Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Интернет, толковые словари, а также и знания самого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_2_klass_umk_garmoniya_ot_znacheniya_slova_k_pravilnoy_bukve.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока От значения слова к правильной букве
Цель урока: сформировать у учащихся привычку задумываться над значением слова, которое употребляешь, в результате это повысит не только общую культуру их речи, но и грамотность.
Планируемые результаты:
Личностные (ЛР): самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).
Метапредметные (МПР):
Регулятивные
– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные
– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Толковый словарь, электронный словарь, сеть Интернет), понимание и преобразование информации;
Коммуникативные
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника, умение работать в группе.
Предметные (ПР):
Задачи:
образовательные:
- подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что для подбора однокоренного проверочного слова надо проанализировать значение проверяемого слова;
- активное вовлечение учеников в учебную деятельность
развивающие:
- создать условия для развития речи и мыслительных процессов: мышления, внимания, наблюдательности;
- развивать: умение строить рассуждения, анализировать, сопоставлять, делать выводы и обобщения; коммуникативные отношения при работе в паре;
воспитательные:
- осуществлять нравственное воспитание: учить слушать друг друга, вести диалог, доказывая свое мнение;
- прививать культуру интеллектуального труда;
мотивационные:
- стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничество и коллективный поиск;
- развивать интерес учащихся к изучению русского языка, практические навыки которого необходимы в жизни.
Оборудование: Интерактивная доска smart, презентация к уроку, флешаанимация , физминутка двигательная и для глаз, видеоурок.
Используемые технологии: Технология критического мышления
Формы организации:
- деятельности учащихся: групповая, индивидуальная
- педагогической деятельности: метод сотрудничества
Участники урока: обучающиеся, родители, ученик 6 класса, гости.
Ход урока:
I Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок русского языка.
II Мобилизирующий этап:
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
III Актуализация знаний.
- – Прочитайте. (создание проблемной ситуации)
( «Зачем нужно находить проверочные слова для корня?»)
- (Д:Проверочные слова нужны для того чтобы правильно, грамотно написать нужное слово) ---- Мы умеем находить проверочные слова для корня?(Да)
- Возьмите Карту урока и внесите информацию в первый столбик «Что я знаю» по данной проблеме»
1 этап ТКМ «Вызов» (Цель: вспомнить 4 способа проверки слов)
- Изменить число: едч-мн.ч
- Изменить по команде вопроса КТО? или ЧТО?( в ед.ч или мн.ч)
- Изменить слово, так что бы оно приобрело уменьшительно-ласкательное значение
- Изменить по команде вопроса (МНОГО) –кого?, чего?
(РАБОТА В ГРУППЕ)
(Дети записывают: мы знаем 4 способа проверки слов) или (Мы научились подбирать проверочные слова для названий предметов
ПРОВЕРКА - Назовите способы проверки слов?( ученик возле доски открывает опорные схемы)
IV Постановка цели урока
2 этап «Осмысление»
1. - Что бы расширить наши знания по данной проблеме нам нужно выполнить следующее задание
У. Назовите «лишнее» слово (флешанимация)
У. Докажите, почему слово «лишнее»?
Д. Оно имеет другое значение.
У. Верно
- Предположите, о чем будет наш сегодняшний разговор?
Д: Смысл слова связан с проверяемой буквой
2. Практическая работа
- Давайте проверим ваше предположение? Для этого выполним следующее упражнение?
Кого или что так называют? Объясните значения данных слов с помощью словарей
1 группа- словарь Электронного дневника(сеть Интернет)
2 группа – Словарь Ушакова(сеть Интернет)
3 группа- словарь Ожегова
4 группа -словарь Даля
5 группа - Детский словарь
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
ГР*ЗНУЛЯ | Ч*СТЮЛЯ | С*ЛАЧ | К*фейник | КРА*КА |
(РАБОТА В ГРУППЕ)
- Помогли ли вам словари объяснить лексическое значение слова, какое слово помогло, для того чтобы вставить правильно букву.
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа |
ГР*ЗНУЛЯ грязнуля - -и,м, и ж (разг.). Грязный, выпачкавшийся в грязи человек (обычно о ребенке). | Ч*СТЮЛЯ чистюля - -и, м. и ж. (разг.). Человек, который любит чистоту, очень чистоплотен, чистый | С*ЛАЧ силач - -а, м. Человек, который обладает чрезмерно большой физической силой. | К*фейник- кофейник - -а, м. Сосуд для варки кофе. | КРА*КА краска - -и, ж. 1. см. красить. 2. |
- Давайте проверим вашу работу, что у вас получилось?
- Какой вывод вы можете сделать? (Значение слова связано с проверяемой буквой или смысл слова зависит от пропущенной буквы)
-Что вы хотите узнать по данной проблеме?
