Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку М. Соловейчик 2 класс, карточки со словарными словами, карточка-помощница, алгоритм проверки парной согласной, карточки с заданиями, нетбуки.
УУД:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим словарём;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 69.21 КБ |
prezentatsiya.pptx | 730.51 КБ |
prilozhenie_algoritm.docx | 12.79 КБ |
prilozhenie_algoritm.docx | 12.79 КБ |
prilozhenie_zadanie_gruppam.docx | 12.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конева Светлана Сергеевна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 имени Героя Советсого Союза
И.В.Королькова
г. Салехард, ЯНАО
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.
Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.
Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.
Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.
Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку М. Соловейчик 2 класс, карточки со словарными словами, карточка-помощница, алгоритм проверки парной согласной, карточки с заданиями, нетбуки.
УУД:
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим словарём;
Регулятивные: определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.
Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы
Ход урока:
Технологические этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
I. Организация внимания | На части не делится солнце лучистое слайд 1 - Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят, всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке. Сегодня снова на пути Слайд 2 Открытия нас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут!
|
|
II. Актуализация ранее изученного | - Минутка чистописания. Спишите буквы по образцу: слайд 3 транслирование экрана
- Сформулируйте задание, которое можно выполнить с данными буквами. [ рыпка], [масл,онка], [дутка], [сонцэ], [в,идро] слайд 4 транслирование экрана - Что это за запись? - Сформулируйте задание, которое можно выполнить с этими звуковыми записями. - Давайте выполним задание, которое предложил… - Разделим слова на группы. - Какие слова запишем в первую группу? Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова? - Какие слова запишем во вторую группу? Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?
Работа в парах. Договоритесь в паре: какие слова будете выписывать, кто с парным согласным, кто с безударным гласным. Расскажите правило друг другу в парах. Если правильно рассказал правило, поставить на полях + У доски работают два человека Проверить , поставить ++ | - Что общего у этих букв? - Назвать парные согласные по глухости-звонкости. - Назвать буквы, которые обозначают глухие звуки. - Назвать буквы, которые обозначают звонкие звуки. - Какая буква может быть лишней?
Транскрипция, т.е. то, что мы слышим. -Записать слова буквами. - Разделить на группы. -Посмотреть есть ли лишнее слово. - Записать а алфавитном порядке - С безударной гласной в корне слова. - Подобрать проверочное слово. (правило) - С парной согласной в корне слова. - Подобрать проверочное слово. (правило)
|
III. Постановка учебной задачи, вызывающей проблемную ситуацию | - Почему слово солнце не записали? Слайд 5 Давайте попробуем записать это слово буквами. общая доска - У всех записано так? - Получились разные варианты написания данных слов. - Как же определить, какой из вариантов правильный? - Какое затруднение возникло при написании слова? -Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать какой вариант написания правилный? Если будет записано только слово «сонце»: -Давайте попробуем изменить слово или подобрать однокоренное слово. - Значит, как правильно нужно записать слово «солнце»? - Почему, какой секрет корней мы знаем? Что заметили? Какой сделаете вывод? - Какое затруднение возникло при написании слова?
| - В нём нет орфограмм безударной гласной и парной согласной. «Сонце», а может быть кто-то запишет «солнце» Солнышко, солнечный - Солнце - Корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения. - В слове солнце звук [л] не произносится, в слове солнышко звук [л] слышится четко. - Когда произносим слово, звук не слышим, но он пишется. .
|
IV. Поиск решения проблемы | - На какой вопрос мы должный найти ответ? - Чему мы должны научиться на уроке? Иногда согласные слайд 6 Что же делать? Как нам быть? Как проблему-то решить? Попробуйте предположить: как будет называться данная орфограмма? (если звук безударный, то орфограмма называется «Безударный гласный в слове», если парный согласный по глухости - звонкости, то орфограмма называется «Парный согласный в слове», что здесь происходит со звуком?) Соотнесение своей точки зрения с научной. Стр 73. Произнесите слово солнце орфоэпически, как слышим, а сейчас орфографически, как пишем. Слайд 7 - В слове звук «пропадает», когда мы его произносим. Такие звуки в русском языке, вы правильно сказали, называются непроизносимыми. - Почему же согласный не произносится? Какие есть догадки? Что заметили в слове? -Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать? Выдвижение гипотезы - Сейчас вы будете работать в группах с карточками-помощницами. Каждая группа получит набор слов. Изучив свои слова, вы должны попробовать найти ответы на вопросы:
| - Узнать о новой орфограмме в корне слова – как она называется? - Если звук не слышится, как же определить писать его или нет. - Научиться применять полученные знания Высказывания детей
Высказывания детей Подряд несколько согласных, их трудно произносить Высказывания детей |
