Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников
опыты и эксперименты на тему

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родной язык – язык слов, больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых. И кажется, что всё-то нам, учителям и ученикам, давным-давно известно о слове. Ну,  слово и слово. Просто и понятно. Но каждый ли из наших школьников догадывается, по-настоящему представляет, какой своеобразной, интересной и порой загадочной жизнью живёт, на первый взгляд, простое и обычное человеческое слово, осознаёт ли, что слово «устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм, что оно ведёт себя иной раз причудливее и непонятнее любого живого существа» (Л.Успенский). Вот почему сегодня так важно с самого начала обучения ребёнка в школе раскрыть загадки, тайны, возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать чувство слова. Чтобы наш маленький ученик тонко и глубоко чувствовал слово, умел с ним работать и обращаться, нужно его этому научить. А если хочешь добиться хороших результатов – соблюдай принципы обучения. Один из них – систематичность. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью детей приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьные периоды.

Для младших школьников игры, развивающие речь, занимают исключительно важное место. К.Д.Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.  Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Проблема развития речи находит отражение в трудах Е. Соловьева, М. Лопырева, Е. Тихеевой, Н.М. Соколова, К.Б. Бархина, А.И. Анастасиева, Н.Н. Политова, Т.А. Ладыженской, А.Н. Воскресенской, А.А. Леонтьева, Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, М.Р. Львова,  Эльконина  и других.

Исходя из выше изложенного, опираясь на изученные работы учителей – новаторов С. Лысенковой, Ш. Амонашвили, И.Волкова и др. в течение последних лет работаю над проблемой «Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников».

Целью моей педагогической деятельности является: формирование и развитие грамотной, правильно согласованной, распространенной устной и письменной речи младших школьников, формирование дикции, выработки речевого дыхания, речевого голоса, воспитание интонационной выразительности (эмоциональности) речи.

 Для этого решаю следующие задачи:

1. Формирование и развитие фонематического восприятия;

2. Постановка звуков речи;

3. Развитие навыков дифференциации звуков, правильного  употребления их в словах;

4. Развитие употребления падежных форм речи в предложении;

5. Формирование распространенной речи;

6. Расширение и активизация словарного запаса;

7. Развитие внимания, памяти, мышления;

8. Формирование полноценной учебной деятельности.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника, каким – то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразии. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима: развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Человек всю свою жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. В раннем детстве у него возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших элементов речи. Потребность выражать свои мысли с возрастом расширяется, разнообразится. Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами. Обобщается словарь, усваивается фразеология. К семилетнему возрасту, дети уже в основном владеют важнейшими средствами просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорных вариантах. Это огромный объём материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, которых дети в своей речевой практике совсем не употребляли. Вот почему так важен этот момент в жизни ребёнка и в работе учителя – научить правильному, красивому, осмысленному «говорению». Всё это не приходит к ребёнку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

      Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивает меткость и выразительность его речи.

Каждый ребенок познает окружающий мир, мир своих сверстников, учителей и родителей по-своему. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребенка, будет зависеть успех в изучении предметов общеобразовательной школы. Поэтому основу всех учебных курсов начальной школы составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.

Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Речь – это инструмент познавательной деятельности, средство выражения и совершенствования внутреннего мира человека. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников, но и старшеклассников не отвечает этим качествам. Вызвано это тем, что в семье сегодня недостаточно уделяется внимание речевому развитию ребенка. Проблема эта полностью возложена на школу, особенно если ребенок не посещал детский сад. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит отличать литературный язык  от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами: ученик должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях: должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы. Большое значение имеет речь учителя, которая служит образцом для ребенка.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.

Третья основная задача школы -  это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения этих задач нужна  планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием целей каждого урока, каждого упражнения по развитию речи.

В развитии речи отчетливо выделяются три направления:

-    работа над словом (лексический уровень);

-    работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

-    работа над связной речью (уровень текста).

Кроме того, в объеме понятия « развитие речи» включается произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.

Прежде, чем перейти к более подробному описанию работы по каждому из направлений, хотелось бы обратить внимание на требования к речи учащихся. Первое требование – это содержательность. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин. Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости темы, неразвитости мыслительных процессов. Перечисленные требования касаются содержания и структуры речи, следующие же требования относятся к ее языковому оформлению.

Точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому. Отсюда вытекает следующее, четвертое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.

