КТП и рабочая программа по русскому языку 3 класс, школа России. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Подробное составление КТП по русскому языку 3 класс, школа России, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий ,с описанием характеристики деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык.
РОЧАЯ ПРОГРАММА.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно - нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: – ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; – формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Общая характеристика курса. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
– формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; – воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; – пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
– система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
– орфография и пунктуация;
– развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформирован- ность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Результаты изучения курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, Здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание курса.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся
в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигие- нических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (одно- коренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица. Частица не. её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия,). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а. но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания и пунктуации:
сочетания жи—ши, ча—та, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк—чн. чт, нч, шн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь),
« соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка)',
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя. -ий, -ье. -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с именами существительными;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
запятая при обращении в предложениях;
запятая между частями в сложном предложении. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
1. Сборник рабочих программ «Школа России», 1 – 4 классы, Москва «Просвещение», 2011 г. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Учебник. Русский язык. 3 класс, в двух частях, Москва «Просвещение», 2013 г. 3. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. Москва «ВАКО», 2013 г. 4. И.А. Бубнова, Н.И. Роговцева, Е.Ю. Федотова. Уроки просвещения. Русский язык.. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва. Санкт- Петербург. «Просвещение». 2013 г.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Зам.директора по УВР
методического объединения _________
учителей от___________ №________ (подпись) (Ф.И.О.)
руководитель МООУ__________
(подпись) (Ф.И.О.) «________»_________ 2014 г.
№ п/п | № урока | Темы урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | Характеристика деятельности учащихся | |
План | Факт | ||||||
3 класс ( 170 часов ) Язык и речь. ( 2 часа ) | |||||||
1. | 1. | Виды речи. Речь, её назначение. | 1 | 02.09. | Речь— отражение культуры человека. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А. Пушкина. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст). | |
2. | 2. | Язык, его значение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. | 1 | 03.09. | |||
Текст. Предложение. Словосочетание. ( 14 часов ) | |||||||
Текст. ( 2 часа ) | |||||||
3. | 1. | Текст. Виды текстов. | 1 | 04.09. | Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). Слова с непроверяемым написанием: орех. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста записывать составленный текст. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. | |
4. | 2. | Текст. | 1 | 05.09. | |||
Предложение. ( 1 час ) | |||||||
5. | 1. | Предложение. | 1 | 06.09. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. | ||
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. ( 3 часа ) | |||||||
6. | 1. | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | 09.09. | Виды предложений по пели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные. Слова с непроверяемым написанием: овёс. | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. | |
7. | 2. | Виды предложений по интонации. | 1 | 10.09. | |||
8. | 3. | Знаки препинания в конце предложений. | 1 | 11.09. | |||
Предложения с обращением. ( 1 час ) | |||||||
9. | 1. | Предложения с обращением. Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | 1 | 12.09. | Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения. | ||
Состав предложения. ( 3 часа ) | |||||||
10. | 1. | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | 13.09. | Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный). | Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. | |
11. | 2. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 16.09. | |||
12. | 3. | Разбор предложения по членам. | 1 | 17.09. | |||
Простое и сложное предложения. ( 2 часа ) | |||||||
13. | 9. | Простое и сложное предложения. | 1 | 18.09. | Слова с непроверяемым написанием: заря. | Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». | |
14. | 10. | Контрольный диктант по теме: «Предложение». | 1 | 19.09. | Оценивать результаты выполненного задания. | ||
Словосочетание. ( 2 часа ) | |||||||
15. | 1. | Работа над ошибками. Что такое словосочетание? | 1 | 20.09. | Слова с непроверяемым написанием: пшеница. | Различать слово и словосочетание. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | |
16. | 2. | Связь слов в словосочетании. | 1 | 23.09. | |||
Слово в языке и речи. ( 19 часов ) | |||||||
Лексическое значение слова. ( 2 часа ) | |||||||
17. | 1. | Лексическое значение слова. | 1 | 24.09. | Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. | |
18. | 2. | Однозначные и многозначные слова. | 1 | 25.09. | |||
Омонимы. ( 1 час ) | |||||||
19. | 1. | Омонимы. | 1 | 26.09. | Использование омонимов в речи. Слова с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. | |
Слово и словосочетание. ( 1 час ) | |||||||
20. | 1. | Слово и словосочетание. | 1 | 27.09. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. | ||
Фразеологизмы. ( 2 часа ) | |||||||
21. | 1. | Фразеологизмы. | 1 | 30.09. | Значение фразеологизмов и их использование в речи. Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. | |
22. | 2. | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | 01.10. | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. | ||
Части речи. ( 5 часов ) | |||||||
23. | 1. | Работа над ошибками. Части речи и их значение. | 1 | 02.10. | Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. | |
24. | 2. | Имя прилагательное. | 1 | 03.10. | |||
25. | 3. | Глагол. Местоимение. | 1 | 04.10. | |||
26. | 4. | Что такое имя числительное? | 1 | 07.10. | Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. | Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов — имён числительных. | |
27. | 5. | Числительное – часть речи. | 1 | 08.10. | |||
Однокоренные слова. ( 1 час ) | |||||||
28. | 1. | Однокоренные слова. | 1 | 09.10. | Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Слова с непроверяемым написанием: картофель. | Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. | |
Слово и слог. Звуки и буквы. ( 7 часов ) | |||||||
29. | 1. | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | 10.10. | Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. | Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. Работать с памяткой «Как сделать звуко-буквенный разбор слов». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно (компьютер). | |
30. | 2. | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 | 11.10. | |||
31. | 3. | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | 1 | 14.10. | |||
32. | 4. | Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | 1 | 15.10. | Излагать письменно содержание повествовательного текста поданным вопросам или коллективно составленному плану. | ||
33. | 5. | Работа над ошибками. Обобщение и закрепление знаний по теме: «Слово в языке и речи». | 1 | 16.10. | Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | ||
34. | 6. | Проект: «Рассказ о слове». | 1 | 17.10. | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове. | ||
35. | 7. | Контрольный диктант по теме: «Слово в языке и речи». | 1 | 18.10. | Оценивать результаты выполненного задания. | ||
Состав слова. ( 16 часов ) | |||||||
Корень слова. ( 3 часа ) | |||||||
36. | 1. | Работа над ошибками. Что такое корень слова? | 1 | 21.10. | Формировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над чередованием звуков в корне слов (берег —бережок). Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни. | ||
37. | 2. | Как найти в слове корень? | 1 | 22.10. | |||
38. | 3. | Сложные слова. | 1 | 23.10. | |||
Формы слова. Окончание. ( 3 часа ) | |||||||
39. | 1. | Что такое окончание? | 1 | 24.10. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | ||
40. | 2. | Как найти в слове окончание? | 1 | 25.10. | |||
41. | 3. | Выделение окончаний в словах. | 1 | 28.10. | |||
Приставка. ( 3 часа ) | |||||||
42. | 1. | Что такое приставка? | 1 | 29.10. | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | ||
43. | 2. | Как найти в слове приставку? | 1 | 30.10. | |||
44. | 3. | Значение приставок. | 1 | 31.10. | |||
Суффикс. ( 3 часа ) | |||||||
45. | 1. | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 | 01.11. | Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. | ||
46. | 2. | Значение суффиксов. | 1 | 11.11. | |||
47. | 3. | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | 12.11. | Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять (под руководством учителя) по картине описательный текст. | ||
Основа слова. ( 1 час ) | |||||||
48. | 1. | Работа над ошибками. Что такое основа слова? | 1 | 13.11. | Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. | ||
Обобщение знаний о составе слова. ( 3 часа ) | |||||||
49. | 1. | Контрольный диктант по теме: «Состав слова». | 1 | 14.11. | Формирование навыка моделирования слов. Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. | Оценивать результаты выполненного задания. | |
50. | 2. | Работа над ошибками. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | 1 | 15.11. | Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. | ||
51. | 3. | Проект: «Семья слов». | 1 | 18.11. | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | ||
Правописание частей слова. ( 29 часов ) | |||||||
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. ( 1 час ) | |||||||
52. | 1. | В каких частях слова есть орфограммы? | 1 | 19.11. | Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Слова с непроверяемым написанием: четверг. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | |
Правописание слов с безударными гласными. ( 4 часа ) | |||||||
53. | 1. | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | 20.11. | Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Слова с непроверяемым написанием: север, берег. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. | |
54. | 2. | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной. | 1 | 21.11. | |||
55. | 3. | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | 1 | 22.11. | |||
56. | 4. | Безударная гласная в корне. | 1 | 25.11. | |||
Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. ( 5 часов ) | |||||||
57. | 1. | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 26.11. | Слова с непроверяемым написанием: пороша. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. | |
58. | 2. | Проверка слов с парными согласными в корне. | 1 | 27.11. | |||
59. | 3. | Правописание парных звонких и глухих согласных в корне. | 1 | 28.11. | |||
60. | 4. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 29.11. | |||
61. | 5. | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 02.12. | |||
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. ( 5 часов ) | |||||||
62. | 1. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 03.12. | Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | |
63. | 2. | Написание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 04.12. | |||
64. | 3. | Подбор проверочных слов к словам с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 05.12. | |||
65. | 4. | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 06.12. | |||
66. | 5. | Закрепление знаний о правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 09.12. | |||
Правописание слов с удвоенными согласными. ( 2 часа ) | |||||||
67. | 1. | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 10.12. | Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. | Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | |
68. | 2. | Развитие речи. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | 1 | 11.12. | Составлять текст по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание и повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». | ||
Правописание суффиксов и приставок. ( 4 часа ) | |||||||
69. | 1. | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 12.12. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
70. | 2. | Правописание безударных гласных или парных согласных в приставках или суффиксах. | 1 | 13.12. | |||
71. | 3. | Правописание суффиксов и приставок. | 1 | 16.12. | |||
72. | 4. | Упражнения в правильном написании слов с приставками и суффиксами. | 1 | 17.12. | |||
Правописание приставок и предлогов. ( 3 часа ) | |||||||
73. | 1. | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 18.12. | Слова с непроверяемым написанием: желать. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | |
74. | 2. | Правильное написание и употребление предлогов и приставок в речи. | 1 | 19.12. | |||
75. | 3. | Развитие речи. Работа с деформированным текстом. | 1 | 20.12. | |||
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком ( Ъ ). ( 5 часов ) | |||||||
76. | 1. | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | 23.12. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | ||
77. | 2. | Контрольный диктант по теме: «Правописание частей слова». | 1 | 24.12. | |||
78. | 3. | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. | 1 | 25.12. | |||
79. | 4. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 26.12. | |||
80. | 5. | Работа над ошибками. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. | 1 | 27.12. | |||
Части речи. ( 76 часов ) | |||||||
Повторение и углубление представлений о частях речи. ( 1 час ) | |||||||
81. | 1. | Части речи. | 1 | 13.01. | Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог, частица не, союз (общее понятие). | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. | |
Имя существительное. ( 30 часов ) | |||||||
Повторение и углубление представлений об имени существительном. ( 8 часов ) | |||||||
82. | 1. | Имя существительное и его роль в речи. | 1 | 14.01. | Слова с непроверяемым написанием: самолет, комната, однажды. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | |
83. | 2. | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 | 15.01. | |||
84. | 3. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 | 16.01. | |||
85. | 4. | Устаревшие слова в русском языке. | 1 | 17.01. | |||
86. | 5. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 20.01. | |||
87. | 6. | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 21.01. | 24.01. | ||
88. | 7. | Правописание имён собственных. | 1 | 22.01. | 25.01. | ||
89. | 8. | Проект: «Тайна имени». | 1 | 23.01. | 27.01. | Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательской работы. | Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказе своём имени. |
Число имён существительных. ( 2 часа) | |||||||
90. | 1. | Число имён существительных. | 1 | 24.01. | 28.01. | Изменение имен существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). | Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. |
91. | 2. | Единственное и множественное число имён существительных. | 1 | 27.01. | 29.01. | ||
Род имён существительных. ( 7 часов ) | |||||||
