Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
статья на тему

Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Цаган-Челутайская средняя общеобразовательная школа

им. Цырен-Базар Бадмаева»

Тема: Развитие устной и письменной речи младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

                                                                                   Учитель:    Жаргалова Я.С.

2017 г.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не только в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для достижения этого – культура речи и культура общения.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаем развитие речи. Для сельских детей школа является единственным местом общения, так как на селе отсутствуют другие воспитательные учреждения и в результате дети недостаточно правильно выражают свои мысли. И в решении данной проблемы помогает развивающая система Занкова. Конечно, научить детей правильно строить свои сообщения чрезвычайно важно и полезно, но этим не решается проблема развития речи. Необходимой предпосылкой ее решения является органическое включение речи в учебный процесс.

Таким образом, основными формами работы над развитием речи являются экскурсии, описание картины, словарная работа, работа над средствами художественной выразительности, сочинение и изложение.

Мы хотим остановиться над методикой работы написания сочинения, над средствами художественной выразительности и над словарной работой.

В работе над рассказом или сочинением можно идти:

  1. От накопленного материала к теме.В этом случае учитель организует подготовку, иногда длительную учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать , делать выводы.

Например, во время экскурсии коллективные наблюдения учащихся за сезонными изменениями в природе приносят радость, дают толчок к самостоятельным наблюдениям и постепенно перерастают в потребность открывать для себя новое. У ребенка появляется естественная необходимость поделиться своими знаниями, открытиями, чувствами, переживаниями, мыслями. Ребенок выражает себя в рисунке, игре. И конечно, в слове.

Дети хотят говорить. И нужно предоставить им такую возможность. Учение, при котором накапливается некоторый навык устных высказываний на основе наблюдений в природе, является непременной основой перехода от устной речи к письменной с элементами литературного творчества. Базой описаний служат впечатления, полученные в ходе экскурсий и наблюдений за природой родного края.

  1. От назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее раскрытию, накапливается материал, систематизируется, и затем дети пишут сочинение. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Ценность детского сочинения и состоит в том, насколько в нем нашли отражение его чувства, мысли, восприятие им описанного. И чем раньше начнется эта работа, там быстрее осуществится продвижение учеников в общем развитии. Согласно требованиям методики развивающего обучения, сочинения пишутся без специальной подготовки, отсутствует принятая и сейчас в обычной школе методика предварительной работы, словарная и орфографическая подготовка ограничивает или даже подавляет индивидуальное раскрытие темы и воплощение задуманного содержания в той речевой форме, которая соответствует индивидуальным способностям личности данного ученика.

В первом классе работа над сочинением- повествованием с элементами описания на тему «Золотой гребешок», детям предлагается рассмотреть иллюстрацию, понаблюдать за ее персонажами и составить рассказ с элементами описания, используя изобразительно-выразительные средства языка:

                          Сочинение «Золотой гребешок».

Стоял жаркий летний день. Петушок  подметает у себя во дворе. Рядом с ним танцуют мышата. Они веселые и смешные. Петушок очень рад своим друзьям. У него радужный хвост. Грудка золотая. Гребешок похож на пламя огня.

В начале учитель играет существенную роль и направляет мысли детей в нужное русло.

Наша цель - содержание пропустить через личностное обсуждение. Вопросы ставятся общего характера.

-Что вы можете сказать об этой иллюстрации?

-Поделитесь своими мыслями и чувствами.

-Нравится ли вам она?

-Что заставило вас повеселиться?

-Что удивило?

-Что можно сказать о его внешности?

 Характер вопросов давал простор личной и коллективной мысли, а учитель подхватывал нужную мысль и направлял поиск.

В дальнейшем, дети сами будут рассматривать картины и не только раскрывать содержание, но и замечать детали. Высказывания детей при обсуждении иллюстрации говорит об их умениях наблюдать, сравнивать и обобщать. В сознании ребенка отражается то, что он видит. Ведь можно смотреть и не видеть. По-новому взглянув на окружающий мир, дети на каждом шагу делают свои маленькие открытия.