Пятое требование – ясность речи, т.е. доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, цели высказывания. Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование), т.е. ярка, красочна, убедительна. Устная речь воздействует на слушателя интонациями: и устная и письменная - общим настроением рассказа, отбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фразы.

Развитие речи - последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методик, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, некоторые из которых представлены в таблице.                                                      

Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсами родного языка, литературы, риторики, с социальной деятельностью детей. В системе развития речи все стороны изучаемого родного языка обретает внутренние связи, язык предстает перед школьниками как единый функционирующий механизм.

Остановимся на некоторых приемах развития речи, которые я использую на уроках.

Одним из первых шагов по развитию речи является активизация словаря учащихся. Эта работа начинается с первых дней пребывания ребенка в школе, с уроков обучения грамоте.

Суть активизации словаря состоит в том, чтобы ученик понял слово, усвоил его значение и правильно употребил в речи. Для уяснения учащимися значения слова использую различные приемы: показ соответствующего слову предмета или его изображения; составление предложений с прочитанным словом, что особенно эффективно, когда дети путают значение слов (луг - лук, плод - плот и т.п.); объяснение значения слов при помощи подведения частного понятия под общее и расчленения общего понятия на частные (Земля - планета; зяблик - птица; плотник, тракторист - профессии людей и т.д.); подбор синонимов (каким словом можно заменить? Как сказать иначе?) и т.д.

Знакомство со словом происходит во все время нахождения ребенка в школе: на уроке, во время поэтической минутки или просто в минуты отдыха. Дети узнают известных писателей, поэтов, которыми богата Россия. Красота слова воспринимается детьми лучше при соответствующем эмоциональном настрое, который достигается с помощью музыкальных, художественных изобразительных средств, яркого художественного чтения учителя или артистов в аудиозаписи. Но необходимо не только добиться отклика в душе ребенка, но и научить его ярко, красочно рассказывать о переживаемом. Еще в период обучения грамоте уделяется внимание правильному и четкому произношению звуков, в том числе и в сочетании с другими звуками в словах и предложениях. При этом подбирается такой материал, который, помимо выработки хорошей дикции, обеспечивает усвоение норм литературного произношения и ударения. Таким материалом могут быть игры, например, игра «Доскажи словечко»:

Пчелка, милая пчела

Ты бы мёду мне ... (дала)

         Или задание - сочинить чистоговорку. В ней должно повторяться слово игра, потому что в этом слове есть звук [р], трудный для произнесения :

Рa - pa - ра - начинается игра.

Ре - ре - ре - весело в игре .

Ру - ру - ру - я люблю игру.

В результате коллективной работы у многих появляется желание сочинить свою чистоговорку. Постепенно дети начинают чувствовать ритм стиха, а это основа стихосложения.

После упражнения «Кто больше подберет рифм к словам» предлагается сочинить четверостишие. Так, к рифмам ребенок - лисенок, лужок - снежок получились следующие работы.                                                                                  

Постоянные упражнения, тренирующие память, внимание, воображение, чистоту речи, управление голосом, рождают творческую смелость, веру в свои силы. Результатом этого становиться поэтические страницы ребят. А знакомство  детей   с  творчеством   одноклассников  делает  их  добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.                                                                         

        В первом классе знакомлю учеников с понятием «текст», его признаками. Предлагаю выполнить такое задание: определите и докажите,  где текст:

·        Москва – город старинный. В реке живёт огромный сом. А крокодилу кажется, что он один на всём белом свете. Лазурное небо сияло солнечным днём.

·        Решил  лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась».

    Предлагаю после основного задания ещё задание на закрепление пройденного: сделай звукобуквенный анализ слова «карась»; раздели слова на слоги для переноса: лентяй, крючку.

Предлагаю ещё ряд заданий для закрепления:

1.    Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажите.

Кто главнее?

Раскричались два уха – Левое и Правое.

Правое кричит: «Я главнее!» «Я главнее!» - перекрикивает Левое.

«Нет, я!» - голосит Правое. «Нет, я»!  - упирается Левое. И пока они кричали, человек ничего не слышал. ( И. Липчевский). 

2.    Как ты думаешь, о чём могут быть тексты с такими заглавиями: «Как поросёнок говорить научился», «Где тут Петя, где Сережа?», «Впереди советы»? Знаешь ли ты их авторов?

Подсказка: Л. Пантелеев, С. Маршак, Г. Остер.

3.    Какие ошибки допущены при построении этого текста.

4.    Прочитай текст, придумай заглавие.

5.    Придумай окончание текста.

6.    Придумай начало текста.

