Урок русского языка с использованием метода проблемного обучения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Мельниченко Наталья Валерьевна

Урок русского языка с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruskiy_yazyk_2_kl.doc44.5 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt592 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 2 класс

Тема. «От значения слова – к правильной букве.

Доска:Число, кл работа , мин чист.

Друг познается в беде»

I. Организационный момент

Ребята сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором присутствуют гости ваши родители и учителя. Я думаю, нам есть что показать. Еще наш урок необычен тем, что мы на уроке сегодня поработаем с интерактивной доской, совершим путешествие в мир тайн  русского языка, а помогут нам в этом сказочные герои. Какие мы узнаем чуть позже. Откройте пожалуйста тетради. Запишите число . кл.работу.

 На минутку чистописания запишем буквы А О Е И Я.Кто справится с работой покажет  мне ,  что работа окончена.

Ребята как вы думаете почему мы записали именно эти буквы?

(ошибкоопасные,  гласные)

Какую мы знаем орфограмму,  где нужно быть особенно внимательным к гласным буквам? Совершенно верно. Так вот сегодня на уроке мы и продолжим работу над изученными нами  орфограммами. Я вам говорила ребята что м ы узнаем одну из тайн русского языка , а какую вы сейчас прочитаете сами.«От значения слова к букве».Это тема нашего сегодняшнего урока. Поднимите руку кому она понятна.

Я надеюсь мы раскроем  тайну «Как слово влияет на написание нужной буквы»  если вы будете внимательно слушать   и хорошо  работать  на уроке.

Итак начинаем наше путешествие.

Жили-были сестрица Аленушка да братец Иванушка

-Родители им часто повторяли одну пословицу. Прочитаем ее.

. Грамоте учиться всегда пригодится.     Слайд 1

.Как вы это понимаете? А зачем нам нужно учиться грамоте? Математике – понятно, а русскому языку? Сейчас везде используют компьютеры. Любое слово, написанное с неправильной буквой, компьютер сам выделит, букву, которую нужно в слове писать, вставит.

Но ведь не всегда под рукой есть компьютер.

А что может произойти, если неправильно напишешь слово от руки? (Дети пытаются ответить на вопрос учителя.)
А пока давайте посмотрим, что в сказке дальше было.
Слушали сестрица Аленушка и братец Иванушка родителей, хотя, может быть, и не понимали, зачем это нужно, да в школу ходили, знания получали,

3. Словарная работа.

мороз                      галодать

ягада                      начное

язык                       зашогал

малоко                   трава

варона                    охранял

- Чем 1 столбик отличается от 2 столбика?

Кто желает пойти помочь Аленушке работает с 1 столбиком. А кто желает помочь Иванушке работает с левым столбиком.

- Запишите словарные слова. Подберите однокоренные слова-.устно

Запишите слова с без гласной –подберите устно проверочные слова

А вы ребята записываете слова в тетради. Проверяем.

– Верно ли вставлены буквы.?

На экране –Слайд 2.

 Да.

Затем проверяющий ученик ставит оценки Аленушке и Иванушке.

Как учились герои нашей сегодняшней сказки?

Плохо.

Чтобы нам не допускать таких ошибок и правильно писать что нужно делать?

 III. Актуализация знаний учащихся

. Так стали появляться у Иванушки и в тетрадях, и в дневнике «гуси-лебеди». Что это?

Двойки.         

  На экране – Слайд  3      

Попал Иванушка в рабство к бабушке Ошибке, которая любит таких невнимательных, нестарательных деток... И, может быть, Аленушке было бы все равно, только она всегда помнила пословицу: «Друг познается в беде». Хотелось ей помочь братцу, да родителей не спросишь – никого рядом нет.
Вспомнила она, что живет в их доме Мышка – большая умница. Захотела Аленушка спросить совета у нее. Хотите узнать, что ей Мышка сказала да как та Мышка выглядела?

На экране – Слайд 4,

– Тогда давайте поможем Аленушке дописать слово Мышка-норушка.. Напишите,  в тетради какие буквы вы бы посоветовали Аленушке поставить в слово. Чтобы Мышка появилась, нужно писать правильно, без ошибок. А у доски попробует справиться с этим заданием..______________

Проверка.

