Урок русского языка 3 класс Тема " Имя существительное. Обобщение."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бойко Людмила Алексеевна

Данный урок русского языка способствует развитию метапредметных связей, обогащению словарного запаса учащихся, развитию культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка 3 класс

Тема: Имя существительное Обобщение

Цели: 1) образовательная: закрепить виды разборов имен существительных, а именно новый (морфологический) разбор, разбор по составу, фонетический разбор; познакомить с новыми словарными словами: стрекоза, комар, повторить род имен существительных, а именно слова общего рода.

2) развивающая: развивать глазодвигательную активность, устойчивость, распределение, объем произвольного внимания, абстрактно – логическое, аналитико–синтетическое мышление, сообразительность, наблюдательность, речь учащихся.

3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

 Планируемые результаты

Предметные: обобщить знания об имени существительном, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Тип урока: обобщающий урока

Оборудование: мультимедиапроектор, диск СD, карточки для работы в группах, парах, аудиозапись.

Ход урока:

I. Организационный момент. Улыбнитесь гостям, друг другу. Садитесь, пожалуйста.

II. Минутка чистописания.

- Откройте тетради и посмотрите на образцы. Что интересного заметили?

кто/что

        Это вопросы, на которые отвечают имена существительные

- Обратите внимание на соединения, пропишите. Затем дата, классная работа.

III. Задание с ограниченным количеством указаний.

 

           ● ●      ●     ●  ●

     М В Е А С Р Н А Т                        – 1 слайд

      ●         ●      ●          ●

   Внимательно посмотрите и назовите 2 слова.

- Что вы можете сказать?

        Весна – время года. Март – весенний месяц.

        Весна, март – имена существительные

        В слове весна – безударная гласная е, проверочное слово вёсны.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь?

О весне, о марте, об именах существительных. Иллюстрация о весне        – 2 слайд

IV. Сообщение темы: Сегодня заключительный урок по теме «Имя существительное». Вспомним виды разборов имен существительных и повторим изученный материал.

V. Краткий рассказ о весне. (музыка – П.И.Чайковский «Времена года»)

- Кажется, ни одного времени года не ждем мы с таким нетерпением, как весну. Всем надоедает зимний холод, тяжелая зимняя одежда, снег, невысокое неяркое солнце. Три долга у весны, три завета: тьму зимнюю одолеть – с этим март справляется; снег согнать, землю разбудить и отогреть – апрель 30 дней только этим и занимается; третий долг – теплую землю в зелень нарядить, насекомых всех разбудить – достается маю. Тысячи жучков рыхлят землю, паучок плетет паутину. Давайте приглядимся к ней повнимательнее.

VI. Словарно – орфографическая работа.

а) «Паутинка». Круговые нити паутинки располагаются концентрически. В месте пересечения круговых и прямых линий и у нужной буквы ставится точка. Стрелка указывает начало и направление движения.

Паутинка рис  - 3 слайд

- Прочитайте слова по направлению стрелки и назовите лишнее слово.

        Ответ: паук, стрекоза, жук

Лишнее слово стрекоза – женский род, остальные слова – мужского рода. Кроме того, это – словарное слово.

                1) иллюстрация                                - 4 слайд

        Лексическое значение слова – стрекоза                

                2) рассказ о стрекозе                     (ученица 3 класса Фертих А.)

Стрекозы – самые быстрые летающие насекомые. Они носятся над прудами и ручьями со скоростью до 90км/ч. Огромные глаза стрекозы занимают почти всю поверхность ее крупной, очень подвижной головы. Длинные ноги усажены жесткими волосками, образующими сеть, в которую во время полета попадаются мухи, комары и мошки. Стрекозы селятся вблизи воды, их личинки–нимфы – выводятся из яиц, отложенных на листьях растений. И только, через 2 года становятся взрослыми.

Стрекоз нужно беречь и не только потому, что они красивы. Ведь нельзя забывать что, погубив одну единственную стрекозу, мы выпускаем на волю тысячи комаров, мошек.

3) Запишите у доски с комментированием новое словарное слово, сделайте морфологический разбор.

Стрекоза – (кто?), н.ф. (кто?) стрекоза – сущ., одуш., ж.р., ед.ч.

Еще одно словарное слово вы узнаете, если выполните задание.

б) Работа в группах – комар. (3 карточки)

                        3               2                 5                  3         3

                Жук – точильщик лакомится старой корой.

        

- Прочитайте предложение. Правильно выделив в словах корни и

ориентируясь на подсказку, определите новое словарное слово. – комар 

Ученик: «Я слово прочитал, выделив корни в словах предложения и взяв из каждого корня букву, номер которой указан в подсказке

        1) иллюстрация                                - 5 слайд

лексическое значение слова – комар                

        2) рассказ о комаре                         (ученица 3 класса Демашова Л.)