7.    Как надо поменять  местами части, что бы получился текст. Озаглавь его.

8.    Собери «Рассыпчатый текст».

Помогают в развитии речи учащихся наблюдения, полученные детьми на прогулках, экскурсиях, в походах. Стараюсь, как можно чаще ходить с ребятами на экскурсии и в лес, на речку. Считаю, что прогулки – это короткие уроки воспитания чувств. Например, в теплый солнечный сентябрьский день идем с детьми первого класса на речку Омку на  экскурсию. Перед нами река. Темная вода не манит своей прохладой. По речке плывут желтые осенние листья. Дети сравнивают их с корабликами, лодочками, а листья ивы – с золотыми рыбками. Ребята с большим интересом рассматривают местность. Здесь же составляем предложения. Подбираем интересные, образные словосочетания. Например, желтый сарафан у берёзы, листва золотистая, пурпурная, коричневая; красавица рябина и другие. А когда возвращаемся, в классе рассматриваем картину И. Островского «Золотая осень» и И.Левитана «Золотая осень». Перед нами снова осень, но увиденная и  изображенная художниками. Затем составляем небольшой рассказ о первоначальном периоде осени. В первом классе большинство рассказов составляем устно, но к концу года уже пробуем писать небольшие сочинения. Конечно, они еще не совершенны, дети испытывают трудности в подборе слов. Организуя работу малышей по развитию речи последовательно ставлю перед ними все новые задачи, расширяя круг их наблюдений и познаний. Важно определять посильные для них задачи, создавать трудовую атмосферу, вызывать соответствующие эмоции – все это способствует прочному усвоению материала, развитию логического мышления, внимания, воспитанию воли, привычки к умственному труду. Выяснив, для чего нужна речь, и что она бывает устная и письменная, начинаю работу по подготовке и написанию сочинений. Вначале  составляем простые предложения. Например, нарисовав солнышко, составляем предложения:  

Светит солнышко.

Светит яркое солнышко.

Светит веселое солнышко.

Возникают различные варианты предложения, выбираем лучшее. Потом рисуем или обводим по трафарету машину, ёлочку. Опять составляем предложения:  

Растет ель.

Растет ёлочка.

У дороги растет ёлочка. 

Потом у нас получается рассказ:

Светит веселое солнышко. По дороге мчится машина. Возле обочины растет ёлочка.

Такой рассказ можно продолжить. Эти упражнения учат ребят соблюдать прямой порядок слов в предложении. Возможно составление рассказа по рисунку или по вопросам и опорным словам. Постепенно, соединяя предложения в текст, определяем слово, которое перекинет мостик к последующим предложениям. Например, ребята составили по картине «Зимние забавы» такой рассказ:

Наступила зима. Дети взяли санки и лыжи. Дети катаются с горки. Детям весело.

Находим слова, которые переходят из одного предложения в другое. Далее эти слова в тексте заменили близкими по значению.

В основе развития речи учащихся должны лежать постоянно усложняющиеся упражнения в составлении небольших рассказов непосредственно связанных с переживаниями детей, с их настроением. Например, Ира так написала о своей поездке в цирк: «Мы с мамой и папой ездили в цирк. На арене выступали верблюды, слоны, кошки  и лошади. Перед зрителями были клоуны и акробаты. Особенно мне понравился слонёнок, который поднимался на задние ноги и кланялся». Сочинения дети сопровождают рисунками, красочно оформляют на альбомных листах. Сочинения – миниатюры развивают не только речь учащихся, но и их творческие способности, так же решается проблема межпредметных связей.                                                                            

Большое внимание уделяю развитию умения редактировать собственный текст. Прежде чем предложить ученикам работу по улучшению целого текста, использую систему пропедевтических упражнений, включающих отрицательный речевой материал в контексте малых форм: словосочетания, предложения, группы из двух-трёх предложений. Умение исправлять речевые недочёты опирается на обучение учащихся техническим приёмам правки текста.  Для этого предлагаю серию памяток, рекомендованных автором учебника «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик.                

        Речь младшего школьника бедна, маловыразительна, детям сложно перевести внутреннюю речь во внешнюю, поэтому большое внимание на уроках уделяю устному словесному рисованию. Упражнения по словесному рисованию разноуровневые:

1) репродуктивные — направлены на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное : - Какие чувства при чтении стихотворения возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

-        Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты;

  • Найдите в стихотворении слова, передающие настроение автора;
  • Придумайте ( подберите ) мелодию к этому стихотворению.

