Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-; самоанализ урока, разноуровневые задания
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Высоцкая Татьяна Викторовна

Учебный материал учащиеся усваивают через разные виды учебно-познавательной деятельности. Коллективный способ обучения в сочетании с методом фронтальной беседы был использован с целью обобщения знаний по изученной теме и построения опорной схемы, а также с целью введения дифференцированного подхода в обучении, способствующего совершенствованию умения правильного написания слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Тема: «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-»

Цель урока:

       - способствовать усвоению знаний учащихся по теме «Гласные в приставках ПРИ- и ПРЕ-»;

      - создать условия для развития логического мышления, внимания, памяти                

        обучающихся;

      -  формировать способность сопереживать, сочувствовать товарищам,

         ответственно относиться к дружбе.

Средства обучения: карточки-задания, опорная схема, листы с уровневыми заданиями.

                                   Ход урока

Организационный момент.

Учитель начинает урок со слов:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений –

И вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

                               I .   Актуализация знаний и умений.

- Откройте тетради, проверьте посадку, запишите число, классная работа.

- Сделайте на полях пометку виде рисунка и покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

- С каким разделом лингвистики мы с вами работаем на протяжении нескольких уроков?

- С какими орфографическими правилами вы познакомились в этом учебном году?

- На доске написаны слова, прочитайте их вслух: пр.дорожная, пр.града, пр.ображает, пр.поднять..

- Запишите слова в порядке увеличения в них орфограмм. Выделите в словах орфограммы, объясните их написание.

- Определите, какая орфограмма имеется в каждом слове и сформулируйте тему сегодняшнего урока (запись темы: «Гласные в приставках  ПРИ-, ПРЕ-).

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.  Используйте опорные слова на доске.

                                II Формулирование темы и цели урока.

Д. 1) Закрепить …..

    2) Совершенствовать…

- А как мы будем стремиться реализовывать эту цель? Как будем работать в коллективе? ( усердно, добросовестно, поддерживать и помогать друг другу).

- Оглянитесь вокруг и найдите слова, которые помогут нам составить схему-опору, позволяющую ответить на вопрос: «Когда пишется приставка ПРЕ-,  а когда пишется приставка ПРИ - ?»

 

 Д.                          ПРИ- или ПРЕ-?

                           

Присоединение                                        сходно со значением слова ОЧЕНЬ

Приближение

Близость к чему-либо                            

                                                                    сходно со значением приставки

                                                                                       ПЕРЕ-

- Сегодня вы будете работать и коллективно, и в паре, и индивидуально, а результаты работы заносить в оценочные листы.

                                   III. Применение знаний в учебной деятельности

- Опираясь на схему, расскажите правило о правописании гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ-.

- Вернёмся к словам, с которыми вы работали в орфографической пятиминутке, в какие графы нашей схемы вы записали бы их, почему?

- Пользуясь этими знаниями, выполните цифровой диктант: если в слове пишется ПРИ- ставьте 1, если ПРЕ- - 2.

Приуралье, приземлиться, презанятный, прекрасный, прибить, прерывать, приглушил, преодолеть, преклоняться, прикоснуться.

Овеет: 1, 1, 2, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 1.

- Возьмите в руки ручки с зелёной пастой, проверьте правильность выполнения задания и поставьте оценки в оценочные листы.

Нет ошибок - «5»      2 ош.- «3»

1 ош. – «4»                3 ош. – «2»

Физминутка

- Вы прекрасно потрудились. Сейчас давайте привстанем и немного отдохнём. Руками прихлопнем, ногами притопнем, приподнимемся  на цыпочках, дух переведём, присядем и приостановленную работу снова начнём.

- У вас на столе карточки с упражнением, его вы должны будете выполнить в парах.  Обратите внимание на картинку. Переместитесь по классу, найдите пару и выполните упражнение простым карандашом на карточке. Правильность выполнения задания проверьте по ключу и внесите оценку в оценочный лист друг другу. Затем возвращайтесь на своё место.

                                Упражнение 1 (работа в парах)

К двум словосочетаниям каждой строчки добавьте одно словосочетание с такой же гласной в приставке, как в первых словах (см. материал для справок).

