Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
План-конспект урока по Русскому языку. 3 класс. «Часть речи – имя существительное». «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 28.42 КБ |
презентация | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет, класс. Русский язык. 3 класс.
Тема «Часть речи – имя существительное»
Программа «Школа России»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Выполнила:
учитель начальных классов
2 квалификационной категории
Голубова Анастасия Валерьевна
2012 г.
Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном.
Задачи:
- Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.
- Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.
- Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.
Структура урока.
- Оргмомент. – 1 мин.
- Мотивационная установка, планирование работы – 1 мин.
- Повторение изученного. Актуализация знаний учащихся. – 7 мин.
- Введение в тему урока. – 3 мин.
- Изучение новой темы. – 15 мин.
- Фронтальная работа с использованием демонстрационных слайдов.
- Закрепление полученных знаний. – 12 мин.
- Работа в группах (первичное закрепление).
- Самостоятельная (дифференцированная) работа по учебнику.
- Подведение итогов урока. Рефлексия. – 3 мин.
- Сообщение домашнего задания, инструктаж. – 2 мин.
Ход урока:
- Оргмомент.
- Приветствие учителя.
б) Эмоциональная мотивация.
- Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
И на парте – все в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
Ножки – вместе,
Спинки – ровно
И к уроку все готово!
в) Ответ дежурного: - отсутствующие;
- степень готовности класса к уроку;
- пожелание дежурного всему классу.
- Ребята, давайте составим план нашего урока: вспомним, с чего начинается урок, что мы делаем сначала, что потом. (ответы детей)
А теперь посмотрим на экран, я тоже составила план урока, давайте сравним, что у нас общего, а что вы забыли назвать.
2. Чистописание. Итак, первый пункт нашего плана работы -
Упражнение для пальцев рук: ? - Слайд №2
Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем одинаковую букву? (эта буква у большинства из нас получается плохо). Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.
3.Словарная работа. След. этап урока по плану. Слайд №3, №4.
На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети показывают сигнальными карточками пропущенную букву. И объясняют орфограмму, подбирают, если нужно проверочные слова. Самопроверка на экране. После проверки дети выписывают те слова, в которых встретились элементы из чистописания, обозначить в них орфограммы.
- Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?
- Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?
- Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)
- Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?
4. Повторение изученного. Актуализация знаний.
- Вы догадались, какая тема нашего урока? (часть речи - имя существительное)
- Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? (с этой частью речи мы уже знакомы)
- А какие еще части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу. Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.
-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет. Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)
- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?) Мы начнем создавать кластер по нашей теме?
Всему название дано – и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно. ( Слайд 5)
5. Изучение новой темы.
1)Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?
- посмотрите на экран (Слайд 6). 1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто? 2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.
- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) - вывод на слайде №7.
2) А теперь я вам прочту стихотворение, которое называется «Привет». Прислала мне тётя Где же привет?
Печенья, Я смотрю с нетерпением,
Конфет, И с чем он?
Варежки, С грибами?
Шарф С капустой?
И горячий привет. С вареньем?
Вот варежки, Наверное, мама
Шарф Привет этот прячет,
И конфеты Чтобы остыл, -
С печеньем… Видно очень горячий.
-Какое существительное у героя стихотворения и почему вызвало такое затруднение? Можно ли увидеть привет, потрогать? Значит, есть существительные конкретные, а есть существительные абстрактные.
3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: (Слайд №8) (кто сможет, приведите по одному своему примеру)
Холодный - …(холод)
Дружный - …(дружба)
Снежный - …(снег)
Добрый - …(доброта)
Радостный - …(радость)
- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).
- А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 5, то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно) (сущ-ые могут называть действие)
- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).
Физкультминутка.
Физкультминутка: Поиграем в игру. Если я называю слово, которое пишется с заглавной буквы, вы приседаете; если я называю имя существительное, которое пишется с маленькой буквы, вы хлопаете в ладоши над головой.
- На физкультминутке мы с вами вспомнили еще одно правило: какие существительные пишутся с большой буквы?
На слайде (№9) написано 12 букв:
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)
- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:
Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)
Имена: Андрей, Иван,
дядя Коля, дед Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
Все фамилии: Петров,
Николаев, Снегирев.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Москва, Рязань,
Тула, Харьков и Казань,
Вашингтон, Париж, Ханой –
Пишут с буквы прописной.
6. Закрепление изученного.
Задание по группам. Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет». Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде №11)
- Гроза, метель, стул, холод, ветер – явления природы.
- Езда, бег, рисование, ковер, ходьба – действия.
- Скука, гром, радость, огорчение, счастье – чувства человека.
