Урок русского языка "Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?" (3 класс, УМК "Гармония", Соловейчик).
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
В работе содержится конспект урока и презентация по теме "Глаголи ли слова "лежать, сидеть"? А "бег и ходьба".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._uroka.docx | 20.47 КБ |
prez._k_uroku.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Глаголы ли слова «лежать», «сидеть»? А «бег» и «ходьба»?
Цели урока: создать условия для успешного решения учебных задач (развития, освоения знаний и воспитания)
Задачи урока:
обучающие | Развивающие: | воспитывающие: |
1.Уточнить комплекс признаков, руководствуясь которыми, следует определять принадлежность слова к той или иной части речи; 2. Расширить представления учащихся о значении глаголов; 3. Закрепить знания учащихся о частях речи /лексическое значение, изменение частей речи/. 4. Углубить знания уч-ся о многозначности и омонимичности частей речи; 5. Привить навык распознавания частей речи. | 1.формировать критическое мышление; развивать умения учащихся анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы. 2. Развивать эмоциональность, любознательность | 1.воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, вовлечь детей в активную практическую деятельность, совершенствовать навыки общения. 2.Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружбы, как нравственных начал человека. |
Ход урока:
- Введение в тему
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит дать ответ на вопрос Антона. Дело в том, что Антон получил задание: определи к какой части речи относятся слова бег, ходьба, лежать и сидеть. Выполняя это задание Антон зашёл в тупик. Давайте ему поможем. Но прежде чем мы будем помогать Антону, давайте немного повторим: что мы с вами знаем о частях речи?
- Повторение пройденного. Определение цели урока.
- А как вы определяете, к какой части речи относится слово? (задаём вопрос, смотрим, что обозначает)
- Сейчас каждая ученик получит карточку, на карточке написано название части речи, напишите на карточке, что вы знает про свою часть речи. (каждый ученик получает карточку, на выполнение задания 5 минут);
Имя прилагательное | |
обозначает | Признак предмета |
В нач.форме отвечает на вопросы | Какой? |
изменяется | По числам, родам и падежам |
Имя существительное | |
обозначает | Предметы |
В нач.форме отвечает на вопросы | Кто? Что? |
Не изменяется | По родам |
изменяется | По числам, падежам |
Глагол | |
обозначает | Действие предмета |
В нач.форме отвечает на вопросы | что делать? что сделать? |
изменяется | по временам, по числам, родам или лицам |
(После выполнения задания дети сверяют свои ответы с ответами на слайде, оценивают свою работу в соответствии с критериями: 1. Карточка заполнена верно- «5» 2. Одна ошибка-«4» 3. Две ошибки- «3» 4. Более трёх ошибок «вывод: нужно вернуться к правилам»)
- Давайте на практике проверим свои знания. Определите, какой частью речи являются выданные вам слова?
Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.
(К себе в тетрадь дети выписывают из предложенных слов те части речи, которые соответствуют названию карточки)
- Есть ли здесь сложное слово? (листопад)
- Есть ли однокоренные слова?
- Какие самостоятельные части речи отсутствуют среди предложенных слов?
- Новый материал.
- Ребята, мы с вами повторили всё, что мы знаем о частях речи, пришло время помочь Антону правильно определить к какой части речи относятся слова бег и ходьба, лежать и сидеть. Когда Антон выполнял это задание он рассуждал так: лежать- не действие, значит, это слово- не глагол. А бег и ходьба- это действия, значит- это глаголы. Как вы думаете верно ли рассуждал Антон? Давайте вспомним три особенности, которыми отличаются части речи. О чём забыл подумать Антон?
(на какой вопрос слово отвечает, что слово называет, как изменяется)
- Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечает слово ходьба, что это слово называет, как изменяется слово «ходьба» - по падежам или по временам?
И.п. что? Ходьба
Р.п. нет чего? ходьбы
Д.п. к чему? К ходьбе
В.п. люблю кого? Что? Ходьбу
Т.п. увлекаюсь чем? Ходьбой
П.п. говорю о чём? о Ходьбе
- Это слово отвечает на вопрос существительного, изменяется как существительное, значит это – существительное.
- Давайте посмотрим, как изменяется слово «лежать». (запись в тетради)
Что делаю? Лежу - наст. время
Что делала? Лежала – прош. вр.
Что сделает? полежит- буд. вр.
- Это слово отвечает на вопрос глагола, изменяется как глагол, значит это – глагол.
- Ребята, давайте составим памятку, как различить части речи, если они обладают признаками сразу 2-х частей речи.
№ 257 (составление памятки и сверка с учебником на с.150, начало памятки)
- Ответим на вопрос Антона: Лежать и сидеть – это…
- А бег и ходьба – это…
4. Закрепление изученного:
- упр № 258, работа по заданию учебника.
- упр. № 259, работа по заданию учебника.
- Итог урока:
- Какую пользу принёс вам сегодняшний урок?
- Что нового узнали из урока?
- Кто на ваш взгляд работал на уроке активно?
- Домашнее задание:
- упр. № 260, по заданию учебника.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Глаголы ли слова лежать и сидеть? А бег и ходьба?»
Имя прилагательное Обозначает В нач.форме отвечает на вопросы Изменяется Имя существительное Обозначает В нач.форме отвечает на вопросы Не изменяется Изменяется Глагол Обозначает В нач.форме отвечает на вопросы Изменяется
Самооценка: Карточка заполнена верно- «5» Одна ошибка-«4» Две ошибки- «3» Более трёх ошибок- «вывод: больше времени уделить повторению правил »
Выбери часть речи Осень, листопад, падают, солнечный, листья, срываются, осенний, дождливый, день, осыпаются, пасмурный, кружатся.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Осень Листопад листья день Солнечный Дождливый Осенний пасмурный Срываются Падают Осыпаются Кружатся
И.п. что? ходьба, бег Р.п. нет чего? ходьбы, бега Д.п. к чему? к ходьбе, к бегу В.п. люблю кого? Что? х одьбу, бег Т.п. увлекаюсь чем? х одьбой, бегом П.п. говорю о чём? о ходьбе, о беге
Что делаю? лежу, сижу - настояще е время Что делала ? л ежала, сидела – прошедшее время Что сделает? полежит, посидит- будущее время
Памятка На какой вопрос отвечает Что слово может обозначать Как может изменяться По временам Это имя По падежам Изменяется по родам нет да Имя существительное Глагол Имя прилагательное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс
Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Конспект урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова. Обобщение" 2 класс
Данный материал направлен на обобщение знаний по теме "Корень. Однокоренные слова". Мотивирует учащихся к качественному выполнению заданий, так как у каждого ученика распустится цветок настроения....
Урок русского языка "Корень слова. Однокоренные слова" ( 2 класс)
Урок создан в соответствии с ФГОС. Применяется технология проблемного ообучения с использованием ИКТ...
Урок по русскому языку "Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег и ходьба?
Урок по русскому языку по программе "Гармония" 3 класс...
Как отличить глагол от других частей речи? («Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?»)
Технологическая карта урока русского языка "Как отличить глагол от других частей речи?"...
Конспект урока русского языка "Многозначные слова. Прямое и переносное значение"(УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.Планируемые результатыПредметные:Знать:...