Урок русского языка 2 класс. Тема: "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок русского языка для 2 класса. Тема "Имя существительное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_2.docx799.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка 2 «В» класс, 

МОУ «СОШ № 5» Мацкевич Марины Викторовны


ТЕМА


«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНЫЙ ОСТРОВ

ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО»


http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_m2c392c33.jpg

Цели урока: 


  • Обобщить знания об имени существительном.

  • Развивать интеллектуальные способности и речь учащихся.

  • Воспитывать эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.





  1. ^ СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ УРОКА, МОТИВАЦИЯ НА ОБУЧЕНИЕ.





  1. Слово учителя.



Начало урока с аудиального позитивного якоря (нейро-лингвистическое программирование, далее НЛП, М.А.Павловой).


Здравствуйте, дети! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте полукругом. Закройте глаза и представьте себе, что мы все отправляемся на огромном паруснике в плавание по бескрайним просторам океана. Ярко, ласково светит солнце, его лучи переливаются в изумрудных водах океана. Штиль (тихая, безветренная погода). Иногда набегает легкий ветерок, вы чувствуете его свежее дыхание на своем лице, чувствуете запах соленой воды, экзотических фруктов, слышите крик чаек.

Паруса раздуваются, судно плавно идет к цели… И вот на горизонте появляется ОСТРОВ…? Он сказочно красив: пальмы, экзотические растения, фруктовое изобилие и райские птицы обитают там. Мы приближаемся… Нас охватывает чувство предвкушения чего-то интересного, нового, мы хотим сойти на берег и узнать больше о его обитателях. Вы можете оставить это чувство в себе, ведь это необычное путешествие (Откройте глаза).


Упражнение на развитие внутренней визуализации (НЛП Павловой М.А.).


Капитан (учитель) взял бинокль и увидел на берегу надписи, оставленные на песке предыдущими путешественниками. Прочитать их можно только в бинокль.

Запомните любым удобным для вас способом слова (мультипликационный фильм – представить слова героями мультфильма, способом «матрешка» - слова «выходят» одно из другого).


  1. Якорь, 2. Синий, 3. Океан, 4. Пальма, 5. Шумит, 6. Волна, 7. Веселый, 8. Корабль, 9. Солнечный, 10. День.


Ответьте на вопросы. Сначала ответ шепните на ухо, потом скажите вслух.


  • Сколько всего слов было? Назовите.

  • Сколько из них существительных?

  • Назовите имена существительные?

  • Дайте определение, что такое имя существительное?



Замечательно, мы уже узнали тему сегодняшнего урока: «Обобщение знаний об имени существительном». Нашей целью будет повторить и закрепить все, что мы узнали об имени существительном.


Мотивация на обучение.


Выстроить логический ряд ответов детей на вопрос «Что даст закрепление и повторение знаний об имени существительном?»

Могут быть разные уровни:

1 уровень… буду хорошо учиться

2 уровень… успешно окончу школу

3 уровень… поступлю в ВУЗ

4 уровень… найду хорошую работу и т.д.

(По ситуации останавливаемся на одном из логических уровней, можем подняться по желанию на более высокий). Отлично, вы готовы дальше путешествовать?


^ II. ЧИСТОПИСАНИЕ.


Открываем тетради. Число. Классная работа.

- Отгадайте, какую букву будем сегодня писать на минутке чистописания?

Корова на корабль взошла – 

Корабль перевернулся!

Но буква «О» им помогла

Живыми в порт вернуться.

Как круг спасательный, она

Спасла корабль с коровой,

Им помогла всем, чем смогла.

И оба эти слова

Со дня несчастного того

Не расстаются с буквой «О».


Задание на логическое мышление:


Зеленой пастой прописываем одну строчку в тетради.

Ооа оОа Ооб оОб – продолжи ряд

Корабль корова корабль… 


Упражнение для развития направленного внимания + профилактика близорукости (НЛП Павловой М.А.)

Кто все написал, смотрит на доску, буква «О» похожа на штурвал корабля. 

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_m1f43e6c4.png 


Смотреть на кружок в середине штурвала, давать себе мысленно команду и потом переводить глаза «Вверх», «Вниз», «Влево», «Вправо».
http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_406aab0e.jpg


  1. ^ РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.





  1. Задание на логическое мышление: умение выделить общие признаки, развитие внимания, (три упражнения – 1 устно, 2 письменно).



К нам приплыла бутылка с посланием, надо его расшифровать.

В каждой строчке найди лишнее слово и собери фразу.


  • Путешественники, яхта, парус, штурвал, небо (первое слово, т.к. одушевленное имя существительное).

  • Птицы, 
    путь, носорог, павлин, бабочка (слово путь, т.к. оно обозначает неодушевленное имя существительное).

  • Переставить буквы, чтобы получилось слово (ы р о т т к).



Фраза: «Путешественники, путь открыт!» 


На доске спасательный круг нашего корабля.

Полундра! Имена существительные за бортом!


Две шлюпки:








Найти («выловить») слова и распределить их в два столбика «шлюпки». Письменно в тетради, один работает у доски, с места поднимают руки, комментируют.

