Статья: "Использование на уроках математике разноуровневых заданий, как средство организации дифференцированного обучения в начальной школе".
статья по математике (3 класс) на тему

Фомина Татьяна Павловна

Одной  из  главных  задач  при  обучении  детей  в  младшем  школьном  возрасте  является  формирование  умения  анализировать  изучаемый  текст,  понимать тот  смысл, который  вкладывал  в него  автор. Наилучшим  тренажёром  для  этого являются  математические  текстовые  задачи, содержащие, кроме  математической  сути, познавательный  материал. Ни в  каком  другом  задании не  проступают  так  рельефно  и  однозначно все  погрешности в  понимании смысла текста, как  в решении  задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  на уроках математике разноуровневых  заданий  как средство организации дифференцированного обучения  в начальной школе.

Одной  из  главных  задач  при  обучении  детей  в  младшем  школьном  возрасте  является  формирование  умения  анализировать  изучаемый  текст,  понимать тот  смысл, который  вкладывал  в него  автор. Наилучшим  тренажёром  для  этого являются  математические  текстовые  задачи, содержащие, кроме  математической  сути, познавательный  материал. Ни в  каком  другом  задании не  проступают  так  рельефно  и  однозначно все  погрешности в  понимании смысла текста, как  в решении  задач.

Данный  материал  содержит  задачи  разного уровня  трудности к  основным  темам  программы  по математике. Задачи, оказавшиеся  недоступными данному конкретному  классу  на  соответствующем  этапе  обучения, могут   быть  использованы  на  следующих  этапах.

Основные позиции при  обучении решению  задач: каждая  работа  завершается самопроверкой; при  проверке работы учителем неисправленные учеником ошибки не исправляются и не подчеркиваются, а в конце каждого задания или  всей работы указывается их общее количество. Работа возвращается ученику для самостоятельного поиска и исправления ошибок. Результаты такой самопроверки служат показателем уровня  сформированности  самоконтроля, который оценивается по четырёхуровневой  шкале:

4 уровень - в результате самопроверки исправлены все допущенные ошибки( при этом учитываются и ошибки, исправленные сразу после выполнения работы);

3 уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы улучшен, но часть ошибок осталась неисправленной(например, ученик допустил 5 ошибок, а после исправления ошибок осталось 2);

2 уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы не изменился (например, ученик допустил 3 ошибки и ни одна не была найдена и исправлена или после неверных исправлений их количество не изменилось);

1 уровень - в результате самопроверки уровень выполнения работы ухудшился (например, было допущено 3 ошибки, но в результате неверных исправлений их стало5).

Результаты проверки работ фиксируются в специальном журнале - тетради, разворот которого может выглядеть так:

П.п.

Ф.И.

Даты проведения работ:

1.

Аллае Тимур

2.

Бареев Марат

3.

Волков Кирилл

4.

Василенко Елизавета

5.

Васькина Злата

Для получения наглядной и легко читаемой картины использую обозначение уровней разными цветами. В приведённом примере заполнения строки таблицы использованы следующие обозначения:

4 уровень - красный,3 уровень - зелёный, 2 уровень - желтый, 1 уровень- синий.

Особенности построения работ.

Каждая работа включает не меньше 3 заданий разного уровня:

* первое задание отражает общие требования к использованию знаний, умений и навыков на репродуктивном уровне, задачи аналогичные тем, которые выполняются на уроках.

*второе задание позволяет установить возможность использование знаний и умений в условиях , требующих сочетания репродуктивного уровня с элементами продуктивной деятельности, т.е. имеющие незначительные отличия от привычных , требующие нестандартного использования знаний.

*третье задание устанавливает способность ученика использовать знания в условиях, когда основной становится продуктивная, творческая деятельность, т.е. значительно отличается от привычной учебной ситуации (используются задания , требующие использования знаний в совершенно новой, непривычной ситуации).

Виды помощи при решении разноуровневых задач:

1.Образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения задачи) и оформления.

