"От значения - к правильной букве"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока "От значения - к правильной букве" (УМК "Гармония", 2 класс) + презентация "Способы подбора проверочных слов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_podbora_proverochnykh_slov._prezentatsiya_2.ppt | 1.61 МБ |
ot_znacheniya_-_k_pravilnoy_bukve_3.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету русский язык
2 класс
УМК «Гармония»
Сперелуп Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8 г. Невинномысска
Тема урока: «От значения слова – к правильной букве»
Цели урока:
- формирование нового способа решения орфографических задач;
- отнесение способа проверки орфограмм слабых позиций только с орфограммами основы;
- обнаружение слов, связанных отношениями словообразовательной производности (родственных или однокоренных слов) и использование их для проверки орфограмм слабых позиций в корне;
- развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;
- развитие психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания;
- развитие познавательных умений;
- воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности.
Задачи:
- упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
- упражняться в проверке слов по словарю;
- проверить сформированность умения различать родственные слова;
- проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
- организовать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
- развивать способности детей;
- дать детям положительный опыт общения;
- осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями
Тип урока: открытие нового знания
Этапы урока:
- Организационный момент (положительный настрой, рефлексия своего настроения)
- Создание «ситуации успеха» (демонстрация детьми ранее полученных знаний)
- Объявление темы урока. Постановка проблемы перед учащимися.
- Актуализация знаний. Фиксация затруднений.
- Учебная деятельность (решение частных учебных задач)
- Итоговая рефлексия
- Домашнее задание
- Итог урока
- Оценивание
Материально-техническое обеспечение:
- учебник русского языка Соловейчик М. С. «К тайнам нашего языка»;
- тетрадь – задачник к учебнику русского языка Соловейчик М. С.
«К тайнам нашего языка»;
- мультимедийное оборудование;
- карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока:
Слайд 1
Организационный момент
С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Ребята, сегодня на уроке я желаю вам плодотворно потрудиться и при этом относиться друг к другу по-доброму. Начинаем урок!
Актуализация знаний
Слайд 2
- Народная мудрость гласит: «Пишут не пером, а умом».
- Как вы это понимаете?
(Когда пишешь надо думать, чтобы не сделать ошибку.)
- Итак, на уроках русского языка мы учимся грамотному письму. О чем надо помнить, чтобы писать без ошибок? (В слове могут быть орфограммы- «опасности» и надо уметь их решать).
- Какова цель нашего урока? (Учиться решать орфографические задачи в словах.)
Этапы изучения материала
Узнай слово по его значению и запиши в тетрадь один (ученик работает у доски)
Слайд 3
1. Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
Слайд 4
2. Березовый лес.
Слайд 5
3. Гриб, который растет под березой.
Проверь свою запись.
Б.реза, б.р.зняк, подб.резовик.
- Как можно назвать эти слова? (Родственные)
Слайд 6
- А какие слова мы называем родственными?
- Как называется общая часть родственных слов? Выделите корень.
- Что мы видим? (Орфограммы в корне)
Слайд 7
Способы решения орфографических задач.
Работа с орфографическим словарем
- Откройте словарь и найдите как пишется слово береза.
- Как же записать остальные слова. Почему?
- Каким способом решения орфографических задач мы воспользовались?
(Если мы говорим о непроверяемых написаниях нам нужен словарь)
- Есть ли другие способы решения орфографических задач? (Подбор проверочных слов)
Систематизация имеющихся знаний
Слайд 7
- А теперь мы поговорим о способах подбора проверочных слов.
Работа в группах.
Группа 1
Способ проверки: | |
г…ра | |
в…лна | |
стр…ла | |
п…чтальон |
Группа 2
Способ проверки: | |
во дв…ре | |
под ст…лом | |
на к…не | |
стр…итель |
Группа 3
Способ проверки: | |
пт…нцы | |
скв…рец | |
леб......ь | |
в…дитель |
Проверка выполненных заданий.
