Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
План-конспект урока русского языка в 3 классе с применением средств ИКТ
Цель: наблюдать над правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.
Задачи:
- познакомиться с правилом написания гласных а, о в приставках про-, пра-, по-, па-;
- создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности;
- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;
- активизировать словарный запас учащихся;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- выразительно читать и пересказывать текст;
Предметные результаты:
- познакомить с правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.
- развивать умение находить в слова приставки;
- развивать связную устную и письменную речь;
- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов;
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavki_pro-_i_pra-_po-_i_pa-_ikh_pravopisanie.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦО №629, здание 5
План-конспект урока по русскому языку
с применением ИКТ в 3 классе «А»
Тема урока:
«Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание»
Урок разработала:
учитель начальных классов
Сорокина Е.А.
г. Москва
2013-2014 уч. г.
Пояснительная записка
Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа 2100») по теме «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
Оборудование:
- АРМ учителя
- Проекционный аппарат
- Экран
Программное обеспечение:
- Операционная система – Windows XP,
- Microsoft Office XP
- Презентация Power Point
- Macbook
- Программа Перволого
План-конспект урока русского языка в 3 классе
с применением средств ИКТ
Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».
Цель: наблюдать над правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.
Задачи:
- познакомиться с правилом написания гласных а, о в приставках про-, пра-, по-, па-;
- создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности;
- развивать познавательную самостоятельность через наблюдения, сравнения и выводы;
- активизировать словарный запас учащихся;
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- выразительно читать и пересказывать текст;
Предметные результаты:
- познакомить с правописанием слов с приставками про- и пра-, по- и па-.
- развивать умение находить в слова приставки;
- развивать связную устную и письменную речь;
- продолжить работу по наблюдению за лексическим значением слов;
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Этапы урока | Ход урока | Слайды |
Ι. Актуализация знаний. | - Сегодня к нам на урок пришли гости давайте их поприветствуем! - Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, пожелайте своему соседу удачной работы на сегодняшнем уроке. (Дети желают друг другу удачной работы). - А теперь посмотрите на меня. Кто из вас желает узнать много нового? Что для этого надо сделать? (познавать, узнавать). Значит, вперед! Сегодня мы сделаем еще один шаг к достижению этой цели. Сядем за парты правильно, спину держим прямо. Расположите полученную тетрадь на столе правильно. Отступим от отметки 2 линии вниз и запишем дату. Дети записывают число, классная работа, чистописание –о-а- - Начать сегодня урок мне хочется с загадки. С корнем я дружу, друзья, Перед ним стою всегда. А работа моя такова: Образовывать новые слова. - О чём речь? (Это приставка.) - Что вы знаете о приставке? - Какая орфограмма встречается в приставках? ( Приставка – это часть слова; она стоит перед корнем и служит для образования новых слов; со словом приставка пишется слитно; безударную гласную в ней можно проверить, подобрав проверочное слово с такой же ударной приставкой; приставки мы учили наизусть.) -Какие приставки с буквой «о» вы запомнили? (До-, о-, об-, обо-, от-, ото-, по-под-, подо-, про-, со-.) -В каких приставках пишется буква «а»? (За-, над-, на-.) | . |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Прочитайте слова Проводник поплясал Прабабушка паводок -Объясни лексическое значение слов. Проводник – многозначное слово 1.провожатый, указывающий путь; 2.железнодорожный служащий, сопровождающий вагон; 3.специалист, работающий со служебной собакой; Прабабушка – мама дедушки или бабушки. Паводок-поднятие уровня воды в реках, водоёмах из-за быстрого таяния снега, от ливней. -Кто заметил противоречие в выделенных приставках? В слове проводник приставка про-, а в слове прабабушка приставка пра-, в слове поплясал приставка по- , а в слове паводок приставка па-. Непонятно, когда надо писать про-, а когда пра-, когда по-, а когда па-. -Чему будем учиться сегодня на уроке? (учиться понимать, когда писать а- о-) -Сформулируйте тему урока. Правописание приставок про- и пра-, по- и па-. -Какую цель поставите перед собой. (Научиться различать, когда писать приставки по – и про-, а когда писать приставки пра- и па- .) -Приставки па- и пра- встречаются в словах редко, однако их нельзя путать с приставками по- и про-. Как различить, когда писать приставку про-, а когда пра-, по- или па-? Ответ на этот вопрос попробуем дать в ходе урока. Научиться различать, когда писать приставки по – и про- , а когда писать приставки пра- и па- . Задание на MacBook в программе ПервоЛого -Прочитайте слова с приставкой про- -Прочитайте слова с приставкой пра-. -Исследуйте слова с приставкой пра-. В каких словах будем писать приставку пра? -Может быть это словарные слова и их надо запомнить. -Быть может это какое-то правило. - Уточните значение слов с приставкой пра-? -Они все родственники. Прабабушка – мама моей бабушки или дедушки, правнук – сын внука. - А прародители - это кто? - Прародители – это предки, от которых ведёт своё начало род. -Попробуйте сформулировать правило, когда же пишется приставка пра-, а когда про? Приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи, во всех остальных случаях пишется приставка про-. -Да, ребята, приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи или указывают на степень родства, в остальных случаях пишется приставка про-. -Подумайте в группах, как будет выглядеть правило о приставках про- и пра- в схеме ? -Какую схему возьмём за основу? Пра- родственники Про- во всех остальных словах -На какой вопрос урока нам предстоит ещё ответить? Когда пишутся приставки