Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Сорокина Елена Александровна

 

Урок русского языка по теме «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня». Программа "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx21.89 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx37.37 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №629

Урок русского языка по теме «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня»

Выполнила

Сорокина Е.А.

Москва, 2013-14 уч.год

Цели:

повторить значимые части слова;

создать условия, при которых учащиеся смогут доказать, почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня;

развивать речь, мышление, орфографическую зоркость;

воспитывать потребность умения пользоваться языковым богатством.

ХОД УРОКА

I. Мотивация.

– Прозвенел звонок веселый,

 Всех зовет он на урок.

 Ну, ребята, все готовы?

 Начинаем точно в срок.

 На места мы тихо сядем,

 Не нарушим тишину.

 Приготовились все слушать,

 Я урок сейчас начну.

– Вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь. Посмотрите на слайд. Какие задания Вы можете предложить?

На слайде деформированный текст:

в, субботу, ребят, поехала, группа,  за, город

 кассе, они, в, билеты, купили

 подошел, перрону, к, поезд

 быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в

 вагона, приятно, смотреть, из, окна

Ученики предлагают составить из слов предложения, назвать изученные орфограммы: удвоенные согласные, безударные гласные, написание приставок и предлогов, парные согласные.

– Из слов составьте предложения.

 – Назовем хором слова с удвоенной согласной. (Суббота, группа, касса, перрон, пассажиры)

– Взяли листочки, работаем  парами: запишем  эти слова для переноса по памяти (в это время один ученик работает на отдельной доске, записывает слова без переноса).

Проверка. Один ученик проговаривает слова, дети проверяют.

– Чья группа выполнила работу без ошибок. Встаньте.

 – Допустили 1 ошибку.

 – Более двух ошибок?

 – Ну что же, Вы поработали неплохо. Спасибо.

II. Целеполагание

На экране высвечивается рассказ.

В субботу группа ребят поехала за город.

 Они купили в кассе билеты.

 К перрону подошел поезд.

 Пассажиры быстро сели в вагоны.

 Приятно смотреть из окна вагона.

– Как можно назвать эти предложения одним словом? (Рассказ)

 – Давайте вспомним урок литературного чтения, что называется рассказом?  (Рассказ – один эпизод, одно событие из жизни героев).

 – Как можно озаглавить?  («Экскурсия за город». «Поездка». И т.д.)

 – Открыли тетради и запишите слово «рассказ».  (Один ученик записывает слово на доске.)

 – Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет слова, записанные ранее и это слово. (Это слова  с удвоенной согласной).

 – А как Вы думаете, какое слово лишнее?

(Дети высказывают свои предположения и их доказывают).

 – Какое задание можно выполнить, чтобы доказать свою правоту? (Морфемный разбор слов,  изобразить графически.  Эту работу дети выполняют на доске и в тетрадях).

 – Что Вы заметили? Какое слово лишнее? (В  словах: суббота, группа, экскурсия, перрон, касса – удвоенная согласная в корне, а в слове рассказ – на границе приставки и корня).

 – Как проверить написание удвоенной согласной в корне? (Написание этих слов необходимо запомнить).

 – Докажите, что в слове «рассказ» удвоенная согласная? (Подбираем однокоренные слова: сказать, сказочка – в этих словах корень сказ).

Вывод: удвоенная согласная встречается не только в корне слова, но и на границе приставки и корня.

– Назовите тему урока. (Удвоенная согласная на границе приставки и корня.)

Вывешиваю тему на доске.

Цель: учиться правильно писать слова с удвоенной согласной на стыке корня и приставки, доказывать правильность написания (на доске вывешиваю слова: учиться…, доказывать…).

III. Решение учебных задач и выполнение учебных действий

– Откроем учебники на странице 128, прочитаем еще раз тему урока. (Читаем хором)

 – Что такое «стык »? (Место, где вплотную соединяются приставка и корень)

 – Выполним упр.159.Читаем задание.

 – Объясните графически на доске, почему в словах пишется удвоенная согласная.

(Дети выходят к доске, называют слово и доказывают графически: рассыпать, корень сып, приставка рас, поэтому пишу удвоенную согласную).

Релаксация: (Слайды)

Словарная работа

– Я задумала слово, приготовила для вас подсказки, кто первым догадается, что это за слово, тот и запишет его на доске.

 – В этом слове 3 орфограммы.

 – В нем спрятался кросс, но к слову спорт не относится.

 – Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет, журналов. (Кроссворд)

 – Что такое кроссворд? Это игра, в которой фигуру из квадратиков нужно заполнить буквами.

(Дети записывают это слово на доске и в тетрадях, обозначают орфограммы)

Отгадываем кроссворд

Дети выходят, записывают слова – отгадки на ватмане, доказывают, почему надо писать удвоенную согласную, а остальные ребята  работают в тетрадях.

1. Антоним к слову «закат». (Рассвет)

2. Молодые растения, выращенные в особых условиях и предназначенные для    пересадки. (Рассада)

3. Словесное изложение каких-либо событий. (Рассказ)

4. Помощь, содействие. (Поддержка)

5. Подстрекая, возбудить сильное желание к чему-либо. (Раззадорить)

– Мне бы хотелось, чтобы Вы, ребята, попробовали доказать вот что: почему в словах – отгадках написали в приставках с, д, з. Может, например, в слове рассвет надо писать приставку раз, а в слове раззадорить – рас? (Дети выдвигают свои предположения, если не получается, попробовать доказать графически).

Вывод: если корень начинается с глухой согласной, то приставка оканчивается на глухой согласный.

Письмо по памяти.

На слайде записано предложение: В_р_бей  (под)  _кном ч_рикает ( к) о_тепели.

– Прочитаем хором и назовем изученные орфограммы. Запишите по памяти, выделите  главные члены предложения. Взаимопроверка.

На слайде запись: Воробей под окном чирикает к оттепели.

– Докажите, что в слове оттепель – удвоенная согласная. (Корень тепел, приставка от – поэтому пишу в слове удвоенную согласную)

IV. Итог урока:  

– Где встречается удвоенная согласная?

 – Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?

 – Изобразите это графически.

Домашнее задание: стр.111 упр.5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

в, субботу, ребят, поехала, группа, за, город кассе, они, в, билеты, купили подошел, перрону, к, поезд быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в вагона, приятно, смотреть, из, окна

Слайд 3

В субботу группа ребят поехала за город. Они купили в кассе билеты. К перрону подошел поезд. Пассажиры быстро сели в вагоны. Приятно смотреть из окна вагона.

Слайд 4

В_р_бей (под) _ кном ч_рикает ( к) о_тепели .

Слайд 5

Воробей под окном чирикает к оттепели.

Слайд 6

Домашнее задание: упр.5 , стр.131 , 5 сл. слов, прав. с тр.128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Подробный план урока по теме: "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня"...

Русский язык "Почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня"

Конспект урока со слайдами. Урок открытия нового построен на основе деятельностного метода обучения детей....

Урок русского языка 3 класс "Почему появляется двойная согласная на стыке приставки и корня"

Урок составлен по программе "Школа 2100" с использованием цифровых образовательных ресурсов...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня".

Конспект  урока по русскому языку, тема "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня", 3 класс, разработан в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня".

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Удвоенная согласная на стыке приставки и корня". "Школа 2100"...

удвоенная согласная на стыке приставки и корня

удвоенная согласная на стыке приставки и корня...