  -ОСТЬ-

  1. Научиться проверять и  писать слова с этим суффиксом
  2. Повторить изученные орфограммы в корне и суффиксе
  3. Повторить определение имён существительных и имён прилагательных
  4. Продолжить работу над книгой С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
  5. развивать орфографическую зоркость, внимание, речь, мышление;
  6. воспитывать дружеские отношения, уверенность в своих силах.

Ход урока

1. Организация начала занятия

(Подготовка учащихся к работе на занятии)

- Сегодня у нас второй по счёту урок по книге С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Надеюсь, герои книги помогут нам сегодня узнать новое и по предмету «русский язык».

- Приготовим руку к письму.

- Выполните индивидуальные задания по чистописанию, внимательно рассмотрев образец учителя. Оцените качество выполнения работы, выберите лучшее соединение, поставьте под ним точку.

2. Подготовка к основному этапу

- Сегодня тема нашего урока взята из раздела «Правописание». Нас ждут орфограммы.

А) Актуализация опорных знаний.

- Что такое «Орфограмма»?

- Какие орфограммы, требующие запоминания, вы знаете?

- Какие орфограммы требуют проверки?

(схема на слайде 1)

- На какой закон мы опирались при проверке орфограмм?

ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА

- Как он звучит?

- Мы учились проверять орфограммы слабых позиций в корне слова. Но слабые позиции звуков встречаются и в суффиксах слов.

- Написания каких суффиксов мы изучали?

(см.слайд)

Б) Повторение и проверка изученных  орфограмм.

- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)

  • «Да здравствует Нильс! Бельчонок спасён! Счастливая мать обнимает своего малыша!» - трещала сорока.

(Нильс спас бельчонка Тирле) (См.слайд с картинками из книги)

- На следующем слайде пропущены орфограммы, о которых мы вспоминали.

  • «Да здра?ствует Нильс! Б_льч_нок сп_сён! Сч_с?ливая ма_ь обн_мает св_его м_лыша!» - тр_щ_ла с_рока.

- Запишите слово с пропуском слабой или сильной позиции.

- Определите место орфограммы в слове.

- Узнайте орфограмму, проверьте её УСТНО, вставьте пропущенную букву.

- Прочитайте отрывок из сказки С.Лагерлёф. О каком событии он вам напомнил? (см.слайд)

  • По середине замкового двора стоял маленький человечек и наигрывал на дудочке.

(Нильс избавил Глиммингенский замок от крыс с помощью волшебной дудочки)

(См.слайд с картинками из книги)

- Рассмотрите иллюстрации. Назовите слова с суффиксами –ИК-/-ЕК-

- Запишите с пропуском гласной в суффиксе

ЧЕЛОВЕЧ_К, МАЛЬЧ_К, ГНОМ_К

- Выделите суффиксы

- Как пишутся суффиксы –ИК-/-ЕК-?

- Проверьте орфограмму УСТНО, вставьте гласные.

- Вспомните, какой предмет был у Нильса, который ему не раз помогал в трудной ситуации.

(ножичек)

- Когда и как он пригодился мальчику?

(См.слайд с картинками из книги)

Аналогичная работа со словом НОЖИЧ_К.

3. Динамическая пауза

- Рассмотрите фотографию «Лапландия».(см.слайд)

- Послушайте народную шведскую музыку.

- Имитируйте игру на музыкальных инструментах: дудочке, скрипке.

- Хлопайте в ритме музыки.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Сегодня у нас на уроке работа с ещё одним суффиксом

(см.слайд «Новый суффикс»)

А) Образование слов с помощью суффикса  -ОСТЬ-

Назовите, какие черты характера стали свойственны Нильсу в этом путешествии.

- Каким стал Нильс? (см.слайд)

- Записывать будем некоторые из названных слов. Мой выбор вы потом сможете оценить.

Запись подчёркнутых слов:

Смелый     добрый

Храбрый

Надёжный

Верный

- Какой была старая гусыня Акка Кнебекайзе? (см.слайд)

Мудрая

Строгая

- Каким был враг Нильса и гусей – лис Смирре? (см.слайд)

Запись:

Хитрый

Злой

Коварный (Кова́рство — качество человека; лукавство, склонность к хитрым и злым умыслам

                   и поступкам, прикрытым внешней доброжелательностью)

Вероломный  (нарушающий обязательство, клятву; коварный, предательский)

-Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

- Образуйте однокоренные слова – имена существительные. Назовите их.

