Статья: "Использование на уроках математике разноуровневых заданий, как средство организации дифференцированного обучения в начальной школе".
статья по математике (3 класс) на тему
Одной из главных задач при обучении детей в младшем школьном возрасте является формирование умения анализировать изучаемый текст, понимать тот смысл, который вкладывал в него автор. Наилучшим тренажёром для этого являются математические текстовые задачи, содержащие, кроме математической сути, познавательный материал. Ни в каком другом задании не проступают так рельефно и однозначно все погрешности в понимании смысла текста, как в решении задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование на уроках математике разноуровневых заданий как средство организации дифференцированного обучения в начальной школе.
Одной из главных задач при обучении детей в младшем школьном возрасте является формирование умения анализировать изучаемый текст, понимать тот смысл, который вкладывал в него автор. Наилучшим тренажёром для этого являются математические текстовые задачи, содержащие, кроме математической сути, познавательный материал. Ни в каком другом задании не проступают так рельефно и однозначно все погрешности в понимании смысла текста, как в решении задач.
Данный материал содержит задачи разного уровня трудности к основным темам программы по математике. Задачи, оказавшиеся недоступными данному конкретному классу на соответствующем этапе обучения, могут быть использованы на следующих этапах.
Основные позиции при обучении решению задач: каждая работа завершается самопроверкой; при проверке работы учителем неисправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания или всей работы указывается их общее количество. Работа возвращается ученику для самостоятельного поиска и исправления ошибок. Результаты такой самопроверки служат показателем уровня сформированности самоконтроля, который оценивается по четырёхуровневой шкале:
4 уровень - в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки( при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);
3 уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной(например, ученик допустил 5 ошибок, а после исправления ошибок осталось 2);
2 уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился (например, ученик допустил 3 ошибки и ни одна не была найдена и исправлена или после неверных исправлений их количество не изменилось);
1 уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился (например, было допущено 3 ошибки, но в результате неверных исправлений их стало5).
Результаты проверки работ фиксируются в специальном журнале - тетради, разворот которого может выглядеть так:
№ П.п. | Ф.И. | Даты проведения работ: | |||||||
1. | Аллае Тимур | ||||||||
2. | Бареев Марат | ||||||||
3. | Волков Кирилл | ||||||||
4. | Василенко Елизавета | ||||||||
5. | Васькина Злата |
Для получения наглядной и легко читаемой картины использую обозначение уровней разными цветами. В приведённом примере заполнения строки таблицы использованы следующие обозначения:
4 уровень - красный,3 уровень - зелёный, 2 уровень - желтый, 1 уровень- синий.
Особенности построения работ.
Каждая работа включает не меньше 3 заданий разного уровня:
* первое задание отражает общие требования к использованию знаний, умений и навыков на репродуктивном уровне, задачи аналогичные тем, которые выполняются на уроках.
*второе задание позволяет установить возможность использование знаний и умений в условиях , требующих сочетания репродуктивного уровня с элементами продуктивной деятельности, т.е. имеющие незначительные отличия от привычных , требующие нестандартного использования знаний.
*третье задание устанавливает способность ученика использовать знания в условиях, когда основной становится продуктивная, творческая деятельность, т.е. значительно отличается от привычной учебной ситуации (используются задания , требующие использования знаний в совершенно новой, непривычной ситуации).
Виды помощи при решении разноуровневых задач:
1.Образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения задачи) и оформления.
2.Справочные материалы: памятки, инструкции, теоретическая справка в виде правила, формулы, таблицы единиц длины, массы и т. п.( например, памятка для решения задач. В таблицах, как правило, отражаются величины, которые связаны зависимостью один –количество – всего, поэтому обязательно три столбца и рядом с каждой строкой – пояснительное слово.)
3.Наглядные опоры, иллюстрации, модель( например, схема, чертёж выполняются в тетради. Схема на отрезке( на отрезках) отражается соотношение чисел (данных) и неважно, сколько клеточек начерчено, главное, чтобы было видно, где больше, где меньше. На схеме всегда отмечаются части и целое. Чертёж всегда делается с соблюдением масштаба и по линейке).
4.Вспомогательные (наводящие) вопросы. Прямые или косвенные указания по выполнению задания.
5.План решения задачи (например, составление логических схем (от вопроса к данным или от данных к вопросам)) .
6.Начало решения или частично выполненное решение (например, при работе со слабой группой).
Приложение.
Примерные виды работ:
Винни-Пух и Пятачок зашли в гости к Кролику на 5 минут. Кролик в качестве угощения сделал 15 бутербродов с мёдом и 13 бутербродов со сгущёнкой. Сколько бутербродов съел Винни-Пух, если через 2 часа у Кролика осталось 9 бутербродов и Пятачок, при этом не попробовал ни одного бутерброда?
Карточка№1.
Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно, что нужно узнать. Реши задачу. |
Карточка№2.
В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи. |
Карточка№3.
Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи: Сделал - ? 15 б. и 13 б. Съел - ? Осталось – 9 б. |
Карточка№4.
Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов сделал Кролик и сколько из них съел Винни-Пух? |
Карточка№5.
Воспользуйся схемой решения задачи:
|
№1.