2.Справочные материалы: памятки, инструкции, теоретическая справка в виде правила, формулы, таблицы единиц длины, массы и т. п.( например, памятка для решения задач. В таблицах, как правило, отражаются величины, которые связаны зависимостью один –количество – всего, поэтому обязательно три столбца и рядом с каждой строкой – пояснительное слово.)

3.Наглядные опоры, иллюстрации, модель( например, схема, чертёж выполняются в тетради. Схема на отрезке( на отрезках) отражается соотношение чисел (данных) и неважно, сколько клеточек начерчено, главное, чтобы было видно, где больше, где меньше. На схеме всегда отмечаются части и целое. Чертёж всегда делается с соблюдением масштаба и по линейке).

4.Вспомогательные (наводящие) вопросы. Прямые или косвенные указания по выполнению задания.

5.План решения задачи (например, составление логических схем (от вопроса к данным или от данных к вопросам)) .

6.Начало решения или частично выполненное решение (например, при работе со слабой группой).

Приложение.

Примерные виды работ:

     Винни-Пух и Пятачок зашли в гости к Кролику на 5 минут. Кролик в качестве угощения сделал 15 бутербродов с мёдом и 13 бутербродов со сгущёнкой. Сколько бутербродов съел Винни-Пух, если через 2 часа у Кролика осталось  9 бутербродов и Пятачок, при этом не попробовал ни одного бутерброда?

       Карточка№1.

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай,

что в задаче известно, что нужно узнать. Реши задачу.

        Карточка№2.

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны

для решения задачи.

        Карточка№3.

Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:

Сделал - ? 15 б. и 13 б.

Съел - ?

Осталось – 9 б.

         Карточка№4.

Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов сделал Кролик и сколько из них съел Винни-Пух?

        Карточка№5.

Воспользуйся схемой решения задачи:

  1. … + … = … (б.) – сделал Кролик;
  2. … - … = … (б.) – съел Винни-Пух.

№1.

Уровень 1.

Уровень 2.

Уровень 3.

На столе лежало 3 апельсина и 2 лимона. Сколько всего фруктов лежало на столе?

Мама порезала в чай 1 лимон. Сколько фруктов осталось лежать на столе?

Поставь другие вопросы к данному условию задачи.

№2.

Уровень 1.

Уровень 2.

Уровень 3.

Белочка развесила на дереве 30 белых грибов  и 6 моховиков. Сколько всего грибов развесила белочка на дереве?

Поставь вопрос задачи так, чтобы задача решалась действием вычитания.

Измени условие задачи, чтобы она решалась выражением:

30+ (30+6)

№3.

Уровень 1.

Уровень 2.

Уровень 3.

Масса курицы 4 кг, а индюка в 3 раза больше. Сколько весят курица и индюк вместе?

Поясни выражения:

(4∙3) -4

12 - 4

Сколько витаминизированного корма надо этим птицам, если на 1 кг веса птицы в месяц дают 2 кг корма?

№4.

Уровень 1.

Уровень 2.

Уровень 3.

Каток ледового дворца имеет форму прямоугольника, длина которого 60м, а ширина в 2 раза меньше. Найти площадь катка.

Пятая часть катка залита цветным льдом для разметок. Какая площадь катка залита цветным льдом?

Поясни выражение:

(60∙ 60:2) - (60 ∙ 60: 2:5)

Выбери текст, который является задачей,  и реши её:

Задание 1.

а) У Хрюши 3 машинки, а у Степашки 5 машинок. Сколько машинок у них вместе?

б) У Хрюши 3 машины, а у Степашки 5 машинок. Вместе у них 8 машинок.

в) У Хрюши и Степашки 8 игрушек. Сколько игрушек у Степашки?

Задание 2.

а) На тарелке лежало 5 яблок. Дети съели 2 яблока, а 3 яблока оставили.

б) На школьном дворе посадили 5 берёз и 2 клёна. Сколько посадили деревьев?

Другой текст измени так, чтобы получилась задача. Реши получившуюся задачу.

