Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе (Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов)
статья на тему

Дворецкая Светлана Валерьевна

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, излагает знания, то есть говорит и пишет. Работать по такой теме меня побудили следующие причины: с одной стороны - учащиеся младших классов не умеют четко выразить свою мысль; ответы детей односложны, крайне замедленны; речь часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочетами. Навыки связной речи как устной, так и письменной даже у учащихся старших классов не всегда отвечают непрерывно растущим требованиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛГОРЕЧЕНСК»

Обобщение педагогического

опыта учителя начальных классов

ДВОРЕЦКОЙ СВЕТЛАНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

на тему: «Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе»

2015-2016


Оглавление

Введение

Основная часть

I. Роль восприятия, эмоций и передачи интонации в устной речи как учителя, так и учеников.        ,

  1. Визуальное восприятие детьми лицея вообще и класса в отдельности.
  2. Беседы учителя с детьми на отвлеченные темы во время перемен и после уроков.
  3. Поездки, экскурсии, устные отзывы детей об увиденном.
  4. Небольшие письменные работы, словарные диктанты, краткие

изложения и прочее.

II. Работа с родителями и родительским комитетом при участии детей.

  1. Совместные родительские собрания, походы, утренники и традиционные праздники.
  2. Классные часы различной тематики с приглашением гостей-рассказчиков.

3. Уроки литературного чтения и русского языка, литературные гостиные

как прямые способы развития и обогащения устной и письменной речи

детей.

III. Разговор «на равных».

1.        Интерес, факты, дополнительные материалы, логика, изложение мысли точно, ярко, кратко как устно, так и письменно.

2.        Формирование устной и письменной речи учащихся путем написания творческих работ, использования различных словарей и т.д.

3.        Уроки окружающего мира. Использование дополнительной литературы как художественной, так научной и специальной при их проведении.

IV. Подготовка к переходу в основное звено.

Знакомство с профессией родителей, обыгрывание жизненных ситуаций.

Проведение спектаклей совместно с родителями. Отзывы детей. Экскурсии. Обогащение словарного запаса учащихся опосредованным путем.

Разнообразие и усложнение творческих работ.

Устная и письменная речь на других учебных предметах. Использование дополнительного материала.

Заключение.


Введение

Моя тема по самообразованию звучит так: «Развитие устной и письменной речи младших школьников на уроках и внеурочных занятиях при вовлечении и содействии родителей в данном процессе».

Развитая речь - это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. О развитии человека обычно судят по тому, насколько свободно и правильно, ясно и убедительно он выражает свои мысли, излагает знания, то есть говорит и пишет. Работать по такой теме меня побудили следующие причины: с одной стороны - учащиеся младших классов не умеют четко выразить свою мысль; ответы детей односложны, крайне замедленны; речь часто бывает бедна, однообразна, непоследовательна, засорена различного рода ошибками и недочетами. Навыки связной речи как устной, так и письменной даже у учащихся старших классов не всегда отвечают непрерывно растущим требованиям.

С другой стороны - на сегодняшнем этапе развития нашего общества особенно ценится развитие коммуникативной культуры речи устной и письменной, которая характеризуется точностью, образностью, выразительностью.

Моя задача, как учителя начальных классов, - сформировать такую речь, чтобы общение с родителями, учителями, товарищами принесло ребенку удовлетворение и радость. Развитие речи младшего школьника имеет важное значение, это - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса и профессиональный рост в будущем.

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Без связной, грамотной речи нет успехов в учении, настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа образования предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Развитие речи учащихся младших классов осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Я считаю, что одним из важных условий успеха работы по развитию устной и письменной речи является еще и

правильная организация внеклассной работы.

Уже первая встреча с детьми 1 сентября - это начало речевой работы.

