Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония" "От значения слова к правильной букве"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Соскова Марина Викторовна

Конспект урока знакомит ребят еще с одним способом нахождения проверочного  слова- поиск правильной буквы, через лексическое значение слова. Поисковая работа ведется через различные ресурсы: Интернет, толковые словари, а также и знания самого ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока  От значения слова к правильной букве

Цель урока:  сформировать  у  учащихся  привычку  задумываться  над  значением  слова,  которое  употребляешь,   в результате это  повысит  не  только  общую культуру их речи, но и грамотность.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР): самоопределение (связано с коммуникацией как взаимодействием).

Метапредметные (МПР):

Регулятивные

– принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры.

Познавательные         

– формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

- формировать умение поиска информации в учебном словаре (Толковый словарь, электронный словарь, сеть Интернет), понимание и преобразование информации;

Коммуникативные

- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника, умение работать в группе.

Предметные (ПР):

Задачи:

образовательные:

  • подвести учащихся путем самостоятельного поиска к выводу о том, что для подбора однокоренного проверочного слова надо проанализировать значение проверяемого слова;
  • активное вовлечение учеников в учебную деятельность

развивающие:

  • создать условия для развития речи и мыслительных процессов: мышления, внимания, наблюдательности;
  • развивать: умение строить рассуждения, анализировать, сопоставлять, делать выводы и обобщения; коммуникативные отношения при работе в паре;

воспитательные:

  • осуществлять нравственное воспитание: учить слушать друг друга, вести диалог, доказывая свое мнение;
  • прививать культуру интеллектуального труда;

мотивационные:

  • стимулировать мотивацию учения через деловое сотрудничество и коллективный поиск;
  • развивать интерес учащихся к изучению русского языка, практические навыки которого необходимы в жизни.

Оборудование: Интерактивная доска smart, презентация к уроку,  флешаанимация , физминутка двигательная и для глаз,  видеоурок.

Используемые технологии:  Технология критического мышления

Формы организации:

  • деятельности учащихся: групповая, индивидуальная
  • педагогической деятельности: метод сотрудничества

Участники урока:  обучающиеся, родители, ученик 6 класса, гости.

Ход урока:

I Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок русского языка.

 II  Мобилизирующий  этап:

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

III  Актуализация знаний.

  1. – Прочитайте. (создание проблемной ситуации)

( «Зачем нужно находить проверочные слова для корня?»)

  1. (Д:Проверочные слова нужны для того чтобы правильно, грамотно написать нужное слово) ---- Мы умеем находить проверочные  слова  для  корня?(Да)

- Возьмите Карту урока и внесите информацию в первый столбик «Что я знаю»  по данной проблеме» 

1 этап ТКМ «Вызов» (Цель: вспомнить  4 способа проверки слов)

  1. Изменить число: едч-мн.ч
  2. Изменить по команде вопроса КТО? или ЧТО?( в ед.ч или мн.ч)
  3. Изменить слово, так что  бы оно приобрело уменьшительно-ласкательное значение
  4. Изменить по команде вопроса (МНОГО) –кого?, чего?

 (РАБОТА В ГРУППЕ)

(Дети записывают: мы знаем 4 способа проверки слов) или   (Мы научились подбирать  проверочные слова для названий предметов

ПРОВЕРКА - Назовите способы проверки слов?( ученик возле доски открывает  опорные схемы)

IV Постановка цели урока

2 этап «Осмысление» 

1. - Что бы расширить наши знания по данной проблеме нам нужно выполнить следующее задание

У. Назовите «лишнее» слово (флешанимация)

У. Докажите, почему слово «лишнее»?

Д. Оно имеет другое значение.

У. Верно

- Предположите, о чем будет наш сегодняшний разговор?

Д: Смысл слова связан  с проверяемой буквой

2. Практическая работа

- Давайте проверим ваше предположение? Для этого выполним следующее упражнение?

 Кого или что так называют? Объясните значения данных слов с помощью  словарей

1 группа- словарь Электронного дневника(сеть Интернет)

2 группа – Словарь Ушакова(сеть Интернет)

3 группа- словарь Ожегова

4 группа -словарь Даля

5 группа - Детский словарь

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

ГР*ЗНУЛЯ

Ч*СТЮЛЯ

С*ЛАЧ

К*фейник

КРА*КА

(РАБОТА В ГРУППЕ)

- Помогли  ли вам словари объяснить лексическое  значение слова, какое слово помогло, для того чтобы вставить правильно букву.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

ГР*ЗНУЛЯ

грязнуля - -и,м, и ж (разг.). Грязный, выпачкавшийся в грязи человек (обычно о ребенке).

Ч*СТЮЛЯ

чистюля -

 -и, м. и ж. (разг.). Человек, который любит чистоту, очень чистоплотен, чистый

С*ЛАЧ

силач -

 -а, м. Человек, который обладает чрезмерно большой физической силой.

К*фейник-  кофейник -

 -а, м. Сосуд для варки кофе.

КРА*КА

краска -

 -и, ж. 1. см. красить. 2.

- Давайте проверим вашу работу, что у вас получилось?

- Какой вывод вы можете сделать? (Значение слова связано  с проверяемой буквой или смысл слова зависит от пропущенной буквы)

-Что вы хотите узнать по данной проблеме?

-  Давайте заполним второй  столбик в таблице (хочу узнать,  как смысл слова зависит от пропущенной, проверяемой буквы)

V Физминутка для глаз

VI Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

- Еще раз. Что мы заметили? (Мы заметили,  что значение слова зависит от проверяемой буквы)

-Итак, совершенно верно, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним способом проверки слов. ПРОЧИТАЙТЕ.  «От значения слов к правильной букве»

Игровой прием: Слово ученого лингвиста: Ребята как вы это поняли? Верно. Для того чтобы правильно написать  нужное вам слово, можно попробовать объяснить значение слова при помощи однокоренного. В этом вам помогут словари, ваш опыт и ресурсы Интернет.

