урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Каблашова Олеся Васильевна

Технологическая карта изучения темы «Состав слова».

Планируемые результаты:

предметные:

знать алгоритм разбора слов по составу;

уметь находить в слове окончание и основу, разбирать по составу доступные слова.

личностные УУД – интерес к изучению языка.

познавательные УУД – уметь извлекать информацию из схем, представлять информацию в виде схем.

регулятивные УУД – уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом.

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostav_slova.docx28.85 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx382.69 КБ
Файл kartochki_i_zadanie_dlya_kartochek.docx11.73 КБ

Предварительный просмотр:

           Автор: Каблашова Олеся Васильевна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ Лицей № 126.

Предмет: русский язык.

Класс:3

Тип урока: урок закрепления знаний.

Технологическая карта изучения темы «Состав слова».

Тема:

«Состав слова».

Цель:

создать условия, направленные на развитие умений находить в слове окончание и основу; разбирать по составу доступные слова; составлять алгоритм разбора.

Планируемые результаты:

предметные:

знать алгоритм разбора слов по составу;

уметь находить в слове окончание и основу, разбирать по составу доступные слова.

личностные УУД – интерес к изучению языка.

познавательные УУД – уметь извлекать информацию из схем, представлять информацию в виде схем.

регулятивные УУД – уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом.

коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Основные понятия:

состав, окончание, основа.

Ресурсы:

учебник, тетрадь, компьютер учителя, SMARTNotebook, презентация PowerPoint, документ-камера.

Формы работы

групповая, фронтальная, индивидуальная.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

( 4-5 мин.).

Цель:

создать условия для возникновения проблемной ситуации.

Дописывают предложение, выделяют окончания,

сравнивают результат,

отвечают на вопросы,

высказывают предположения.

Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково?

Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях, выделяются окончания.

Мама слушает дочку.

Маму слушает дочка.

– Одинаковый ли смысл у предложений?

Почему он изменился?

(Разные окончания слов).

–Как определить в слове окончание? (Изменить слово).

- Зачем окончания меняются в слове? (Для связи слов в предложении).

На слайде появляется заготовка предложения.

Мам_  слушает дочк_ .

Уметь находить в слове окончание.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные УУД:

интерес к изучению языка.

II. Формулирование темы и цели урока

(  3-4 мин).

Цель:

организовать формулирование темы и цели урока детьми.

С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

Организует формулирование темы урока детьми и цели. (Что будем делать)?

 -Глядя на схему, предположите тему урока.

- Это новая для вас тема? (Нет).

- Зачем тогда нужен сегодняшний урок? (Закрепить, повторить…).

- Цель нашего урока? (Систематизировать знания по теме).

- Зачем нужно уметь выделять в словах морфемы?

На слайде схема:

Тема урока: «Состав слова».

На доске появляется начало кластера:

Познавательные УУД:

уметь извлекать информацию из схем.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III. Закрепление и обобщение

 ( 15  мин).

Цель:

организовать закрепление знаний по теме: «Состав слова».

Сигнальными карточками отвечают на вопросы.

Обсуждая в группе, делают вывод об окончаниях.

Записывают слова и выделяют окончания.

2 ученика работают у доски.

Начинают составлять кластер.

Отвечают на вопросы, обсуждают в группе.

Выполняют задание по карточкам индивидуально. Выделяют основу в словах.

Сравнивают составы основ.

Делают вывод о том, какими могут быть основы. Несколько человек работают индивидуально на отметку.

Выполняют проверочное задание со слайда, проводят взаимопроверку, выставляют отметку по алгоритму.

«ОКОНЧАНИЕ»

Организует игровую деятельность для закрепления понятия «окончание».

_ С чем ассоциируется состав слова на слайде? (С поездом).

- Почему?

- Запишите слово «поезд» и 2-3 формы этого слова,  выделите окончания.

- Обсудите в группе, какой вывод об окончаниях можно сделать? (бывают окончания нулевые). (Одну тетрадь показывают через документ-камеру).

 

«ОСНОВА»

- Какой второй шаг в разборе слова по составу? (Выделение основы слова).

- Почему эта часть слова так названа?

 - Определение слова «основа» из словаря Ожегова.

- Как нужно действовать, чтобы найти основу? (Прочитать слово, изменить, выделить окончание, отделить основу).

 - Выполните задание на карточках, сравните результаты в группе и сделайте вывод о составе основы (только корень, с приставкой, с суффиксом, с приставкой и суффиксом).

- Проверочное задание по вариантам: записать модели слов (слова не списывать), в парах поменяться тетрадями и поставить отметку по алгоритму (проговорить устно: безошибочно – 5, 1 ош.- 4, 2 и более отметка не выставляется).

На слайде появляется игра «Да или нет».

На доске и в тетрадях формы слова «поезд».

Продолжение работы по составлению кластера.

Появляется слайд «Основа».

Достраивание кластера:

Появляется слайд с заданием.

Появляется слайд с проверкой.

Роль окончания в слове.

Окончание может быть нулевым.

Основа- слово без окончания.

Состав основы слова.

Познавательные УУД:

представлять информацию в виде схем,

уметь извлекать информацию из схем.

Регулятивные УУД:

уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом.

Коммуникативные УУД:

 уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.

IV Рефлексия учебной деятельности на уроке

(   5-6 мин).

Цель:

организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Дают самооценку.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Составьте слово по подсказкам, запишите и разберите его

а) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трёх частей.

Каких? (Приставки, корня, суффикса.) Составьте схему слова.

б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука [э], которые обозначены буквой е; суффикс тот же, что в слове травка.

в) Окончание – 1-я буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите по составу. (Пере/мен/к/а)

- Какая цель  урока была?

- Расскажите по кластеру, чему научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке.

Слайд со словом «переменка».

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему художник изобразил несколько вагончиков с окончаниями слова? Поиграем в игру ! Игра называется: Окончание – часть речи? Окончание – изменяемая часть слова? Окончание служит для связи слов в предложении? У одного и того же слова могут быть разные окончания? С помощью окончаний образуются новые слова? « да или нет » 1

Слайд 2

Как вы думаете, почему часть слова без окончания получила такое название – основа? Основа – 1. Опорная часть предмета. 2. Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. На что похож значок основы? ОСНОВА СЛОВА

Слайд 3

Запиши модели слов 1 вариант БЕРЁЗКА ГОЛОВА ПРИДОРОЖНОЕ ВЫХОД ФЛАГ 2 вариант СНЕГ ХВОСТИК ПОСАДКИ ЛУГОВОЙ ЗАЕЗД 3

Слайд 4

Проверь себя 1 вариант 2 вариант 4

Слайд 5

Пере мен а к 5



Предварительный просмотр:

Задание для карточек

  1. Списать слова.
  2. Разобрать по составу.
  3. Сравнить состав основы в группе.
  4. Сделать вывод о том, какие бывают основы.

КАРТОЧКА 1

Бант, кот, пухом, пчела

КАРТОЧКА 2

Грибок, денёк,  рыбка, шубка

КАРТОЧКА 3

Вход, переход, уколы, рассказ

КАРТОЧКА 4

Подорожник, перелесок, бесснежный, разгрузка

КАРТОЧКА 5

Гнездо, лесник, поезд, безводный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...