Много внимания я уделяю своей интонации, обращению с малышами с

первых дней прихода их в школу. Моя речь звучит ласково, что помогает смягчить резкость перехода от семьи к деловой школьной обстановке. Детей же, видевших мало ласки, такое неожиданное для них обращение располагает ко мне, и оно затем переходит в длительную привязанность, пользуясь которой можно направлять действия ребенка в должное русло.


Особое внимание я уделяю подготовке кабинета к началу учебного года; мой

I класс всегда чистый, красочно о оформленный, уютный. В интерьере

присутствуют современные красочно оформленные тематические стенды «Моя Родина - Россия», «Любимый город», ухоженные комнатные растения. Считаю, что все это оказывает благоприятное воздействие на детей, вызывает у них положительные эмоции, что в свою очередь невольно побуждает их к высказываниям. Визуальное восприятие может послужить опосредованным шагом к развитию устной речи, построенной на первичном восприятии увиденного.

Особенно важное значение в первый год пребывания ребенка в школе имеет словарная   работа.   В   словарь   ребенка   поступает   много   новых   названий предметов  и  явлений  окружающей  школьной  действительности,  поэтому каждое   слово   нуждается   в   четком   раскрытии   его   содержания.   Пути обогащения речи первоклассников разнообразны: беседы, чтение и рассказывание народных и литературных произведений, разучивание стихотворений, шуток, загадок, скороговорок, работа по картинам и рисункам учебников, логические упражнения, экскурсии, грамматическая работа. Все это позволяет успешно формировать у детей навык составления текстов: устных пересказов и рассказов, письменных изложений и сочинений различных типов. Уже в первом классе учащимися выполняются задания творческого  характера,   конечная  цель  которых -  обучение  составлению рассказов. Вот некоторые задания:

1. По серии сюжетных картинок устно закончите рассказ, придумайте

заголовок.

Был теплый день. Игорь пошел в лес. Идет он и видит - лежит ежик...

2. Составьте связный рассказ по картинке «Семья», используя ответы на

вопросы:

Кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?

При этом детям предлагается в помощь начало рассказа (Вся семья в сборе...) и его концовка (В семье все заняты делом. Хорошо в ней живется взрослым и детям).

Для формирования навыка составления устного рассказа я использую наблюдения, полученные на экскурсиях. Так, в начале октября первый класс отправился на экскурсию, организованную родителями в г. Кострому. Мы посетили Ипатьевский монастырь, побывали в музее Природы. Изучение родного края открывает широкие возможности для общей речевой работы, обогащения и уточнения словаря учащихся. В итоге коллективно был составлен рассказ о достопримечательностях г. Костромы, оформлена выставка рисунков, которые также побуждали детей к высказываниям. Одним из самых распространенных методов обучения является беседа. Она имеет место буквально на каждом уроке: и при сообщении нового материала,

и при повторении, и при подведении к выводам.  Особенности беседы с

i первоклассниками - это эмоциональность, выразительность речи учителя,

близость  по тематике  опыту детей.  Вопрос  «почему?»  занимает в  моих

беседах ведущее место и, как мне кажется, уже с первых шагов обучения

заставляет   детей   задумываться,   решать   пока   еще   несложные   вопросы жизненного характера и умственные задачи.

Исключительна речь произведений народного творчества в развитии речи детей. Пословицы, скороговорки, песни, сказки, загадки развивают память учащихся, а также их речевой аппарат. Мои дети любят работать с произведениями народного творчества. Опыт убеждает, что это развивает у детей интерес и вкус к слову, к поэтической речи, логическое и нестандартное мышление, сообразительность, умение рассуждать и доказывать, учит видеть прекрасное, воспитывает любовь к родному языку. Целью моей работы с первым классом было образование, обучение и развитие посредством включения в процесс урока новых терминов, научных понятий, эпитетов. В этом мне помогали учебники и методическая литература. (Список прилагается).

Развитие устной и письменной речи на уроках русского языка во 2 классе осуществляется на каждом уроке и ведется в нескольких направлениях:

1. Обогащение словарного запаса детей - количественное (в ходе образования новых слов с помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического значения слов);

Развитие грамматического строя речи (анализ построения предложений, словосочетаний);

Развитие связной устной речи (ответы на вопросы, составление предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5-6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

Обучение правильному произношению слов, ударению, интонированию. Знания уровня 2 класса наслаивались на знания, полученные в 1 классе, расширялись и углублялись благодаря обширной внеклассной работе.

Ко 2 классу сложился дружный коллектив не только учащихся, но и родителей, вникающих в классные и школьные дела. Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями - ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное' влияние на процесс развития личности ребенка. Важной задачей для себя считаю привлечение родителей к подготовке и проведению коллективных дел в классе. Для этого совместно с родительским комитетом был составлен план воспитательной работы. Большую воспитательную роль играют совместные поводы с родителями на спектакли и экскурсии, в цирк. Родители моего класса принимали участие в организации экскурсий в музеи нашего города: городской музей, музей «Боевой Славы» при лицее № 1, краеведческий музей при школе № 2, в музей при техникуме  №17; совместно мы посетили цирк, редакцию газеты «ВЕК», пожарную часть № 55, выставку картин художницы Н.И. Усольцевой, Терем Снегурочки, Сумароковскую лосеферму, планетарий, Лавровскую фабрику игрушек в городе Нерета,

детскую городскую библиотеку, сходили в конце учебного года в поход.

Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и

этническую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование

взглядов, привычек человека, помогают выбрать жизненную линию поведения.

Итогом совместной деятельности обычно является коллективно составленный

рассказ, в котором принимает участие каждый ученик, затем конструируется текст из 5 - 6 предложений и дети пишут о том, что интересного и нового они увидели и узнали. Родителей я привлекаю и к про ведению классных часов, которые связаны с их профессиями, миром их интересов и увлечений, предприятиями, где они трудятся. О пожарной части № 55 мы узнали из рассказа Е.Н. Белоносова, а потом всё увидели на экскурсии; В.Ю. Петрова, бабушка П. Савина - рассказала массажиста и профилактике гриппа; И.В. Белоносова о профессии ветеринара и правильном уходе за домашними животными, Фоменко Т.М. провела мастер-класс по теме % «Рукоделие своими руками», Гладких Е.В. рассказала о профессии продавца, Михайленко О.А разучила с детьми парные танцы.

Мой сын, Д. Дворецкий, поделился воспоминаниями о службе в армии; З.Н. Тихонова рассказала о партизанском движении в годы ВОВ на брянщине; Н.Е. Травкина о тяжёлых годах BOB; M.A. Данюкова проводила классные часы нравственной тематики «О невежах и вежливости», «Об аккуратности», на которых обсуждались жизненные ситуации и реальные примеры; Г. Смирнова - о правилах дорожного движения. В ходе классного часа дети становятся его активными участниками. Поставленные вопросы побуждают учеников осмысливать свои знания, опыт, наблюдения, выражать их словесно, пользуясь имеющимся запасом слов, а также и новыми словами, задавать свои встречные вопросы. Классные часы представляют большую ценность с точки зрения развития речи учащихся. Новизна темы возбуждает интерес у детей, они невольно вовлекаются в беседу, учатся организованному участию в пей, учатся слушать и говорить. Естественно, пополняется и словарный состав речи учащихся. Подготовка и проведение праздников в школе - одно из звеньев в общей системе воспитательной работы. Интересный праздник оказывает большое воздействие на школьников, способствует возникновению общих эмоциональных переживаний, сближающих детей, стимулирует их умственное и речевое развитие. В моем классе стали традиционными такие праздники, как День именинника, Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта. Дети с удовольствием готовятся к ним - ведь гостями и участниками будут их родители, бабушки, младшие сестренки и братишки. Инсценировки, чтение литературных произведений, включающих в себя живую разговорную речь, заучивание диалогов, стихотворений, песен развивает память, обогащает словарь учащихся. У детей появляется потребность работать над собственной речью, запоминать различные фразы, устойчивые выражения, переносить их в собственную речь. Общие интересы, возникающие у ребяток в процессе совместной художественной деятельности, способствуют развитию дружеских отношений, чувства товарищества. Для концертных номеров я использую инсценирование русских народных сказок «Репка», «Зимовье зверей», небольшие сценки. Подготовка и проведение детских

