урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Технологическая карта изучения темы «Состав слова».
Планируемые результаты:
предметные:
знать алгоритм разбора слов по составу;
уметь находить в слове окончание и основу, разбирать по составу доступные слова.
личностные УУД – интерес к изучению языка.
познавательные УУД – уметь извлекать информацию из схем, представлять информацию в виде схем.
регулятивные УУД – уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом.
коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.docx | 28.85 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.pptx | 382.69 КБ |
kartochki_i_zadanie_dlya_kartochek.docx | 11.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Каблашова Олеся Васильевна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ Лицей № 126.
Предмет: русский язык.
Класс:3
Тип урока: урок закрепления знаний.
Технологическая карта изучения темы «Состав слова».
Тема: | «Состав слова». |
Цель: | создать условия, направленные на развитие умений находить в слове окончание и основу; разбирать по составу доступные слова; составлять алгоритм разбора. |
Планируемые результаты: | предметные: знать алгоритм разбора слов по составу; уметь находить в слове окончание и основу, разбирать по составу доступные слова. личностные УУД – интерес к изучению языка. познавательные УУД – уметь извлекать информацию из схем, представлять информацию в виде схем. регулятивные УУД – уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом. коммуникативные УУД – уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. |
Основные понятия: | состав, окончание, основа. |
Ресурсы: | учебник, тетрадь, компьютер учителя, SMARTNotebook, презентация PowerPoint, документ-камера. |
Формы работы | групповая, фронтальная, индивидуальная. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности ( 4-5 мин.). Цель: создать условия для возникновения проблемной ситуации. | Дописывают предложение, выделяют окончания, сравнивают результат, отвечают на вопросы, высказывают предположения. | Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте полученные предложения. У всех получилось одинаково? Если нет расхождений, учитель сам предлагает другой вариант. Оба предложения записываются на доске и в тетрадях, выделяются окончания. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. – Одинаковый ли смысл у предложений? Почему он изменился? (Разные окончания слов). –Как определить в слове окончание? (Изменить слово). - Зачем окончания меняются в слове? (Для связи слов в предложении). | На слайде появляется заготовка предложения. Мам_ слушает дочк_ . | Уметь находить в слове окончание. | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные УУД: интерес к изучению языка. |
II. Формулирование темы и цели урока ( 3-4 мин). Цель: организовать формулирование темы и цели урока детьми. | С помощью учителя формулируют тему и цель урока. | Организует формулирование темы урока детьми и цели. (Что будем делать)? -Глядя на схему, предположите тему урока. - Это новая для вас тема? (Нет). - Зачем тогда нужен сегодняшний урок? (Закрепить, повторить…). - Цель нашего урока? (Систематизировать знания по теме). - Зачем нужно уметь выделять в словах морфемы? | На слайде схема: Тема урока: «Состав слова». На доске появляется начало кластера: | Познавательные УУД: уметь извлекать информацию из схем. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. | |
III. Закрепление и обобщение ( 15 мин). Цель: организовать закрепление знаний по теме: «Состав слова». | Сигнальными карточками отвечают на вопросы. Обсуждая в группе, делают вывод об окончаниях. Записывают слова и выделяют окончания. 2 ученика работают у доски. Начинают составлять кластер. Отвечают на вопросы, обсуждают в группе. Выполняют задание по карточкам индивидуально. Выделяют основу в словах. Сравнивают составы основ. Делают вывод о том, какими могут быть основы. Несколько человек работают индивидуально на отметку. Выполняют проверочное задание со слайда, проводят взаимопроверку, выставляют отметку по алгоритму. | «ОКОНЧАНИЕ» Организует игровую деятельность для закрепления понятия «окончание». _ С чем ассоциируется состав слова на слайде? (С поездом). - Почему? - Запишите слово «поезд» и 2-3 формы этого слова, выделите окончания. - Обсудите в группе, какой вывод об окончаниях можно сделать? (бывают окончания нулевые). (Одну тетрадь показывают через документ-камеру).
«ОСНОВА» - Какой второй шаг в разборе слова по составу? (Выделение основы слова). - Почему эта часть слова так названа? - Определение слова «основа» из словаря Ожегова. - Как нужно действовать, чтобы найти основу? (Прочитать слово, изменить, выделить окончание, отделить основу). - Выполните задание на карточках, сравните результаты в группе и сделайте вывод о составе основы (только корень, с приставкой, с суффиксом, с приставкой и суффиксом). - Проверочное задание по вариантам: записать модели слов (слова не списывать), в парах поменяться тетрадями и поставить отметку по алгоритму (проговорить устно: безошибочно – 5, 1 ош.- 4, 2 и более отметка не выставляется). | На слайде появляется игра «Да или нет». На доске и в тетрадях формы слова «поезд». Продолжение работы по составлению кластера. Появляется слайд «Основа». Достраивание кластера: Появляется слайд с заданием. Появляется слайд с проверкой. | Роль окончания в слове. Окончание может быть нулевым. Основа- слово без окончания. Состав основы слова. | Познавательные УУД: представлять информацию в виде схем, уметь извлекать информацию из схем. Регулятивные УУД: уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. |
IV Рефлексия учебной деятельности на уроке ( 5-6 мин). Цель: организовать рефлексию собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Дают самооценку. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? ДОПОЛНИТЕЛЬНО Составьте слово по подсказкам, запишите и разберите его а) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трёх частей. Каких? (Приставки, корня, суффикса.) Составьте схему слова. б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука [э], которые обозначены буквой е; суффикс тот же, что в слове травка. в) Окончание – 1-я буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите по составу. (Пере/мен/к/а) | - Какая цель урока была? - Расскажите по кластеру, чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке. Слайд со словом «переменка». | Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как вы думаете, почему часть слова без окончания получила такое название – основа? Основа – 1. Опорная часть предмета. 2. Источник, главное, на чём строится что-нибудь, что является сущностью чего-нибудь. На что похож значок основы? ОСНОВА СЛОВА
Запиши модели слов 1 вариант БЕРЁЗКА ГОЛОВА ПРИДОРОЖНОЕ ВЫХОД ФЛАГ 2 вариант СНЕГ ХВОСТИК ПОСАДКИ ЛУГОВОЙ ЗАЕЗД 3
Проверь себя 1 вариант 2 вариант 4
Пере мен а к 5
Предварительный просмотр:
Задание для карточек
- Списать слова.
- Разобрать по составу.
- Сравнить состав основы в группе.
- Сделать вывод о том, какие бывают основы.
КАРТОЧКА 1
Бант, кот, пухом, пчела
КАРТОЧКА 2
Грибок, денёк, рыбка, шубка
КАРТОЧКА 3
Вход, переход, уколы, рассказ
КАРТОЧКА 4
Подорожник, перелесок, бесснежный, разгрузка
КАРТОЧКА 5
Гнездо, лесник, поезд, безводный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...