Задание 3.

Среди текстов, найди задачу.  Синим  карандашом подчеркни её условие, а зелёным вопрос.

С огорода принесли 8 кг огурцов, а помидоров на 3 кг больше. Сколько овощей собрали с огорода?

Ира купила 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Сколько тетрадей в линейку она купила?

Когда в посёлке построили четыре дома, осталось построить ещё пять домов. Сколько всего домов должны были построить в посёлке?

Задание 4.

Измени текст так, чтобы получилась задача.

В автобусе ехали пассажиры. На остановке вошли ещё пассажиры. Сколько пассажиров в автобусе?

Реши задачу.

Попытайся изменить текст так, чтобы получилась другая задача.

Задание 5.

  1. Поставь к условию такой вопрос, чтобы получилась простая задача. Реши задачу.

С одного дерева собрали 8 кг вишен, а с другого на 4 кг больше.

  1. Поставь к этому же условию такой вопрос, чтобы задача была составной. Реши задачу.

Задание 6.

Выбери задачу и реши её.

  1. В одном зале музея 35 картин, а в другом 42 картины. Сколько картин в двух залах?
  2. В одном зале музея висит 35 картин, а в другом на 7 картин больше. Сколько картин в двух залах?
  3. В одном зале музея было 35 картин, а в другом на 7 картин больше, чем в первом. Потом из первого зала во второй перевесили 4 картины. Сколько картин стало в каждом зале?
  4. В одном зале музея висит 35 картин, а в другом на 7 картин больше, чем  в первом. Потом из первого зала во второй перевесили 4 картины, а из второго 5 картин унесли на реставрацию. Сколько картин стало в каждом зале?

Подбери к условию вопрос и реши задачу.

Условие

Вопросы

Костя нашёл 16 белых грибов, подосиновиков на 3 меньше, чем белых, а рыжиков на 4 больше, чем подосиновиков.

1)Сколько белых грибов нашёл Костя?

2)Сколько рыжиков нашёл Костя?

3)Сколько подосиновиков нашёл Костя?

4)Сколько  всего  грибов нашёл Костя?

5)Каких грибов и  на сколько  меньше нашёл Костя – белых или рыжиков?

6)На сколько меньше Костя нашёл подосиновиков, чем белых?

Условие

Вопросы

Для украшения класса ученики сделали 9 гирлянд, фонариков в 6 раз больше, чем гирлянд, а флажков на 6 больше, чем фонариков.

  1. Сколько гирлянд сделали ученики?
  2. Сколько цепочек сделали ученики?
  3. Сколько фонариков сделали ученики?
  4. Сколько флажков сделали ученики?
  5. Сколько всего украшений сделали ученики?
  6. Каких украшений и на сколько меньше сделали ученики – гирлянд или фонариков?
  7. На сколько меньше сделали фонариков, чем флажков?
  8. На сколько больше сделали флажков, чем гирлянд?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация учебно-познавательной деятельности на урока математики на основе внедрения технологии дифференцированного обучения.

ЧТО ТАКОЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И КАК ПРИМЕНЯТЬ ЕГО В ОБУЧЕНИИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"

Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"...

Статья "Использование блок-схем и алгоритмов при изучении русского языка в начальной школе"

При изучении правил правописания глагола и морфологического разбора данной части речи учащиеся испытывают затруднения. Блок-схемы и алгоритмы позволяют систематизировать материал и способствуют лучшем...

Тема самообразования: "Тестирование как средство организации контроля учащихся начальной школы"

Самообразование учителя есть - необходимое условие профессиональной деятельности педагога...

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе

Тестирование как средство организации контроля в начальной школе...

Методы, формы , средства организации деятельности учащихся начальной школы МБОУ «Баргузинская СОШ»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:В рамках ФГОС я использую активные и интерактивные методы, как более действенные и эффективные, соответствующие возрастным способностям детей....

Методы, формы, средства организации деятельности учащихся начальной школы

Методы, формы, средства организвции деятельности учащихся начальной школы...