- Сформулируйте учебную задачу для себя:  

1. Задумываться над значением слова

2. Использовать  свой опыт и знания для объяснения лексического значения слова

3. Использовать однокоренное слово для написания проверяемой буквы

4. Научиться использовать полученные знания в заданиях

VII Применение теоретических знаний  в условиях выполнения упражнений.

- Мы отдохнули?  Продолжаем дальше наблюдать над связью лексического значения слова с проверяемой буквой.

 – Открываем  нашу следующую страничку. Откроем её?(да)

  ( ПОЯВЛЯЕТСЯ СТРАНИЧКА СЛЕДУЮЩАЯ)

-Ребята, как можно применить полученные знания по данной проблеме?( мы можем на упражнениях применить этот способ проверки)

- Хорошо, тогда следующее упражнение, как раз поможет решить нашу  учебную задачу

2.  Физминутка двигательная «Карусель»

3. Прием «Карусели» ( в группе у каждого свой номер, они выполняют задание под своим номером, затем дети меняются местами, проверяют и к доске выходит представитель из временной группы)

Задание: Найди ошибку в слове. Зачеркни неверную букву. Надпиши правильную., напиши проверочное слово . Объясните  устно  способ подбора проверочного слова.

1

2

3

4

5

САЛОНКА

СОЛЬ

СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен.,

ХЛАПУШКА

ХЛОП

СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен.,

ЛЕНЕЙКА

ЛИНИЯ

СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен.,

ВОРЕНЬЕ

ВАРИТ

СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен.,

МОЛЫШ

МАЛЕНЬКИЙ

СП.п.- лекс. Знач. При помощи однокорен.,

- Сделаем вывод: Для того чтобы правильно написать  нужное нам  слово, мы использовали   прием:

объяснение лексического значения при помощи однокоренного слова  

VIIIЗаключительный этап урока

1. 3 этап Рефлексия.(размышление)

- Что мы с вами узнали. Заполните третий столбик в вашем оценочном листе: «Что я узнал» (как можно проверить слово при помощи лексического значения)

Вывод: Что мы узнали?( заслушаем группы)

  1. - Давайте поработаем с оценочным листом. Напротив своей  фамилии поставьте самооценку, ответственный в группе советуясь с ребятами  ставит вам  оценку группы,  в последнем столбце будет стоять оценка учителя. Средний балл выставляется в журнал

(РАБОТА В ГРУППЕ)

      – Сдайте оценочные листы

  1. Самостоятельная работа по учебнику с. 49 № 378

( учитель выводит оценки в группах, для выставления в электронный журнал)

3. Выставление оценок

5.Д/з с.48 № 377

- Ребята, спасибо за урок!

Технологическая карта урока

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный. (1 мин)

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
  3. Осмысление практической значимости знаний.

2.

Мобилизующий. (3мин)

Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.

Коллективный поиск закономерностей, повторение изученного, сопоставление, рассуждение.

3.

Актуализация знаний.

1 этап  Вызов Цель: вспомнить  4 способа проверки слов)

Подготовить базу для новой темы на основе технологии развития критического мышления

  1. На основе имеющихся знаний вспомнить в группе 4 способа проверки слов

4.

Постановка цели урока

2 этап «Осмысление» 

На основе практической работы со словарями, используя электронный словарь и книги, подвести обучающихся к пониманию закономерности: правильность написания слова зависит от подбора однокоренных слов.

  1. Самостоятельная интеллектуальная деятельность.
  2. Работа в группе, подойти к постановке учебной задачи

5.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Деловое сотрудничество.

  1. Вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.
  2. Подготовка к изучению нового материала.
  3. Использование игрового приема- ученого лингвиста.
  1. Выполнение  упражнения , необходимого  для изучения нового материала.
  2. Развивают речь и мышление.

6

VI Физминутка (для глаз)

Снятие зрительной усталости

Выполняют упражнения для глаз

7

 Применение теоретических знаний  в условиях выполнения упражнений.

Деловое сотрудничество.

  1. Направляет деятельность учащихся на формирование умения анализировать, рассуждать, делать выводы, обобщать.
  2. Задавая вопросы, помогает сделать выводы и обобщения.
  1. Поисково-исследовательская деятельность.
  2. Развивают речь и мыслительные процессы.
  3. Формулируют выводы, опираясь на вопросы учителя.
  4. Упражняются в проверке слов с безударной гласной в корне.
  5. Аргументируют ответы.

8

VI Физминутка двигательная

Организация двигательной активности

Выполнение упражнений

8.

Заключительный этап урока

3 этап Рефлексия.(размышление)

Мониторинг. Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

  1. Осуществление самооценки и взаимооценки
  2.  Констатируют достижение цели урока.

9

Домашнее задание. (1мин)

Отвечает на вопросы учащихся.

Задают вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 2 класса. Тема:"Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей".

Разработка урока русского языка для 2 класса по программе "Школа 2100" на тему "Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей."...

конспект урока для 1 класса. Тема: «Твёрдый согласный звук ц. Буквы Ц, ц»

Познакомить учащихся с согласным звуком [ц], буквами Ц, ц. Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами....

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по теме: "Согласный звук [Й’] и буква И краткое".

Конспект урока русского языка "Согласный звук Й и буква И краткое. 2 класс...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...

Конспект урока для 1 класса " Согласный звук [ н ], [ н \'] и буква н."

На уроке применялись следующие педагогические технологии: игровая,здоровьесберегающая, педагогика сотрудничества....