- Давайте заполним второй столбик в таблице (хочу узнать, как смысл слова зависит от пропущенной, проверяемой буквы)
V Физминутка для глаз
VI Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
- Еще раз. Что мы заметили? (Мы заметили, что значение слова зависит от проверяемой буквы)
-Итак, совершенно верно, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним способом проверки слов. ПРОЧИТАЙТЕ. «От значения слов к правильной букве»
Игровой прием: Слово ученого лингвиста: Ребята как вы это поняли? Верно. Для того чтобы правильно написать нужное вам слово, можно попробовать объяснить значение слова при помощи однокоренного. В этом вам помогут словари, ваш опыт и ресурсы Интернет.
- Сформулируйте учебную задачу для себя:
1. Задумываться над значением слова
2. Использовать свой опыт и знания для объяснения лексического значения слова
3. Использовать однокоренное слово для написания проверяемой буквы
4. Научиться использовать полученные знания в заданиях
VII Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.
- Мы отдохнули? Продолжаем дальше наблюдать над связью лексического значения слова с проверяемой буквой.
– Открываем нашу следующую страничку. Откроем её?(да)
( ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРАНИЧКА СЛЕДУЮЩАЯ)
-Ребята, как можно применить полученные знания по данной проблеме?( мы можем на упражнениях применить этот способ проверки)
- Хорошо, тогда следующее упражнение, как раз поможет решить нашу учебную задачу
2. Физминутка двигательная «Карусель»
3. Прием «Карусели» ( в группе у каждого свой номер, они выполняют задание под своим номером, затем дети меняются местами, проверяют и к доске выходит представитель из временной группы)
Задание: Найди ошибку в слове. Зачеркни неверную букву. Надпиши правильную., напиши проверочное слово . Объясните устно способ подбора проверочного слова.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
САЛОНКА СОЛЬ СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен., | ХЛАПУШКА ХЛОП СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен., | ЛЕНЕЙКА ЛИНИЯ СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен., | ВОРЕНЬЕ ВАРИТ СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен., | МОЛЫШ МАЛЕНЬКИЙ СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен., |
- Сделаем вывод: Для того чтобы правильно написать нужное нам слово, мы использовали прием:
объяснение лексического значения при помощи однокоренного слова
VIIIЗаключительный этап урока
1. 3 этап Рефлексия.(размышление)
- Что мы с вами узнали. Заполните третий столбик в вашем оценочном листе: «Что я узнал» (как можно проверить слово при помощи лексического значения)
Вывод: Что мы узнали?( заслушаем группы)
- - Давайте поработаем с оценочным листом. Напротив своей фамилии поставьте самооценку, ответственный в группе советуясь с ребятами ставит вам оценку группы, в последнем столбце будет стоять оценка учителя. Средний балл выставляется в журнал
(РАБОТА В ГРУППЕ)
– Сдайте оценочные листы
- Самостоятельная работа по учебнику с. 49 № 378
( учитель выводит оценки в группах, для выставления в электронный журнал)
3. Выставление оценок
5.Д/з с.48 № 377
- Ребята, спасибо за урок!
Технологическая карта урока
Структура и содержание урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный. (1 мин) |
|
|
2. | Мобилизующий. (3мин) | Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность. | Коллективный поиск закономерностей, повторение изученного, сопоставление, рассуждение. |
3. | Актуализация знаний. 1 этап Вызов Цель: вспомнить 4 способа проверки слов) | Подготовить базу для новой темы на основе технологии развития критического мышления |
|
4. | Постановка цели урока 2 этап «Осмысление» | На основе практической работы со словарями, используя электронный словарь и книги, подвести обучающихся к пониманию закономерности: правильность написания слова зависит от подбора однокоренных слов. |
|
5. | Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. | Деловое сотрудничество. | |
|
| ||
6 | VI Физминутка (для глаз) | Снятие зрительной усталости | Выполняют упражнения для глаз |
7 | Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений. | Деловое сотрудничество. | |
|
| ||
8 | VI Физминутка двигательная | Организация двигательной активности | |
8. | Заключительный этап урока 3 этап Рефлексия.(размышление) | Мониторинг. Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы. |
|
9 | Домашнее задание. (1мин) | Отвечает на вопросы учащихся. | Задают вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".
Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...
конспект урока для 1 класса. Тема: «Твёрдый согласный звук ц. Буквы Ц, ц»
Познакомить учащихся с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами....
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".
Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...
Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"
Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...
Конспект урока для 1 класса " Согласный звук [ н ], [ н \'] и буква н."
На уроке применялись следующие педагогические технологии: игровая,здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества....