Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (второе полугодие, авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова). "Начальная школа ХХI века"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме
Программа разработана на основе Примерных программ по русскому языку Федерального государственного стандарта начального общего образования, программы курса «Русский язык» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа XXI века »).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №1
городского округа Кинель Самарской области
Согласовано Программа рассмотрена на заседании МО Утверждаю
«__» ______________2011г. учителей начальных классов Директор ___________/Деженина Е. А./
Зам. директора по УВР Протокол №___от «__» _____________2011 г. «__» ______________2011г
___________/Меркулова О.Ю./ Руководитель МО
_____________/Полянская Н.М../ М.П.
ПРОГРАММА
учебного курса
по русскому языку
(второе полугодие, авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова)
УМК «Начальная школа XXI века »
Программа разработана на основе Примерных программ по русскому языку Федерального государственного стандарта начального общего образования, программы курса «Русский язык» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова (УМК «Начальная школа XXI века »)
Класс 1 «А»
Программу разработал
учитель начальных классов
Полянская Н.М.
Кинель, 2011 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы «Русский язык» авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.
Общая характеристика учебного предмета. Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык» реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо учитывать следующее:
- грамотное, безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
- навык грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
- разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
- научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели — нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня — звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Успешная реализация заявленных целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке: ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
- «Я хочу научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, так как хочу быть культурным человеком»;
- «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека. Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу, родной язык русского народа».
Структура курса. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв русского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Задачи обучения грамоте решаются как на уроках русского языка, так и на уроках литературного чтения. Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте, его содержание с учетом специфики этих учебных предметов представлено в программах Русский язык и Литературное чтение. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.
На изучение русского языка в 1 классе отводится 165 часов в год (33 учебные недели по 5 часов в неделю), из них 80 часов – на первое полугодие (16 учебных недель, по 5 часов в неделю), 85 часов на второе полугодие (17 учебных недель по 5 часов в неделю).
Во втором полугодии предмет «Русский язык» обеспечивается следующим учебно-методическим комплектом:
- Иванов С. В. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Иванов С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
- Иванов С. В., Кузнецова М. И. Русский язык. Программа 1- 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Информационное обеспечение:
- Русский язык. Цифровой образовательный ресурс для работы в классе (на CD) – М.: Вентана-Граф, 2010.
Содержание программы
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
Фонетика и орфоэпия. | Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. | Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»). Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные; согласные твердые – мягкие, звонкие - глухие). Анализировать: определять звук по его характеристике. Соотносить звук (выбирая из предложенных) и его качественную характеристику; приводить примеры гласных звуков, согласных твердых – мягких, звонких – глухих. Группировать слова с разным соотношением количества звуков и букв. Объяснять принцип деления слов на слоги. Наблюдать: выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику. Оценивать правильность проведения звукового анализа слов, проводить звуковой анализ самостоятельно по предложенному алгоритму. |
Графика и орфография. | Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь: 1) показатель мягкости предшествующего согласного; 2) разделительный. Использование на письме разделительных ь и ъ. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. | Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю, я, ь). Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функцию букв ь и ъ. Использовать алфавит для поиска необходимой информации и для упорядочения найденной информации. Находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки; объяснять их причины. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Обосновывать написание слов. Прогнозировать необходимость использования дополнительных источников информации: уточнять написания слов по орфографическому словарю. Классифицировать слова, написание которых можно объяснять изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснять нельзя. Оценивать свои возможности грамотного написания слов, составлять собственный словарь трудных слов. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемыми написаниями. Оценивать свои возможности при выборе упражнения на закрепление орфографического материала. Оценивать результат выполнения орфографической задачи. |
Слово и предложение. Пунктуация. | Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения. | Представлять (прогнозировать) необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения слова. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словариком в учебнике или толковым словарем (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Наблюдать за использованием в тесте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Контролировать уместность использования слов в предложения, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать (из ряда предложенных) слова для успешного решения коммуникативной задачи. |
Развитие речи. | Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. | Характеризовать особенности ситуации общения: цели, задачи, состав участников, место, время, средства коммуникации. Обосновывать целесообразность выбора языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми людьми, с людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру. Моделировать привала участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать собственную успешность участия в диалоге, успешность участия в нем другой стороны. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения (умения слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. |
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 1- ом классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать:
- звуки и буквы;
- ударные и безударные гласные звуки;
- твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки;
- звук, слог, слово;
- слово и предложение;
кратко характеризовать:
- звуки русского языка (гласные ударные/безударные, согласные твердые/мягкие, согласные звонкие/глухие);
- условия выбора и написания буквы гласного звука после мягких и твердых согласных;
решать учебные и практические задачи:
- выделять предложение и слово из речевого потока;
- проводить звуковой анализ и строить модели звукового состава слов, состоящих из четырех — пяти звуков;
- выделять в словах слоги[1];
- правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность;
- правильно писать сочетания ча - ща, чу - щу, жи - ши под ударением;
- переносить слова[2];
- писать прописную букву в начале предложения и в именах собственных;
- правильно писать словарные слова, определенные программой;
- ставить точку в конце предложения;
- грамотно записывать под диктовку учителя и самостоятельно отдельные слова и простые предложения (в случаях, где орфоэпия и орфография совпадают);
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 15-30 слов[3];
- осознавать цели и ситуации устного общения;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;
- использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
- различать слова, называющие предметы, действия и признаки; задавать вопросы к словам;
- выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
- участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.
Календарно-тематическое планирование предметной линии «Русский язык» в 1 классе в рамках учебно-методического комплекта «Начальная школа XXI века »
Раздел «Послебукварный период»
№ п\п | Тема урока. | Тип урока. Кол-во часов. | Содержание урока. Планируемые результаты (предметные). | Планируемые результаты (личностные и метапредметные). Характеристика деятельности. | Дата. | |||
Личностные ууд | Познавательные ууд | Коммуникативные ууд | Регулятивные ууд | |||||
1-2 | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Осознание цели и ситуации устного общения. Построение модели звукового состава слова. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Знать о значении речи, об алгоритме списывания. Уметь выполнять звуковой анализ слов. | Развитие познавательных мотивов- интерес к новому учебному материалу. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение слушать и вступать в диалог. | Умение анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. | |
3-4 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Осознание цели и ситуации письменного общения. Ознакомление с правилом постановки знаков препинания в конце предложения. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Уметь выделять предложение из речевого потока и ставить точку в конце предложения. Знать алгоритм порядка действий при списывании. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий) | |
5-6 | Речевой этикет: слова приветствия. Интонация предложений; восклицательный знак в конце предложений. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Знать слова приветствия и уметь определять ситуации, в которых они могут быть использованы. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. | |
7-8 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели. Знать этикетные слова и уметь определять ситуации, в которых они могут быть использованы. Знать и использовать алгоритм порядка действий при списывании. | Умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий) | |
9-10 | Речевой этикет: слова просьбы и извинения. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Слова, называющие предметы. Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Знать этикетные слова и уметь определять ситуации, в которых они могут быть использованы. Уметь расставлять знаки завершения предложения; правильно писать имена собственные; задавать вопрос к словам, обозначающим предмет. | Умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета. | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
11-12 | Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; знаки препинания в конце предложения. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Выбор языковых средств для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями общения. Слова, называющие предметы. Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения. Уметь задавать вопрос к словам обозначающим предмет. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. | Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
13-14 | Речевой этикет: ситуация знакомства. Собственные имена, правописание собственных имен. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Ознакомление с правилом написания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Знать и уметь использовать правило написания собственных имен. | Умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
15-16 | Речевой этикет: использование слов ты, вы при общении. Правописание собственных имен. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Знать и правильно называть буквы русского алфавита, знать их последовательность и использовать знание алфавита для решения практических задач. | Умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
17-18 | Правила речевого поведения: речевые ситуации, учитывающие возраст собеседников. Отработка порядка действий при списывании и правила правописания собственных имен. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Наблюдение за омонимами. Применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Знать и уметь использовать правило написания собственных имен. | Умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Умение слушать собеседника. | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
19-20 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Сочинение небольших рассказов. Слова, называющие признаки. Уметь использовать слова, называющие признаки, для описания внешности. Знать и использовать алгоритм порядка действий при списывании. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Умение составлять устно небольшое монологическое высказывание. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
21-22 | Описание внешности. Повторение слогоударных схем. | Комбинированный урок 2 ч | Сочинение небольших рассказов. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Знать и уметь использовать правило написания собственных имен. Уметь делить слова на слоги и подбирать примеры к данным схемам. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение работать с информацией, представленной в виде слогоударных схем (выбирать из текста слова, соответствующие схемам). | Умение составлять устно небольшое монологическое высказывание. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
23-24 | Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. 2 ч | Описание внешности родных, друзей. Слова, называющие предметы и признаки. Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Уметь задавать к словам вопросы. Уметь проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
25-26 | Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Осознание цели и ситуации письменного общения. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Знать и уметь использовать правило написания собственных имен. Уметь делить слова на слоги и подбирать примеры к данным схемам. | Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий) | |
27-28 | Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. | Комбинированный урок 2 ч | Применение правила переноса слов без стечения согласных. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Знать и уметь использовать правила переноса слов. Знать и уметь записывать на конверте свой домашний адрес. | Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику деятельности. | Умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
29-30 | Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов. | Комбинированный урок 2 ч | Слова, называющие признаки. Наблюдение за многозначными словами. Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Применение правила переноса слов без стечения согласных. Знать правила записи адреса на конверте и уметь оформлять конверт или открытку. Знать и уметь использовать правила переноса слов. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
31-32 | Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь. Знакомство с образованием слов в русском языке. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Составление небольших рассказов. Применение правила переноса слов без стечения согласных. Словообразовательные связи между словами. Уметь задавать вопрос к слову. Знать правила переноса слов. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
33-34 | Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. Отработка умения задавать вопросы к словам. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Слова, называющие предметы и признаки. Ударение, способы его выделения. Применение правила переноса слов без стечения согласных. Уметь определять в словах ударение. Знать и уметь использовать правила переноса слов. Уметь задавать вопрос к слову. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
35-36 | Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?». | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Слова, называющие действия. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Знать о профессиях родителей. Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов. | Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику по деятельности. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий) | |
37-38 | Речевая ситуация: обсуждение выбора будущей профессии. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?». | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Комбинированный урок 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Уметь находить слова, отвечающие на вопросы глаголов. | Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику по деятельности | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
39-40 | Речевая ситуация: обсуждение поступков. Повторение правила правописания сочетаний жи-ши. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Применение правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши). Знать о правописании гласных после шипящих и правильно писать сочетания жи - ши. | Умение соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки. | Умение анализировать речевые формулы извинения и соотносить их с приведенными ситуациями общения. | Умение составлять устно небольшое монологическое высказывание. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей). | |
41-42 | Речевая ситуация: использование речи для убеждения. Повторение правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. 1 ч | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели. Применение правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Знать и использовать правила правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. Уметь проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
43-44 | Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?». | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. 1 ч | Сочинение небольших рассказов. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении; делить слова для переноса. | Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение составлять устно небольшое монологическое высказывание | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий | |
45-46 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Применение правила переноса слов без стечения согласных. Знать о словах, которые переносить нельзя. Уметь писать заглавную букву в именах собственных. | Умение оценивать и анализировать ситуации общения и формулировать правила речевого поведения. | Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
47-48 | Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство с родственными словами. | Урок первичного предъявления новых знаний. 2 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Родственные слова. Знать о родственных словах. Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение находить в тексте слово по заданным основаниям (характеристики звукового и слогового состава слова). | Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности. (при списывании) | |
49-50 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?». | Комбинированный урок 2 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Слова, называющие предметы и действия. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Знать о правилах переноса слов, о речевых явлениях, когда буквы ё, я обозначают два звука. Уметь переносить слова. | Умение проявлять терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику по деятельности | Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять самоконтроль деятельности. (при списывании) | |
51-52 | Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи-ши. | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 2 ч | Различение твердых и мягких согласных. Применение правил правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) и правила переноса слов без стечения согласных. Знать парные по глухости–звонкости согласные. Уметь расставлять знаки препинания в конце предложения; писать объявление. | Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. | Умение выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах. | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности. (при списывании) | |
53-54 | Устная речь: вымышленные истории. Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок повторения предметных знаний, умений, навыков. 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Составление небольших рассказов. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Применение правил правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Знать, что такое устойчивые сочетания слов. Уметь записывать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу; находить устойчивые сочетания слов в текстах. | Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. | Умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
55-56 | Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правила переноса слов. | Комбинированный урок 2 ч | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Применение правил правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу) и правила переноса слов без стечения согласных. Знать правило переноса слов. Уметь применять правило переноса слов; записывать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу в соответствии с правилом. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Умение моделировать речевую ситуацию вежливого отказа. | Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности и умение оценивать правильность выполнения заданий. | |
57-58 | Письменная речь: объявление. Повторение слов, отвечающих на вопрос «какая?», «какие?» и правила правописания собственных имен. | Комбинированный урок 2 ч | Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Слова, называющие признаки. Применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении. Знать и соблюдать правило правописания собственных имен. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности и умение оценивать правильность выполнения заданий. | |
59 | Описание внешности животного. Повторение правила правописания сочетания жи-ши и работы со звуковыми моделями. | Комбинированный урок 1 ч | Сочинение небольших рассказов. Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Применение правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши) и правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Знать и соблюдать правило правописания собственных имен и сочетаний жи-ши. Уметь проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
60 | Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании и звукового анализа. | Комбинированный урок 1 ч | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Ударение. Различение звука и буквы. Уметь проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов). Находить в тексте слова по заданному основанию. | Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять самоконтроль деятельности и умение оценивать правильность выполнения заданий. | |
61 | Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам. | Комбинированный урок 1 ч | Составление небольших рассказов. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Омонимы. Установление звукового и буквенного состава в словах. Слова, называющие предметы и признаки. Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении. Уметь проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение договариваться, находить общее решение. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности и умение оценивать правильность выполнения заданий. | |
62 | Описание внешности и повадок животного. Отработка умения задавать вопросы к словам, порядка действий при списывании; повторение правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща. | Комбинированный урок 1 ч | Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Слова, называющие предметы и признаки. Применение правил правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Знать правило о написании кличек животных с большой буквы. Уметь соотносить слова с заданной звуковой моделью. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
63 | Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании. | Комбинированный урок 1 ч | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Уметь находить слова, обозначающие количество. Знать и использовать алгоритм порядка действий при списывании. | Умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности.(при списывании) | |
64 | Речевая ситуация: выражение лица и жесты при общении. Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании. | Комбинированный урок 1 ч | Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Слова, называющие предметы и действия. Знать, что такое образные выражения. Уметь подбирать слова к заданным звуковым моделям; выделять в тексте образные выражения | Умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять самоконтроль деятельности и умение оценивать правильность выполнения заданий. | |
65-66 | Речевая ситуация: обсуждение интересов. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правил правописания сочетаний ча-ща, чу-щу. | Комбинированный урок 2 ч | Составление небольших рассказов. Слова, называющие предметы и признаки. Применение правил правописания обозначения гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу). Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи в предложении. Уметь проводить звуковой анализ (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение составлять устно небольшое монологическое высказывание | Умение осуществлять самоконтроль и взаимный контроль при выполнении заданий. | |
67 | Речевая ситуация: обсуждение проблемного вопроса. Отработка порядка действий при списывании. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Понимание слова как единства звучания и значения. Ударение, способы его выделения. Уметь выделять ударение в словах; называть в словах безударные гласные; наблюдать за изменением смысла слова. Знать и использовать алгоритм порядка действий при списывании. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий | |
68-69 | Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. 1 ч | Подбор слов, соответствующих заданным звуковым моделям. Многозначные слова. Ознакомление с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Знать о языковых и речевых средствах, используемых при извинении; правило о написании безударных гласных. Уметь применять на практике правило о написании безударных гласных; проводить звуковой анализ слова. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности.(при списывании) | |
70 | Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Повторение функций ь. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задачи. Многозначные слова. Функция ь как показателя мягкости предшествующего согласного. Уметь проводить звуковой анализ слова; записывать слова в транскрипции. Знать функции ь. | Умение оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий | |
71 | Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Функция ь как показателя мягкости предшествующего согласного. Знать о функциях ь, об использовании речевых средств в ситуации поздравления. Уметь подписывать поздравительную открытку; использовать речевые средства, предназначенные для поздравления. | Умение оценивать и анализировать ситуации общения и формулировать правила речевого поведения. | Умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Умение анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий | |
72 | Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Применение правила переноса слов без стечения согласных. Уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Уметь проводить звуковой анализ и использовать правила переноса слов. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
73 | Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Различение твердых и мягких согласных звуков. Ознакомление с правилом правописания сочетаний чк,чн. Уметь формулировать и применять правило правописания чк, чн. Уметь выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря. | Умение оценивать и анализировать ситуации общения и формулировать правила речевого поведения. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение составлять устно небольшое монологическое высказывание | Умение осуществлять самоконтроль деятельности.(при списывании) | |
74 | Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению. | Урок первичного предъявления новых знаний. 1 ч | Соблюдение правильной интонации. Синонимы. Работа с предложением: замена слов. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова. Применение правила правописания сочетаний чк,чн. Уметь формулировать и применять правило правописания чк, чн. Знать об использовании в контексте слов, близких по значению. Уметь видеть в словах ошибкоопасные места. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Умение осуществлять самоконтроль деятельности. | |
75 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Составление небольших рассказов. Соблюдение правильной интонации. Звуковой анализ слова. Слова, называющие действия. Уметь проводить звуковой анализ слов. Уметь ставить вопросы к словам различных частей речи. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Умение учитывать разные мнения и умение обосновывать собственное | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий | |
76 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения. | Комбинированный урок 1 ч | Составление небольших рассказов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка (соблюдение орфоэпических норм). Применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных и правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Уметь подбирать проверочные слова при написании безударных гласных. Соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий | |
77 | Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом в слове, где можно допустить ошибку. | Комбинированный урок 1 ч | Словообразовательные связи между словами. Разделительный ь. Применение правила правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Знать об отличии разговорной речи от научной; правило написания разделительного ь и безударного гласного в корне. Уметь записывать транскрипции слов. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
78 | Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Осознание цели и ситуации устного общения. Подбор слов, соответствующих заданной звуковой модели. Различение звонких и глухих согласных. Многозначные слова. Применение правила постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетания чк. Уметь различать научную и разговорную речь, аргументировать свой ответ. Знать о правописании в словах парных по глухости–звонкости согласных. | Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
79 | Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменяемыми и неизменяемыми словами. | Комбинированный урок 1 ч | Практическое овладение диалогической формой речи. Неизменяемые слова. Слова, называющие предметы и признаки. Восстановление деформированных предложений. Уметь находить слова, отвечающие на заданный вопрос. Знать о неизменяемых словах. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять итоговый контроль деятельности и пооперационный контроль. | |
80 | Речевой этикет: слова и выражения, обозначающие запрет. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам. | Комбинированный урок 1 ч | Овладение нормами речевого этикета в ситуации учебного и бытового общения. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Слова, называющие предметы и действия. Знать о йотированной функции гласных; алгоритм списывания слов. Уметь пользоваться алгоритмом списывания слов. | Умение оценивать и анализировать ситуации общения и формулировать правила речевого поведения. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Умение корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. | |
81 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов. | Комбинированный урок 1 ч | Сочинение небольших рассказов. Слова, называющие предметы и признаки. Применение правила правописания обозначения гласных после шипящих (жи-ши) и правила переноса слов без стечения согласных. Знать и уметь применять правило переноса слов. Уметь ставить вопрос к заданному слову. | Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. | Умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). | |
82 | Речевая ситуация: составление краткого рассказа о летнем отдыхе. Комплексное повторение пройденного. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Осознание цели и ситуации устного общения. Сочинение небольших рассказов. Различение звонких и глухих согласных. Звуковой анализ слова. Синонимы. Замена слов в предложении. Знать о расстановке знаков препинания в конце предложений. Уметь писать согласные парные по глухости–звонкости в словах. Уметь проводить звуковой анализ слов. | Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации | Умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | Умение планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. (алгоритм действий | |
83 | Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного. | Урок повторения предметных знаний, умений, навыков 1 ч | Сочинение небольших рассказов. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Омонимы. Словообразовательные связи между словами. Применение правила правописания безударного проверяемого гласного в корне. Знать устойчивые сочетания слов; правило написания безударных гласных. Уметь употреблять в речи устойчивые сочетания слов, правило написания безударных гласных; писать объявление. | Умение применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека. | Умение работать с информацией, представленной в виде звуковой модели слов (соотносить слова и звуковые модели слов). | Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. (работа в паре) | Умение осуществлять самоконтроль деятельности. | |
84-85 | Комплексное повторение пройденного. | Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков 2 ч | Осознание цели и ситуации устного и письменного общения. Омонимы. Слова, называющие признаки. Применение правила правописания прописной (заглавной) буквы в именах собственных. Письмо предложений с соблюдением гигиенических норм. | Умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. | Умение выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор. | Умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. | Умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей). |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) | К | + |
Примерная программа начального общего образования по русскому языку. | Д | + |
Печатные пособия | ||
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). | Д | + |
Касса букв и сочетаний (по возможности). | Ф | + |
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. | Д | - |
Наборы сюжетных (предметных картинок в соответствии с тематикой), определенной в программе по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). | Д | +/- |
Словари по русскому языку: толковый словарь, словари фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. | Ф/Д | -/+ |
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). | Д | - |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | Д | + |
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. | Д | + |
Телевизор (по возможности). С диагональю не менее 72 см. | Д | - |
Видеомагнитофон / видеоплейер (по возможности). | Д | - |
Аудиоцентр / магнитофон. | Д | - |
Диапроектор. | Д | - |
Мультимедийный проектор (по возможности). | Д | - |
Экспозиционный экран (по возможности). Размер не менее 150Х150 см. | Д | + |
Компьютер (по возможности). | Д | - |
Сканер (по возможности). | Д | - |
Принтер лазерный (по возможности). | Д | - |
Принтер струйный цветной (по возможности). | Д | - |
Фотокамера цифровая (по возможности). | Д | - |
Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). | Д | - |
Экранно-звуковые пособия | ||
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. | Д | - |
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). | Д | - |
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности). | Д | - |
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по русскому языку. | Д | +/- |
Игры и игрушки | ||
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.) | П | - |
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др. | Ф | - |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | К | + |
Стол учительский с тумбой. | Д | + |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и прю | Д | + |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. | Д | + |
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. | Д | - |
Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный материал (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся).
[1] При проверке достижения данного предметного результата нельзя использовать сложные (например, стечение согласных) или неоднозначные (например, стечение сонорных согласных) случаи деления слов на слоги.
[2] Отбирая языковой материал для оценки достижения данного предметного результата, нужно учитывать объем знаний выпускников 1-го класса, а также возможность различного деления слов для переноса (например, се-стра, сес-тра и сест-ра).
[3] Количество слов в текстах для списывания и для диктантов приведено от минимально возможных до максимально допустимых для выпускников данного класса. При отборе текстов для проведения проверки достижения данного планируемого результата необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся конкретного класса, а также возможности дифференцированного контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 3 класс, УМК "Школа России"", авторы Л, М. Зеленина,Т. Е. Хохлова
Данная рабочая программа составлена к учебнику русского языка 3 класса, авторы Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова на основе программы УМК «Школа России». В программе имеется титульный лист, поя...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев)
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной шко...
КТП и рабочая программа по русскому языку 3 класс, школа России. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Подробное составление КТП по русскому языку 3 класс, школа России, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ,с описанием характеристики деятельности учащихся....
Рабочая программа по русскому языку 1 класс УМК Школа России автор Канакина
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с ФГОС для 1 класса УМК "Школа России автор Канакина...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс 1 полугодие
Рабочая программа по русскому языку на 1 полугодие 1 класса...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс ФГОС УМК "Начальная школа XXI века", С.В. Иванов
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска«Средняя общеобразовательная школа № 132» РАССМОТРЕННОна заседании МО _____________ /________________Руководитель МО...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...