92. | 1. | Как определить род имён существительных? | 1 | 28.01. | 03.02. | Слова с непроверяемым написанием: кровать. | Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка – большая умница). Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. |
93. | 2. | Родовые окончания имён существительных. | 1 | 29.01. | 04.02. | ||
94. | 3. | Страничка для любознательных. Род некоторых имён существительных. | 1 | 30.01. | 05.02. | ||
95. | 4. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 31.01. | 06.02. | ||
96. | 5. | Работа над ошибками. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 03.02. | 07.02. | ||
97. | 6. | Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. | 1 | 04.02. | Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. | ||
98. | 7. | Контрольный диктант по теме: «Имя существительное». | 1 | 05.02. | 10.02. | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. | |
Падеж имён существительных. ( 12 часов ) | |||||||
Склонение имён существительных. ( 4 часа ) | |||||||
99. | 1. | Работа над ошибками. Что такое склонение имён существительных? | 1 | 06.02. | 11.02. | Слова с непроверяемым написанием: рябина. | Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» но вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. |
100. | 2. | Падеж имён существительных. | 1 | 07.02. | 12.02. | ||
101. | 3. | Упражнения в определении падежей. | 1 | 10.02. | 13.02. | ||
102. | 4. | Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка – квакушка». | 1 | 11.02. | 14.02. | Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). | |
Падежи имён существительных. ( 8 часов ) | |||||||
103. | 1. | Именительный падеж. | 1 | 12.02. | Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом, вокруг. | Распознавать именительный (родительным и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | |
104. | 2. | Родительный падеж. | 1 | 13.02. | |||
105. | 3. | Дательный падеж. | 1 | 14.02. | |||
106. | 4. | Винительный падеж. | 1 | 17.02. | |||
107. | 5. | Творительный падеж. | 1 | 18.02 | |||
108. | 6. | Предложный падеж. | 1 | 19.02. | |||
109. | 7. | Контрольный диктант по теме: «Падеж имён существительных». | 1 | 20.02. | Писать диктант и проверять написанное. | ||
110. | 8. | Работа над ошибками. Падежи имён существительных. | 1 | 21.02. | Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. | ||
Все падежи. ( 1 час ) | |||||||
111. | 1. | Проект: «Зимняя страничка». | 1 | 24.02. | Проверять письменную работу. Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. | ||
Имя прилагательное. ( 19 часов ) | |||||||
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. ( 3 часа ) | |||||||
112. | 1. | Как определить имена прилагательные? | 1 | 25.02. | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | |
113. | 2. | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | 1 | 26.02. | |||
114. | 3. | Роль прилагательных в тексте. | 1 | 27.02. | |||
Текст – описание. ( 2 часа ) | |||||||
115. | 1. | Текст – описание. | 1 | 28.02. | Художественное и научное описание. Использование имён прилагательных в тексте – описании. | Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. | |
116. | 2. | Развитие речи. Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна – лебедь». | 1 | 03.03. | Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый). | |
Формы имён прилагательных. ( 4 часа ) | |||||||
117. | 1. | Работа над ошибками. Род имён прилагательных. | 1 | 04.03. | Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение. Красная площадь, Московский Кремль. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др | |
118. | 2. | Изменение имён прилагательных по родам. | 1 | 05.06. | |||
119. | 3. | Родовые окончания имён прилагательных. | 1 | 06.03. | |||
120. | 4. | Упражнение в написании родовых окончаний имён прилагательных. | 1 | 07.03. | |||
Число имён прилагательных. ( 2 часа ) | |||||||
121. | 1. | Число имён прилагательных. | 1 | 10.03. | Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. | Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. | |
122. | 2. | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 | 11.03. | |||
Падеж имён прилагательных. ( 2 часа ) | |||||||
123. | 1. | Изменение имён прилагательных по падежам. | 1 | 12.03. | Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий. -ья. -ов. -им. по надежам (первое представление). Начальная форма имени прилагательного. | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. | |
124. | 2. | Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. | 1 | 13.03. | |||
Обобщение знаний об имени прилагательном. ( 6 часов) | |||||||
125. | 1. | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 14.03. | Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. | ||
126. | 2. | Развитие речи. Отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | 17.03. | Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. | ||
127. | 3. | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | 18.03. | Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. | ||
128. | 4. | Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное». | 1 | 19.03. | Писать диктант и проверять написанное. | ||
129. | 5. | Работа над ошибками. Закрепление знаний об имени прилагательном. | 1 | 20.03. | Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. | ||
130. | 6. | Проект: «Имена прилагательные в загадках». | 1 | 21.03. | 31 | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. | |
Местоимение. ( 5 часов ) | |||||||