– А Мышка вот что сказала: «Нужно тебе, Аленушка, самой отправляться к бабушке Ошибке да и показать, что не бывать ей у тебя в тетрадях. Только дело это трудное – можно и самой в рабство к бабушке Ошибке попасть, стоит только что-нибудь, не подумав, написать и ошибиться. Правда, есть одна вещь, которой Ошибка боится: это знание правил и умение их применять.

– Хоть и страшно стало Аленушке, да делать нечего. А как к бабушке Ошибке попасть? Мышка сказала, что нужно только правильно написать адрес:

За г...рами, за л...сами,
за ш...рокими м...-рями...

Давайте поможем Аленушке.

Слайд 5

Один ученик произносит, какую букву он поставил бы в каждое слово, далее идет проверка.

При постановке последней гласной появляется картинка, где изображена Аленушка около избушки бабушки Ошибки.

– Добраться-то Аленушка добралась Хорошо, вспомнила, что Ошибка боится правил. Спасибо вам что помогли ей правила повторить, а то Аленушка от страха их забыла.

– Главное – не только правило знать: нужно уметь его применять.

– С нами Аленушке не страшно. Вошла она в избушку...

 А бабушка Ошибка задает Аленушке вопрос. Прочитайте его на экране.

Дети читают.

На экране –Слайд  6.

Может ли так быть, чтобы звук в слабой позиции записывался в слове то одной буквой, то другой?

Аленушка торопиться с ответом не стала – она решила у вас спросить как пишутся слова, которые звучат одинаково, а в них то одна буква пишется, то другая. Только понять, отчего это бывает, Аленушка не может.Давайте попробуем сами разобраться и Аленушке объяснить.

На экране –Слайд  7и 8

Дети объясняют написание слов, идя от значения к букве.

– А вы знаете такие слова, которые одинаково слышатся, но по-разному пишутся?
Дети приводят свои примеры.
– Испугалась старуха Ошибка, прямо затряслась от злости, но виду не подает. Часто бывает так: дети правильно говорят, а пишут с ошибками. Вот и предложила она Аленушке записать правильные буквы.

На экране – Слайд 9

  Давайте поможем девочке, и вместе поразмышляем. Каждый из вас в тетради пишет проверочное слово, а затем вписывает нужную букву гласного звука в слово с пропуском.

Кто работает у доски вписывает буквы  а потом объясняет, а остальные дети в тетради пишут.

На экране – Слайд  10.

– Видите, нашими стараниями дети уже избежали ошибок и ушли из дома бабушки Ошибки.

Какой вывод можно сделать из того что мы сейчас с вами узнали?

Чтобы правильно написать букву нужно понять значение слова.

Правильно. А теперь прочитайте еще раз тему нашего сегодняшнего урока. Теперь вам понятна тема. Для чего нужно знать значение слова? Значит мы в тайну разгадали.

Давайте  проверим действительно ли мы научились правильно подбирать нужную букву. 

На экране – Слайд  11.

 ...Здесь чудный лук и я лижу,
написано в письмишке

Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут...

Читаю дальше:
Здесь лиса,
красивый длинный прут...

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Видите, письма с ошибками могут даже ранить, испугать.

А как надо писать выделенные слова?

Кто желает пойти к доске и исправить ошибки с объяснением.

Остальные работают самастоятельно.

Ребята как вы думаете так для чего же нужно учиться грамоте?.

Чтобы тебя понимали правильно.

–– А знаете, что поняли дети? Метко об этом сказано в пословице.

На экране – Слайд 12

VI. Итог урока

Какую тайну русского языка мы узнали сегодня? Слайд 12

Правильно. В русском языке много тайн , остальные будем разгадывать на других уроках.

А сейчас я вам предлагаю еще раз проверить ваши знания устно. Путем выбора правильного ответа.

А теперь давайте устно ответим на вопросы  по нашей теме урока.

Слайд13,14, 15, 16.

Молодцы.Сегодня на уроке работали все хорошо Спасибо за работу Оценки.Дома напишите слова в которых написание буквы зависит от их значения.

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха младших школьников на уроках русского языка с использованием компьютерных средств обучения

В статье автор рассказывает о важности формирования фонематического слуха у учащихся младших классов. Рассказывает о способах и методах формирования фонематического слуха учащихся с помощью компьютерн...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....