Урок русского языка. Тема: "Сочетания жи–ши , написание, употребление".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сочетания жи – ши , написание, употребление
Задачи урока: сформировать навыки правописания слов с сочетаниями жи – ши.
Ход урока
- Оргмомент.
Вот книжка на столе, а вот тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня у ребят урок уж больно важный.
И ,как обычно, откройте тетради и запишите число.
- Постановка темы урока.
- На какие группы можно разделить согласные звуки?
(Мягкие и твердые,
звонкие и глухие,
всегда мягкие и всегда твердые).
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть.
( Берестов)
- А какие особые согласные вы знаете?
( ж, ш, ц, ч, щ, й ).
- Почему они особые?
( ч, щ, й – всегда мягкие ,
ж, ш, ц – всегда твердые ).
- Да, среди согласных звуков есть такие, которые не имеют пары по мягкости [ж],[ ш ],[ц] и они требуют особого внимания со стороны гласных: с одними гласными они дружат, а других просто никогда не подпускают к себе.
- Давайте понаблюдаем за согласными.
Прочитайте слоги.
бы - би мы – ми
ны – ни ды - ди
сы – си жи - жи
ты - ти ши – ши
- Каждый слог находится на своем месте?
-А последние 2 слога?
- Что вы можете сказать о написании этих слогов?
- Сказка «Про шипящие».
- Ребята, а вы хотите узнать, почему жи – ши пишутся с гласной и ?
- Посмотрите сказку « Про шипящие».
Инсценировка сказки.
Жили – были на свете шипящие ж, ш – неразлучные друзья.
Всюду они ходили парой, никогда не расставались.
А неподалеку жили гласные а, е, у, и, ы.
Жили они дружно. И вот однажды…
«Давайте поиграем в прятки», - предложили буквы.
Считалка.
Ежик, ежик чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать.
Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их будут искать. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо
ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти гласную ы.
Искали – искали до вечера, с ног сбились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать.
Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего дома и видят, что ы, как ни в чем не бывало, сидит, смеется и пьет чай.
Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь.
Никогда не стоят вместе.
И с этого времени ж и ш пишется с и.
- Ребята, так с какой гласной не дружатся согласные ж и ш ?
Физкультминутка.
I\/. Работа по теме.
- Угадать и записать слово:
По полям бегут ручьи,
На дорогах - … ( лужи ),
Скоро выйдут муравьи
После зимней … (стужи ).
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши ).
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … ( машина ).
\/. Вставить пропущенные буквы:
Ж.знь, тиш.на, ш.шки, уж.н, чиж.к
- В каком слове количество букв не соответствует количеству звуков? ( Жизнь ).
- Какие слова нельзя перенести? ( Жизнь, ужин ).
Физкультминутка.
\/I. Работа на компьютерах.
- Вставить пропущенную букву.
Душ . стые, ш . ны, кувш . н, ш . шки, леж . т, морж . , еж . к, чиж . к, рыж . й
- Выделить орфограмму жи – ши.
Сне . . нка, у . . н, сш . . ть, у Ната . . , у Сере . .
- Закрепление.
Приписать справа или слева к слогам пи лу но ло ла пи сочетания жи или ши.
- Над какими буквосочетаниями наблюдали на уроке?
- Что интересного узнали?
Д.з. : с. 122 упр.158
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Написание слов типа Орёл-орёл"
В разработке представлен подробный конспект урока и технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Написание слов типа Орёл-орёл"....
Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА
Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....
Урок русского языка в 3 классе "Местоимение. Употребление местоимений в речи."
конспект урока по русскому языку с презентацией по теме "Местоимение. Употребление местоимений в речи." в 3 классе. Данный урок является первым по теме "Местоимение" в соответствии с программой "Русск...
Материал для урока русского языка в 3 классе "Лексика. Употребление в речи синонимов""
Урок в 3 классе " Лексика. Употребление в речи синонимов" с технологической картой, раздаточным материолом для групповой работы и презентацикй....
Конспект урока русского языка 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и навыков употребления глаголов в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать:особенности глагола как част...
Конспект урока Русский язык по теме: "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России" , 3 класс, 2 часть)
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результатыПредметные: Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...
Урок русского языка во 2 «А» классе «Употребление предлогов в предложении».
Урок развития и коррекции умений и навыков...