131. | 1. | Личные местоимения. | 1 | 31.03. | 1 | Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Составлять письмо другу. |
132. | 2. | Изменение личных местоимений по родам. | 1 | 01.04. | 2 | ||
133. | 3. | Род местоимений 3 – го лица единственного числа. | 1 | 02.04. | 3 | ||
134. | 4. | Изменение личных местоимений 3 – го лица в единственном лице по родам. | 1 | 03.04. | 4 | ||
135. | 5. | Развитие речи. Составление письма другу. | 1 | 04.04. | 5 | ||
Глагол. ( 21 час ) | |||||||
Повторение и углубление представлений о глаголе. ( 4 часа ) | |||||||
136. | 1. | Работа над ошибками. Что обозначает глагол? | 1 | 07.04. | Слова с непроверяемым написанием: завтрак. | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. | |
137. | 2. | Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | 08.04. | |||
138. | 3. | Глаголы – синонимы, глаголы – антонимы. | 1 | 09.04. | |||
139. | 4. | Развитие речи. Составление теста по сюжетным рисункам. | 1 | 10.04. | Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). | ||
Формы глагола. ( 2 часа ) | |||||||
140. | 1. | Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола. | 1 | 11.04. | Слова с непроверяемым написанием: песок. | Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. | |
141. | 2. | Распознавание глаголов в неопределённой форме. | 1 | 14.04. | |||
Число глаголов. ( 2 часа ) | |||||||
142. | 1. | Число глаголов. | 1 | 15.04. | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. | ||
143. | 2. | Изменение глаголов по числам. | 1 | 16.04. | |||
Времена глагола. ( 5 часов ) | |||||||
144. | 1. | Времена глаголов. | 1 | 17.04. | Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | |
145. | 2. | Времена глаголов. 2 – е лицо глаголов. | 1 | 18.04. | |||
146. | 3. | Изменение глаголов по временам. | 1 | 21.04. | |||
147. | 4. | Упражнение в написании глаголов по временам. | 1 | 22.04. | |||
148. | 5. | Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | 23.04. | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | ||
Род глаголов в прошедшем времени. ( 2 часа ) | |||||||
149. | 1. | Работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 24.04. | Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарём. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). | ||
150. | 2. | Родовые окончания глаголов ( - а, - о). | 1 | 25.04. | |||
Правописание частицы не с глаголами. ( 2 часа ) | |||||||
151. | 1. | Правописание частицы не с глаголами. | 1 | 28.04. | Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. | ||
152. | 2. | Раздельное написание частицы не с глаголами. | 1 | 29.04. | |||
Обобщение знаний о глаголе. ( 4 часа ) | |||||||
153. | 1. | Закрепление знаний о глаголе. | 1 | 30.04. | Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Писать диктант и проверять написанное. | ||
154. | 2. | Разбор предложения по членам. | 1 | 01.05. | |||
155. | 3. | Контрольный диктант по теме: «Глагол». | 1 | 02.05. | |||
156. | 4. | Работа над ошибками. Морфологический разбор глагола. | 1 | 05.05. | |||
Повторение. ( 14 часов ) | |||||||
Части речи. Предложение. ( 4 часа ) | |||||||
157. | 1. | Обобщение и систематизация изученного о частях речи. | 1 | 06.05. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. | ||
158. | 2. | Части речи. | 1 | 07.05. | |||
159. | 3. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 08.05. | |||
160. | 4. | Обобщение изученного о слове, предложении. | 1 | 09.05. | |||
Закрепление изученного материала. ( 10 часов ) | |||||||
161. | 1. | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | 12.05. | Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. | ||
162. | 2. | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 13.05. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. | ||
163. | 3. | Правописание безударных гласных. | 1 | 14.05. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. | ||
164. | 4. | Правописание значимых частей слов. | 1 | 15.05. | |||
165. | 5. | Итоговый контрольный диктант. | 1 | 16.05. | Писать диктант и проверять написанное. Оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм. | ||
166. | 6. | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | 1 | 19.05. | |||
167. | 7. | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 | 20.05 | |||
168. | 8. | Тест. | 1 | 21.05. | Оценивать результаты выполненного задания. | ||
169. | 9. | Развитие речи. Сочинение на тему: «Почему я жду летних каникул». | 1 | 22.05. | |||
170. | 10. | КВН «Знатоки русского языка». | 1 | 23.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России". 4 кл. по учебнику В.П.Канакиной
Рабочая программа по русскому языку 4 класс...

Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1- 4 класс»
Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по русскому язык...

Программа по русскому языку УМК "Школа России" автор Рамзаева Т.Г. «Русский язык. 1- 4 класс»
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...

Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России") В.П.Канакина
Рабочая программа по русскому языку (УМК "Школа России") В.П.Канакина...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку (УМК «Школа России» Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий)
Планирование...

Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский).
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа России" и по родному языку ( русский) для начальной школы в соответсивии с ФГОС....