Урок письма по теме: «Сочетания ЩА – ЩУ»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

Урок письма в 1 классе по теме: «Сочетания ЩА – ЩУ». УМК «Школа России». Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochetaniya_shcha-shchu.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок письма по теме: «Сочетания ЩА – ЩУ».

УМК «Школа России». 1 класс.

План урока.

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

- Любите ли вы сказки? Узнайте сказочного героя:

«Парень слез с любимой печки,

  За водой поплёлся к речке.

  Щуку в проруби поймал

  И с тех пор забот не  знал». (Емеля)

- Как угадали? Из какой сказки?

- Встречалось ли вам такое имя в современной жизни? Почему?

- Что значит  «поплёлся»? (Медленно, нехотя).

- Почему  «поплёлся»?  (Ленивый).

- Что такое  «прорубь»? (Отверстие во льду реки).

- Почему Емеля не знал забот с тех пор,  как поймал щуку? (Выполняла все желания).

- Почему выполняла желания?  (Знал волшебные слова).

- Какие?

- Щука из сказки пришла к нам  в гости и будет помогать нам в изучении слов с сочетаниями ЩА-ЩУ.

3. Физ.минутка.

4. Работа с текстом.

- Чтобы правильно выполнить 1-е задание, произнесём волшебные слова: …

- В стихотворении, которое мы будем читать, встретятся трудные слова. Прочитаем их вместе.

- Морская капуста – водоросль. А почему так называется?

- Что значит «наварила»?

- Что значит  «угостила»? (Принимала  у себя, радушно, с радостью предлагала пищу).

- Это кто: лещи, окуньки, бычки?

- О каком количестве рыб говорят их названия? Измените слово, чтобы оно обозначало один предмет.

- Давайте познакомимся с этими рыбами.

- Возьмите цифры. Какую  держит окунь? Покажите. Как узнали?

- Лещ? Чем отличается от других рыб?

- Бычок? Почему так  назван?

- Возьмите лист со стихотворением. Сколько в нём предложений? Как определили?

Первичное чтение. 1 группа -  читает про себя 1-е предложение, ищут слово с сочетаниями ЩА – ЩУ и  готовятся прочитать предложения выразительно; 2 группа - работает со 2-м предложением; 3 группа – ставят знак ударения во всём тексте и готовятся прочитать его целиком выразительно.

Проверка.  (Чтение 1 и 2 групп, называние слов с сочетаниями ЩА – ЩУ).

- Назовите слова с сочетаниями ЩА – ЩУ.

Повторное  чтение. (Чтение 3 группы).

- С какими рыбами дружила щука? Прочитайте.

- А в природе эта рыба дружелюбная? А какая? Что это значит?

- В названии  каких рыб есть буква «щ»?

- Давайте для нашей щуки назовём звук, который обозначает буква «щ».

- Даёте ему характеристику.

- Подчеркните в тексте все буквы «щ». Сколько их? (5)

- Кто из вас хотел бы получить отметку «5»?

5. Итог.

 – Какое правило с буквой «щ» здесь встретилось?

- Назовите слово с «щу», с «щ».

- Приведите пример своих слов на это правило.

- Чем  угощала щука своих гостей? (Щами). Прочитайте.

- Что это за  блюдо? (Суп).

- Из чего его варила щука?

- Какие продукты можно положить в щи?

- Как эти продукты назвать  одним словом? (Овощи).

- Какое настроение вызывает это стихотворение? Передайте его при чтении.

6. Работа в «Прописях», с. 28.

- Щука довольна вашей работой и будет помогать нам писать слова с сочетаниями ЩА – ЩУ.

- Произнесём волшебные слова: …

7. Физ. минутка.

- С.28. Какое задание предлагает щука?  (Разбить слова на столбики: ща, щу).

- Прочитайте слова. Выделите правило. Какие слова запишем в первый столбик?

- Что такое  «роща»? (Лес из одной породы деревьев).

- Какие сочетания с этим  словом можно составить?

- А что такое чаща?

- Составьте словосочетания.

- Какие слова запишем во второй столбик?

- Щука принесла с собой слово из двух правил. Какое? Докажите.

- А какое слово  лишнее? (Чищу).

- Почему?  (Действие).

- Емеля был бездельник, лежал без действия, без дела. А мы давайте взбодримся, не будем как Емеля.

8. Физ. минутка.

- Хоть и ленив был Емеля, но удачлив.

- Что значит  «удачлив»? (Счастливый,  всё удавалось по желанию).

- Вставьте подходящее  по смыслу слово. (Емеля поймал … щуку.)

- Сколько слов будет в предложении?

- Назовите 1-е, 2-е, 3-е.

- Кто начертит схему предложения на доске?

- Как запишем предложение? Запишите.

- Пометьте буквы, которые обозначают согласный мягкий звук.

- Проверяем, а щука слушает. Какие буквы всегда обозначают мягкий согласный звук?

- Как обозначена на письме мягкость согласных букв м, л?

- В каком слове выделили правило?

- Как пишем сочетания щу, ща?

- Сколько раз Емеля произносил волшебные слова?

- Вот и мы произнесём их в третий раз …

- А задание очень сложное: добавить слог, чтобы получилось новое слово.

- Кому нужна помощь щуки?

- Проверяем.

9. Итог.

- Какое правило нам помогала учить щука?

- А что ещё нам помогало?  (Внимание, старание, прилежание и волшебные слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урока письма по теме «Письмо и почта»

Урок проходит в форме игры, позволяющей детям узнать историю почты, письма, а также поиграть в почту, научиться писать письма, подписывать конверты. Подготовка к игре может включать экскурсию на ...

Урок письма по теме "Письмо строчной буквы з" 1 класс, система Л.В.Занкова

Данный урок содержит разные формы деятельности на уроке. использованы приёмы критического мышления, загадки. ассоциации....

Урок письма по теме"Письмо букв, слогов с изученными буквами"

Использование на уроках обобщения и повторения изученного материала...

Конспект урока письма на тему: «Письмо буквы Л,л»

Конспект урока письмана тему: «Письмо буквы Л,л»...