Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-; самоанализ урока, разноуровневые задания
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Учебный материал учащиеся усваивают через разные виды учебно-познавательной деятельности. Коллективный способ обучения в сочетании с методом фронтальной беседы был использован с целью обобщения знаний по изученной теме и построения опорной схемы, а также с целью введения дифференцированного подхода в обучении, способствующего совершенствованию умения правильного написания слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- | 40 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 22.5 КБ |
urovnevye_zadaniya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»
Цель урока:
- способствовать усвоению знаний учащихся по теме «Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-»;
- создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти
обучающихся;
- формировать способность сопереживать, сочувствовать товарищам,
ответственно относиться к дружбе.
Средства обучения: карточки-задания, опорная схема, листы с уровневыми заданиями.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель начинает урок со слов:
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестим же шпаги наших мнений –
И вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
I . Актуализация знаний и умений.
- Откройте тетради, проверьте посадку, запишите число, классная работа.
- Сделайте на полях пометку виде рисунка и покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
- С каким разделом лингвистики мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?
- С какими орфографическими правилами вы познакомились в этом учебном году?
- На доске написаны слова, прочитайте их вслух: пр.дорожная, пр.града, пр.ображает, пр.поднять..
- Запишите слова в порядке увеличения в них орфограмм. Выделите в словах орфограммы, объясните их написание.
- Определите, какая орфограмма имеется в каждом слове и сформулируйте тему сегодняшнего урока (запись темы: «Гласные в приставках ПРИ-, ПРЕ-).
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
II Формулирование темы и цели урока.
Д. 1) Закрепить …..
2) Совершенствовать…
- А как мы будем стремиться реализовывать эту цель? Как будем работать в коллективе? ( усердно, добросовестно, поддерживать и помогать друг другу).
- Оглянитесь вокруг и найдите слова, которые помогут нам составить схему-опору, позволяющую ответить на вопрос: «Когда пишется приставка ПРЕ-, а когда пишется приставка ПРИ - ?»
Д. ПРИ- или ПРЕ-?
Присоединение сходно со значением слова ОЧЕНЬ
Приближение
Близость к чему-либо
сходно со значением приставки
ПЕРЕ-
- Сегодня вы будете работать и коллективно, и в паре, и индивидуально, а результаты работы заносить в оценочные листы.
III. Применение знаний в учебной деятельности
- Опираясь на схему, расскажите правило о правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.
- Вернёмся к словам, с которыми вы работали в орфографической пятиминутке, в какие графы нашей схемы вы записали бы их, почему?
- Пользуясь этими знаниями, выполните цифровой диктант: если в слове пишется ПРИ- ставьте 1, если ПРЕ- - 2.
Приуралье, приземлиться, презанятный, прекрасный, прибить, прерывать, приглушил, преодолеть, преклоняться, прикоснуться.
Овеет: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1.
- Возьмите в руки ручки с зелёной пастой, проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки в оценочные листы.
Нет ошибок - «5» 2 ош.- «3»
1 ош. – «4» 3 ош. – «2»
Физминутка
- Вы прекрасно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнём. Руками прихлопнем, ногами притопнем, приподнимемся на цыпочках, дух переведём, присядем и приостановленную работу снова начнём.
- У вас на столе карточки с упражнением, его вы должны будете выполнить в парах. Обратите внимание на картинку. Переместитесь по классу, найдите пару и выполните упражнение простым карандашом на карточке. Правильность выполнения задания проверьте по ключу и внесите оценку в оценочный лист друг другу. Затем возвращайтесь на своё место.
Упражнение 1 (работа в парах)
К двум словосочетаниям каждой строчки добавьте одно словосочетание с такой же гласной в приставке, как в первых словах (см. материал для справок).
- Пр.брежный песок, пр. уральское растение, …………;
- Пр.рвал изложение, пр.градил дорогу,………………...;
- Пр.мчаться на автомобиле, пр.лететь на самолёте, ……….;
- Пр.спустить знамёна, пр.поднять занавес, ……………..;
- Пр.милый человек, пр.великий мастер, ………………….
Справка: пр.гнул стволы, пр.амурский край, пр.расти к земле, ,пр.интересное приключение, пр.взойти норму.
-Продолжаем отрабатывать умения в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
На столе у вас есть листы с заданиями. Выберите одно упражнение по силам и выполните его. После выполнения задания, проверьте его по ключу, оцените свою работу в оценочных листах.
Уровневые упражнения
«3» Запишите слова в три столбика, объединив их по значению приставки ПРИ-: 1)приближение, присоединение; 2) расположение вблизи; 3) неполнота действия.
Приуралье, приземлиться, прибить, пристроить, пришвартовать (судно), прилив, приморский, приглушил, присоединение, припаять, приподнять, прирасти, прикоснуться, пригореть, приободрить, приложение.
«4» Составьте словосочетания, подбирая к словам из первой группы зависимые слова из второй. Обозначьте в глаголах приставки.
- Пр.взойти, пр.высить, пр.клоняться, пр.уменьшить, пр.успевать.
- Норму выработки, свою вину, все рекорды, в учёбе, перед мужеством.
«5» Подберите к каждому глаголу подходящие по смыслу слова ( из заключённых в скобки) и запишите словосочетания. Объясните различия в написании приставок.
Пр.бывать – пр.бывать (поездом, в Москве); пр.дать – пр.дать (значение, товарищей); пр.ступить – пр.ступить (закон, к учению); пр.зирать – пр.зирать (сироту, предателя); пр.клонить – пр.клониться (голову, перед талантом).