Комар – это насекомое маленьких размеров, с острым жалящим хоботком и прозрачными крылышками. В России обитают представители более 100 видов комаров. Только самки комаров сосут кровь человека и животных, так как она необходима им для созревания яиц. Комары – самцы питаются в основном нектаром, а некоторые во взрослом состоянии вообще не нуждаются в пище. Самки же способны выпить от 1 до 1,5 литров крови у 1 северного оленя. Комары являются переносчиками опасных заболеваний: малярии, лихорадки, энцефалитов. Тем не менее, комары необходимы, т.к. являются пищей для десятков группы животных.

    3) Запись в тетради    к о м а р

4) Работа с текстом (фронтальная).

- Послушайте отрывок из сказки Д.К. Мамина–Сибиряка.

«Пропищал комарик медведю:

- Уходи, а то хуже будет. Я теперь не один Комар Комарович – длинный нос, а прилетели со мной и дедушка, Комарище – длинный носище, и младший брат, Комаришко – длинный носишко! Уходи, дядя!»

- Назовите родственные слова.

(дети называют: Нос, носище, носишко; Комар – Комарович, Комарище, Комаришко)

- Какие слова произносятся с оттенком пренебрежения: (носишко, комаришко)

К о м а р и ш к о – разбор по составу

 VII. Физминутка

Встаньте дружно из–за парт и скорее стройтесь в ряд

Повернитесь вправо, влево, наконец, присядем смело

Поработаем ногами, поработаем руками

Улыбнемся! День хороший и похлопаем в ладоши.

VIII. В первые майские дни растительный мир меняется на глазах. Быстро растут и набирают сил цветы и травы, и появляется одно замечательное насекомое.

        Угадайте какое.

Работа в парах – (6 карточек.) Чтение слова по буквам, подходящим к шифру.

                        И П С М Ь Ч Г Е З Р Л Т Ш А Х

Шифр: 2, 6, 8, 11, 14

Соотнеси буквы с порядковыми номерами и назови слово.

Ответ: пчела

1) ПЧЕЛА – иллюстрация                        - 6 слайд

2) рассказ о пчеле –                         (ученица 3 класса Смашнева И.)

Пчела медоносная распространена очень широко. В раскопках одной из египетских пирамид, построенной 5 тысяч лет назад, найдены материалы, показывающие, что население этой страны занималось пчеловодством. На эмблеме Древнего Египта изображена пчела. Пчелы медоносные живут семьями. Их разводят ради меда, воска и других продуктов пчеловодства. Пчелы бесценны. 20 видов – пчел охраняются. 13 видов обитают у нас в Хакасии. Все эти виды занесены в Красную книгу, в 1985 году. Пчелы жалят только для защиты и после этого сразу умирают.

3) Запись слова в тетрадь, дети называют орфограмму, проверочное слово. Пчёлка – пчела

4) Фонетический разбор у доски и в тетрадях.

Пчела – 2 слога  [п  ч и л а]

п – [п] – согл., глух., тв.

ч – [ч ۥ] – согл., глух., мягк.

е – [и] – гласн., безуд.        

л – [л] – согл., звонк., тв.

а – [а] – гласн., ударн.

          5б.  5зв.

IХ. Работа в группах: 3 карточки

- Определите род имен существительных:

Зевака                 − __________                Молодец                 − __________

Вертолетчица         − __________                Кровосос                 − __________

Хлопотунья         − __________                Попрошайка         − __________

Работница                 − __________                Трудяга                  − __________

1 группа – работает красными карандашами

подчеркнуть слова соответствующие характеристике комара 

2 группа – работает голубыми карандашами

подчеркнуть слова соответствующие характеристике стрекозы

3 группа – работает желтыми карандашами

подчеркнуть слова соответствующие характеристике пчелы

Обоснуйте свой выбор.

Х. Вывод: Имена существительные имеют мужской, женский и средний род. Бывают хитрые имена существительные «умница», «сирота», «молодец» - они имеют общий род.

ХI. Итог урока: Несмотря на то, что мы так не любим некоторых представителей животного мира, каждое животное в природе появляется не случайно и является важнейшим звеном в экологической цепочке.

Все – все на свете, на свете нужны. И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых, И даже без хищников злых и свирепых,

Нужны все на свете, нужны все подряд: Кто делает мед, и кто делает яд.

ХII. Выставление отметок.  Домашнее задание: стр.52 упр.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Обобщение"

В конспекте урока полное описание хода урока с различными интересными заданиями....

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное. Обобщение".

Материал может быть полезным на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности по русскому языку. Задания расчитаны на работу в парах, группах, фронтально и содержат инструмент для самооцен...

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение» (3 класс)

Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение» имеет краеведческую направленность, междисциплинарный характер. На уроке обучающиеся у...