2)        Продуктивные - для того, чтобы пробудить воображение и фантазию
школьника, предлагаю следующие задания:

-        Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.д.

-        Какие звуки повторяются в этой строке и что они «рисуют»;

-        Подберите словесную иллюстрацию ко всему стихотворению или к выбранному вами отрывку;

-         Какие строки стихотворения подходят к вашей иллюстрации?

3)        Творческие - для того, чтобы детализировать и конкретизировать представления об эпитетах, сравнениях, олицетворениях и метафорах, обогатить словарный запас школьников, помочь вдуматься в смысловое содержание лирического произведения, приблизить к творческому процессу, предлагаю следующие задания :

-         Поберите слова- эпитеты к указанному слову и сравните с авторским ;

-         Изменится ли стихотворный образ, если вы замените эпитеты, сравнения, метафору?

-         Найдите в тексте стихотворения образные средства языка;

-         Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

Следующие задания направлены на выражение личностного отношения:

  • Какие настроения автора вы почувствовали?
  • Поделитесь с товарищами своими впечатлениями об услышанном;
  • Выразите возникшие у вас чувства;

-    Расскажите о своем отношении к воображаемой картине.

        Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанного произведения, оно позволяет проверить, соотносится ли образ, возникший у детей, с тем словом или выражением, с помощью которых изображается та или иная картина.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников, их родителей и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.  

Речь развивается не только на уроках русского языка, литературного чтения, но и на других, в том числе на уроках математики. Успехи учащихся в изучении математики находятся в прямой связи с культурой их устной и письменной речи. Если ученик отвечает на уроке грамотно, красиво, четко, в темпе, соответствующем возможностям остальных учащихся, то он облегчает работу всего класса по усвоению учебного материала. В обучении математике используется как естественный, разговорный язык, так и специальный язык математики - математический (термины, символы, схемы, графики и т.п.). Изучение математического языка, знакомство с его компонентами - неотъемлемая часть начального обучения математике. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления, и владение этим языком, понимание точного содержания предложений, логических связей между предложениями распространяются и на владение естественным языком, и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом.

Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, то есть логических приемах мышления.

Формированию этих умений может способствовать:

1) рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий;

2) постановка различных заданий к данному математическому объекту. Например:

-        Прочитай по-разному выражение 16-5 (16 уменьшить на 5; разность чисел 16 и 5; Из 16 вычесть 5).

  • Как по-разному можно назвать квадрат? (прямоугольник, четырехугольник, многоугольник)
  • Расскажи все, что ты знаешь о числе 325 (это трехзначное число; оно записано цифрами 3;2;5; в нем 325 единиц, 32 десятка, 3 сотни; его можно записать в виде суммы разрядных слагаемых так: 300+20+5; оно на 1 единицу меньше числа 326; его можно представить в виде суммы двух слагаемых, трех, четырех и т.д.).

-        Найди отрезок ВС. Что ты можешь рассказать о нем? (ВС - сторона треугольника ВСЕ, ВС- сторона треугольника АВС; ВС меньше, чем АС ; ВС меньше, чем АВ; ВС- сторона угла ВСА и угла ВСЕ)

Большое значение в развитии математической речи имеют упражнения, которые связаны с переводом «предметных действий» на язык математики. В этих упражнениях они обычно соотносят предметные объекты и символические. Например:

- Какому рисунку соответствует запись 2·3, 2+3 :

- Какой рисунок соответствует записи 3·5?

- Выполни рисунки, соответствующие данным записям: 4 · 5,  2 · 2 + 2 · 3 , 3 + 4

Приведенные задания способствуют развитию у детей логических суждений, ученик высказывает собственные соображения, сам подмечает закономерность. Большое значение придается при этом умению обосновать свои предложения, точно, ясно и лаконично выразить свои мысли.

Развитие речи учеников продолжается и на уроках окружающего мира. Часто эти уроки провожу как интегрированные, то есть окружающий мир + русский язык. Например, на уроке во втором классе по теме «Вода, водоёмы. Значение воды в жизни в человека». Вначале выясняю все, что знают ученики об осадках, о свойствах воды.

Предлагаю следующее задания:

1.    Поиграем в игру. «Бывает или нет»:

Выскажите свои суждения о высказывании:  пар, вода, лед и снег – это разные вещества.

2.    Можно ли от слов «жидкий», «твердый», «газообразный», «холодный» образовать имена существительные.

Если да, то как это сделать.