4) Задание на слайде №13. Представлена картина, на которой нужно найти как можно больше существительных и записать их в тетрадь с вопросами. Задание дифференцировано: ученики слабого уровня выписывают все найденные предметы, сильные ученики делят существительные на лексические группы. Карточки самопроверки.
5) – Что мы еще знаем о существительном, но сегодня еще не говорили? Как изменяются существительные? Приведите примеры.
-Какой еще морфологический признак мы можем указать?
-Число. (слайд №14)
-Прочитайте слова, что в них общего? Что интересного заметили?
К.РЕНЬЯ – КОРЕНЬ Л.СА – ЛЕС
ДВ.РЫ – ДВОР Р.КА- РЕКИ
З.МА – ЗИМЫ Д.СКА – ДОСКИ
Вывод учащихся: безударную гласную в корне можно проверить, изменив форму множественного числа существительного на форму единственного числа
6) Что еще мы знаем об имени существительном?
Давайте и мы поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)
По команде учителя и под музыку дети выстраиваются у доски.
М.р. ж. р. с.р.
Врач страна печенье
Вагон сестра солнце
Дедушка доброта поле
Поход яблоня облако
Арбуз осина крыло
Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.
- Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … ) (Слайд № 15) Дополняем кластер.
7) Упр. 7. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.
1 –я группа работает с тестом: «Имя существительное»
- Какое слово является именем существительным?
1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.
- Укажите имя существительное женского рода:
1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.
- Укажите имя существительное мужского рода:
1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.
- Укажите имя существительное среднего рода:
1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.
- Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:
1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.
- Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:
- руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.
Итог урока. Рефлексия.
- Обратимся к нашему плану. (Слайд №16) Все пункты плана мы выполнили? Что еще нам осталось сделать?
-Что нового мы узнали на уроке? Посмотрите на получившейся кластер. (Слайд №18)Проще так запомнить все про имя существительное? Этим кластером мы будем пользоваться и на следующем уроке, потому что сегодня мы только начали изучать имя существительное.
- Кто все понял и запомнил о существительном?
- Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?
Домашнее задание.
Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.8.
Кто не усвоил категорию рода и числа – упр.6.
- Вы были сегодня на уроке умелыми, сообразительными, догадливыми, внимательными, прилежными, старательными. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.
Подписи к слайдам:
Выполнила: учитель начальных классов 2 квалификационной категории Голубова Анастасия Валерьевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
2012г.
3 класс
Минуткачистописания
Словарнаяработа
Подготовкак новой теме(что мы уже знаем?)
Изучениеновой темы
Закреплениеизученного
Итогурока
Домашнеезадание
Минуткачистописания
Словарнаяработа
Подготовкак новой теме(что мы уже знаем?)
Изучениеновой темы
Закреплениеизученного
Итогурока
Домашнеезадание
Словарная работа
Б..реза, гор..д, ч..деса, кв..ртира, подл..тели, м..роз, п..года, ж..знь, в..рона, ст..лбы, к..вёр, ..нварь.
е
о
а
о
о
о
у
е
и
о
о
я
КТО? или ЧТО?
Выпиши в два столбика
Кто?
Что?
метель
герой
ветер
почтальон
волк
холод
страус
туча
морж
человек
называют неживыепредметы
называют людей и животных
Холодный – Дружный – Снежный -Радостный - Добрый -
холод
дружба
снег
радость
доброта
И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я
Иван Иванов Иваново Волга Галя Аля
Минуткачистописания
Словарнаяработа
Подготовкак новой теме(что мы уже знаем?)
Изучениеновой темы
Закреплениеизученного
Итогурока
Домашнеезадание
Молодцы!
1. Расскажите какое задание выполняла группа.2. Что вы предприняли для выполнения задания.3. Представьте результат своей работы.4. Оцените работу своей группы.
Проверь себя!1 гр. – стул2 гр. – ковёр3 гр. - гром
Явления природы: что? мороз, ….События: что? праздник, ….Состояние: что? обида, ….
Русский язык
В каждую группу существительных напишите ещё по три слова
единственное числомножественное число
М.Р. Ж.Р. СР.Р.
Минуткачистописания
Словарнаяработа
Подготовкак новой теме(что мы уже знаем?)
Изучениеновой темы
Закреплениеизученного
Итогурока
Домашнеезадание
Что такое имя существительное
?
?
Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет,явление природы, чувства и состояние человека и отвечает на вопросы
КТО?
ЧТО?
или
число
род
мужской
женский
неодушевлённое
одушевлённое
нарицательное
собственное
множественное
единственное
средний
Имя существительное (кто? что?)
Молодцы!
Картинки
http://images.yandex.ru/ http://www.trinitas.ru http://www.e-reading.org.ua http://www.publicdomainpictures.net
http://festival.1september.ru http://www.rusedu.ru/detail_18502.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....