- Запишите под диктовку учителя:

СМЕЛОСТЬ                     МУДРОСТЬ                      
ХРАБРОСТЬ                    СТРОГОСТЬ                          
НАДЁЖНОСТЬ                ХИТРОСТЬ
ВЕРНОСТЬ                       ЗЛОСТЬ

                   

Б) Значение суффикса –ОСТЬ-

- Что вы заметили?

(Слова оканчиваются на –ОСТЬ-)

- Какой частью слова является это сочетание букв? (Суффиксом)

- Итак, наш новый знакомый – суффикс –ОСТЬ- (см.слайд)

 - Что называют все эти слова? (качества, например,  характера) (см.слайд)

- Запишите транскрипцию слова «МУДРОСТЬ»

- Выделите слабые позиции в слове.

- Запишите с пропуском слабых позиций

МУДР___ ____ ____Ь

- Определите, в какой части слова оказались слабые позиции.

- Оказывается, проблема в суффиксе. (см.слайд)

В) Проверка орфограмм в суффиксе

- Но мы не учились проверять слабые позиции в суффиксе...Всегда проблемы были в корне, и мы проверяли орфограммы в корне с помощью однокоренных слов

Формулировка задачи:

«попробуем проверить орфограммы в суффиксе»

- Может, мы можем применить прежние знания, чтобы проверить последнюю согласную?

(Мудрости)

- Да, мы изменили слово и по форме слова смогли проверить парную согласную в конце слова.

- А как проверить написание буквы С?

ВНИМАНИЕ!

В русских корнях и суффиксах встречаются сочетания звуков З  и  С с  другими звуками.

И эти звуки всегда оказываются в слабой позиции.

Чтобы определить, какая именно буква (З или С) пишется в слове, полезно помнить, что перед звонкими согласными пишется только буква З, а перед глухими согласными пишется С.

Пример: ЗДРАВСТВУЙТЕ

- Впишите букву С перед глухой согласной Т.

- А как проверить гласную?

- Найдите среди записанных слов то, в котором гласную проверять не надо. (ЗЛОСТЬ) Почему в нём не надо проверять гласную?

- Будет ли основной закон письма действовать в суффиксе?

- Чем будет это слово для других слов?

- Но ведь это слово не является однокоренным для других слов!

- Но мы же проверяем букву в суффиксе, значит нам нужно проверочное ОДНОСУФФИКСАЛЬНОЕ слово!

- Проверьте написание гласной О в слове «мудрость, храбрость, строгость». Какое слово будет проверочным?

ВЫВОД: получается, что слово ЗЛОСТЬ помогает проверить написание гласной О во всех словах с суффиксом О

5. Первичная проверка понимания нового материала

А) Работа по учебнику

Стр. 131 – прочитайте правило

- Назовите проверочное слово для слов  с суффиксом –ОСТЬ- Докажите свою правоту.

- Рассмотрите имена прилагательные из упр.1, стр.131

- Составляйте однокоренные имена сущ с суффиксом –ОСТЬ-, подбирайте их к строкам кроссворда.(см.слайд)

Физ.пауза. Дети изображают героев.

- Кто раньше всех знал тайну гнома  о том, как расколдовать мальчика? (Совы)

(см.слайд)

В лесу темно,        Только Совушка-сова,

Все спят давно.        Большая голова,

И зайцы спят,        На суку сидит,

И белки спят.        Головой вертит,

        Во все стороны глядит,

        Да вдруг – как полетит!

6. Закрепление новых знаний и способов действий

Уч.- стр. 132, упр.2

- Прочитайте задание.

- Как называются слова, противоположные по смыслу?

Самостоятельная работа, помощь в паре

7. Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий-

А)  Представитель пары отчитывается у доски за пару слов – антонимов

Б)- С помощью оценочных линеечек оцените качество (аккуратность и правильность) работы в тетради.

8. Подведение итога урока.

А) - Вспомните, что ожидали, что хотели узнать в начале урока, чего достигли?

- Какие открытия для себя вы сделали сегодня? –

Чего вы достигли на уроке?  

Б)Сообщение отметок за работу.

В) Перспективы работы: узнаем, как основной закон письма работает в других суффиксах

Закончить хочу  словами пословицы: Ученику – удача, учителю – радость.

Вам улыбнулась удача, вы приобрели новые знания и хорошие отметки. От этого мне очень радостно. Спасибо за работу на уроке.

