Урок в 4 классе. Тема: "Род имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Данный урок предназначен для учащихся 4-5 классов, с элементами УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 19.94 КБ |
rod_imen_sushchestvitelnykh.pptx | 387.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Род имен существительных»
Цель: обобщение сведений, изученных в начальной школе, и введение нового понятия – существительное общего рода.
Задачи:
1.Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имен существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода имен существительных; научиться правильно, определять род имен существительных; познакомить с существительными общего рода.
2.Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.
3.Воспитывать интерес к предмету, умение работать в паре, коллективно, оценивать себя и своих товарищей.
Ход урока
- Оргмомент (настрой на работу)
Ребята, сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос: Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Наверное, когда у вас все получается, когда все понимаете и запоминаете, то и знания можете применить на практике. Давайте постараемся, чтобы наш урок был светлым и радостным.
- Актуализация знаний.
А. Работа с картиной
Рассмотрите картину, какие предметы на ней изображены?
- К какой части речи мы их отнесем?
Я распределила эти предметы на 3 группы. - Как вы думаете, по какому признаку они распределены?
- Как вы определили род имен существительных?
3. Формулирование темы и целей урока
- Сформулируйте тему урока
- Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Повторить известный материал о роде сущ.; выявить основные способы определения рода сущ.; научиться правильно определять род сущ.)
4. Введение в новою тему
А. Работа по вопросам
Мы должны вспомнить все то, что знаем о роде.
- Сколько родов существует для имени существительного?
- Как определить род им. Сущ.?
- Какие окончания имеют сущ-е м.р, ж.р, с.р.?
Б. Работа с таблицей («знаю», «умею»)
- всегда ли работает эта схема? (Нет. В этом мы убедимся позже)
В. Чтение стих.
- А сейчас послушаем стихотворение о роде и возьмем его за основу.
Род мужской, конечно, мой:
Мой сад, мой брат,
Стул мой.
Женский род, помню я,
То, про что скажу, - моя:
Моя ручка, моя тучка
И тетрадь моя.
Средний род – оно мое:
Мое окно, село мое.
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу:
«Он – мой».
Средний род: «Оно – мое».
Это правило твое.
Г. Распределительный диктант (по вариантам: 1- м.р, 2 – ж.р, 3 – с.р. ) Отработать знания на практике.
Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле, поход, река, башня, ветер, огонь, стул.
- Какое же задание? (определить род, выделить окончания)
Взаимопроверка (обменялись тетрадями, поставили оценки)
- Есть ли ошибки?
- Легко ли определить род сущ.? (памятка)
5. Физминутка
- Я говорю слова, а ваша задача определить их род
М.р. – руки на пояс, вращение туловищем
Ж.р. – поднимите руки вверх, похлопайте в ладоши
С.р. – присядьте.
6. Открытие новых знаний
А. Постановка проблемной ситуации (устно)
На экране: забияка, рева, обжора, работяга, злюка, подлиза, непоседа, егоза, задира, засоня.
- Какое задание нужно выполнить?
- Все ли ясно? (Эти слова называются словами общего рода. Могут стоять и в м.р. и в ж.р.)
- А как же определить, когда данные слова должные стоять в м.р. и ж.р. Для этого проведем исследовательскую работу.
Б. Исследовательская работа (работа с предложениями, в паре)
- Сейчас мы запишем предложения со словами общего рода (задира, непоседа, засоня) и на основе этого проведем исследование.
- Выделите окончания, определите род
- Отчего же зависит род данных слов? Сами по себе это сущ. общего рода, в контексте они приобретают род.(От контекста. Если речь идет о мужском поле – м.р., о женском – ж.р.)
- Вы часто используете в разговорной речи такие слова?
Г. Сценка
- Учащиеся подготовили выступление, чтобы вы лучше запомнили правило сущ. общего рода.
- Какое сущ. общего рода встретилось в сценке?
Сделаем вывод
Д. Создание проблемной ситуации
И это еще не все!
- Посмотрите на таблицу
Мозоль вуаль туфля | Тюль лебедь шампунь | Какао повидло |
- Определите род данных слов
Самопроверка по эталону
- Определить род некоторых им. Существительных действительно сложно. Есть слова, которые нужно запомнить.
7. Первичное закрепление
А. Составьте словосочетания «прил.+ сущ.» со следующими сущ.: лебедь (1 вариант), тюль (2 вариант), шампунь (3 вариант).
Б. Дифференцированное задание
Слабые уч. – карточки
Сильные – игра «Третий лишний»
Задание: отыскать лишнее слово, составить цепочку слов на изученное правило с оставшимися сущ.
1.Молодежь, картофель, путь
2.Неряха, задира, ветчина.
8. Дифференцированное домашнее задание
1группа: – упр. 726
2 группа: - составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.
3 группа: - подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.
9. Самооценивание
10. Рефлексия
- Понравился ли урок?
- Что нового на уроке узнали?
- Кто встретил трудности?
10. Дифференцированное домашнее задание
1группа: – упр. 726
2 группа: - составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.
3 группа: - подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветок луг лес Земля гора Небо облако
Тема: « Род имён существительных»
Цели урока: Повторить известный материал о роде существительных. 2. Выявить основные способы определения рода существительных. 3. Научиться правильно определять род существительных.
«Знаю» Женский род Мужской род Средний род «Умею» Определять род существительных, подставляю слова – помощники: моя, мой, моё. Актуализация знаний.
Мастер, день, государство, любовь, земля, село, конь, поле, поход, река, башня, ветер, огонь, стул. 1 вариант: ж.р. 2 вариант: м.р. 3 вариант: с.р. Распределительный диктант
Определите род данных имён существительных. Он или она? Мой или моя?
Мозоль Вуаль туфля Тюль Лебедь шампунь Какао повидло
Женский род Мозоль вуаль туфля Мужской род Тюль лебедь шампунь Средний род Какао повидло
1 вариант: лебедь 2 вариант: тюль 3 вариант : шампунь «Прилагательное + существительное»
1 группа: - упр. 726 2 группа: - составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию. 3 группа: - подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе. Тема "Род имен существительных."
Конспект урока составлен по УМК Т.Г.Рамзаева, Г.С.Щеголева...
Урок русского языка в 3 классе Тема: «Склонение имен существительных».
обобщение знаний об основных типах склонения имен существительных...
Урок русского языка для 2 класса. Тема: "Род имен существительных"
Конспект урока....
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
Разработки уроков по русскому языку УМК "Школа России" 4 класс . Тема "Склонение имен существительных"
Поурочные разработки русский язык УМК " Школа России" 4 класса. тема " Склонение имён существительных"...
открытый урок по русскому языку в 3 классе .Тема "Склонение имен существительных".На уроке показана групповая работа и работа в парах.
открытый урок по русскому языку в 3 классе по программе перспективная начальная школа Тема "Склонение имен существительных" 1 урок.На уроке показана работа в группе и паре. Урок связан с 70 летием Поб...
Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».
Урок составлен с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....