праздников в единстве с формированием разговорной речи позволяют решать задачи умственного и нравственного воспитания и развития детей. Огромная роль в развитии речи учащихся принадлежит урокам литературного и внеклассного чтения. Благодаря им дети накапливают словарный запас и совершенствуют свое речевое развитие, узнают и оценивают различные жизненные ситуации, глубже познают законы общественных отношений и природных явлений, знакомятся с достижениями науки и культуры. На уроках литературного чтения дети учатся подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения, устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста, составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану, чтению стихотворений и небольших отрывков прозы наизусть с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста. К урокам внеклассного чтения дети оформляют отзыв, в котором говорится о тех впечатлениях, которые произвела книга, высказывается мнение о сюжете и героях произведения. По итогам чтения дети пишут творческие работы: сочинения-миниатюры, сказки, загадки, считалки. Моим детям нравятся литературные викторины и гостиные. К литературным гостиным они готовятся вместе со мной: я занимаюсь методической разработкой, а учащиеся заучивают наизусть стихотворения, инсценируют басни, готовят рисунки к произведениям, знакомятся с биографией писателя. Совместно мы провели литературные гостиные в своем классе и для других учащихся начальной школы на темы:

«Творчество М. Цветаевой», «Военная лирика», «Поэзия Есенина», «Сказки Пушкина», «В гостях у дедушки Крылова». На уроках литературного чтения первостепенное значение я отвожу развитию навыков чтения, интереса к художественной литературе как средству обогащения речи учащихся новыми словами и синтаксическими конструкциями.

Следующий этап по развитию речи я назвала «разговор на равных».

Какую же речь можно считать хорошей, к чему следует стремиться учителю и ученикам третьего класса?

Первое требование - содержательность речи: говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

Второе требование - логичность, последовательность, четкость построения речи. Хорошее знание того, о чем ученик говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь требует обоснованности выводов, умения не только начать, но и закончить, завершить высказывание. Учащиеся 3 класса должны излагать свои мысли в устной и письменной речи грамотно, выразительно, с использованием

различных языковых средств, ясно, логично. На уроках литературного чтения дети научились подробному и краткому пересказу текста по плану, составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи, самостоятельно составлять план по содержанию произведения, составлению устных и письменных описаний-миниатюр, заучиванию наизусть и выразительному чтению стихотворений и небольших отрывков прозы. В течение третьего года обучения учащиеся по окончании чтения каждого раздела выполняли письменные и устные творческие работы: сочинения на заданную тему, сочинение сказок, рассказов, стихотворений.

Развитие речи - одно из направлений работы на всех уровнях изучения русского языка. Продолжается обогащение словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом, идет обогащение синтаксического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи про водится В ходе анализа текста, деления его на части с опорой на абзацы, оглавления частей текста, составления простого плана, пересказа текста по плану. Развитию письменной речи помогает написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам. Уроки окружающего мира тоже способствуют развитию устной и письменной речи учащихся.Во время экскурсий на природу, а также на занятиях в классе я использую загадки, стихотворения, занимательные игры.