  1. Информация о дом. задании

- Запись в дневниках д/з: Т.-стр.74-75, упр.1-2

Дома вы будете составлять и записывать слова с суффиксом – ОСТЬ-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфограммы Требуют запоминания Требуют проверки

Слайд 2

Основной закон русского письма В слабой позиции пиши ту же букву, что и в сильной позиции... в той же части слова.

Слайд 3

Написание суффиксов -ОНОК- / -ЁНОК- -ИК- / -ЕК-

Слайд 4

Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните эпизод. «Да здравствует Нильс! Бельчонок спасён! Счастливая мать обнимает своего малыша!» - трещала сорока.

Слайд 7

Выпишите слова с пропусками слабых и сильных позиций. Проверьте орфограммы. «Да здра ? ствует Нильс! Б _ льч _ нок сп _ сён! Сч _ с ? ливая ма _ ь обн _ мает св _ его м _ лыша!» - тр _ щ _ ла с _ рока.

Слайд 8

Прочитайте отрывок из сказки. О каком событии он вам напомнил? По середине замкового двора стоял маленький человечек и наигрывал на дудочке.

Слайд 10

Назовите слова с суффиксами -ИК- / -ЕК- МАЛЬЧ_К ЧЕЛОВЕЧ_К ГНОМ_К

Слайд 11

НОЖИЧ_К

Слайд 12

Лапландия

Слайд 13

Новый суффикс ?

Слайд 17

Новый суффикс ? И/СУЩ

Слайд 18

Новый суффикс И/СУЩ -ОСТЬ-

Слайд 19

Новый суффикс И/СУЩ -ОСТЬ- КАЧЕСТВО

Слайд 20

Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - И/СУЩ КАЧЕСТВО

Слайд 21

З ? С З ДРАВ С ТВУЙТЕ

Слайд 22

Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - И/СУЩ КАЧЕСТВО

Слайд 23

Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - ЗЛ О СТ И И/СУЩ КАЧЕСТВО

Слайд 24

Кто раньше всех знал тайну гнома?

Слайд 25

От ярости слова застряли у Бронзового в горле, и он только задвигал челюстями, силясь что-то сказать. Впрочем, он мог разговаривать и без слов — ведь у него была хорошая бронзовая дубинка. Её-то он и пустил в ход. Страшный удар обрушился на голову Деревянного. Ноги у Деревянного подкосились, и он рухнул на землю… Нильс с грустью посмотрел на кучу обломков — это было все, что осталось от Деревянного. «Да, не промахнись его величество, и мои бы кости тут лежали,— подумал Нильс. Прочитайте отрывок из сказки. О каком событии он вам напомнил?

Слайд 27

От ярости слова застряли у Бронзового в горле, и он только задвигал челюстями, силясь что-то сказать. Впрочем, он мог разговаривать и без слов — ведь у него была хорошая бронзовая дубинка. Её-то он и пустил в ход. Страшный удар обрушился на голову Деревянного. Ноги у Деревянного подкосились, и он рухнул на землю… Нильс с грустью посмотрел на кучу обломков — это было все, что осталось от Деревянного. «Да, не промахнись его величество, и мои бы кости тут лежали,— подумал Нильс. Какие из выделенных слов относятся к изучаемой орфограмме?

Слайд 28

Заполните клетки. Назовите проверочное слово для букв суффикса и используемый суффикс З Л О С Т И Проверочное слово: О С Т Ь О С Т Ь О С Т Ь О С Т Ь

Слайд 29

Новый суффикс -ОСТЬ- - [ АС , Т , ] - ЗЛ О СТ И И/СУЩ КАЧЕСТВО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова с суффиксом -ость. Сопоставление пар слов с противоположным значением.

Конспект логопедического занятия Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Учимся писать суффикс -ость".

Урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык" 2 класс, под ред. С. В. Иванова ("Начальная школа XXI века"). Целью данного урока является знакомство детей с образованием слов при помощи суф...

Суффикс -ость-.

Дидактический материал 2 класс....

Конспект занятия Тема: Слова с суффиксом -ость.

Конспект логопедического занятия. Закрепление правописания слов с суффиксом -ость....

Урок русского языка во 2 классе "Учимся писать суффикс -ость-"

Интегрированный урок русского языка и литературы по книге С.Лагерлёф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".Тема урока: "Учимся писать суффикс -ость-"...

Правописание суффикса - ость-.

Мультимедийная разработка предназначена для изучения темы "Суффиксы" во 2-м классе....

Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-.

Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-, форма урока: открытие новых знаний....