Работа над сочинением предусматривает обогащение словаря учащихся. Словарная работа в этой связи может проводиться в такой последовательности:

  1. Введение в устные рассказы и сочинения слов, с которыми дети познакомились на уроках чтения(половодье, хлынула, убранство и др.)
  2. Подбор синонимов или выбор из синонимического ряда слов, наиболее подходящих для выражения данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.)
  3. Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый- крепко)
  4. Усвоение сочетаемости слов: при составлении сочинения учитель предлагает несколько словосочетаний, но учащиеся должны выбрать только наиболее подходящие по смыслу. Слова могут иметь широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые,  например: травка зеленеет, растет, показалась, пробивается и др.

Одним из наиболее распространенных приемом словарной работы является объяснение детям значений незнакомых слов перед чтением текста. На каждом уроке следует знакомить с этимологией, историей возникновения того или иного слова.

Например: «И там начинал он силы набираться.» Герои чукотских сказаний, с юного возраста накапливающие свою силу, в начале долгое время лежат в пологе, а затем беспощадно тренируют себя ходьбой и бегом с большими камнями на спине.

Систематическая словообразовательная работа на всех уроках позволяет учащимся увидеть и понять, как  образуются слова.

Также следует проводить различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение.

Немаловажную роль играет комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков и слов. Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, используются чистоговорки, загадки, пословицы и скороговорки. Итак, понимание того, что каждое слово имеет свое значение, что употребление слова зависит от цели высказывания, стиля речи, развивает у учеников потребность внимательно относиться к выбору и узнавать новые слова.

На уроках литературного чтения мы знакомим учащихся с понятиями по теории литературы, такими  как метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, фразеологический оборот.

Зачастую бывает так, что теория остается в стороне. Поэтому необходимо ознакомить детей с этими понятиями, тренировать в нахождении, анализировать их роль в тексте. Например, изучая стихотворение С.Есенина «Черемуха» можно проводить работу с эпитетами.

- При помощи каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты?

Ответ: черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая.

- Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряная, золотистая?

Ответ: Эпитеты

- Что такое эпитеты?

Ответ: Образное художественное определение свойств предмета.

Вывод: Употребление эпитетов делает ншу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Какие эпитеты вы придумали к слову черемуха?

Ответ: Пушистая, белоснежная, веселая,весенняя.

- Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?

Ответ: Наступает весна и черемуха расцвела.

Вывод: Цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по настоящему вступила в свои права.

Если работу по теории литературы начать в начальных классах и через нее выходить на анализ текста, то дети начнут видеть мастерство писателя, поэта, т.е. своеобразие любого произведения в средних и старших классах, будут свободно оперировать понятиями, что намного облегчит их понимание текста.

В развивающем обучении Занкова развитие речи – один из путей развития мыслительной деятельности. В свое время Л.С. Выготский характеризуя соотношение речи и мышления, сравнивал мысли с нависающим облаком которое проливается дождем слов. Продолжая эту метафору следует отметить что низвергнувшись на землю, именно эти потоки в конечном счете порождают новые облака. Нет дождей – не будет облаков, нет облаков – неоткуда взяться дождю. Конечно, его можно имитировать, включить, например, фонтан. Красиво, приятно, даже в каком-то смысле полезно. И все-таки, не дождь способен породить новые облака. А вот живительному потоку речи взять неоткуда – нет нависающих облаков мысли.

Каждой фразе, каждому разговору предшествует возникновение мотива речи – ради чего я говорю. Естественность высказывания детей, обусловленность устной речи внутренними побуждениями, когда речь отвечает своему жизненному назначению, а именно обучению, наилучших образом служит развитию речи.


Литература:

  1. Акиманская И.С. Развивающее обучение. М., Просвещение, 1999
  2. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова И.А. Обучаем по системе Занкова. М., Просвещение, 1994
  3. Маская А.З. Методические рекомендации к написанию сочинения // Начальная школа. – 9. – 2009. – с. 40-43
  4. Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся – одна из основных задач начального образования. // Начальная школа. – 9. – 2008. – с. 15-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры речевого общения у младших школьников в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Автор стастьи отвечает  на вопрос, как повысить эффективность уроков русского языка и литературного чтения, сделать их интересными, как изменить урок, чтобы каждый ученик смог проявить себя?...

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Воспитание толерантности младших школьников в системе развивающего обучения Л,В.Занкова

Статья содержит материал о системе воспитания толерантных отношений в классе....

Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли,...