Дети готовят небольшие инсценировки, отправляются в воображаемое путешествие, сочиняют миниатюры по заданной ситуации. Мои дети с удовольствием инсценируют небольшие рассказы Н. Сладкова или Э. Шима. При подготовке домашнего задания используют дополнительную литературу, детские энциклопедии, журналы «Мир природы», книгу В. Бианки «Лесная газета». К уроку дети готовят красочные рефераты, доклады, используя научно-познавательную литературу, с удовольствием делятся самостоятельно добытыми знаниями с одноклассниками. Нравятся моим детям нестандартные уроки по окружающему миру: уроки-сказки, уроки-   путешествия,   уроки-конференции.   Они   формируют  у  учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, влияют на развитие  устной  речи  учащихся, оказывают   глубокое   эмоциональное воздействие на детей. При про ведении научной конференции на тему: «Опасность в быту. Пожар.»    я предложила детям распределение ролей: пожарный, пострадавший, врач, корреспондент газеты «ВЕК», зачитавший

статью о противопожарных нарушениях в нашем городе, научный сотрудник. На конференции присутствовал пожарный ПЧ-55 (родитель Е.Н. Белоносов), который рассказал о пожарной безопасности. Двое учеников написали сочинения на тему «Профессия моего папы - пожарный». Ребята нарисовали рисунки, были разыграны сценки на заданную тему, дети приготовили доклады по материалам дополнительной литературы. В завершении конференции детям были вручены памятки «Как вести себя при возникновении пожара». На конференции прозвучала тема охраны окружающей среды от пожаров в Костромской области, дети критически

высказывались в адрес тех, кто неосторожен с огнем. На уроке дети работали в парах, последним этапом было тестирование, с которым справились все положительно:

Мною был разработан и проведен урок-путешествие «По водным просторам России». Работа велась по группам, дети исполняли роли капитана, лоцмана, штурмана, рыбака, кока; корабельного врача, спасателя, эколога и юнг, одетых в морскую форму. Ученики пользовались с картой полушарий, физической картой, картой Костромской области, глобусом, атласами. Учащиеся самостоятельно приготовили доклады на тему урока, оформили фотовыставку «По морям, по волнам», нарисовали рисунки на «водную» тематику. На уроке использовалась научно-познавательная литература, объяснялись незнакомые термины с опорой на личный опыт и знания детей. В конце занятия все матросы получили памятки на тему «Как вести себя на воде». Такие уроки расширяют кругозор учащихся, активизируют внимание, развивают интерес к предмету, формируют творческую фантазию, нравственно воспитывают и, конечно же, развивают устную и письменную речь.

Хочу поделиться опытом в проведении новогоднего праздника, при подготовке которого пришлось поработать над устной речью не только детей, но и родителей, сыгравших затем замечательный спектакль. Цель праздника - дать возможность проявить актерские и творческие способности учащихся и родителей. Дети выразительно читали стихи о наступающем празднике, пели и танцевали вокруг елки со сказочными героями. Роли по сценарию дети выбирали по желанию. Родители читали свои любимые стихи на зимнюю тематику, поздравляя детей с Новогодним праздником. Дети написали письма Деду Морозу, получили ответ и подарки. И праздник удался. Он вызвал много положительных эмоций, смеха и восхищения, как у артистов, так и у зрителей.

Когда дети пришли в школу после зимних каникул и написали сочинение на тему «Чем запомнился новогодний праздник», то большинство детей описали радостный и веселый Новый год в нашем классе. В своих сочинениях дети проявили индивидуальность и самостоятельность, так как каждый автор не только участвовал в проведении праздника, но и с большей или меньшей эмоциональностью, отнесся к нему. В декабре мы с детьми ездили на экскурсию в «Терем Снегурочки». Присутствие на такой экскурсии неизбежно связывается с речевой деятельностью детей, которая, с одной стороны, способствовала более глубокому овладению познавательным материалом, полученным на экскурсии; с другой - создала условия для работы над речью учащихся. Словарный багаж, приобретенный во представления и осмотра, закрепляется и вводится в активный словарь детей.

Следующий этап моей работы - это подготовка четвероклассников к обучению в основном звене.