- На столе у вас карточка, где записано слово с пропущенной орфограммой, приклейте слово в опорную схему под соответствующим значением.
- Какое правило мы с вами повторили на уроке?
- Покажите «шкалой», насколько сегодня
-вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;
-разобрались с темой;
- умеете применять свои знания.
Д/З
«3» - упр. – 157, с. 70, п.32;
«4» - упр. – 163, с.72, п. 32;
«5» - упр. – 165, с. 73, п. 32.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока.
Урок по теме «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» - завершающий. Это одна из трудных тем в разделе «Словообразование. Орфография». В процессе изучения темы, учащиеся усваивают, что кроме изменяемых, традиционных приставок, есть приставки ПРЕ- и ПРИ-, написание которых зависит от значения.
Учебный материал учащиеся усваивают через разные виды учебно-познавательной деятельности. Коллективный способ обучения в сочетании с методом фронтальной беседы был использован с целью обобщения знаний по изученной теме и построения опорной схемы, а также с целью введения дифференцированного подхода в обучении, способствующего совершенствованию умения правильного написания слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Работа в парах была организована не только с целью обобщения изученных знаний и применения их в практической деятельности, но и с целью формирования коммуникативных качеств личности: сотрудничества, умения выслушивать собеседника и высказывать свою точку зрения.
Все упражнения и средства обучения: опорная схема, дифференцированные задания, ключи для самоконтроля были использованы для совершенствования орфографических навыков.
Все этапы урока логически взаимосвязаны и плавно переходят из одного в другой.
В течение урока учащиеся могли свободно передвигаться по классу, что помогало снять напряжение, дать учащимся отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение и улучшить усвоение материала.
Выше перечисленные формы работы способствовали более эффективному закреплению материала. Контроль за усвоением материала осуществлялся в форме самопроверки.
На рефлексивно-оценочном этапе учащиеся с помощью «Шкалы успеха» показали степень усвоения знаний и эмоциональную удовлетворённость.
Предварительный просмотр:
Упражнение 1 (работа в парах) Ключ для самопроверки
К двум словосочетаниям каждой строчки добавьте одно словосочетание с такой же гласной в приставке, как в первых словах (см. материал для справок).
- Прибрежный песок, при уральское растение, приамурский край ;
- Прервал изложение, преградил дорогу, превзойти норму;
- Примчаться на автомобиле, прилететь на самолёте, прирасти к земле;
- Приспустить знамёна, приподнять занавес, пригнул стволы;
- Премилый человек, превеликий мастер, преинтересное приключение.
Справка: пр.гнул стволы, пр.амурский край, пр.расти к земле, ,пр.интересное приключение, пр.взойти норму.
Упражнение 1 (работа в парах) Ключ для самопроверки
К двум словосочетаниям каждой строчки добавьте одно словосочетание с такой же гласной в приставке, как в первых словах (см. материал для справок).
- Прибрежный песок, при уральское растение, приамурский край ;
- Прервал изложение, преградил дорогу, превзойти норму;
- Примчаться на автомобиле, прилететь на самолёте, прирасти к земле;
- Приспустить знамёна, приподнять занавес, пригнул стволы;
- Премилый человек, превеликий мастер, преинтересное приключение.
Справка: пр.гнул стволы, пр.амурский край, пр.расти к земле, ,пр.интересное приключение, пр.взойти норму.
Уровневые упражнения Ключ для самопроверки
«3» Запишите слова в три столбика, объединив их по значению приставки ПРИ-: 1)приближение, присоединение; 2) расположение вблизи; 3) неполнота действия.
- Приземлиться, прибить, пристроить, пришвартовать (судно), прилив, присоединение, припаять, прирасти, приложение;
- приуралье, приморский;
- приглушил, приподнять, прикоснуться, пригореть, приободрить.
------------------------------------------------------------------------------------------------
«4» Составьте словосочетания, подбирая к словам из первой группы зависимые слова из второй. Обозначьте в глаголах приставки.
Превзойти все рекорды, превысить норму выработки, преклоняться перед мужеством, преуспевать в учёбе, преуменьшить свою вину.
--------------------------------------------------------------------------------------------
«5» Подберите к каждому глаголу подходящие по смыслу слова ( из заключённых в скобки) и запишите словосочетания. Объясните различия в написании приставок..
Прибывать поездом (приближаться), пребывать в Москве (находиться);
придать значение, предать товарища (выдать); приступиь к учению, преступить закон (переступить); призирать сироту (приютить), презирать предателя (не уважать); приклонить голову, преклониться перед талантом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разноуровневый интерактивный тест по русскому языку "Правописание парных согласных в корне", конспект урока 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-21770-20...
Проектирование урока и разноуровневых заданий
В материале подобраны вспомогательные таблицы по конструированию уроков разных типов и рекомендации по составлению заданий....
Разноуровневые задания по русскому языку для учащихся 3 класса по программе «Школа 2100» по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении темы «Правописание слов с безударными гласными в корн...
Статья: "Использование на уроках математике разноуровневых заданий, как средство организации дифференцированного обучения в начальной школе".
Одной из главных задач при обучении детей в младшем школьном возрасте является формирование умения анализировать...
Сборник разноуровневых заданий для уроков русского языка в 3 классе как средство развития орфографической грамотности обучающихся
В данном сборнике представлены разноуровневые задания направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса. Данный сборник адресован педагогам образовательного учреждения, а так ж...
Разноуровневые задания на уроках математики
Примерная классификация разноуровневых заданий. Примеры.Разноуровневые задания предполагают:дифференциацию содержания учебных заданий:- по уровню творчества;- по уровню трудности;- по объёму;использов...
Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.
В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....