  1. Пр.брежный песок, пр. уральское растение, …………;
  2. Пр.рвал изложение, пр.градил дорогу,………………...;
  3. Пр.мчаться на автомобиле, пр.лететь на самолёте, ……….;
  4. Пр.спустить знамёна, пр.поднять занавес, ……………..;
  5. Пр.милый человек, пр.великий мастер, ………………….

Справка: пр.гнул стволы, пр.амурский край, пр.расти к земле, ,пр.интересное  приключение, пр.взойти норму.

-Продолжаем отрабатывать умения в написании слов с приставками ПРЕ- и ПРИ-.

На столе у вас есть листы с заданиями. Выберите одно упражнение по силам и выполните его. После выполнения задания, проверьте его по ключу, оцените свою работу в оценочных листах.

                         Уровневые упражнения

«3»   Запишите слова в три столбика, объединив их по значению приставки ПРИ-: 1)приближение, присоединение; 2) расположение вблизи; 3) неполнота действия.

Приуралье, приземлиться, прибить, пристроить, пришвартовать (судно), прилив, приморский, приглушил, присоединение, припаять, приподнять, прирасти, прикоснуться, пригореть, приободрить, приложение.

«4» Составьте словосочетания, подбирая к словам из первой группы зависимые слова из второй. Обозначьте в глаголах приставки.

  1. Пр.взойти, пр.высить, пр.клоняться, пр.уменьшить, пр.успевать.
  2. Норму выработки, свою вину, все рекорды, в учёбе, перед мужеством.

«5» Подберите к каждому глаголу подходящие по смыслу слова ( из заключённых в скобки) и запишите словосочетания. Объясните различия в написании приставок.

Пр.бывать – пр.бывать (поездом, в Москве); пр.дать – пр.дать (значение, товарищей); пр.ступить – пр.ступить (закон, к учению); пр.зирать – пр.зирать (сироту, предателя); пр.клонить – пр.клониться (голову, перед талантом).

- На столе у вас карточка, где записано слово с пропущенной орфограммой, приклейте слово в опорную схему под соответствующим значением.

- Какое правило мы с вами повторили на уроке?

- Покажите «шкалой», насколько сегодня

-вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

-разобрались с темой;

- умеете применять свои знания.

Д/З

«3» - упр. – 157, с. 70, п.32;

«4» - упр. – 163, с.72, п. 32;

«5» - упр. – 165, с. 73, п. 32.



Предварительный просмотр:

                                       Самоанализ урока.

Урок по теме «Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-» - завершающий. Это одна из трудных тем в разделе «Словообразование. Орфография». В процессе изучения темы, учащиеся усваивают, что кроме изменяемых, традиционных приставок, есть приставки ПРЕ- и ПРИ-, написание которых зависит от значения.

Учебный материал учащиеся усваивают через разные виды учебно-познавательной деятельности. Коллективный способ обучения в сочетании с методом фронтальной беседы был использован с целью обобщения знаний по изученной теме и построения опорной схемы, а также с целью введения дифференцированного подхода в обучении, способствующего совершенствованию умения правильного написания слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-. Работа в парах была организована не только с целью обобщения изученных знаний и применения их в практической деятельности, но и с целью формирования коммуникативных качеств личности: сотрудничества, умения выслушивать собеседника и высказывать свою точку зрения.

Все упражнения и средства обучения: опорная схема, дифференцированные задания, ключи для самоконтроля были использованы для совершенствования орфографических навыков.

Все этапы урока логически взаимосвязаны и плавно переходят из одного в другой.

В течение урока учащиеся могли свободно передвигаться по классу, что помогало снять напряжение, дать учащимся отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение и улучшить усвоение материала.

Выше перечисленные формы работы способствовали более эффективному закреплению материала. Контроль за усвоением материала осуществлялся в форме самопроверки.

На рефлексивно-оценочном этапе учащиеся с помощью «Шкалы успеха» показали степень усвоения знаний  и эмоциональную удовлетворённость.



