Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- (Блок «Правописание»)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме: "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" (Блок «Правописание»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc | 353.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-
(Блок «Правописание»)
Цели урока
- предметные: формировать умение грамотно писать слова с суффиксами –ик, -ек (организовать наблюдение за словами с данными суффиксами, подвести детей к открытию способа проверки); способствовать развитию орфографической зоркости;
- метапредметные: способствовать овладению способностью, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.
- личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
Задачи урока:
-создать условия для открытия детьми способа проверки суффиксов –ик, -ек;
-развивать умение работать по эталону, доказывая выдвинутую гипотезу;
-способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
-совершенствовать навык работы в ситуации сотрудничества.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- презентация к уроку, проектор, карточки для групповой работы, памятки, алгоритм.
- Русский язык: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Под ред. С.В. Иванова. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- фрагменты мультипликационного фильма «В стане невыученных уроков» по Л. Гераскиной.
Тип урока: открытие новых знаний
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности:
Слайд 1.
Поприветствуем наших гостей и пожелаем им хорошего настроения.
1,2 – выше голова…!
Сегодня мы будем на уроке работать дружно, быстро. Давайте пожелаем рукопожатием друг другу удачи. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. У вас на столах кружочки трёх цветов. Ими мы будем пользоваться в течении всего урока. Слайд 2.
- Кто согласен с ответом, кому всё понятно на уроке - поднимаете зелёный кружок.
- Кто сомневается – жёлтый кружок.
- Кто не согласен с ответом – красный кружок.
2.Этап актуализации знаний.
Слайд 3.
-Скоро праздник к которому готовится весь народ, с ёлкой, подарками, Дедом Морозом…? (Новый год)
-Ребята 2 класса писали сочинение о празднике, и Сережа написал такое предложение:
Слайд 4.
«Я приготовил себе на праздник костюм сниговика.»
-Посмотрите внимательно на предложение и примерьте на себя «костюм» учителя. У кого есть замечания? (сниговик – снеговик)
- На какую орфограмму не обратил внимание Витя? (безударная гласная в корне слова)
-В какой части слова находится орфограмма? Как её проверить?
Снег – снеговика (на доске)
Слайд 5.
-Какие части слова ещё вы знаете? Давайте разберем слово по составу (у доски)
Слайд 6. СНЕГ - СНЕГОВИКА
Слайд 7. Физминутка для глаз
4. Сообщение темы урока. Постановка проблемы урока.
-Вот, примерно в такую же ситуацию, как и Серёжа, попал и Виктор Перестукин из сказки Лии Герасимовой. Он учился кое-как, никогда не задумывался над своими ошибками, и вообще они его не волновали. И надо же было такому случиться… с ним произошла удивительная история. Однажды попал он в страну «Невыученных уроков». А снова вернуться домой можно было, только исправив все свои ошибки.
Слайд 8.
-Одно из препятствий на пути к дому – сказочные ворота.
5. Этап выявления места и причины затруднения.
Слайд 9.
- Легче лёгкого – взять ключ?к и открыть замоч?к.
- Какая проблема встала перед Витей Перестукиным?
- В какой части слова безударная гласная?
- Как поступить в случае с безударной гласной в корне слова, вы уже знаете, а в суффиксе?
- Что выбрать? Как поступить?
Какая же стоит сегодня перед нами ЗАДАЧА? (правописание безударной гласной в суффиксе – ик, ек)
6. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Слайд 10.
-Есть в русском языке два похожих суффикса –ик- и –ек-
Эти суффиксы в безударном положении произносятся одинаково: ИК
- Чтобы достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Путь 1: взять готовое правило.
Путь 2: самим изобрести это правило.
- Каким путем мы пойдем и почему?
( Лучше попробовать самим выявить правило. Это интереснее. – Правило лучше запоминается. – Когда выводишь правило сам, то понимаешь его лучше)
Открываем детективное агенство «След», нам предстоит внимательно изучить документы, сравнить их и сделать соответствующие выводы.
- У вас на столах карточки со словами. Посмотрите внимательно на данный ряд слов и продолжите его по образцу есть и нет.
Слайд 11.
Обязательно сравните слова первого и второго столбика каждой группы слов.
7. Этап реализации построенного проекта (работа в группах)
есть нет | есть нет |
|
|
8. Открытие детьми нового знания
Слайд 12.
- Что интересного вы заметили?
-Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах -ИК-, -ЕК-?
9. Построение плана действий при написании слов с этими суффиксами.
-Как же выбрать нужную букву, чтобы правильно записать суффикс?
Слайд 13,14, 15 Алгоритм
НА ДОСКЕ АЛГОРИТМ ВЫСТРАИВАЕМ
10. Этап рефлексии учебной деятельности.
Прочитайте рубрику «Обрати внимание» в учебнике на странице 123 и сравните с нашим выводом. Верно, ли мы с вами сформулировали правило? (Да)
Слайд 16.
-Поможем Виктору в рассуждении при написании суффиксов –ик- -ек-!
Слайд 17,18.
Слайд 19 -Посмотрим, как Витя Перестукин решил эту проблему. Совпадают ли его действия с вашими?
(фрагмент м\ф)
Кстати, книга о приключениях мальчика Вити, которую написала Лия Гераскина «В стране невыученных уроков», есть в вашей библиотеке и я вам очень советую ее прочитать, т.к. эта книга очень поучительна.
Слайд 20
12. Домашнее задание:
- наше агентство закрывается, но работа еще осталась. Её надо выполнить дома. Учебник с.124 упр.2, стр.123 правило.
В помощь я дарю вам памятки, они пригодятся вам на первое время.
13. Этап первичного закрепления (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону).
Слайд 24.
14. Итог урока. Интервью.
Слайд 21.
- Какие новые суффиксы мы узнали?
-Смогли ли мы решить возникшую проблему на уроке? (написание ик и ек?)
- Как проверить написание суффиксов –ик- и –ек-?
- Что на уроке понравилось больше?
- Что показалось трудным?
Слайд 22.
Кому на уроке было интересно, поднимите зелёный кружок.
Кому не очень понравился наш урок – жёлтый кружок.
Кому урок показался скучным – красный кружок.
Слайд 23
-Урок окончен. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы.
Слайд 18.
Прием «Мозговой штурм». Групповая работа «Пробую свои силы»
– Попробуйте выяснить, как правильно написать слова в упр.1 на стр.125 (Ребята обсуждают проблему в группах и делают выводы).
есть нет | есть нет |
столик – нет столика садик – нет___________________ дворик – нет__________________ листик – нет__________________ | веночек – нет веночка сыночек – нет_______________ кружочек – нет______________ цветочек – нет_______________ |
есть нет | есть нет |
столик – нет столика садик – нет___________________ дворик – нет__________________ листик – нет__________________ | веночек – нет веночка _ сыночек – нет_______________ кружочек – нет______________ цветочек – нет_______________ |
1. Изменю форму слова (нет…)
2. Если гласный звук сохранился – пишется суффикс - ИК
3. Если гласный звук «убежал» - пишется суффикс - ЕК
Определяю суффикс
-онок- или -ёнок-
- Выделяю корень.
- Определяю, какой согласный звук перед
- Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-
(тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-
(волчонок).
Определяю суффикс
-онок- или -ёнок-
- Выделяю корень.
- Определяю, какой согласный звук перед
- Если мягкий согласный, кроме [ч'] – пишу -ёнок-
(тигрёнок)
Если твёрдый согласный и [ч'] – пишу -онок-
(волчонок).
Определяю суффикс
-ик- или -ек-
- Выделяю корень, если [ик] - ?
- Изменяю форму слова (есть, нет)
- Если [и] -ик.
(ключик – ключика)
- Если [-] -ек.
(замочек – замочка)
Определяю суффикс
-ик- или -ек-
- Выделяю корень, если [ик] - ?
- Изменяю форму слова (есть, нет)
- Если [и] -ик.
(ключик – ключика)
- Если [-] -ек.
(замочек – замочка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"
Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к ...
технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-"
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Учимся писать суффиксы -ик-, -ек-" по программе "Начальная школа XXI века"....
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: «Суффикс».
Вашему вниманию предлагается конспект урока по русскому языку для обучающихся 2 класса по теме: "Суффикс". Данный конспект урока написан в рамках гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили, цель ко...
Конспект урока по русскому языку в 4-м классе на тему: «Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных.»
На данном уроке можно в интересной игровой форме закрепить знания о првавописании падежных окончаний имен существительных....
Конспект урока по русскому языку проведенного во 2в классе по теме «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
Тема: Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Задачи урока:создать условия для формирования интелл...