Уровень 1. | Уровень 2. | Уровень 3. |
На столе лежало 3 апельсина и 2 лимона. Сколько всего фруктов лежало на столе? | Мама порезала в чай 1 лимон. Сколько фруктов осталось лежать на столе? | Поставь другие вопросы к данному условию задачи. |
№2.
Уровень 1. | Уровень 2. | Уровень 3. |
Белочка развесила на дереве 30 белых грибов и 6 моховиков. Сколько всего грибов развесила белочка на дереве? | Поставь вопрос задачи так, чтобы задача решалась действием вычитания. | Измени условие задачи, чтобы она решалась выражением: 30+ (30+6) |
№3.
Уровень 1. | Уровень 2. | Уровень 3. |
Масса курицы 4 кг, а индюка в 3 раза больше. Сколько весят курица и индюк вместе? | Поясни выражения: (4∙3) -4 12 - 4 | Сколько витаминизированного корма надо этим птицам, если на 1 кг веса птицы в месяц дают 2 кг корма? |
№4.
Уровень 1. | Уровень 2. | Уровень 3. |
Каток ледового дворца имеет форму прямоугольника, длина которого 60м, а ширина в 2 раза меньше. Найти площадь катка. | Пятая часть катка залита цветным льдом для разметок. Какая площадь катка залита цветным льдом? | Поясни выражение: (60∙ 60:2) - (60 ∙ 60: 2:5) |
Выбери текст, который является задачей, и реши её:
Задание 1.
а) У Хрюши 3 машинки, а у Степашки 5 машинок. Сколько машинок у них вместе?
б) У Хрюши 3 машины, а у Степашки 5 машинок. Вместе у них 8 машинок.
в) У Хрюши и Степашки 8 игрушек. Сколько игрушек у Степашки?
Задание 2.
а) На тарелке лежало 5 яблок. Дети съели 2 яблока, а 3 яблока оставили.
б) На школьном дворе посадили 5 берёз и 2 клёна. Сколько посадили деревьев?
Другой текст измени так, чтобы получилась задача. Реши получившуюся задачу.
Задание 3.
Среди текстов, найди задачу. Синим карандашом подчеркни её условие, а зелёным вопрос.
С огорода принесли 8 кг огурцов, а помидоров на 3 кг больше. Сколько овощей собрали с огорода?
Ира купила 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Сколько тетрадей в линейку она купила?
Когда в посёлке построили четыре дома, осталось построить ещё пять домов. Сколько всего домов должны были построить в посёлке?
Задание 4.
Измени текст так, чтобы получилась задача.
В автобусе ехали пассажиры. На остановке вошли ещё пассажиры. Сколько пассажиров в автобусе?
Реши задачу.
Попытайся изменить текст так, чтобы получилась другая задача.
Задание 5.
- Поставь к условию такой вопрос, чтобы получилась простая задача. Реши задачу.
С одного дерева собрали 8 кг вишен, а с другого на 4 кг больше.
- Поставь к этому же условию такой вопрос, чтобы задача была составной. Реши задачу.
Задание 6.
Выбери задачу и реши её.
- В одном зале музея 35 картин, а в другом 42 картины. Сколько картин в двух залах?
- В одном зале музея висит 35 картин, а в другом на 7 картин больше. Сколько картин в двух залах?
- В одном зале музея было 35 картин, а в другом на 7 картин больше, чем в первом. Потом из первого зала во второй перевесили 4 картины. Сколько картин стало в каждом зале?
- В одном зале музея висит 35 картин, а в другом на 7 картин больше, чем в первом. Потом из первого зала во второй перевесили 4 картины, а из второго 5 картин унесли на реставрацию. Сколько картин стало в каждом зале?
Подбери к условию вопрос и реши задачу.
Условие | Вопросы |
Костя нашёл 16 белых грибов, подосиновиков на 3 меньше, чем белых, а рыжиков на 4 больше, чем подосиновиков. | 1)Сколько белых грибов нашёл Костя? 2)Сколько рыжиков нашёл Костя? 3)Сколько подосиновиков нашёл Костя? 4)Сколько всего грибов нашёл Костя? 5)Каких грибов и на сколько меньше нашёл Костя – белых или рыжиков? 6)На сколько меньше Костя нашёл подосиновиков, чем белых? |
Условие | Вопросы |
Для украшения класса ученики сделали 9 гирлянд, фонариков в 6 раз больше, чем гирлянд, а флажков на 6 больше, чем фонариков. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.
ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....
Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"
Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"...
Статья "Использование блок-схем и алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе"
При изучении правил правописания глагола и морфологического разбора данной части речи учащиеся испытывают затруднения. Блок-схемы и алгоритмы позволяют систематизировать материал и способствуют лучшем...
Тема самообразования: "Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы"
Самообразование учителя есть - необходимое условие профессиональной деятельности педагога...
Тестирование как средство организации контроля в начальной школе
Тестирование как средство организации контроля в начальной школе...
Методы, формы , средства организации деятельности учащихся начальной школы МБОУ «Баргузинская СОШ»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей....
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся начальной школы
Методы, формы, средства организвции деятельности учащихся начальной школы...