Ответы групп -А сейчас проверю, кто из вас самый внимательный? Прочитайте буквы, которые не произносятся? Где мы встречались с этими буквами (т,д,л,в) -Если согласный, который не произносится, когда-то пишется, когда-то нет, то какая возникает проблема? - И как же узнать, писать согласный или нет? -Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике? -Почему? -Где еще мы их видим? -Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания парных согласных? Чем различаются? Мы родственное слово должны так подобрать, чтоб «Л», и «Т», и «Д», и «В» в них верно написать. слайд 9 - Составьте в группах алгоритм правописания непроизносимого согласного в корне слова. (рассыпанный алгоритм) приложение слайд 10 -Проверим, как работает алгоритм. Слайд 11 -Ко всем ли словам с непроизносимым согласным можно подобрать проверочные слова. -Как же тогда быть при написании этих слов? Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть словарными. В каком словаре мы можем посмотреть написание этих слов? Какое слово в словаре встретим первым?, вторым, третьим? Давайте запишем их и постараемся запомнить. Чувство, праздник, лестница | [сн], [с,н,] [зн], [з,н,] [нц] [рц] [ств] т д л д в Сн, стн зн, здн лнц рдц вств ств [сл] т стл На минутке чистописания. Как узнать, писать согласный или нет? Подобрать проверочное слово. Четко и ясно. Потому, что они находятся перед гласными. На конце слова. Парный согласный в проверочном слове тоже должен быть перед гласным или сонорным. Отличается тем, что не м.б. на конце слова. Нет, не ко всем Их нужно запомнить. Лестница, праздник, чувство | |
V. Физми- нутка | Задание выполнили все по порядку, |
|
VI. Первичное закрепление усвоенных знаний | Хлопните, если услышите опасное сочетание: Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, завистливый, соседка, яростный, устный. А теперь самостоятельно запишите Печат тетр с.46 -Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в парах. Проверка по образцу. Слайд 12 Опрос Как записать слово [грусный,] буквами Грустный Грусный Какой можно сделать вывод? Какие возникают трудности? Какую задачу поставим на ближайшие уроки русского языка?
|
У кого все правильно, тот ставит знак «+», у кого есть хотя бы одна ошибка ставит знак «-».
|
VII. Рефлексия | - Какие задачи стояли перед нами на уроке? - Как вы думаете, мы достигли своей цели? - Какая же орфограмма любит играть с людьми в прятки? - Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными? Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руку.
Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?
| |
VIII. Домашнее задание |
С.75 упр. 440 |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня снова на пути Открытия нас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут!
в д л т
[ рыпка ] [ масл , онка ] [ дутка ] [ сонцэ ] [ в , идро ]
5 [ сонцэ ]
Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке! Что же делать? Как нам быть? Как проблему-то решить?
[ сонцэ ] солнце
Какие сочетания могут быть опасными? Какой звук не произносится? Всегда ли звук, который не произносится обозначается буквой?
МЫ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО ДОЛЖНЫ ТАК ПОДОБРАТЬ, ЧТОБ «Л» , и «Т» , и «Д » , и «В» В НИХ ВЕРНО НАПИСАТЬ
Произнеси слово Слышишь сочетания [ сн ], [ зн ], [ рц ], [ нц ], [ ств ], [сл]? Подбери проверочное слово Согласный слышишь чётко? Обозначь буквой Пиши те сочетания, которые слышишь. Нет Да
Изве [ сн ] ый Есть сочетание [ сн ] Слово нужно проверить Однокоренные слова: вес т ь, извес т ие Значит пишем: извес т ный применить алгоритм
чуде[ сн ] ый чудеса чуде сн ый интере [ сн ] ый интерес интере сн ый сви [ с , н , ] ет свист сви стн ет у[ сн ] ая (речь) уста у стн ая хру [ сн ] ула хруст хру стн ула радо[ сн ] ый радость радо стн ый ле [ с , н , ] ица ----------------- ле стн ица Проверь
Какую задачу ставили? Удалось ее решить?
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ужа[сн]о - ужасен - ужасно
гру[сн]ый – грусть – грустный
вку[сн]ый – вкус – вкусный
радо[сн]ый – радость –радостный
сви[с,н,]ет – свист – свистнет
объя[с,н,]ение – ясен – объяснение
хру[с,н,]ет- хруст - хрустнет
ле[с,н,]ица - ----------- - лестница
звё[зн]ое – звезда – звёздное
гро[зн]ый – гроза – грозный
моро[зн]ый – мороз- морозный
прока[з,н,]ик - проказы - проказник
по[з, н,]ий – опоздал – поздно
пра[з,н,]ик - ------------ - праздник
уча[ств]уй – участие – участвуй
здра[ств]уй- здравие - здравствуй
чу[ств]о - ------------ - чувство
се[рц]е – сердечко - сердце
со[нц]е – солнышко – солнце
сча[сл,]ивый–счастье - счастливый
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс
Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне. ...
Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова
Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...
Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".
Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс....
Урок русского языка «Непроизносимый согласный в корне слова» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Нестандартный урок с применением презентации....
Презентация к уроку русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова"
В данном материале ведется подробный разбор по выбранной теме. Присутствуют все этапы урока....
Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...
Урок по русскому языку "Парные согласные в корне слова" (по технологии ДПР)
Данный урок составлен с применением технологии ДПР (автор - В.В. Лебедев).Срезовые и итоговые работы разработаны Тарасовой А.И....