Следующее задание:

На острове обнаружены……, а что или кто вы узнаете, выполнив следующее задание:

Одним словом заменить и записать имена существительные в разные столбики (дети поднимают руки, комментируют)

- юла, барабан, кукла, машинка- все это игрушки (что?)

- сорока, воробей, ворона, чайка – птицы (кто?)

- тополь, клен, пальма, ель – деревья (что?)

- волк, жираф, носорог, заяц – животные (кто?)

- банан, апельсин, лимон, груша, мандарин – фрукты (что?)

- девочки, мальчики, женщины, мужчины – люди (кто?)


Физкультминутка.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_m9421c79.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_m204b9ad6.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_m18b1d97.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_73c04fc9.gifhttp://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_3962c7cb.gif


  • Мяч. Учитель кидает мяч и задает вопрос «Что?», ученик кидает мяч обратно и называет неодушевленное имя существительное, если вопрос «Кто?», то одушевленное. Остальные дети, если согласны, хлопают один раз в ладоши

  • «Море волнуется» 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд приседают плавно с руками только тот ряд, который называет учитель.





  1. Самостоятельная работа (письменно) по учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс. Страница 122 упражнение 236.



- Прочитай. Озаглавь текст.

- Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена существительные.

- Подумай, почему ручка, которой мы пишем, так называется (устно).

- В каком еще значении употребляется слово ручка? (многозначное слово) устно.

Кто закончил, - упражнение «Штурвал» (упражнение для развития направленного внимания. Проверка упражнения 236.


3. Коллективная работа (устно) учебник Русский язык 2 класс Соболевой О.Л. стр.168.


В океане много волшебных островов, эти острова – ЧАСТИ НАШЕЙ РЕЧИ. Одним словам понравился один остров, другим другой.

- рассмотрите рисунок во всех подробностях (см. приложение).

- как называется остров?

- какие вопросы написаны на щите?

- почему стражник задает сразу два вопроса?

- кто подплывает к острову?

- что к нему подплывает?

- пустят ли прибывших на остров?

- отыщи 17 существительных. Задай вопрос о каждом.

- что говорят о себе жители острова?

Отлично справились со всеми вопросами, цели сегодняшнего урока мы достигли!




^ Домашнее задание: в творческой тетради сочинить маленькую волшебную сказку о тех, кого ты видел на острове. Вот тебе на всякий случай две темы на выбор:

- о принцессе и рыбаке

- о чудовище с тремя головами 

По учебнику Т.Г. Рамзаевой стр. 122 упражнение 237 прочитать, озаглавить текст, из первого предложения выписать имена существительные.

http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/68/67617/67617_html_38da3aeb.jpg


  1. ОБОБЩЕНИЕ.





  1. Дайте определение, что такое имя существительное? 

  2. Какое имя существительное называют одушевленным, какое неодушевленным? 

  3. Называя предметы, людей, события, явления природы, животный и растительный мир мы даем им имена. Имя существительное – самая значительная часть речи.





  1. ^ ИТОГ УРОКА.



Учитель ставит оценки ученикам. По НЛП Павловой заканчивает урок метафорой (информация к размышлению).

А теперь, ребята, сядьте, пожалуйста, поудобнее и послушайте одну короткую, но интересную историю. Мы не будем с вами ее анализировать, я предлагаю просто послушать и каждому сделать для себя вывод, предлагаю порассуждать самостоятельно. 


Метафора


Однажды корабль, везший ценный груз, попал в шторм и потерял направление. Приборы были испорчены, и в течение долгих дней он блуждал по морю. Скоро закончились запасы питьевой воды, и матросы страдали от жажды. И вот, когда вы уже потеряли надежду на спасение, на горизонте показался парус. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: «Мы умираем от жажды, пришлите нам пресной воды!» Тотчас с встречного корабля был подан ответный сигнал: «Опустите ведро на том месте, где находитесь». Команда корабля, терпящего бедствия, знала, что вокруг корабля столько воды соленого моря, и снова подала сигнал: «Воды, пришлите нам воды!» И снова получила ответ: «Опустите ведро на том месте, где находитесь!». Капитан, наконец, внял совету и приказал опустить ведро за борт. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, что в этом месте было сильное течение из устья реки Амазонки.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Павлова М.А. Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП. Учебное пособие – М.: Изд – во Института Психотерапии, 2000г.

  2. Шаповалова О.А. Русский язык. Фрагменты уроков. – Саратов: Лицей, 2006.

  3. Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. Начальная школа. – Саратов: Лицей, 2004.

  4. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Дрофа, 2002г.

  5. Соболева О.Л. Русский язык: 2 класс. Учебник для четырехлетней нач. шк. М.: Изд – во «Ювента», 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

Урок русского языка по теме «Имя существительное» 2 класс УМК «Школа России»

Считаю, что критериями  эффективности проведения личностно-ориентированного урока являются:- наличие  учебного плана проведения урока в зависимости от индивидуальных особенностей готовности ...

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

Урок русского языка по теме"Имена существительные" 2 класс

Урок русского языка по теме "Имена существительные" во 2 классе УМК "Перспектива". Урок обобщения и систематизации, использованы дифференцированные задания, большая часть  урока  проводится ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное" 3 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное" 3 класс программа "Начальная школа 21 века"....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.

Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В  конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...