Затем составляем рассказ о круговороте воды в природе. Изучаем статью «Откуда пришла вода?» Ребята делают выводы о значении и использовании воды в природе. В процессе работы вспоминаем, какие бывают водоёмы. Далее предлагаю записать существительные с комментированием и указать склонения: ручьи, родники, река, речка, озеро, море, океан. К уроку дети готовят сообщения о реках нашего района: Омь, Кама, Ича, озёрах Балман, Тартас. Названия записываем в тетрадь, обозначаем орфограммы в этих словах. Далее беседа об охране воды. Учащиеся приводят примеры загрязнения водоемов. Заключительным этапом работы по теме является написания дома сочинения – миниатюры «Зачем мне нужна вода?».  Дети готовят сообщения на темы: «Как превратить воду в пар?», «Как сделать из воды лёд?», «Где и как рождаются капли дождя?».

В работу включаются родители. Находят вместе с детьми интересные сведения, делают рисунки, аппликации, активно работают с дополнительной литературой, готовят презентации в Power Point. Тема каждого урока представляет собой вопрос, на который школьники за отведенное учебное время должны ответить. Например, что у нас над головой? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? звери? рыбы? птицы? Откуда берется шоколад и изюм? Как путешествует письмо? и другие. Сколько здесь простора для мысли, рассуждений, поисков, составления рассказов. По теме «Как путешествует письмо» была организована экскурсия на почту. Много интересного услышали дети от работников связи. Таким образом, не только расширяется жизненный опыт, но и увеличивается словарный запас младших школьников, а это одна из главных задач обучения на начальной ступени.

Данные формы работы в большей степени ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций и мотивационной сферы обучения. Они способствуют обогащению внутреннего опыта младших школьников (понятийного и языкового), развивают творческую активность, самостоятельность и, в конечном итоге, личность ученика.

          А ведь навыки работы, полученные в начальной школе, служат опорой, основой для всего дальнейшего обучения.

 К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, школьник учится понимать природу и отношения между людьми, узнает о радостях и горестях старших поколений, приобщается к художественному творчеству народа. Нет лучшего воспитания, чем родной язык».

В своей деятельности использую индивидуальные, групповые, коллективные формы работы на уроках.

На различных этапах обучения использую разные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый. По форме организации - групповой, парный, индивидуальный и фронтальный. В своей работе наиболее приемлемыми считаю следующие виды контроля:

  1. Устный индивидуальный контроль. Его цель - выявление учителем  знаний, умений и навыков отдельных учащихся.
  1. Устный фронтальный контроль (опрос).
  2. Письменный контроль:

        а)  фронтальный (контрольная работа, изложение, сочинение, срезовая работа);

        б)  индивидуальный (по карточкам, тестам, с использованием компьютерных технологий).

  1. комбинированный контроль (сочетание устного и письменного).
  2. Взаимоконтроль и самоконтроль.

Все вышеперечисленные цели обучения, особенности отбора содержания учебного материала, его преобразования и предъявление, средства обучения, способы мотивации учебно-познавательной деятельности, способы ее организации и контроля, а также разнообразные организационные формы урочной деятельности приводят к конкретным результатам.

Мои нынешние второклассники (17 из 21)  занимались в группе предшкольного образования  «Школа будущего первоклассника» В течение года проводились  наблюдения и исследования готовности к учебной деятельности дошкольников, исследование познавательных процессов и уровня развития речи дошкольников. В то же время началась работа по формированию ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи детей.

Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Ребенок, готовый к школьному обучению, хочет учиться в школе  не только потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), но и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.

В процессе занятий в «Школе будущего первоклассника» преобладали разнообразные  дошкольные виды деятельности: сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, дидактические игры, конструирование, рисование, раскрашивание, лепка, изготовление детских поделок, выкладывание узоров из мозаики, складывание кубиков по картинкам-образцам, игры на игрушечных музыкальных инструментах и т. д. При общении  со сверстниками, работая совместно на занятиях, ребята вырабатывали умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха.                                

Наблюдения показали динамику развития таких психические процессов, как воображение, восприятие, внимание, мышление и речевое развитие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова...

"Формирование устной и письменной речи младших школьников с помощью логопедического тренажера "Дэльфа-142"

Педагогический проектТехнологичность проекта: Проект может быть интересен учителям-логопедам, работающим с детьми младшего школьного возраста с нарушениями устной и письменной речи.Объект проектирован...

Развитие устной и письменной речи младших школьников

Развитие устной и письменной речи младших школьников...