На уроках русского языка и литературного чтения продолжается работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамотному построению речи, по развитию связной устной и письменной речи. Дети обучаются подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения; составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала; творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания. Дети выполняют письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, обучающие изложения доступного текста, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений. Развитие речи учащихся нужно развивать и на уроках математики, но прежде  всего следует иметь в виду лаконичность данной науки, обоснованность, краткость, точность. Одним из важнейших направлений такой работы является обогащение словаря учащихся за счет введения новых терминов, знакомства с новыми понятиями, мыслительными процессами. В системе работы по развитию устной речи большую роль играет пересказ. Он используется при изложении содержания прочитанного текста, заданий, условий задач, сообщений учителя.

 Логический уровень развития речи

Отрабатывается в ходе формирования умения выделять главные слова в

тексте задачи. Одной из основных задач начального курса математики

является формирование у детей прочных вычислительных навыков. И здесь

важную роль играют рассуждения учащихся, обоснование всех

промежуточных действий задания. Чтобы привлечь внимание детей к

математике, а заодно и обогатить их речь новыми словами, я использую на

уроках и внеклассных занятиях исторический и занимательный материал.

Моим детям нравится выполнять творческие задания: разгадывать

кроссворды, ребусы, загадки.

к различным темам я подбираю пословицы и поговорки, крылатые

выражения, в ходе беседы помогаю раскрыть значение новых для детей слов,

смысл пословиц и поговорок.

Заключение

Развитие речи учащихся - процесс непрерывный.

Он не может быть ограничен рамками того или иного урока. Эффективность

этого процесса напрямую зависит от степени познавательной активности

учащихся, степени их заинтересованности в том или ином предмете, поэтому

своей задачей считаю привитие интереса к изучаемому.

Привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, я

обращаю серьезное внимание на поощрение самых активных родителей,

участвующих в жизни класса. Эта традиция сохраняется в течение всего

времени обучения их детей. Формы поощрения родителей самые


разнообразные: грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, дипломы и сувениры изготовленные самими учащимися. В конце учебного года я провожу родительское собрание на тему: «Итоги прошедшего учебного года», где подводится итог работы и учащихся, и родителей за год. Встречи эти торжественны, интересны, необычны. Дети готовят праздничный концерт, поощряются активные родители, награждаются отличившиеся в различных видах деятельности учащиеся. Основная цель обучения по выбранной мною теме состоит в том, чтобы научить школьников пользоваться языком как средством общения, помочь детям овладеть речевой деятельностью, т.е. научить их слушать, говорить, читать и писать (создавать тексты). Я стараюсь развивать у детей творческие способности, повышать языковую культуру. Работу по развитию устной и письменной речи учащихся считаю очень важной. Над этой темой я буду работать и в дальнейшем.

Слагаемыми моей «формулы» успеха являются

постоянное профессиональное совершенствование, любовь к детям и профессии, неравнодушие к происходящему в ученических и родительских коллективах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие устной и письменной речи младших школьников"

В статье представлена теоретическая и практическая система развития устной и письменной речи первоклассников. Она содержит: словарики по теме, сюжетные картинки, творческие игры, авторские тексты....

РАБОТА С СИНОНИМАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Речь человека является своеобразным зеркалом его культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень развития говорящего.Развивая речь ребенка, мы развиваем его интеллект. Только через р...

Формирование ключевых компетенций и развитие устной и письменной речи младших школьников

Материал, который я представляю, раскрывает методы и приемы  моей работы  в формировании и развитии ключевых компетенций и речи младших школьников путем включения их в активную проектную и и...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов «Развитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».

Материал из опыта работы по темеРазвитие творческой активности младших школьников – одно из основных условий повышения качества образования».               ...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов О.Д.Кинихиной «Интерактивные формы организации учебного процесса как средство развития коммуникативной компетенции младшего школьника»

Содержание.1.1Введение1.2 Глава I. Теоретические основы интерактивных методов обученияКлассификация интерактивных методов обучения Ведущие признаки и инструменты интерактивного педагогическо...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...