Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка по теме «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня». Программа "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 21.89 КБ |
prilozhenie_1.pptx | 37.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №629
Урок русского языка по теме «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня»
Выполнила
Сорокина Е.А.
Москва, 2013-14 уч.год
Цели:
повторить значимые части слова;
создать условия, при которых учащиеся смогут доказать, почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня;
развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;
воспитывать потребность умения пользоваться языковым богатством.
ХОД УРОКА
I. Мотивация.
– Прозвенел звонок веселый,
Всех зовет он на урок.
Ну, ребята, все готовы?
Начинаем точно в срок.
На места мы тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
– Вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь. Посмотрите на слайд. Какие задания Вы можете предложить?
На слайде деформированный текст:
в, субботу, ребят, поехала, группа, за, город
кассе, они, в, билеты, купили
подошел, перрону, к, поезд
быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в
вагона, приятно, смотреть, из, окна
Ученики предлагают составить из слов предложения, назвать изученные орфограммы: удвоенные согласные, безударные гласные, написание приставок и предлогов, парные согласные.
– Из слов составьте предложения.
– Назовем хором слова с удвоенной согласной. (Суббота, группа, касса, перрон, пассажиры)
– Взяли листочки, работаем парами: запишем эти слова для переноса по памяти (в это время один ученик работает на отдельной доске, записывает слова без переноса).
Проверка. Один ученик проговаривает слова, дети проверяют.
– Чья группа выполнила работу без ошибок. Встаньте.
– Допустили 1 ошибку.
– Более двух ошибок?
– Ну что же, Вы поработали неплохо. Спасибо.
II. Целеполагание
На экране высвечивается рассказ.
В субботу группа ребят поехала за город.
Они купили в кассе билеты.
К перрону подошел поезд.
Пассажиры быстро сели в вагоны.
Приятно смотреть из окна вагона.
– Как можно назвать эти предложения одним словом? (Рассказ)
– Давайте вспомним урок литературного чтения, что называется рассказом? (Рассказ – один эпизод, одно событие из жизни героев).
– Как можно озаглавить? («Экскурсия за город». «Поездка». И т.д.)
– Открыли тетради и запишите слово «рассказ». (Один ученик записывает слово на доске.)
– Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет слова, записанные ранее и это слово. (Это слова с удвоенной согласной).
– А как Вы думаете, какое слово лишнее?
(Дети высказывают свои предположения и их доказывают).
– Какое задание можно выполнить, чтобы доказать свою правоту? (Морфемный разбор слов, изобразить графически. Эту работу дети выполняют на доске и в тетрадях).
– Что Вы заметили? Какое слово лишнее? (В словах: суббота, группа, экскурсия, перрон, касса – удвоенная согласная в корне, а в слове рассказ – на границе приставки и корня).
– Как проверить написание удвоенной согласной в корне? (Написание этих слов необходимо запомнить).
– Докажите, что в слове «рассказ» удвоенная согласная? (Подбираем однокоренные слова: сказать, сказочка – в этих словах корень сказ).
Вывод: удвоенная согласная встречается не только в корне слова, но и на границе приставки и корня.
– Назовите тему урока. (Удвоенная согласная на границе приставки и корня.)
Вывешиваю тему на доске.
Цель: учиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке корня и приставки, доказывать правильность написания (на доске вывешиваю слова: учиться…, доказывать…).
III. Решение учебных задач и выполнение учебных действий
– Откроем учебники на странице 128, прочитаем еще раз тему урока. (Читаем хором)
– Что такое «стык »? (Место, где вплотную соединяются приставка и корень)
– Выполним упр.159.Читаем задание.
– Объясните графически на доске, почему в словах пишется удвоенная согласная.
(Дети выходят к доске, называют слово и доказывают графически: рассыпать, корень сып, приставка рас, поэтому пишу удвоенную согласную).
Релаксация: (Слайды)
Словарная работа
– Я задумала слово, приготовила для вас подсказки, кто первым догадается, что это за слово, тот и запишет его на доске.
– В этом слове 3 орфограммы.
– В нем спрятался кросс, но к слову спорт не относится.
– Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд)
– Что такое кроссворд? Это игра, в которой фигуру из квадратиков нужно заполнить буквами.
(Дети записывают это слово на доске и в тетрадях, обозначают орфограммы)
Отгадываем кроссворд
Дети выходят, записывают слова – отгадки на ватмане, доказывают, почему надо писать удвоенную согласную, а остальные ребята работают в тетрадях.
1. Антоним к слову «закат». (Рассвет)
2. Молодые растения, выращенные в особых условиях и предназначенные для пересадки. (Рассада)
3. Словесное изложение каких-либо событий. (Рассказ)
4. Помощь, содействие. (Поддержка)
5. Подстрекая, возбудить сильное желание к чему-либо. (Раззадорить)
– Мне бы хотелось, чтобы Вы, ребята, попробовали доказать вот что: почему в словах – отгадках написали в приставках с, д, з. Может, например, в слове рассвет надо писать приставку раз, а в слове раззадорить – рас? (Дети выдвигают свои предположения, если не получается, попробовать доказать графически).
Вывод: если корень начинается с глухой согласной, то приставка оканчивается на глухой согласный.
Письмо по памяти.
На слайде записано предложение: В_р_бей (под) _кном ч_рикает ( к) о_тепели.
– Прочитаем хором и назовем изученные орфограммы. Запишите по памяти, выделите главные члены предложения. Взаимопроверка.
На слайде запись: Воробей под окном чирикает к оттепели.
– Докажите, что в слове оттепель – удвоенная согласная. (Корень тепел, приставка от – поэтому пишу в слове удвоенную согласную)
IV. Итог урока:
– Где встречается удвоенная согласная?
– Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?
– Изобразите это графически.
Домашнее задание: стр.111 упр.5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
в, субботу, ребят, поехала, группа, за, город кассе, они, в, билеты, купили подошел, перрону, к, поезд быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в вагона, приятно, смотреть, из, окна
В субботу группа ребят поехала за город. Они купили в кассе билеты. К перрону подошел поезд. Пассажиры быстро сели в вагоны. Приятно смотреть из окна вагона.
В_р_бей (под) _ кном ч_рикает ( к) о_тепели .
Воробей под окном чирикает к оттепели.
Домашнее задание: упр.5 , стр.131 , 5 сл. слов, прав. с тр.128
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Подробный план урока по теме: "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня"...
Русский язык "Почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня"
Конспект урока со слайдами. Урок открытия нового построен на основе деятельностного метода обучения детей....
Урок русского языка 3 класс "Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня"
Урок составлен по программе "Школа 2100" с использованием цифровых образовательных ресурсов...
Конспект урока по русскому языку "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня"
Удвоенная согласная на стыке приставки и корня...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня".
Конспект урока по русскому языку, тема "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня", 3 класс, разработан в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня".
Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня". "Школа 2100"...
удвоенная согласная на стыке приставки и корня
удвоенная согласная на стыке приставки и корня...