Группа 1
Способ проверки: изменение по числу (ед.ч. – мн. ч.) | |
г…ра | горы |
в…лна | волны |
стр…ла | стрелы |
п…чтальон | ? |
Группа 2
Способ проверки: изменение по команде вопросов (кто? что?) | |
во дв…ре | двор |
под ст…лом | стол |
на к…не | конь |
стр…итель | ? |
Группа 3
Способ проверки: подбор родственного слова (назвать ласково) | |
пт…нцы | птенчик |
скв…рец | скворушка |
леб......ь | лебедушка |
в…дитель | ? |
Постановка проблемы
Слайд 8
- Что же получается: мы владеем разными способами проверки, но они нам не помогли узнать букву безударного гласного в словах почтальон, строитель, водитель.
- Какова наша задача? (Мы не знаем всех способов проверки и должны познакомиться с новым способом проверки родственных слов).
- А для этого вспомним, что в слове главное? (Его значение)
Открытие нового знания
- Объясните значение слова.
Стр…итель – тот кто строит - строитель
В…дитель – тот, кто водит - водитель
П…чтальон – тот, кто разносит почту - почтальон
Слайд 9
- Вот мы и открыли новый способ проверки. Какой? (Объяснять значение слова с помощью однокоренного слова: от значения – к правильной букве)
Первичное закрепление
Слайд 10
Работа в парах.
- Потренируемся: к словам первого столбика подберите проверочные слова из второго столбика и вставьте пропущенные буквы.
л…нтяй | любит правду |
д…бряк | хитрый |
х…трец | добрый |
пр…вдивый | ленится |
Слайд 11-12
Вывод: очень часто выбор буквы на письме зависит от смысла слова.
- Проверьте задание, которое выполнял Виктор Перестукин.
Слайд 13
Физминутка
- А теперь немного отдохнём.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Посмотрели вправо, влево.
Руки подняли и покачали,
Словно деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки - плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем.
Крылья сложим назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
- А как надо вести себя в лесу?
Слайд 14-15
- Запишите предложение, вставив пропущенные буквы.
- Вам нужно определить как пишутся слова л.са и л.са.
- Почему слова звучат одинаково, а пишутся по-разному.
Вывод:
С каким способом проверки мы познакомились?
Самостоятельная работа
Задания по выбору
Вариант I
Л…сник -…, м…сной - …, к…силка - …, т…мнота- …
Вариант II
Мы площадь быстро об.жали(…)
И никого не об.жали.(…).
Слайд 15 - 16
Итог урока. Рефлексия
- Над правописанием каких слов мы работали на уроке? Что нового вы узнали? Что для вас было уже легко? Что ещё вызывало затруднение? А что показалось самым интересным?
Домашнее задание
- Подбери восемь слов с безударной гласной в корне, которые можно проверить, опираясь на их значение. Пиши сначала проверочное слово, а затем проверяемое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве
"Гармония" Русский язык, 2 класс Тема. От значения слова - к правильной букве . (Способы подбора проверочных слов для названий предметов)Данный урок учит правильно подбирать проверочные слова. Уз...
Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»
Тип урока - урок общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:- Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...
Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"
Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Инте...
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе по теме "От значения слова - к правильной букве"
Данный материал содержит методическую разработку урока и презентацию к уроку...
Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония". От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС.
Урок русского языка во 2 классе УМК "Гармония" по теме: От значения слова - к правильной букве. Презентация и самоанализ урока по ФГОС....
Самоанализ открытого урока русского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве» учитель начальных классов: Долженкова Т.И., МОУ СОШ п. Баляга
Самоанализ открытого урокарусского языка, проведенного во классе, по теме «От значения слова к правильной букве»учитель начальных классов: Долженкова Т.И. МОУ СОШ п. Баляга...
От значения слова - к правильной букве. (Объяснение значения слова как способ проверки орфограмм корня)
Познакомить с новым способом подбора проверочных однокоренных слов для слов - предметов: от значения слова – к правильной букве. Развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки; восп...