по-, а когда па-. Упр155, стр.126. - Спишите слова в два столбика и поставьте ударение, с приставкой по- в один, а с приставкой па- в другой, выделите приставки. -Прочитайте слова с приставкой по-. -Прочитайте слова с приставкой па-. -Исследуйте слова и подумайте, когда пишется приставка по-, а когда па-. -Вывод: приставка па всегда ударная, приставка про- всегда безударная. (Если учащиеся затрудняются сразу ответить на этот вопрос, то учитель просит поставить в словах ударение) - Вы правы, приставка па- пишется всегда под ударением, а по- без ударения. -Ребята, а почему вы даже не знали о существовании приставки па-? -Наверное таких слов очень мало в русском языке. -Да, таких слов очень мало в русском языке, но они всё-таки есть. В упражнении вам встретились два слова с приставкой па – падчерица и пасынок. Объясните значение этих слов. - Падчерица в сказке «Золушка» - это неродная дочь мачехе. - Пасынок – это неродной сын отцу или матери. -Поработайте снова в группах, подумайте, как будет выглядеть правило о приставках по- и па- в схеме ? -Какую модель возьмём за основу? Па- под ударением По- в безударном положении Вывод -Вывод№1 Приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства. В остальных случаях пишется приставка про-. -Вывод№2 Приставка па- встречается в словах редко, она всегда под ударением, а приставка по- без ударения. | На доске Проводник поплясал Прабабушка паводок |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | Физкультминутка. -Но много лет назад она была молода. Тогда ещё не было телевизоров. Люди собирались вместе, пели русские народные песни и водили хороводы. Одна из таких песен, которую пели прабабушки «Во поле берёза стояла». Под музыку этой песни немного отдохнём. -Представьте себя берёзкой. -Выросла в поле стройная и кудрявая берёзка. -Стоит красавица берёзка, тянется к тёплому солнышку. -Тоненькие нежные листочки едва шевелятся. -Вот пробежал лёгкий ветерок, закачались веточки в разные стороны. - А ветерок решил поиграть с берёзкой и закружил её то в одну сторону, -то в другую. Вся в белое платье одета, Нет дерева сердцу милей, И много задумчивых песен Поётся в народе о ней. Работа над предложением. -Назовите имена своих прабабушек. -Могла ли петь эту песню ваша прабабушка? -Да Придумайте предложение про прабабушку. -Запишите предложение. Моя прабабушка Вера пропела песню про берёзку. -Какую приставку написали в слове прабабушка. В слове прабабушка пишется приставка пра-. -Обозначить и объяснить в предложении все известные орфограммы. Дети обозначают все орфограммы. Один ученик у доски обозначает все орфограммы и объясняет, остальные проверяют правильность написания предложения и выделенные орфограммы -Теперь вы уверены в правописании этих приставок? Хотите себя проверить? Тест. (на карточках) -Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы П__дарить, п__сынок, пр__родители, п__ход, , п__губный, пр__бабушка, пр__слушал, пр__внучка. Учащиеся сравнивают, исправляют ошибки. (Для быстрой проверки предлагается слайд.) - Не огорчайтесь, кто ещё пока допустил ошибки. Взаимодиктант. (работа в паре) Написать 10 слов с приставками пра-,про-,па-,по-. Обозначить приставки, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы – безударные гласные в приставках. (Слова записаны на карточках) 1вариант: Прабабушка, поплясал, пасынок, пробежал, потемнел, падчерица, правнук, проплыл, пробел, прародители. 2 вариант: Прадедушка, проводник, паводок, пролетел, посмотрел, правнучка, промахнулся, подумал, пасынок, прогульщик. -Взаимопроверка. (Учитель контролирует и помогает учащимся проверить диктанты.) Тест 1.Чтобы найти приставку, нужно… 1) подобрать однокоренное слово. 2) подобрать проверочное слово. 3) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. 2.Укажи слова с приставкой. 1)портфель 2)полёт 3)помидор 4)праздник 5) прабабушка 6)правительство 3.Какую гласную напишешь в приставках? …трезать, п…дарить, п…дснежник, д…верять, п…садка, п…слушать,пр…думать, п…светлело, п…белело
4.Какую гласную напишешь в приставках? Пр…дедушка, з…писал, пр…бабушка, з…говорил, пр…внук, п…водок, п…сынок, п…дчерица, з…крыли.
| |
ΙV. Итог урока. | -Урок подошёл к концу. Мы много поработали. - А сейчас давайте вспомним цель нашего урока. -Достигли ли цели урока? -А зачем мы этим занимались? - С каким затруднением столкнулись? -В чём сомневался? -Чем остался доволен? А сейчас давайте поделимся впечатлениями о нашем уроке. - Довольны ли вы своей работой? - У вас на столах лежат смайлики. Если вам все удалось на уроке – выберите смайлик с улыбкой, если у вас остались неразрешенные проблемы – выберите смайлик с задумчивым выражением, если вам ещё понадобится помощь – выберите смайлик с грустным видом. Кому нужна помощь останетесь после урока. | |
V. Домашнее задание. | У. Выполните упр.4 на с.131. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение знаний о правописании приставки и предлога
Презентация к уроку помогает обобщить и закрепить знания учащихся о правописании предлогов и приставок....
Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания
Описанине опыта работы по теме: "Приемы работы над приставками и предлогамив начальной школе как средство формирования навыков грамотного правописания "...
разработка урока по теме: "Приставка. Правописание приставок".
Урок русского языка в 3 классе....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе УМК «Начальная школа ХХІ века»Тема урока: Правописание приставки С-
Цели урока: Знакомство с правилом написания приставки с-; Развитие умения грамотно писать слова с приставкой с- и ранее изученными приставками...
Задание в ПервоЛого для урока русского языка по теме «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».
Урок по программе "Школа 2100"...
Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».
Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: -овладение умением извлекать информацию из словарей и использовать ее для решения практических зад...
"Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание" Школа 2100
Тема: «Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели: -овладение умением извлекать информацию из словарей и использовать ее для решения практических зад...