Предварительный просмотр:

Упражнение 1 (работа в парах)                          Ключ для самопроверки

К двум словосочетаниям каждой строчки добавьте одно словосочетание с такой же гласной в приставке, как в первых словах (см. материал для справок).

  1. Прибрежный песок, при уральское растение, приамурский край ;
  2. Прервал изложение, преградил дорогу,  превзойти норму;
  3. Примчаться на автомобиле, прилететь на самолёте, прирасти к земле;
  4. Приспустить знамёна, приподнять занавес, пригнул стволы;
  5. Премилый человек, превеликий мастер, преинтересное приключение.

Справка: пр.гнул стволы, пр.амурский край, пр.расти к земле, ,пр.интересное  приключение, пр.взойти норму.

Упражнение 1 (работа в парах)                          Ключ для самопроверки

К двум словосочетаниям каждой строчки добавьте одно словосочетание с такой же гласной в приставке, как в первых словах (см. материал для справок).

  1. Прибрежный песок, при уральское растение, приамурский край ;
  2. Прервал изложение, преградил дорогу,  превзойти норму;
  3. Примчаться на автомобиле, прилететь на самолёте, прирасти к земле;
  4. Приспустить знамёна, приподнять занавес, пригнул стволы;
  5. Премилый человек, превеликий мастер, преинтересное приключение.

Справка: пр.гнул стволы, пр.амурский край, пр.расти к земле, ,пр.интересное  приключение, пр.взойти норму.

Уровневые упражнения                               Ключ для самопроверки

«3»   Запишите слова в три столбика, объединив их по значению приставки ПРИ-: 1)приближение, присоединение; 2) расположение вблизи; 3) неполнота действия.

  1. Приземлиться, прибить, пристроить, пришвартовать (судно), прилив, присоединение, припаять, прирасти, приложение;
  2. приуралье, приморский;
  3. приглушил, приподнять, прикоснуться, пригореть, приободрить.

------------------------------------------------------------------------------------------------

«4» Составьте словосочетания, подбирая к словам из первой группы зависимые слова из второй. Обозначьте в глаголах приставки.

Превзойти  все рекорды,  превысить  норму выработки, преклоняться перед мужеством, преуспевать в учёбе, преуменьшить свою вину.

--------------------------------------------------------------------------------------------

«5» Подберите к каждому глаголу подходящие по смыслу слова ( из заключённых в скобки) и запишите словосочетания. Объясните различия в написании приставок..

Прибывать поездом (приближаться), пребывать в Москве (находиться);

придать значение, предать товарища (выдать); приступиь к учению, преступить закон (переступить); призирать сироту (приютить), презирать предателя (не уважать); приклонить голову, преклониться перед талантом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока и разноуровневых заданий

В материале подобраны вспомогательные таблицы по конструированию уроков разных типов и рекомендации по составлению заданий....

Разноуровневые задания по русскому языку для учащихся 3 класса по программе «Школа 2100» по теме: «Правописание слов с безударными гласными в корне»

Материал представлен в виде индивидуальных раздаточных карточек, которые можно использовать в качестве самостоятельной работы при повторении темы «Правописание слов с безударными гласными в корн...

Статья: "Использование на уроках математике разноуровневых заданий, как средство организации дифференцированного обучения в начальной школе".

Одной  из  главных  задач  при  обучении  детей  в  младшем  школьном  возрасте  является  формирование  умения  анализировать...

Сборник разноуровневых заданий для уроков русского языка в 3 классе как средство развития орфографической грамотности обучающихся

В данном сборнике представлены разноуровневые задания направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса. Данный сборник адресован педагогам образовательного учреждения, а так ж...

Разноуровневые задания на уроках математики

Примерная классификация разноуровневых заданий. Примеры.Разноуровневые задания предполагают:дифференциацию содержания учебных заданий:- по уровню творчества;- по уровню трудности;- по объёму;использов...

Разработка урока окружающего мира "Пищеварительная система человека" (технологическая карта, понятийная гроздь по теме, дидактические карточки с разноуровневыми заданиями.

В данной разработке представлены технологическая карта урока, понятийная "гроздь" по теме и дидактические карточки с разноуровневыми заданиями....