Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сорокина Елена Александровна

План-конспект урока русского языка в 3 классе с применением средств ИКТ  

Цель: наблюдать над правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.

 

Задачи:

- познакомиться с правилом написания гласных а, о в приставках про-, пра-, по-, па-;

- создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности;

- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;

- активизировать словарный запас учащихся;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

 

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

 

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- выразительно читать и пересказывать текст;

 

Предметные результаты:

- познакомить с правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.

- развивать умение находить в слова приставки;

- развивать связную устную и письменную речь;

- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов;

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_pro-_i_pra-_po-_i_pa-_ikh_pravopisanie.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦО №629, здание 5

План-конспект урока по русскому языку

с применением ИКТ в 3 классе «А»

Тема урока:

«Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание»

Урок разработала:

учитель начальных классов

Сорокина Е.А.

г. Москва

2013-2014 уч. г.

Пояснительная записка

Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Оборудование:

  •  АРМ учителя
  •  Проекционный аппарат
  •  Экран

Программное обеспечение:

  •  Операционная система – Windows XP,
  • Microsoft Office XP
  • Презентация Power Point
  • Macbook
  • Программа Перволого

План-конспект урока русского языка в 3 классе

с применением средств ИКТ

Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».

Цель: наблюдать над правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.

Задачи:

- познакомиться с правилом написания гласных а, о в приставках про-, пра-, по-, па-;

- создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности;

- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;

- активизировать словарный запас учащихся;

- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.

Личностные результаты:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- выразительно читать и пересказывать текст;

Предметные результаты:

- познакомить с правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.

- развивать умение находить в слова приставки;

- развивать связную устную и письменную речь;

- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов;

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Этапы урока

Ход урока

Слайды

Ι. Актуализация знаний.

- Сегодня к нам на урок пришли гости давайте их поприветствуем!

- Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пожелайте своему соседу удачной работы на сегодняшнем уроке.

(Дети желают друг другу удачной работы).

- А теперь посмотрите на меня. Кто из вас желает узнать много нового? Что для этого надо сделать? (познавать, узнавать).

Значит, вперед! Сегодня мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели.

Сядем за парты правильно, спину держим прямо.

Расположите полученную тетрадь на столе правильно. Отступим от отметки 2 линии вниз и запишем дату.

Дети записывают число, классная работа, чистописание –о-а-

- Начать сегодня урок мне хочется с загадки.

С корнем я дружу, друзья,

Перед ним стою всегда.

А работа моя такова:

Образовывать новые слова.

- О чём речь? (Это приставка.)

- Что вы знаете о приставке?

- Какая орфограмма встречается в приставках?

( Приставка – это часть слова; она стоит перед корнем и служит для образования новых слов; со словом приставка пишется слитно;

безударную гласную в ней можно проверить, подобрав проверочное слово с такой же ударной приставкой; приставки мы учили наизусть.)

-Какие приставки с буквой «о» вы запомнили? (До-, о-, об-, обо-, от-, ото-, по-под-, подо-, про-, со-.)

-В каких приставках пишется буква «а»? (За-, над-, на-.)

.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Прочитайте слова

Проводник поплясал

Прабабушка паводок

-Объясни лексическое значение слов.

Проводник – многозначное слово

1.провожатый, указывающий путь;

2.железнодорожный служащий, сопровождающий вагон;

3.специалист, работающий со служебной собакой;

Прабабушка – мама дедушки или бабушки.

Паводок-поднятие уровня воды в реках, водоёмах из-за быстрого таяния снега, от ливней.

-Кто заметил противоречие в выделенных приставках?

В слове проводник приставка про-, а в слове прабабушка приставка пра-, в слове поплясал приставка по- , а в слове паводок приставка па-.

Непонятно, когда надо писать про-, а когда пра-, когда по-, а когда па-.

-Чему будем учиться сегодня на уроке? (учиться понимать, когда писать а- о-)

-Сформулируйте тему урока.

Правописание приставок про- и пра-, по- и па-.

-Какую цель поставите перед собой. (Научиться различать, когда писать приставки по – и про-, а когда писать приставки пра- и па- .)

-Приставки па- и пра- встречаются в словах редко, однако их нельзя путать с приставками по- и про-. Как различить, когда писать приставку про-, а когда пра-, по- или па-? Ответ на этот вопрос попробуем дать в ходе урока.

Научиться различать, когда писать приставки по – и про- , а когда писать приставки пра- и па- .

Задание на MacBook в программе ПервоЛого

-Прочитайте слова с приставкой про-

-Прочитайте слова с приставкой пра-.

-Исследуйте слова с приставкой пра-. В каких словах будем писать приставку пра?

-Может быть это словарные слова и их надо запомнить.

-Быть может это какое-то правило.

- Уточните значение слов с приставкой пра-?

-Они все родственники. Прабабушка – мама моей бабушки или дедушки, правнук – сын внука.

- А прародители - это кто?

- Прародители – это предки, от которых ведёт своё начало род.

-Попробуйте сформулировать правило, когда же пишется приставка пра-, а когда про?

Приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи, во всех остальных случаях пишется приставка про-.

-Да, ребята, приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи или указывают на степень родства, в остальных случаях пишется приставка про-.

-Подумайте в группах,  как будет выглядеть правило о приставках про- и пра- в схеме ?

-Какую схему возьмём за основу?

Пра-        

родственники

Про-        

во всех остальных словах

-На какой вопрос урока нам предстоит ещё ответить?

Когда пишутся приставки по-, а когда па-.

Упр155, стр.126.

- Спишите слова в два столбика и поставьте ударение, с приставкой по- в один, а с приставкой па- в другой, выделите приставки.

-Прочитайте слова с приставкой по-.

-Прочитайте слова с приставкой па-.

-Исследуйте слова и подумайте, когда пишется приставка по-, а когда па-.

-Вывод: приставка па всегда ударная, приставка про- всегда безударная.

(Если учащиеся затрудняются сразу ответить на этот вопрос, то учитель просит поставить в словах ударение)

- Вы правы, приставка па- пишется всегда под ударением, а по- без ударения.

-Ребята, а почему вы даже не знали о существовании приставки па-?

-Наверное таких слов очень мало в русском языке.

-Да, таких слов очень мало в русском языке, но они всё-таки есть.

В упражнении вам встретились два слова с приставкой па – падчерица и пасынок. Объясните значение этих слов.

- Падчерица в сказке «Золушка» - это неродная дочь мачехе.

- Пасынок – это неродной сын отцу или матери.

-Поработайте снова в группах, подумайте, как будет выглядеть правило о приставках по- и па- в схеме ?

-Какую модель возьмём за основу?

Па-        

под ударением

По-        

в безударном положении

Вывод

-Вывод№1 Приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства. В остальных случаях пишется приставка про-.

-Вывод№2 Приставка па- встречается в словах редко, она всегда под ударением, а приставка по- без ударения.

На доске

Проводник поплясал

Прабабушка паводок

ΙV. Развитие умений – применение знания.

Физкультминутка.

-Но много лет назад она была молода. Тогда ещё не было телевизоров. Люди собирались вместе, пели русские народные песни и водили хороводы. Одна из таких песен, которую пели прабабушки «Во поле берёза стояла». Под музыку этой песни немного отдохнём.

-Представьте себя берёзкой.

-Выросла в поле стройная и кудрявая берёзка.

-Стоит красавица берёзка, тянется к тёплому солнышку.

-Тоненькие нежные листочки едва шевелятся.

-Вот пробежал лёгкий ветерок, закачались веточки в разные стороны.

- А ветерок решил поиграть с берёзкой и закружил её то в одну сторону, -то в другую.

Вся в белое платье одета,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Работа над предложением.

-Назовите имена своих прабабушек.

-Могла ли петь эту песню ваша прабабушка?

-Да

Придумайте предложение про прабабушку.

-Запишите предложение.

Моя прабабушка Вера пропела песню про берёзку.

-Какую приставку написали в слове прабабушка.

В слове прабабушка пишется приставка пра-.

-Обозначить и объяснить в предложении все известные орфограммы.

Дети обозначают все орфограммы. Один ученик у доски обозначает все орфограммы и объясняет, остальные проверяют правильность написания предложения и выделенные орфограммы

-Теперь вы уверены в правописании этих приставок? Хотите себя проверить?

Тест.

(на карточках)

-Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы

П__дарить, п__сынок, пр__родители, п__ход, , п__губный, пр__бабушка, пр__слушал, пр__внучка.

Учащиеся сравнивают, исправляют ошибки.

(Для быстрой проверки предлагается слайд.)

- Не огорчайтесь, кто ещё пока допустил ошибки.

Взаимодиктант. (работа в паре)

Написать 10 слов с приставками пра-,про-,па-,по-.

Обозначить приставки, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы – безударные гласные в приставках.

(Слова записаны на карточках)

1вариант:

Прабабушка, поплясал, пасынок, пробежал, потемнел, падчерица, правнук, проплыл, пробел, прародители.

2 вариант:

Прадедушка, проводник, паводок, пролетел, посмотрел, правнучка, промахнулся, подумал, пасынок, прогульщик.

-Взаимопроверка.

(Учитель контролирует и помогает учащимся проверить диктанты.)

Тест

1.Чтобы найти приставку, нужно…

1) подобрать однокоренное слово.

2) подобрать проверочное слово.

3) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

2.Укажи слова с приставкой.

1)портфель 2)полёт 3)помидор

4)праздник 5) прабабушка 6)правительство

3.Какую гласную напишешь в приставках?

…трезать, п…дарить, п…дснежник, д…верять, п…садка, п…слушать,пр…думать, п…светлело, п…белело

  1. а 2) о

4.Какую гласную напишешь в приставках?

Пр…дедушка, з…писал, пр…бабушка, з…говорил, пр…внук, п…водок, п…сынок, п…дчерица, з…крыли.

  1. а 2) о

ΙV. Итог урока.

-Урок подошёл к концу. Мы много поработали.

- А сейчас давайте вспомним цель нашего урока.

-Достигли ли цели урока?

-А зачем мы этим занимались?

- С каким затруднением столкнулись?

-В чём сомневался?

-Чем остался доволен?

А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Довольны ли вы своей работой?

- У вас на столах лежат смайлики.

Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите смайлик с грустным видом. Кому нужна помощь останетесь после урока.

V. Домашнее задание.

У. Выполните упр.4 на с.131.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение знаний о правописании приставки и предлога

Презентация к уроку помогает обобщить и закрепить знания учащихся о правописании предлогов и приставок....

Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания

Описанине опыта работы по теме: "Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания "...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-

Цели урока:     Знакомство с правилом написания приставки с-;     Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...

Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».

Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: -овладение умением извлекать информацию из словарей и использовать ее для решения практических зад...

"Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание" Школа 2100

Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: -овладение умением извлекать информацию из словарей и использовать ее для решения практических зад...